Ded.vorchun

На Пикабу
Seaborgiu.m mayamba Timl
Timl и еще 2 донатера
поставил 5321 плюс и 1410 минусов
отредактировал 7 постов
проголосовал за 10 редактирований
Награды:
За неравнодушие к судьбе Пикабу
44К рейтинг 334 подписчика 14 подписок 39 постов 25 в горячем

Ответ на пост «Что я знаю о дагестанцах?»

Говоря о дагестанцах, часто поминают анекдот "Дагестанские ученые разработали очко барана". Однако если поднимать вопрос о настоящих дагестанских ученых и инженерах - на ум приходит Мурад Рашидович Капланов. Талантливейший физик и инженер.. Человек, под руководством  которого с нуля была разработана советскую систему спутникового телерадиовещания "Орбита", не имевшая на тот момент аналогов в мире и позволившая всему населению СССР слушать радиопередачи и смотреть центральные телеканалы не в записи - по факту физической доставки пленок и их проигрывания на местной радиотелестанции - а в прямом эфире.  Он руководил разработкой спутников связи "Молния" всех модификаций. И кстатил победил в своей части космической гонки. Да, ему не удалось стать человеком, чей спутник первым передал видеосигнал из точки А в точку Б - в 1962 это удалось американцам. Однако заработавшая в 1967 "Орбита" была первой в мире сетью не экспериментального, а полноценного космического телевещания. Американцы смогли разработать систему спутникового вещания в масштабах страны лишь в начале 1970х.

Под его же руководством были создана спутниковая межгородская телефонная связь, соединившие телефонными каналами все города СССР - а ведь коммутация спутниковых каналов и местных магистральных междугородних линий была той еще задачей - но Капланов ее решил. Все спутники связи серий "Молния"  несли оборудование, сконструированное под его  руководством.  Под его же руководством были созданы спутниковая военная связь, системы связи и телеметрии для станций "Луна" и кораблей "Восток". Но след оставленный им в мирной жизни все равно был ярче всего. Да, Каплановские "Молнии" уже не летают - их сменили более современные спутники связи. Но сеть телевещания,  "Орбита", пусть и усовершенствованная, и по сей день является основной сетью спутникового телевещания на территории России.

М.Р. Капланов был одним из ярчайших специалистов,  ковавших советскую космонавтику. Он прожил не очень долгую - 65 лет. но очень насыщенную жизнь - "шарашка", война, упорный труд. Капланов очень старался воспитать учеников, последователей, много преподавал и стал основателем российской научно-инженерной школы космической связи. И я думаю, что если поднимать вопрос об истинном герое Дагестана - то я бы сказал, что это не спортсмены-борцы, не мужественный Магомет Нурбагандов, а именно Мурад Капланов.

Ответ на пост «Что я знаю о дагестанцах?» Дагестанцы, Герои, Память, Политика, Ответ на пост

Мурад Рашидович Капланов

Показать полностью 1

Блин, ну как так то...

Уехал на 3 недели туда, где нет интернета. Возвращаюсь - а пикабушечка превратилась в ухудшенный "ВКонтактик". Потому что вместо того, чтобы починить рейтинг и "Горячее" - минусы убрали вообще. В смысле они есть, но при такой системе ни на что не влияют. Оставили только плюсы. Зачем... Блин, жопа жопская.

Выбор редакции

Дорогие пикабутяне, не подскажите как отключить "Выбор редакции" и возможно ли это в принципе. Скажем так - мне не нужно еще одно "Горячее" в "Горячем", но кнопки в настройках я как-то не нашел.

Если такой кнопки нет, хотелось бы, чтобы её сделали. В конце концов зачем нужно "горячее" и "супергорячее", если есть "горячее" и "лучшее". Тем паче, что я пользуюсь десктопной версией "Пикабу", Сайт смотрю в браузере, использую постраничный просмотр вместо сплошной ленты (последняя отображается некорректно из-за какого-то из многочисленных багов) - и "Выбор редакции" в начале каждой просматриваемой страницы несколько раздражает. Поэтому хотелось бы видеть эту опцию отключаемой.

Плюсом этого станет возможность вернуться, если есть желание, к обычному и привычному "Пикабу" тем, кому не интересен "выбор редакции" и комфорт тех, кто пользуется постраничным просмотром. Минусов не вижу.

Тест для начинающих инквизиторов:

Все конечно же помнят сказку о православном ежике:
Если вы не знакомы с ней можете прочитать тут: https://dzen.ru/media/id/5ec9fb72f4a1862d8f90cf4e/skazka-o-p...

