Последняя дуэль

В 2021 году на экраны вышел фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль». Фильм основан на реальных событиях 14 века, история, показанная с трёх различных сторон её основных участников. Поклонники «Игры престолов» помнят, как Тирион Ланнистер не раз пользовался так называемым судом поединком, чтобы на суде добиться оправдания. Как известно, Джордж Мартин не выдумал подобный обычай, а перенял его из средневековой Европы. В раннем Средневековье существовал Божий суд, разновидностью которого (помимо различных пыток: огнём, раскалённым железом, водой) был судебный поединок. Требовать суда поединком имели право не только знатные, низшие сословия так же имели на это право, естественно, только среди себе подобных. Однако, к моменту событий, показанных в фильме, судебный поединок практически не применялся, и эта дуэль стала последней санкционированной судом, по крайней мере, во Франции.

Далее следуют спойлеры.

При просмотре фильма возникает стойкое ощущение затянутости. Два с половиной часа экранного времени, что в принципе привычно для Ридли Скотта. Многие его фильмы схожи по длительности. Но здесь она явно не оправдана. Внимательный зритель легко заметит, что во второй и третьей главах (показанных от лица Жака ле Гри и Маргариты де Карруж) много практически идентичных отрезков. Сцена же изнасилования Маргариты вообще не имеет никакого отличия, и показанная во всех подробностях уже к середине фильма, абсолютно лишает сюжет загадки и интриги. Это всё равно, если бы в классическом детективе, вам в середине книги открыли имя преступника, и продолжили бы лить воду ещё на двести страниц текста. После этой сцены до конца фильма мы уже просто ждём покарания преступника божией дланью посредством поединка.

Так в чём же стратегический секрет подобного тактического промаха сюжета? Не думаете же вы, что на старости лет Ридли Скотт, снимавший такие шедевры, как Гладиатор, Царство небесное, Робин Гуд, выжил из ума и убил всю интригу по своей прихоти?

Если мы обратимся к первоначальному сценарию, то такого несоответствия в нём не найдём. Во второй части всё заканчивалось на мимолётной встрече Жака ле Гри и Маргариты на ярмарке в городе. Не было и глупого диалога между ле Гри и Пьером Алансонским, в котором последний спрашивает своего вассала напрямую: был ли акт изнасилования, а тот отвечает, что дама ответила отказом, но это в порядке вещей. Не будем сейчас углубляться в средневековую мораль, возможно, подобное там было сплошь и рядом, когда вы подходите к женщине, требуете от неё ласк, она отвечает отказом, вы бросаетесь на неё и овладеваете. Но, во-первых, фильм снят для современного зрителя, который вряд ли приемлет подобное. Во-вторых, нам непонятно отпирание Жака ле Гри в изнасиловании, ведь он не то, что бы сознаётся в соитии по обоюдному согласию, он просто отрицает факт такового. Ни малейшего сочувствия этот герой не вызывает.

Всё дело в том, что изначально отснятый материал Скотта вызвал резкое отторжение представителей дистрибьютора. Мало того, что в фильме отсутствуют, как данность, рыцари афроамериканского происхождения. Сильные и независимые феминистки не представлены во главе войск или хотя бы капитанов крепостей, а только в качестве женщин с низкой социальной ответственностью в замке Пьера. Не представлена линия нежной любви между двумя или более рыцарями, а напротив, те же Пьер и ле Гри, даже при групповом соитии с блудницами не сливаются в любовном экстазе друг с другом. В общем, ни единого намёка на популярную нынче повесточку, напротив, маскулинные альфа-самцы на протяжении всего фильма абьюзят сильных и независимых самыми примитивными методами. И помимо, всего прочего, финал фильма не давал никакого ответа, был ли итог дуэли заслуженным наказанием преступника или лишь случайной победой более удачливого соперника?

Что остаётся делать Ридли Скотту? Выкидывать на ветер сто миллионов? Пришлось срочно доснимать несколько глупых сцен, дублировать сцену изнасилования, абсолютно уничтожая сюжет и интригу фильма. Представьте, если бы вы видели фильм в первый раз без этих ненужных сцен. До последнего бы оставалось загадкой, было ли изнасилование или нет? Победил ли Карруж благодаря своей силе, или бог водил его рукой? Сведение ли это счётов старых недругов или действительно свершился суд божий? Схватились ли два рыцаря за честь дамы или стали игрушкой в руках интриганки? А по итогу, мы просмотрели лишние полчаса, причём уже с середины ожидая лишь заслуженного наказания насильника в конце.

Краткое описание реальных событий: Маргарита де Карруж обвинила Жака ле Гри в изнасиловании. Были опрошены свидетели, её служанка и слуга ле Гри, которые отрицали это. К ним применили пытки, как было положено в то время, ведь они были простолюдинами, однако показаниё они не поменяли. Маргариту действительно обвиняли, что она добровольно отдалась Жаку ле Гри, если принять во внимание её беременность, впервые за пять лет брака, а как известно, зачать, не получив удовольствие невозможно (по крайней мере в 14 веке). Жан де Карруж и Жак ле Гри ко времени поединка были уже довольно почтенного возраста, за пятьдесят лет, и никаких сшибок на конях естественно не было, был пеший и довольно быстро завершившийся бой. Ни современники, ни исследователи этой истории в последующие времена не пришли к общему мнению, был виновен или оговорён ле Гри, но благодаря фильму Ридли Скотта, спустя более чем шесть столетий мы получили, наконец, однозначный ответ на это преступление века (14 века)!