Ответ на пост «Халяль?»10
Двойственная логика
Шариат содержит два свода законов – один для мусульман, другой для немусульман (кафиров). К кафирам не относятся как к равным, они ниже по своему положению. Это – правовая двойственность и является одной из причин, почему шариат несовместим со светскими правовыми нормами, которые объединяют всё человечество под одной крышей, относясь к людям равностно и наделяя их равными правами.
Ислам устанавливает два взгляда практически на любую тему, касающуюся кафиров. Вот умеренная строфа о кафирах:
Коран73:10 Терпимо относись к их [кафиров] словам и сторонись их с достоинством.
А вот нетерпимая строфа о кафирах:
Коран 8:12 Вот твой Господь говорил со Своими ангелами: «Я буду с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца кафиров, рубите им головы и рубите им даже кончики пальцев!»
В Коране так много подобных противоречий, что в нём же указан и метод решения этой проблемы – он называется аброгацией.
Аброгация значит, что более поздняя строфа сильнее, чем более ранняя строфа. Однако обе строфы при этом истинны, так как Коран – это точное, подлинное послание от Аллаха. В примере выше первая строфа появилась хронологически раньше и, следовательно, она слабее.
Ранняя и слабая «добрая» норма отменяется введённой позже лучшей, «насильственной» нормой. Более сильная, лучшая строфа заменяет собой более раннюю и слабую строфу. Мусульманин может выбирать, какой строфе следовать. Оба варианта правильны, но один из них лучше.
Например: мусульманин может следовать более слабым строфам и попасть в Рай. Однако такому мусульманину придётся томиться в могиле, со страхом ожидая Судного дня. В то время как джихадист, следующий более сильным, поздним строфам, призывающим к насилию, попадает в Рай сразу, без задержки и неуверенности.
Сама жизнь Мухаммеда делится на ранний умеренный и нетерпимый этапы. Этап Мекки и этап Медины. В Мекке он был религиозным проповедником. Позже в Медине он превратился в политика и воина, став могущественным человеком. Более ранний Коран Мекки содержит советы для времён, когда ислам слаб, а более поздний Коран Медины говорит, что надо делать, когда ислам силён. Чем сильнее становится ислам, тем больше он воюет с кафирами.
Коран дает предписания, подходящие для каждой стадии. Фактически, Коран противоречив. Ранний, религиозный, ненасильственный Коран периода Мекки противоречит позднему, политическому, джихадистскому Корану периода Медины. Но он считается истинным и может использоваться в зависимости от ситуации.
Именно ранние строфы мы слышим от тех, кто поддерживает ислам, кто хочет доказать его сугубо мирную природу. Но всегда надо помнить про двойственность. Именно двойственность даёт исламу невероятную гибкость и приспособляемость, вводит людей в заблуждение, ослабляя их критическое восприятие и способность противостоять новым угрозам.