Вопросы всем поклонникам Инквизиции и Dark Herecy:

1) Была ли принесена в жертву белочка или её смерть есть результат греха? Если была принесена в жертву - то кому? Если греха - то какого?
2) Впали ли ёжик и божья коровка в ересь или просто грешники? Если впали - то в какую ересь?
3) Что следует сделать с ёжиком и божьей коровкой сообразна результатам вашего расследования?

Ответ на пост «Этот заголовок ДОЛЖЕН содержать мат»

В ПОДДЕРЖКУ БУНДА!

Даа? Бунд плюсы превратил в дерьмо? А по моему - эффективные менеджеры съехавшиеся на рекламе,  а так же владельцы tg каналов и боянисты, лайкающие друг друга до одури - по 1000 плюсов за говнобоян при 100-200 плюсах за авторский пост. Пикабу стал популярным из-за авторского контента, сейчас авторский контент утонул в дерьме из-за рухнувшей системы фильтрации контента. А потому - поддерживаю бунд.

И да, плюсцов киньте - на авторских постах много не заработаешь...

Бундовое! Плюсцов сюда!

Бунд! Ололо. Пикабу пыщь-пыщь. Пост ни о чем! Бунд! Все - идемте в Горячее!

Бундовое! Плюсцов сюда! Бунт, Волна постов

Бунд!

Бунд так Бунд. Давно пора. Присоединяюсь.
RAM - Riod always matters!

Ответ на пост «Челябинск против эвтаназии животных. Митинг 29.04.2023»

"Зоозащитники" одновременно правы и не правы. Те, кто за отстрел без разбора - тоже правы и не правы.

Сторонников обеих точек зрения прошу не кидаться минусами, а сперва прочитать всё до конца.


Желание зоозащитников сохранить жизнь множеству собак понятно, как и любовь к собакам вообще, тем паче что в их беспокойстве есть и основа - им страшно за своих собак, которые могут сбежать услышав петарду, увязавшись за течной сучкой и так далее. Догхантинг им (и мне) неприятен потому, что от действий отравителей собак гибнут порой случайно хапнувшие отравленое мясо домашний собаки. У моих знакомых от рук догхантеров погибли два хороших, добродушных, пса, один из которых был дорогой и породистый. Никто не понес наказания, хотя налицо было и причинение моральной травмы и ущерб собственности - породистая овчарка стоит недешево. И им страшно потерять четвероногих друзей если начнутся безконтрольные расправы.

Так же понятно желание обеспокоенных жителей жить в безопасном городе, гибель людей от зубов собак неприемлема и неприятно лично мне. Законных опций в России немного: система ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск) не работает вообще нигде: причин множество (коррупция, халатность, недостаточный охват популяций бродячих собак), система не сработала во многих  странах ЕС, и тем паче не сработает у нас.  Госприюты (если они не в зажиточной Германии, где они практикуются) - слишком легко становятся излишне жестокими концлагерями для собак и центрами коррупции, в силу того, что слабо контролируются и проверяются - да и денег на бродячих собак многовато надо. Муниципальные приюты, при нашей нищете муниципалитетов так же - избыточно жестоки и неэффективны из-за пустоты муниципальных бюджетов.  Частные приюты не в состоянии переварить сколь было значительный объем животных - не хватит пожертвований, благо зоозащитники предпочитают, вопить, скакать  и требовать что-то сделать от властей, вместо малых дел, таких как пожертвования на приюты. То есть - в рамках закона решений нет. Но оно было.

В СССР была правильная, отработанная годами, практика - собаки отлавливаются собаколовами "Спецавтохозяйства". Потом псы содержатся в клетках  при спецавтохозйстве 3-4 дня на голодном пайке (поскольку срок минимален, то минимальный уровень питания - помои и объедки из местной столовой, не опасен для жизни псин). Содержание было на случай, если случайно поймали чью-то безобидную псину, которая убежала за течной сучкой/сорвалась с поводка/которую весь двор лично знает и о ней коллективно заботится (были такие - и не мало, за такими - приезжали). Ежедневно производится забой партии отловленной несколькими днями ранее и освобождение клеток для следующей партии, которую должны были отловить в этот день. Забой осуществлялся путем удушения выхлопными газами автомобиля в герметичном кузове или смертельной инъекции (как правило - смертельной дозой дешевого дитилина, правда смерть от него куда мучительнее, чем в душегубке, а возни больше), затем проводилась кремация трупов. Собаки в ошейниках содержались дольше в 2-3 раза. Всё. Да, работа морально травмирующая и психически тяжелая, но люди на такую находились. Условному алкоголику Васе пофиг, как он на бутылку заработает, и на жалобный плач подыхающих в кузове псов, кормящих сук и щенят - тоже. Сейчас с этой работой отлично справится случайный Ахмед.

