Пляска смерти, часть 2

В 1524–1526 гг. Ганс Гольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)


17. Судья и Смерть. На картине мы видим фигуры трёх мужчин: Судьи, богача и бедняка. Судья обращает внимание лишь на богача, в образе которого мы видим намёк на взятку - тот тянется к своей набедренной сумке, о чём-то говоря с Судьёй; мольбы бедняка остаются безответны. Смерть же в этот момент держится за посох-палку в руках Судьи. Посох может иметь два значения:

1) В Средневековом изобразительном искусстве посох или трость имели значение Божественной поддержки, чтоб они были поддержкой в праведном пути и помогали отбиваться от Дьявола. Судья же продался, следовательно, отступил от пути истинного; Смерть отбирает у него возможность взойти к Господнему престолу.

2) Палка в руках Судьи так же может значить, что судья нечестный, ведь судейский посох (символ власти и беспристрастности судьи) подменяется крючковатым суком.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

18. Адвокат и Смерть. Так же, как и в ситуации с Судьёй, мы видим, что Адвокат предпочитает заступаться за тех, кто готов проплатить его услуги; бедному остаётся лишь молиться и уповать на волю Фортуны. Признаком продажности Адвоката может служить и большой наполненный кошель, привязанный к его поясу. У Адвоката так же присутствует в руках трость — ею он отбивается от Смерти, которая активно напоминает ему о быстротечности и бренности жизни. Но, если приглядеться, Смерть подсыпает золота в общую массу монет, передаваемую Адвокату.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

19. Герцог и Смерть. В Немецких землях Герцог являлся наместником каких-либо земель, был крупным землевладельцем. На гравюре Герцог предпочитает не обращать внимание на бедную женщину с ребёнком, просящую подаяние, а общаться лишь с высокопоставленными особами. Смерть, упираясь рукой ему в грудь, напоминает ему, что надо помнить о всех, кто живёт на его землях. Любопытно, что одна из колонн замка (левый верхний угол) подменена на песочные часы; это может служить символом того, что власть и её крепость Герцога лишь временна, ведь всё здание может рухнуть, если убрать колонны.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

20. Герцогиня и Смерть. Герцогиня приподнимается на собственной кровати с балдахином, у ног её лежит собака. Смерть, представшая на данной работе в образе 2 скелетов, зовёт её развлечься: один из скелетов тянет её за полы одеяния, а другой играет на лютне (как уже писалось в первой части, игра на лютне означала женские половые органы, невоздержанность в сексе и измены)

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

21. Граф и Смерть. Граф, слишком сильно наряженный для войны и побросавший своё оружие, бежит от Смерти с ужасом. Та же, одетая как разбойник, держа над головой родовой герб, ломает его.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

22. Графиня (или Невеста) и Смерть. Встречала я так же название «Модница и Смерть», что тоже может быть вполне применимо к гравюре. Молодая девушка принимает из рук женщины платье и украшения. Скорее всего, последняя является служанкой или домоуправителем — на заднем плане видно богатое убранство дома, а у женщине на поясе висит связка из ключей от множества комнат. Женщина с ужасом смотрит на Смерть, что украшает шею Модницы ожерельем из костей; Модница же не видит ничего кроме платья. В поддержку версии, что более применимо название «Модница и смерть» скажу, что на столике, помимо традиционных песочных часов, можно увидеть кисточку, гребень и зеркало.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

23. Дворянка (или Новобрачные) и Смерть. Пара шествует, держа друг друга за руки и не видя ничего вокруг. В то же время Смерть уже приветствует их, встаёт перед ними, играя на барабане.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

24. Врач и Смерть. На данной гравюре Смерть, несмотря на то, что мы видим лишь один скелет, может быть отнесена к двум персонажам: к врачу и к больному. Смерть приводит больного к врачу (в Средневековье врач действительно очень часто вызывался тогда, когда уже ничего было не исправить. Он лишь констатировал, что осталось мало времени и указывал на необходимость вызова священника и причащения). В руках скелет несёт склянку в которой, с большой долей вероятности, содержится моча больного — считалось, что вкус и цвет мочи даёт врачу понять, какая болезнь мучает больного.

Сам врач сидит за книгой, так же ими заставлена его полка. Но, Смерть, вставая между Врачом и больным, может напомнить, что рано или поздно и сам Врач умрёт, несмотря на все свои многочисленные познания.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

25. Астролог и Смерть. Астролог, рассуждая, рассматривает геоцентрическую модель мира (Коперник ещё не написал к моменту создания гравюры (1526) свою книгу (1543)). Поручень его кресла держит фигурка, похожая на Атласа (Атланта, что держал на своих плечах небо). Смерть же держит в руках череп, с усмешкой показывая его Астрологу. Во-первых, астрологи считали, что можно рассчитать день смерти человека (но у Смерти на это свой взгляд), а во-вторых, можно трактовать это как то, что не тем «предметом» увлекается Астролог (Земной шар вместо мыслей о благочинствии и смерти)

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

26. Банкир и Смерть. Банкир сидит в комнате с двойными решётками на окнах; вокруг стоят многочисленные сундуки и мешки с нажитым. Как видимо, Смерть отвлекла его от подсчитывания богатств, а теперь и вовсе отбирает у него часть золота, что озлобляет Банкира. Любопытно, что потеря золота более волнует Банкира, чем потеря собственной жизни.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

