Профессор МИСИ Дубровский В.Б.

Кода перевалил экватор обучения в ВУЗе, я уже не представлял, как можно не любить ходить на лекции и сдавать зачеты и курсовые, да и прочие экзамены. Конечно нервничал по-прежнему прилично, обидно еще было другое, что весь процесс консультаций и просто нормального общения с преподавателем сводился к тому, что кто быстрее растолкает всех локтями - тот и выиграл. Что за идиотская гонка за скоростью, - думал всегда, в то время.
Девчонки из группы всегда старались так достать профессоров или доцентов, что те уже разогревались под непроходимой тупостью или надеждой на халяву, и когда подходила очередь нормальных вопросов, - отвечали быстро, кратко, не вдаваясь в подробности. Не знаю, может сейчас все изменилось, хотя, сомневаюсь сильно.
Поскольку на лекциях своих любимых предметов сидел не шелохнувшись, стараясь записывать все, даже лирические отступления маститых профессоров, не потому что хотел выслужиться или подлизаться - чушь! Просто уже тогда понимал, что это действительно титаны, айсберги школы советской науки, образования, потом буду вспоминать с честью, что учился у них. Так, впрочем и есть.
Один из предметов, который по настоящему любил был "Строительство ядерных установок". Вел курс лекций у нас, неторопливый, пожилой профессор Виталий Борисович Дубровский, на факультете ПГС им была создана кафедра Строительство ядерных установок, а затем факультет Теплоэнергетического строительства (ТЭС). В 1963 году Дубровский В.Б. защитил кандидатскую, а в 1974 году докторскую диссертации. С 1973 года по 2003 год руководил кафедрой Строительство ядерных установок.
Вот в этот период, нашим экспериментальным группам 1-й и 2-й, на факультете ТЭС, читал Виталий Борисович. Конечно многие забивали, как те ребята, о которых писал раньше в других постах, некоторые сидели и просто слушали. А все почему, потому что сам профессор в начале всего семестра занятий объявил, что можно и не ходить на лекции, если потом просто прочитать учебник. Назывался томик - Строительство атомных электростанций, среди авторов которого был и наш тогдашний декан факультета ТЭС - Павел Александрович Лавданский, были другие видные профессора и научные специалисты и....наш покорный слуга - Дубровский, имя и фамилия которого были первыми, поскольку главным автором был он сам.
Народ общей массой подумал и решил забить, просто потом подготовиться по учебнику.
Мне нравилось слушать лекции профессора, в этом невысоком среднего телосложения человеке, от улыбки которого, по лицу расходились полукруглые лучики-морщинки, как круги по воде, веяло огромными знаниями, не дюжей силой воли. Он не выглядел на свои 70 лет, вещал он в поточной аудитории, где скамейки, как все знают, поднимаются под углом, под самый верх лектория. Без микрофона, ясно и четко, спокойно, никогда не раздражаясь и не повышая голоса. Зарисовывая схемы реакторов, контуров теплоносителей, структуры защиты заданий, всегда пояснял подробно, мне нравилось, что он использовал готовые прозрачные кальки, с нарисованными элементами схем, графиков, оболочек и корпусов АСТ. Никогда не перегружая нас длинными формулами без объяснения оных. Что тут говорить, я неадекватно относился к этому предмету, он был в среди моих любимых, помимо Металлоконструкций, Зданий ядерных установок и ЖБК. Мы еще шутили, что у нас сегодня день китайских провинций СЯУ и ЗЯУ, когда предметы выпадали один за другим.
Дни летели быстро, очень быстро, хотя в то время так не казалось. Месяцы сменяли недели, за окном проносилось задорное бешеное пение птиц весной, трепетание жаркого воздуха летом, разноцветные краски листьев и косые полосы дождя на окнах осенью и хлопковые метели снега зимой.
Когда наступило время экзаменов, у всех по-своему начался мандраж, кто-то из студентов стал чаще появляться а занятиях, кто-то лихорадочно передирать лекции и писать шпоры, а кто-то пропадать в библиотеке и готовиться дополнительно. Вот и я, заранее взяв этот учебник, который описал в начале, читал его дома, а когда приезжал в университет по каким-то другим делам, заходил в библиотеку, чтобы просто посмотреть. Тихая и почти пустынная в начале и середине семестра, она переполнялась студентами в последние недели полторы перед экзаменами. Там уже было не так уютно, как прежде. Любил иногда, в самом начале, когда все еще расслаблены, прийти и спокойно почитать, переписать кое что по учебе, как только преподаватель скажет или посоветует что-то из дополнительного материала. Хорошо, спокойно, никто не отвлекает, отдельные рекреации библиотеки не похожи на гудящие ульи, которые разбередили извне.
Так что не задерживаясь возвращался домой и продолжал готовиться. С удовольствием читая учебник, помимо лекций. Со временем все вопросы были уже пройдены и перепройдены вдоль и поперек, стал выписывать понравившиеся части тем из "кирпичика" книги. Отмечая, что там некоторые вопросы раскрыты очень глубоко и довольно интересно, без перегруженности, доступно.
На самом экзамене мне очень хотелось получить тот билет, в котором не будет ограниченной темы, чтобы просто рассказывать обо всем, что узнал. Так и вышло.
Получив списочек из трех вопросов, сел готовиться в первом ряду. Уходить далеко не хотелось, шпор у меня не было, так что смысла ховаться не видел. Писал на листах А4, взял с собой как обычно три ручки, синюю, красную и зеленую. Так удобнее отрисовывать схемы, делать обозначения и пометки на графиках. Когда пошел отвечать, то положил стопку листочков перед собой (накатал наверно листа четыре). Дубровский молча взглянул на листы, пробежал глазами с одной стороны, перевернул, улыбнулся. Отложил в сторону. Скрепил пальцы рук и ....задал вопрос из другого билета.
Я обрадовался, поскольку там можно было рассказать о разных реакторах и о газовых, о водяных, о газографитовых, на быстрых нейтронах. И меня понесло, рассказывал по лекциям, потом перекинулся на учебник, взял листок чистый и стал рисовать, выделяя и отмечая. Приплел вопросы из других билетов, как и всегда, когда знал материал на зубок (не хвастаюсь, просто так и было, потому что любил учиться, это было странно легко для меня тогда), не мог ограничиться одни материалом, тем более, что так и есть. все же пересекается.
Виталий Борисович лукаво улыбался, не говоря ни слова, смотрел на мое объяснение. Потом мягко положил мне ладонь на плечо, останавливая.
- Я бы мог задать вам любой вопрос из курса, но вижу, что в этом нет необходимости, поскольку свой учебник знаю очень хорошо. Понимаю, что вам хотелось бы рассказать мне еще, но видите - он провел рукой, словно показывая зал - еще много студентов, которым нужно уделить внимание. Так что вы можете идти. Отлично.
Пока он писал в зачетке, я немного даже расстроился, потому что не успел рассказать еще, как мне казалось важное. Это как машина, которая разогналась, и тормозит, скользя по трассе.
Поблагодарил его и вышел, тут же атакованный вопросами однокурсников, ждущих своей очереди с тетрадками в одной руке и комплектом широко раскрытых глаз. - Ну что сыпет? как у него настроение? что спрашивал? сильно гонял? а дополнительные были?...
После экзамена я никогда сразу не уходил домой, оставаясь и помогая остальным. Мне нравилась эта атмосфера, когда все было раскалено добела, натянуто так, словно тонкие струны. Это было славное время, как пишут и говорят везде, теперь это понимаю.

Виталия Борисовича Дубровского не стало 8 июня 2014г. Хоть и не работаю по прямой специальности, но я горжусь тем, что знал его и был его учеником. (с)