Эта система работала пока Россия сдуру не подписала Европейскую конвенцию по защите домашних животных, после этого в российском уже УК появилась статья 245, запрещающая убийство животных, догхантинг и прочая: ловить животных можно, убивать нельзя, а единственным средством регуляции численности является неэффективная кастрация. На федеральном уровне вводить забой бродячих животных не получается - для начала надо денонсировать конвенцию, что не просто. Поэтому попытались спихнуть проблему на местный уровень, по сути заметая её под ковер. 

Правильным было бы признать существование проблемы хотя бы на местном уровне и восстановить отработанную, может быть избыточно жестокую, систему, дополнив её чипированием домашних животных - для извещения владельцев, что их сбежавшая псина не пропала неведомо куда, и не лежит сбитая под машиной, а сидит в клетке спецавтохозяйства - приезжайте и забирайте - ну или хотите, мы вам её обратно привезем - но за денежку. При этом стаи, члены которых убили человека должны уничтожаться по общим правилам - с отстрочкой в те же 3-4 дня - на маловероятный случай случайного отлова домашнего животного прибившегося к стае. Тут желательна экспертиза - была эта собака среди убийц или нет. Если была - она должна убита, а хозяин должен понести наказание. Если же она не кусала - можно вернуть и оштрафовать. ОСВВ желательно оставить тоже - для "дворовых", хорошо известных местным жителям, собак - но по коллективному запросу, и договору, при котором жильцы будут коллективно отвественны за действия собаки. Я таких собак в своей жизни встречал с десяток, ни одна такая ни разу никого не укусила - и полагаю, что это будет правильно.

Кто поумнее и более подкован юридически -может изложить это в петиции.

Показать полностью

Ответ на пост «Глава федерации лыжных гонок России заявила о запрете российским лыжникам выступать в нейтральном статусе»

Вот ведь с спортом у нас всё не ладиться - туда уже не берут, а туда со своим флагом не пущают, а туда мы теперь и сами без своего флага не поедем. А люди-то тренировались, да за деньги народные, а стоит у них теперь выбор - гражданство менять - или не соревноваться.

Но расскажу ка я былину, о том как эти дела делались во времена стародавние.

В конце 1970-х отношения СССР и США упали до ниже плинтуса. В 1980-м СССР ввел войска в Афганистан и США заклеймив СССР поджигателем войн запретили ехать своим на Олимпиаду. А в 1984 США отказались гарантировать безопасность советским спортсменам во время Игр, что само было дело неслыханное - а так же запретили советским самолетам, чартерными рейсами которых должна была лететь в Лос-Анджелес сборная садиться на территории США. И теплоходу "Грузия", уже вышедшему в Америку, который должен был стать олимпийской плавбазой, причаливать в портах запретили. А Черненко, генсек наш, хоть старенький в 1984 уже был и немного головушкой нездоровый - но воспылала у него задница почище ракеты Илона Маска. И воскликнуло он: "А проведу я Олимпиаду свою, с спортсменами и болельщиками, да в те же дни, что и американская!", благо и олимпийская деревня имеется, и арена в Лужниках уже построена. И призвал Советский Союз атлетов с разных стран - "А езжайте ка к нам, а не в Америку гадскую, что Олимпийскую Хартию дерзко нарушила". Да хитрость придумал - чтоб страны дружественные на своих стадионах какие-то состязания провели, чтоб состязались в те дни спортсмены кто на Кубе, кто в Польше, кто в Чехословакии, кто в Венгрии, кто в Болгарии, кто в ГДР. кто аж в Монголии, а кто, страшно сказать, аж в Северной Корее (те у себя состязания по настольному теннису проводили), а более всех - в СССР, в Москве, но почти каждая дружественная страна по виду спорту получила, а то и по два. И повелел провести игры под названием "Дружба-84", под девизом «Спорт — дружба — мир», что на старинном языке, где две строчки писались, а меж ними читать надо было, значило: "А пошла ка ты в жопу, Америка".

И пришли на те игры атлеты из 50 стран, да и не только из дружественных. Из вражин наших, НАТО образующих, французы приехали, и бельгийцы, и греки, и итальянцы, и испанцы, и немцы из ФРГ. и норвежцы и даже канадцы что уж век как под Америкой пожаловали. Даже злых США-шников парочка приехала - правда медалей не взяла. Да и из Китая не слишком в те годы дружественного состязаться приехали. Не все поехали на Олимпиаду Американскую, включая 3-х чемпионов Олимпийских, что из других стран - многие у нас состязаться захотели. Но и тех кто на Олимпиаду не прошел по отбору немало понаехало.

И были там состязания знатные, и атлеты приехали не худшие - 37 мировых рекордов поставили. А более всех в тяжелой атлетике, по которой в Варне, что в Болгарии, состязались - каждый день по пять мировых рекордов ставили - каждый вес поднимал больше прежнего.

А коль сказку прочли вы - задумайтесь... Сочи есть, стадионы есть, деньгами страны-участники помогут - а чего ж еще надобно?

А тега Политика не ставлю, ибо то есть не дела нынешние, а времена стародавние.

Показать полностью

СССР в Лунной гонке. Этап 2. Мягкая посадка и Лунный спутник (1963-1966)

Начало: СССР в Лунной гонке. Этап 1. Попасть в Луну и сфотать! (1958-1962)

Новой задачей стала мягкая посадка на Луну. Задача не была тривиальной. Даже проблема мягкой посадки на Землю на 1963 еще не была полностью решена - даже "Восхода" способного совершить мягкую посадку на Землю еще не было - а "Востоки", "Меркурии" и "Джемини" на нее рассчитаны просто не были. Корабли того периода неплохо тормозились парашютами, но удар спускаемого аппарата о поверхность Земли все равно выходил жестким и создавал угрозу гибели или тяжелого травмирования экипажа - потому советские космонавты летавшие на "Востоках" катапультировались и приземлялись на парашютах - а американские корабли садились в воду, гасившую удар, несмотря на риск затопления корабля после посадки и сильное ограничение, накладываемые на возможность посадки метеоусловиями. В целом даже знаменитые "Аполлоны" не имели полноценной системы мягкой посадки и толком не могли садиться на поверхность Земли. Но решение все же было очевидным - парашюты и тормозные ракеты, срабатывавшие у самой поверхности Земли должны были обеспечить мягкую посадку в будущем. Однако посадка на Луну была другим делом - у нее не было атмосферы, использовать парашют и аэродинамическое торможение было невозможно, так что тормозить приходилось двигателем. Однако двигатель на давал необходимой мягкости посадки, остаточная скорость все еще была слишком велика для хрупкого оборудования - а для вертикальной посадки на струе газов работающего двигателя, как садились посадочные аппараты "Аполлонов", требовалось и оборудование посовершеннее - такого тогда тоже не было. Кроме того нужна была и ракета-носитель способная дотащить до Луны не только лунную станцию - но и топливо для её мягкой посадки. Такой тогда тоже не имелось - о носителях тяжелого класса тогда только задумывались и искали подходы к их разработке. Требовалось другое решение - и оно было найдено. Лунник должен был гасить удар о поверхность надувной подушкой или коконом... которая не должна была лопнуть от удара. Не так уж и просто, правда?

Вес планируемых станций существенно возрос, как у нас, так и у американцев. Первые станции были небольшими: "Луна-2" весила 390 килограмм, "Луна-3" - около 280. Небольшими были и "Пионеры" (38 кг) и "Рейнджеры" (330 кг). Станции рассчитанные на мягкую посадку были много тяжелее: советская станция типа E-6, рассчитанная на мягкую посадку в полном комплекте весила более 1,5 тонн, из них на лунный спускаемый аппарат приходилось всего 100 килограмм.. Первый спутник Луны,-"Луна-10", модифицированная E-6 в сборе был чуть тяжелее - 250 кг спутника и почти 1,5 тонны агрегатного отсека, включавшего тормозной двигатель для выхода на орбиту Луны. Америкнские "Лунар Орбитеры" и "Сервейеры" с агрегатным остеком и тормозным двигателем весили около тонны. Новые задачи - доставка 1-2 тонн груза на орбиту Луны требовали более мощных носителей.

Рабочей лошадкой этого этапа советской программы стала ракета-носитель "Молния" - её обрезанная трехступенчатая версия стала ракетой-носителем "Восход", которая, после не столь уж глубокой модернизации, превратилась в "Союз". Бедой "Молнии" была четвертая ступень (она же разгонный блок) - "Блок Л". Он отказывал два раза из трех и ничто, никакие попытки найти и устранить причину, не позволяли добиться лучших результатов довольно много лет - да и соорудить более удачный разгонный блок никак не выходило... На Земле блок работал как часы - но его двигатель должен запускаться в невесомости, на низкой орбите - и вот там начинались проблемы. Конечно к середине-концу 1960-х его наконец довели до ума - и "Молния" стала основным средним носителем СССР (и впоследствии России) для запуска спутников на высокие орбиты и оставалось таковой до появления очень годного разгонного блока "Фрегат" в 2000-м... Но до доведения "Блока Л" до ума было еще много времени - а на Луну требовалось лететь уже в 1964. Чтобы справиться с проблемой и сохранять темп космической гонки было решено строить и запускать станции тройками - по 3 однотипных станции за раз, в надежде что хоть одну из них "Молния" не угробит. Несмотря на эту ситуацию язык все же не поворачивается назвать "Молнию" горе-батутом. И не потому что она была наша, советская. Просто первые три ступени "Молнии" были просто великолепны - и потому мы все еще летаем в космос на её усовершенствованном трехступенчатом варианте - "Союзе", а довести до ума разгонный блок гораздо сложнее, чем саму все остальные ракеты: он запускается уже на орбите и его остатки при всем желании не долетают до земли в сколь бы то ни было пригодном для изучения виде - а данные телеметрии были недостаточны для того, чтобы понять почему "блок Л" взорвался или (чаще) заглох. Поэтому ОКБ-1 бился о проблему "БлокаЛ" год за годом. усовершенствовал, пытался довести до ума, устранить недостатки - и все равно всё очень долго заканчивалось одинаково - два блока отказывают, реже взрываются, а третий работает нормально...