27. Купец и Смерть. Действие гравюры происходит в порту — на заднем плане видно множество мачт. Смерть, схватив голову Купца и закинув его плащ на плечо, словно мешок тащит Купца за собой. Тот же пытается убежать, попутно протягивая руку к золоту. В страхе бежит и второй купец, но путь преграждают баулы и бочки. Как известно, очень часто болезни завозились в Европу именно купцами, а так же они помогали распространению заразы, переплывая из порта в порт с целью наживы или руководствуясь страхом (иногда, пытаясь сбежать от заразы, купцы лишь усугубляли ситуацию). Поэтому не должно вызывать недоумения, почему так напуган и пытается сбежать не только схваченный купец, но и тот, что стал свидетелем.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

28. Моряк и Смерть. На данной гравюре Гольбейн изображает корабль, попавший в шторм. Порван парус, дует сильный ветер, поднимающий волны. Мы не видим здесь главного персонажа — Моряка, им является и пытающийся прыгнуть с носа корабля, и перелезающий (почему-то голый) за борт мужчина, и все те, кто в страхе поднимает руки к небу. На корабле царит паника, а Смерть лишь усугубляет ситуацию, ломая главную мачту корабля.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

29. Рыцарь и Смерть. Рыцарь, облачённый в тяжёлые латы, замахивается на Смерть своим мечом. Та же, одетая более просто, бедно и легко, протыкает бок «недоступного» Рыцаря его же копьём. Более того, это не просто копьё, а его турнирная разновидность, что может указывать, что рыцарь погиб не на поле боя, а на потеху другим или пытаясь потешить собственное самолюбие в рыцарских поединках.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

30. Старик и Смерть. Смерть, бережно, но крепко, держа за руку Старика, играет тому на музыкальном инструменте (я думала, это цимбала, но нет, немного другой принцип). Старик, завороженный ею, не замечает, что идёт прямо в собственную могилу. Старик на данной гравюре представляет собой зажиточного человека, т.к. его одежда аккуратна и чиста, а так же оторочена мехом. Напоминаю, что игра на музыкальных инструментах признавалась признаком невоздержанности, праздности, отвлечением от духовного в пользу телесных удовольствий. Следовательно, Старик, поведясь на мирские удовольствия, лишь приблизил свой печальный конец.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

31. Старая женщина и Смерть. В противоположность Старику с противоположной гравюры можно привести Старую Женщину. Она, сгорбившись и опираясь на трость (поддержка в пути обретения Бога), идёт своей дорогой, держа в руках чётки (розарий). Смерть в облике двух скелетов выплясывает вокруг неё и пытается отвлечь музыкой, но Старуха не замечает этого и идёт своей дорогой далее. При этом время её уже истекло — в правом нижнем углу мы видим разбитые часы; можно их расценить и как то, что время не властно над ней, ведь она, не отвлекаясь, идёт дорогой праведности, а, следовательно, обретёт вечное блаженство на небесах.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

32. Коробейник и Смерть. О, фигура Коробейника в Средневековье была многозначна, он мог быть как хорошим, так и плохим символом; по ряду косвенных признаков можно сделать вывод, что жизнь его была далека от праведности. Во-первых, коробейниками часто были евреи, которых в Средние века церковь активно не любила. Сами же коробейники часто нарушали закон, обманывали людей, были символом распутности и аморальности. Коробейник нёс в себе образ Блудного Сына, который скитается вдали от отчего дома (в том числе и церкви) и предаётся грехам. Короб за плечами имел за собой символику множества грехов, что тяготят человеческую душу. Собака в ногах коробейника имеет неоспоримое сходство со львом — символом гордыни и ленности. Вдали мы видим мельницу, чей силуэт напоминает крест — наш Коробейник всё ещё может вернуться ко Христу, даже двигается в эту сторону, но Смерть в лице двух скелетов с музыкальными инструментами тянет его в другую сторону.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

33. Пахарь и Смерть. Бедный мужчина вспахивает поле плугом, в который впряжены 4 коней. Кони принадлежат не ему, а владельцу земли, ведь сам Пахарь беден настолько, что работает босиком и в тряпье. Смерть, повесив часы на шею и взяв в руки кнут, помогает Пахарю, подгоняя лошадей. Вдалеке, на горе, мы видим церковь, которая будто сияет, озаряемая восходящим солнцем. Подобное изображение может значить, что рано или поздно Пахарь придёт к Божьему престолу, ведь тем, кто честно работал и был праведен, было обещано попадание в Рай и благоприятное завершение Страшного Суда.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

34. Ребенок и Смерть. На гравюре, помимо Смерти, уводящей за руку Ребёнка, мы можем видеть женщину и второго мальчика. Скорее всего, женщина является вдовой и крайне бедна — крыша вся прохудилась, стены разваливаются, а еду готовят не в очаге, а на костре, сложенном посреди дома на полу. Несмотря на то, что смерть маленького ребёнка считалась зачастую избавлением того от тягот, и женщина, и оба ребёнка напуганы и не хотят быть разлучены.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти

Завершается цикл гравюр работой под названием «Судный день», которая показывает, что все равны (голые люди), Рай можно обрести лишь придя к Христу и искренне уверовав.

Пляска смерти, часть 2 Ганс Гольбейн Младший, Гравюра, Средневековье, Длиннопост, Пляска смерти