От аутотренинга до цеттелькастена
Меня зовут Роман Балакирев a.k.a Расталдыктер. Я консультирую в области системного саморазвития и комплексного управления внутренним ресурсом. Сам я занимаюсь техниками повышения личной эффективности почти 30 лет. В этом тексте я расскажу, как выглядел путь к тому, что я представляю собой сейчас.
Всё началось, когда мне было пятнадцать. Я нашел в глубинах родительской библиотеки небольшую книжицу ещё советского издания в мягком переплете - учебник аутотренинга. Методика показалась мне интересной и обещала привлекательные эффекты. Правда, там настойчиво писали про какие-то курсы, которые надо посещать. Но я отнесся к этой части текста как к сугубо теоретической. Курсы, рекламируемые книжицей, явно проходили не в моей стране, а, скорее всего, даже не в моем времени.
Тогда я ещё не знал, что самостоятельное освоение этой дисциплины проваливается примерно в 80% случаев. Поэтому я попробовал. Потом бросил и попробовал ещё раз после перерыва… Короче говоря, через 7 или 8 месяцев и 4 попытки, я смог закрепиться на второй (высшей) ступени. Это не сделало меня суперменом, но по ощущениям увеличило персональные возможности раза в полтора. Причем эффект проявлялся практических во всех сферах моей жизни.
Я научился за несколько недель преодолевать трудности, ранее казавшиеся непреодолимыми. Упрощать сложное, делать приятным неприятное и превращать рутину в весёлую игру. По сути, это был доступ к осознанному управлению своими личными качествами и мотивацией. Стоит ли говорить, что я стал гораздо увереннее в себе, а жизнь начала казаться мне не очень-то сложной штукой.
С последним я тогда, конечно, перестарался - в силу ещё юношеского максимализма. Но как бы там ни было, расставаться с таким сокровищем мне не захотелось. Так что после освоения я продолжил практиковать аутотренинг и активно использовал его возможности ещё очень многие годы.
Возможно, я тугодум, но только через пару лет меня осенило, что эта методика может быть не единственной в своем роде. Я начал искать и постепенно находить нужную мне информацию, пробуя почти всё найденное на себе. Работающее я добавлял в личную копилку, как часть регулярных или эпизодических практик. Так в моем арсенале появился набор дыхательных упражнений (пранаяма) и медитаций.
К сожалению, у меня не было учителя, а многие книги были полны всякого шарлатанства. Верно отделять зерна от плевел у меня получалось далеко не всегда, поэтому продвигался я медленно, тратя немалое время на увлекательные, но бесполезные методики. Проблему я заметил потому, что искал реальной пользы, в силу чего критично оценивал всё, что читал. Решить проблему и несколько ускорить прогресс я смог, благодаря изучению научного подхода к получению новых знаний.
Чуть за двадцать я стал изучать психологию - таким же образом, как и предыдущие техники. В итоге, с того времени я успел прочесть множество трудов, относящихся к разным психологическим школам. Уделял время и смежным дисциплинам. Особенно меня интересовало то, как эффективно передавать знания и понимания людям. То есть, педагогические технологии и всё, с ними связанное.
Тут я, пожалуй, сделаю небольшое отступление и скажу, что, несмотря на вышесказанное, психологом я, разумеется, не стал. Как и не стал тем, кто мог бы заменить психолога для нуждающегося в нем человека. Об этом я всегда стараюсь сразу же предупреждать учеников и других собеседников, чтобы избежать возможных недоразумений. Если психолог нужен, то он нужен, а мои компетенции лежат в несколько другой сфере.
Но возвращаюсь к своей истории. Около 2004 года я осознал, что могу преподавать. Однако, свою практику я тогда воспринимал как полезное хобби и мысли обучать кого-то в этом направлении у меня не возникло. За пределами хобби у меня была работа, которая существенную часть жизни была так или иначе связана с IT. Поэтому начал я с частных уроков компьютерной грамотности с выездом на дом. Поначалу всё шло отлично и очень мне нравилось. Но со временем количество просьб о решении конкретных проблем от учеников и их знакомых стало так велико, что мне пришлось открыть небольшой компьютерный сервис, а преподавание забросить.
Вообще, в те годы я увлекся мелким серийным предпринимательством, а наработанная личная эффективность позволяла мне в ряде проектов выступать как соло-бизнесмен - задолго до того, как это стало широко распространено благодаря ИИ и другим современным инструментам. Например, у меня была “воображаемая веб-студия” полного цикла, которая выдавала результат как полноценная, но работали в ней мы с супругой и только иногда, разово, наемные кодеры с фриланс-бирж.
Были и другие проекты, соло-форматом я не ограничивался. Скажем, упомянутый выше сервис, в отличие от веб-студии, был предприятием с десятком более-менее постоянных сотрудников. Не избежал я и стартаперской участи. Один из проектов - Geolance - удостоился призового места на престижном в те времена мероприятии федерального уровня и почти уже устремился в свой полет до Луны. Однако, ошибки в построении команды (моё слабое тогда место) довольно быстро заставили этот крейсер приземлиться.