С другой стороны американцы к 1962 довели до ума носитель среднего класса "Атлас" с разгонным блоком "Аджена" - очень удачный носитель разработанный под руководством Карела Боссарта на базе баллистической ракеты "Тор", но уже изначально замышлявшийся как баллистическая и космическая ракета, безотказная и довольно надежная - только 16 из 109 запусков пары "Атлас-Аджена" окончились неудачей. Её вполне хватала на точные и успешные запуски к Луне "Рейнджеров" - но мощности на вывод к Луне тяжелой станции нового поколения не хватало. К 1964 году американцы все же довели до ума и третий разгонный блок - "Центавр", пригодный для использования со средним носителем "Атлас" и тяжелым "Титан". "Центавр" - очень мощный разгонный блок. В этом блоке используются мощные двигатели с огромной для устройств такого класса тягой двигателей в 10 тонн-сил каждый - а их на блок ставится как правило два (хотя есть и однодвигательный вариант). А 20 тонн сил - это очень прилично - двигатель "Аджены" выдала 8 тонн-сил, "Блок Л" - 7, а "Блок Д" - единственная хорошо работавшая ступень ракеты Н-1, впоследствии ставившаяся на "Протоны" для запуска межпланетных станций - 8,5. "Центавр" используется и поныне - чаще всего вместе с носителем "Дельта". Дикая мощность "Центавра" достигалась использованием капризных, технически сложных, дорогих и просто опасных двигателей на жидком водороде. Кислород-водородные двигатели имеют ряд недостатков - как топливо так и окислитель надо хранить в криогенных баках, при этом жидкий водород обладает низкой плотностью, делая ступени с такими двигателями крайне громоздкими - однако их удельный импульс (отношение тяги к расходу топлива), являющемуся главной характеристикой ракетных двигателей, просто великолепен и в вакууме почти в 1,5 раза выше, чем удельный импульс обычных ракетных двигателей на керосине и кислороде. Говоря попросту - кислород-водородный двигатель развивает в 1,5 раза большую тягу на 1 тонну топлива, позволяя выводить на траекторию большие грузы при меньшем расходе топлива. К успехам, достигнутым с помощью блока "Центавр" и ракет "Атлас" разных модификаций можно отнести не только американские лунные запуски - но и вполне современную часть космической программы, и в усовершенствованном и модернизированном виде используются и поныне. Кстати именно Тяжелыми ракетами "Титан-Центавр" с этим разгонным блоком, запускались американские марсианские станции "Викинг", а так же знаменитые "Вояджеры". В СССР так и не сумели создать аналог этого замечательного разгонного блока - потому советская программа отнюдь не блещет успехами в изучении внешних планет солнечной системы. В целом же "Атлас-Центавр" ни в чем не уступал "Молнии": он был едва ли не лучше в плане мощности и грузоподъемности и выигрывал в надежности, появление же даже однодвигательного варианта "Центавра" позволило американцам получить еще более мощный и эффективный носитель и начать череду побед. Появление этого блока сделало лунную гонку куда жестче - СССР постепенно терял преимущество в носителях.

