450

Ответ на пост «"Лакированный гарантированный гроб"»1

ЛаГГ-3 - это история того, как сделать из неудачного тяжелого истребителя хорошую боевую машину. В принципе - это история гадкого утёнка советской авиации. Он задумывался именно как тяжелый перехватчик - с очень мощным вооружением и неплохой скоростью, однако весил слишком много и был весьма неповоротлив, да и скороподъемность сильно хромала. Но "Мессершмит" Bf-109 превосходил его по всем и из почти любого столкновения с ЛаГГ-3 "Месссер" выходил победителем: ЛаГГне мог соперничать с ним не в вертикальной, ни в горизонтальной маневренности - и вооружение из 3 12,7 и 2 7,62 мм пулеметов или 20-мм пушки, 2 12.7мм и 2 7,62 мм пулеметов уже не спасало - и самолеты очень быстро и часто гибли.

К сентябрю 1941 в серию пошли машины 11-й серии. Понимая весьма относительную ценность самолета как истребителя КБ решило сократить огневую мощь и запас топлива в пользу облегчения машины, но этого оказалось недостаточно для получения годного истребителя, так что пришлось добавить крепления для РС и бомб и назвать это истребителем-бомбардировщиком. В этой роли машина оказалась более боепригодной - по крайней мере она могла применяться для атаки наземных целей. Однако Лавочкина не оставляла мечта превратить своё неудачное детищие в полноценный истребитель - тем паче, что появление в марте 1942 новых немецких истребителей Bf-109G не оставляло неповоротливым, медленным и не способным быстро набирать высоту ни единого шанса. Поэтому ЛаГГи начали переводить в авицию ПВО.

К июню 1942 началось производство 29 серии - следующей крупной модификации ЛаГГ-3.-Она получила более мощный мотор - на1200 лошадиных силы вместо 1000. Машину вновь облегчили, вооружение сильно урезали, оставив набор, применявшийся на истребителях Як - 20-мм пушки и 1 12,7 мм пулемета. Выросла и скорость, и маневренность - но скороподъемность аппарата осталась жалкой.. Самолет, однако, превосходил импортные "Томагавки"/ "Хиттихоки" - и при умелом взаимодействии в группе (чему способствовала новая рация) мог отбиться от немцев. Разумеется популярностью он не пользовался, но всё так и его летные характеристики подбирались к Як-7 и на нем уже можно было воевать - правда как и на Як-7: плохо и недолго. Мессершмиты все еще доминировали в воздухе. Казалось бы это последний "Лавочкин" - уже в январе 1942 самолет считался бесперспективным и в производстве он оставался по одной причине: живучесть, резко превосходящая живучесть Яков. С линии фронта ЛаГГ-3 конечно уехал - после появления Bf-109G он был там уже бесполезен - там воевали Яки. Однако как перехватчик он оставался грозной машиной: большая живучесть позволяла прорываться к бомбардировщикам через смертельный для хлипких Яков огонь пулеметов - и сбивать их пушечными очередями. Но Лавочкин верил в свою машину - и пока часть инженеров доводили 29 серию - в КБ кипела работа над ЛаГГ нового поколения, с радикально улучшенными характеристиками.

КБ пыталось решить проблемы своего самолета. И решением оказался мотор воздушного охлаждения АШ-82 - более легкий и мощный чем применявшиеся двигатели водяного охлаждения. Инженеры облегчили всё что только можно. Стало очевидно, что всё что осталось в проекте от тяжелого истребителя надо выкинуть, переделать вообще весь корпус в плане облегчения. Удалось и улучшить аэродинамику. И работа закипела по двум направлениям - самолет с двигателем водного и воздушного охлаждения. Итогом стало появление сразу двух машин: первой был истребитель ЛаГГ-5 (почти сразу переименованный в Ла-5) - машина легендарная, способная биться с мессершмитами на равных - и при этом вооруженная двумя 20-мм пушкам. Машина понравилась летчикам и была пущена в серию. Новая машина значительно превосходило все старые советские истребители и стала началом новой эры. Получив к марту 1943 новый движок Ла-5 превратился в Ла-5ФН - уже не равный, а превосходящий немецкие истребители почти во всём. Ла-5ФН и их главные соперники - Як-9 не дали немцам забрать небо над Курской Дугой - и немецкий план наступления провалился....Так гадкий утёнок ЛаГГ-3 превратился в прекрасного лебедя воевавшего уже до Победы. Создание этого самолета, упорство, настойчивость и вера в свою машину принесли Лавочкину все мыслимые почести - звание Героя Соц. Труда, Орден Ленина и Сталинскую Премию.

Ну а вторая машина? Ей была последняя большая модификация ЛаГГ-3 - 66-я серия. По сути это был Ла-5 с мотором водяного охлаждения, более тяжелый, но столь же крепкий как и все остальные ЛаГГ-3 . Летные характеристики тоже возросли радикально - но в сравнении с Ла-5 этот самолет конечно же был тяжеловатым и неповоротливым. Однако лётчики авиации ПВО приветствовали новую версию полюбившейся им машины - живучесть поздних ЛаГГов, толстые бронестёкла и бронеспинки кресел пришлись им по душе. ЛаГГ-3 66-й и последующих серий успешно провоевал в войсках ПВО до конца войны. Лебедем эта версия гадкого утёнка конечно не стала - но выросла очень крепкой и сильной уткой.

Авиация и Техника

11.3K поста18.4K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу