Откуда взялся «горб» у Boeing 747

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Boeing 747 — наверное, самый узнаваемый в мире самолет благодаря своему «горбатому» фюзеляжу. Такая необычная форма появилась вовсе не случайно, и вот почему:
В середине шестидесятых на фоне бума авиаперевозок в США некоторым авиакомпаниям потребовался более вместительный и «дальнобойный» самолет, чем тогдашний флагман реактивного флота Boeing 707. Принцип «бери больше, кидай дальше» должен был снизить нагрузку на аэропорты, которые уже тогда приближались к пределу пропускной способности по слотам — в деталях про это написано, например, в знаменитом романе Артура Хейли «Аэропорт». Основная масса инженеров Boeing в то время работала над перспективным типом Boeing 737, а также пыталась «догнать и перегнать» Конкорд и Ту-144, проектируя сверхзвуковой Boeing 2707, который тогда считали будущим гражданской авиации. 

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Поэтому 747-ой был спроектирован скорее как «кастомный» тип под требования авиакомпании Pan Am, которая была его стартовым заказчиком и идеологом концепции большого пассажирского самолета, один рейс на котором мог заменить два рейса на 707-ых.

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Однако сработает ли эта концепция, было непонятно. Поэтому Pan Am попросила сделать самолет таким, чтобы в случае чего 25 заказанных на первом этапе машин можно было бы переделать в грузовые. А для этого большому самолету нужна поднимающаяся вверх носовая часть.

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Но в носовой части находится кабина пилотов! И если сделать ее поднимающейся, то все тросы систем управления, кабели и трубопроводы проходили бы через шарнирное соединение. Такое решение было бы невероятно сложным и дорогим, поэтому кабину пилотов просто подняли на вторую палубу над основной частью фюзеляжа, а продолговатым «горб» сделали для лучшей аэродинамики; если бы он был короче и в нем располагалась только кабина, то такой «бугор» бы создавал большее сопротивление за счет образования вихревых потоков за ним. Для сравнения, например, посмотрите, насколько длинный сзади шлем у велогонщика! Принцип точно такой же.

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Неподвижная кабина пилотов используется практически во всех широкофюзеляжных грузовых самолетах, она расположена или над основной палубой (Ан-124) или под ней (Airbus A330 Beluga).

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Интересно, что у Boeing уже были готовые разработки военно-транспортного самолета с поднимающимся носом — его проектировали для ВВС США в 1963 году, однако тогда в тендере победил Lockheed из-за более низкой цены. Вот и пригодились чертежи для того, чтобы быстро спроектировать Boeing 747-100, который с 1970 года уже выполнял регулярные рейсы. 

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Концепция оказалась удачной — c 1969 по 2020 годы было построено 1555 самолетов этого семейства, в новых модификациях «горб» удлиняли, размещая там салон бизнес-класса и лаунж, а в перспективных даже хотели «растянуть» его до самого хвоста — получился бы почти Airbus A380. Также планировали выпускать трехдвигательную версию 747, но не срослось.

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Сейчас 747-ые постепенно выводятся из пассажирской эксплуатации из-за невысокой топливной экономичности и расширением норм ETOPS для двухдвигательных самолетов, которые могут летать по тем же маршрутам.

Откуда взялся «горб» у Boeing 747 Boeing 747, Горбатый, Авиация, Самолет, Длиннопост

Ссылка: https://www.frequentflyers.ru/2020/05/06/747_gorb/?utm_referrer=https://zen.yandex.com/?fromzen=searchapp