Для посадки на Луну готовилась новая серия аппаратов - E-6. Это были большие, полуторатонные аппараты, поскольку поставленные задачи требовали коррекции траектории на пути к Луне и торможения у самой Луны для того, чтобы относительная скорость лунной станции и луны составляла несколько десятков метров в секунду. Общеизвестно, что для полета к Луне необходима скорость около 11 км/c, однако эта скорость нужна именно для выхода на орбиту Луны, при этом скорость аппарата относительно собственно Луны может быть абсолютно разной - все зависит от траектории выхода - но всегда будет много меньше собственно скорости до которой будет разогнан аппарат. Станции серии E-6 запускались чтобы как бы догонять Луну и подходили к ней с относительной скоростью около 2,5 км/c, так чтобы относительная скорость снижалась за счет движениям самой Луны. Эту скорость нужно было снизить до скорости сброса в несколько десятков метров в секунду - сама лунная станция вместе с надувным коконом весила не более 100-150 кг, все прочее 1,4 тонны приходилось на отсек двигателей и управления, включавший тормозной жидкостно-ракетный двигатель, двигатели ориентации и сложную систему управления, необходимую для выполнения всех маневров и сброса кокона с лунным модулем на заданной высоте. Первая серия из трех лунных аппаратов была запущена в январе-апреле 1963. Первые два запуска были неудачными, но третья - "Луна-4" вышла на траекторию к Луне...и промахнулась мимо Луны на 6000 километров. Правда причина была не в ракете. Механизмы управления двигателем и сами двигатели коррекции были еще не совершенными и очень ненадежными - в итоге станцию постигла судьба первой станции отправленной к Марсу - она не долетела. Причины были разные - на марсианской станции "Марс-1" неправильно оценили расход топлива двигателей коррекции, поэтому к последней коррекции менять курс было уже нечем, а на "Луне-4" отказала сама система управления полетом. Так что миссия была по большому счету провалена - хотя по пути станция все же успела поизучать земную магнитосферу и космические излучения и собрать сколько-то новых данных.

Советская космическая программа расширялась, запускались новые спутники, поэтому к полетам на Луну вернулись только в следующем, 1964 году. Начало 1964 ознаменовалось тем, что очередной американский аппарат серии "Рейджер", выведенный "Атлас-Адженой" достиг Луны (то есть в нее врезался) - и очередной американской неудачной попыткой пофотографировать луну с подлетной траектории - на аппарате (в который уже раз) отказало технически сложное, хотя и более совершенное чем советское бортовое оборудование. В марте-апреле 1964 СССР запустил еще две станции - по большому счету копии "Луны-4" с небольшими доработками. Обе были потеряны из-за отказа "блока Л" "Молнии". Зато американцам в августе того же года удалось запустить аппарат, который все таки смог сфотографировать Луну до того, как разбиться. Аппарат ("Рейнджер-7") начал съемку за 17 минут до удара и передал на Землю более 4000 кадров хорошего качества и разрешения - сказалось превосходство США в электронике. Тут американцы конечно блеснули - им удалось втиснуть в корпус аппарата полноценную телекамеру и высокоэффективный, способный к быстрой передаче данных передатчик, способный выплевывать в эфир 4 кадра высокого разрешения в секунду, в то время как наша аппаратура передавала каждый кадр минимум по 10 секунд, не говоря уже о времени необходимом для проявления и закреплении пленки. Единственным недостатком американской системы была дичайшая ненадежность. На устранение недочетов потребовался не один год, но когда система наконец заработала - она блеснула по полной.

Продвинуться в достижении поставленных задач СССР удалось только в 1965 - с марта по июнь были отправлены еще 4 однотипные станции, две из которых были потеряны из-за отказа "Молнии", но две - запущенные 9 мая ("Луна-5") и 8 июня ("Луна-6") все же смогли выйти на траекторию к Луне - однако полеты снова окончились неудачно. У "Луны-5" не отработал тормозной двигатель и станция разбилась о поверхность Луны, "Луна-6" повторила судьбу "Луны-4" - отказала система управления и станция прошла мимо Луны. На фоне этого обидным выглядел небольшой - но успех американцев: "Рейнджер-8" запущенный в феврале и "Рейджер-9", запущенный в марте смогли передать тысячи фотографий Луны, причем последние фотографии перед ударом были сделаны с очень небольшой высоты - на них были видны предметы размером до полуметра - американцы наконец-то смогли поднять надежность фототелеаппаратуры на надлежащий уровень. . При этом фотосеанс "Рейнджера-9" транслировался в прямом эфире - снимки передавались по ТВ сразу по получению их со станции. Последнее стало если не триумфом американцев, то очень хорошим публичным ходом, показавшим, что США не намерена уступать СССР и может продемонстрировать то, что не смог Советский Союз - и хотя с технической точки зрения подобные полеты для СССР выглядели (и были) во многом пройденным этапом - требовались новые успехи.