Но успехов всегда было больше, чем неудач, а жить удавалось занимаясь исключительно тем, что нравится и интересно прямо сейчас. Помимо бизнес-проектов я успевал заниматься творчеством - писал стихи, песни и колесил с выступлениями в составе небольшого творческого объединения. Создал блог, который вскоре стал ещё одним инструментом для личного прогресса, а, помимо этого, принес множество отличных идей и знакомств. Легко заводил новые разнообразные увлечения: покер, кулинария, общественная деятельность, турпоходы и всякое прочее.
В 2009 году комментаторы в моем тогдашнем блоге натолкнули меня на идею попробовать учить тому, что я знаю в области личной эффективности. Несколько месяцев я просто публиковал уроки в виде постов, затем объявил набор и начал заниматься с первыми учениками. Получилось неожиданно хорошо и я быстро втянулся. Правда, в те времена мои IT-проекты давали на порядок больший доход, поэтому я долго считал преподавание ещё одним хобби с небольшим заработком.
Однако, был и ещё один эффект от занятий с учениками. Фокус моего интереса начал постепенно смещаться с чтения книг и статей в привычном режиме на поиск материалов, помогающих в решении конкретных проблем: для моих учеников в жизни и практике, а для меня - в области искусства передачи знаний и навыков. Одновременно с этим пришлось существенно нарастить сам арсенал методик. Ведь теперь он должен был служить не только мне одному, а подходить любому, кто придет ко мне на обучение.
Среди прочего, мне в какой-то момент пришлось углубиться в транзактный анализ с акцентом на работе с жизненными сценариями. Помимо непосредственно Берна и его учеников я изучал более прикладные проявления жизненных сценариев - такие, например, как паттерны поведения, порождаемые социальным окружением. Как и всегда до этого, полученные знания я сперва проверял на себе, а затем клал в копилку то, что работало и приносило практическую пользу.
В последние годы я активно изучаю системный подход и его прикладные направления. Многие дисциплины из нового спектра я включил не только в личную практику, но и в арсенал преподаваемых методик. Сам же активно использую, среди прочего, письменное мышление и веду цеттелькастен. В моем цеттелькастене на данный момент около 6 тысяч заметок и я считаю его самым ценным из имеющихся у меня активов. Однако, ведение цеттеля никак не отменяет все остальные практики, а, наоборот, помогает их систематизировать и достигать большего прогресса. В некоторые аспекты которого я сам бы лет десять назад, наверное, не поверил.
Тут следует пояснить, что в 2019 году я совершенно внезапно для себя обнаружил в организме одну врожденную болячку. Знать бы о ней раньше, я бы легко купировал проблему и не дал ей развиться. Но моя болячка была из той породы, которая развивается большую часть жизни абсолютно незаметно для носителя, а затем бьёт наотмашь сразу букетом взаимосвязанных диагнозов с резко ухудшающимся состоянием. Медицина же в таких случаях сначала ошибается с диагнозом, а через несколько лет ставит верный, но даёт расплывчатые советы.
Всё это быстро вывело ситуацию из-под контроля и в течении примерно трех лет я пребывал в состоянии катастрофически фрагментарной трудоспособности. Проще говоря, у меня было, в среднем, 8-10 рабочих часов в неделю, да и те посредственного качества - остальное забирала болезнь. Мне пришлось свернуть почти все текущие проекты и сосредоточиться на персональном выживании.
Да, те немногие часы, которые я мог работать в тот период, были у меня исключительно благодаря накопленным ранее навыкам персональной эффективности - иначе я бы превратился в стопроцентно лежачего больного с весьма мрачными перспективами. Однако, даже для меня, такого количества и качества трудовой деятельности было маловато для поддержания на плаву себя и своей семьи. Тем более, у меня к тому моменту уже было двое детей, а сами мы несколько лет как жили за границей.
Поэтому я сейчас так ценю свой цеттелькастен и методику письменного мышления вообще. В трудные для меня годы именно этот инструмент позволял решать насущные проблемы на том уровне эффективности, который ранее мне казался весьма далеким от достижимого. И который - в итоге - раз за разом оказывался достаточным для их решения.
В конечном счете внезапно свалившийся на меня букет болячек удалось, если не победить, то хотя бы взять в плен на приемлемых условиях. По большей части я уже вернулся к своей обычной жизни. Правда, вновь обретенную трудоспособность пока что приходится расходовать куда более целенаправленно - на ликвидацию последствий вышеописанных темных лет. Но главное в том, что я по-прежнему могу действовать и получать, помимо результата, удовольствие от процесса, как и было всегда.
—--
Если вы удивлены, почему в таком объемном тексте до сих пор не встретилась ссылка на телеграм-канал, то это потому, что её и не будет. Впрочем, если в результате этого чтения вам захотелось о чем-то у меня спросить или побеседовать, вы можете просто написать мне лично: @rastaldykter