Одним из таких успехов стал "Зонд-3". Серия станций "Зонд" была предназначена для исследования межпланетной среды, а так же планет с пролетной траектории. "Зонд-1" был отправлен на Венеру и нес первую посадочную капсулу - но вышел из строя так и не достигнув "утренней звезды" из-за недостатков конструкции. Не дотянул до Марса и "Зонд-2". Однако "Зонд-3", запущенный 18 июля, успешно сделал полувиток вокруг Луны, отсняв в неплохом качестве ту часть поверхности Луны, которая не была отснята "Луной-3", а так же пересняв в более высоком качестве значительную часть обратной стороны нашего спутника, что позволило составить первую более-менее точную полную карту Луны - неотснятыми остались только приполярные области. Дешифровка снимков позволила выявить еще около 500 объектов - мелких морей, гор и кратеров. По итогам полета был выпущен первый в истории "Атлас обратной стороны Луны", за ним последовал первый в истории глобус Луны. После этого станция успешно продолжила изучать межпланетное пространство, включая состав межпланетного вещества путем спектрографии - это тоже было успехом и достойным шагом в изучении космоса. В целом же полет Зонда был очень неплохим успехом, прилично подзатмившим полёты "Рейджеров" - ведь все фотографии американцев были сделаны с "нашей" стороны Луны - а вот обратная сторона для них пока что оставалась недоступной - и хотя американцам удалось догнать СССР в ракетостроении - успех "Зонда" еще раз продемонстрировал превосходство в системах управления станциями.

Тем временем к полету готовилась новая очередь советских лунников серии Е-6. Еще три станции были готовы к полету на Луну. Все ожидали уже ставшими привычных потерь при запуске - но борьба за повышение надежности "Блока Л" наконец-то начала сказываться: разгонные блоки всех трёх "Молний" отработали нормально - и к Луне отправились "Луна-7" (4 октября 1965), "Луна-8" (3 декабря 1065) и "Луна-9" (31 января 1966). Станции были почти однотипны "Луне-4", но все недоработки, связанные с системами управления и двигателем были устранены, всё что отказало в прошлые разы были исправлено, переделано и доработано. И все равно у "Луны-7" отказал тормозной двигатель - и она разбилась о Луну так же, как "Луна-5" до нее. "Луна-8", однако всё же смогла затормозить и начать посадку - но мягкой она не вышла. Станция успешно затормозила, произошло отделение посадочного аппарата - все шло нормально, но посадочный аппарат погубил заводской брак надуваемого азотом амортизатора, который должен был погасить остаточную скорость - он лопнул при надувании, в итоге закувыркавшаяся под реактивной тягой вырывающегося из дыры азота, почти не амортизированная при ударе станция, ударилась о Луну и не вышла на связь. Зато спускаемый аппарат "Луны-9" смог успешно сесть на поверхность Луны став первой в истории космической станцией, совершившей мягкую посадку на другое небесное тело.

Посадка была потрясающим результатом. Станция передала три панорамы лунной поверхности при разных высотах Солнца над горизонтом, замерила радиоактивность лунного грунта (худшие ожидания о его наведенной веками облучения жесткой радиоактивности не оправдались), измерила уровень радиации на поверхности (оказавшийся достаточно безопасным и допускающим высадку человека на Луну), провела первые сейсмические измерения для оценки частоты попаданий по Луне метеоритов (что позволило доказать, что большинство кратеров имеют древнее происхождение). Изучение панорамы позволило так же отмести многие гипотезы о лунной поверхности - например предположение о том, что поверхность Луны покрыта толстым, многометровым, слоем пыли, образовавшейся при ударах метеоритов, космическом выветривании за счет перепадов температур между лунным днем и ночью, и остатков микрометеоритов. Стало ясно, что на Луну может сесть не только станция в надувном коконе, но и пилотируемый корабль. Безусловно посадка была важным шагом и очень многое рассказала людям о Луне. Это было воспринято как очередной триумф советской космонавтики.

Вслед за этим была еще одна победа: была достигнута и вторая цель этого этапа - запуск первого орбитального спутника Луны - "Луны-10". Станция представляла собой модифицированную станцию серии Е-6, технически близкую к станциям "Луна-4"..."Луна-9", но оснащенную уже не посадочной капсулой, а спутником луны. Схема полета этой станции была сложнее. Если траектория посадочных станций была куда проще - догнать Луну, развернуться к ней хвостом и тормозить что есть силы, а на заданной высоте и скорости отстрелить спускаемый аппарат, то Луне-10 требовалось двигаться так, чтобы торможение окончилось вблизи Луны, на высоте от 300 до 1000 км от Луны, а скорость аппарата была чуть выше 1,6 км/c - первой космической скорости для Луны. При меньшей скорости - станция бы рухнула на Луну, при большей 2,4 км/c - улетела бы прочь от Луны. Управление полета такой станции было более сложным - она нуждалась в очень точной коррекции траектории перед сближением с Луной и точным управлением тормозным двигателем - при этом система при торможении не могла полагаться на радиовысотомер, позволявший измерять скорость относительно Луны напрямую - как на обычных станция серии E-6. Основой программы полета стал очень точный расчёт траектории на Земле.

В марте 1966 были запущены две лунные станции этого типа, одна из которых смогла достичь Луны (ну а вторая была потеряна опять же из-за неисправности "Блока Л" очередной "Молнии" - повысить его надежность удалось, но блоки всё равно часто отказывали), после чего точно вывела на орбиту Луны отделяемый спутник массой около 300 кг. Орбита была эллиптической, около 1000 км в апоселении и около 300 в периселении. Это был полный успех. Задачей спутника стало изучение гравитации, радиации и состава луны. Было изучено гравитационное поле Луны (внезапно оказавшееся несферичным ввиду значительной неоднородности внутреннего строения спутника Земли), проведены продолжительные наблюдения за солнечной радиацией (в том числе во время вспышек) и уровнями радиации на поверхности. Была дифференцирована наведенная и естественная радиоактивность поверхности Луны - при этом изучение естественного излучения пород самой Луны показало, что значительную роль в сложении лунной коры играют базальты - такие же, как на Землей. Более чуткие магнитометры станции показали, что Луна все же обладает очень слабым (на 3 порядка слабее земного) магнитным полем, недостаточным для отражения любых космических частиц. Результат был подтвержден, когда станция (внезапно для многих тогдашних исследователей) обнаружила что Луна проходит через хвост земной магнитосферы - тогда точная форма магнитосферы Земли еще устанавливалась, и то что её хвост достигает Луны для многих было сюрпризом. Так же было установлено, что вокруг Луны почти в 100 раз больше микрометеоритов чем в пространстве между Землей и Луной - датчики микрометеоритов регистрировали более 10 попаданий микрообъектов по датчикам в час. Кроме того, на борту станции был установлен пакет мультивибраторов, подобранных так, чтобы по команде с Земли проигрывать в эфир "Интернационал". Музыка передаваемая станцией с орбиты Луны прозвучала на одном из заседаний XXIII съезда КПСС, её транслировали по радио. Миссия спутника была одним из последних больших успехов советской лунной программы - попытки Америки догнать и перегнать СССР начали оправдываться.

НАСА удалось осуществить свою первую мягкую посадку только в июне 1966, почти полугодом после "Луны-9" - но их аппарат - сходный с "Луной-9" по составу бортового оборудования и целям "Сервейер-1", запущенный ракетой "Атлас" с разгонным блоком "Центавр" - смог совершить первую в истории мягкую посадку на Луну за счет торможения двигателем, без использования двигателя мягкой посадки - без надувного кокона. При этом даже стартовый вес "Сервейера" составил чуть меньше тонны - в 1,5 раза легче станций типа Е-6, а вес посадочного модуля (вместе с двигателем мягкой посадки) - около 300 кг. В целом - это был очень большой шаг вперед, недоступный пока для СССР - американцам удалось нас догнать и по системам управления, и даже немного перегнать в плане конструирования собственно межпланетных станций.

Для ученых СССР же стало очевидно, что следующий шаг в освоении Луны невозможен без более мощного носителя, чем "Молния" - и этим носителем стал "Протон", на тот момент - новейший, созданный в 1965 году, и на 1966 год еще не имевший разгонного блока позволявшего полеты на Луну - но вскоре ему предстояло появиться. Посадка "Сервейера" была крупным шагом американцев вперед - и началом отработки способа посадки для лунных кабин кораблей "Аполлон" -и в этот момент американцы начали помаленьку обходить СССР. За "Сервейером-1" последовал "Лунар Орбитер-1" - первый американский спутник Луны, запущенный носителем "Атлас-Ценавтр" в августе 1966. В отличии от "Луны-10" он нес в основном не селенофизическое, а фотографическое оборудование - началась разведка возможных точек посадке будущего лунного корабля. Успех "Лунар Орбитера-1" и "Сервейера-1" показал, что американский технологический уровень не только догнал, но начал обходить советский.

В Лунной Гонке начинался следующий этап, самый ожесточенный и драматичный - подготовка к высадке человека на Луну...

СССР в Лунной гонке. Этап 2. Мягкая посадка и Лунный спутник (1963-1966) Космонавтика, Ракета-носитель, Сделано в СССР, Луна, История России, Ракета, Наука, Длиннопост, NASA

====================================================================================

В заключении хотелось бы поблагодарить своих подписчиков, ожидавших продолжения рассказа про лунную гонку.

Отдельное спасибо @Tollss, @Techno54, @timur1976, @Timl, @mayamba, @Dencheig, @GrayEva, @berkyt1944, @stan.vv75 и другим пикабушникам за моральную поддержку, которая помогла мне так быстро доделать из готовых набросков эту часть.

А еще спасибо @Timl и еще одному пикабушнику, который предпочел остаться неизвестным, за небольшие, но очень приятные донаты.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!