7730

Оспаривание результатов ЕГЭ в судебном порядке | Предыстория2

Серия Оспаривание результатов ЕГЭ в судебном порядке

Вот и настало то время, когда я публикую на Пикабу первый пост, спустя без двух недель 4 года после регистрации. С вами на связи Ростислав Сучков, выпускник одной из рязанских школ. Да, заголовок действительно описывает содержание постов, которые планирую писать в рамках своей серии. Тапками прошу не кидаться :)

Оспаривание результатов ЕГЭ в судебном порядке | Предыстория

4 июня 2024 года по всей стране проходил единый государственный экзамен, в моем случае - по обществознанию. Честно сказать, был готов к любому варианту событий, поскольку последние 3 года, с 9 по 11 классы, я писал олимпиады по обществознанию и праву. Стоит отметить, что успешно - в 10 классе стал абсолютным победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву, а в 11 классе повторил успех, но уже занял второе место в рейтинге победителей. За плечами есть и перечневые олимпиады, которые писал ради удовольствия и желания приобрести больше знаний в ходе подготовки к задачкам "со звёздочкой".

Как и везде, в 10 часов утра в нашей аудитории начали печатать КИМы, и уже через 15 минут я приступил к выполнению заданий. Встречаю свою "любимую" тему - экономику. Сразу в голове пронеслась мысль: "Ну что, Ростик, всё веселье только впереди".

Не знаю как, но сделал все задания из тестовой части и 7 из 9 заданий в развернутой. Через час после начала экзамена я сдал работу, и на радостях полетел к классному руководителю. Прогнозировал где-то баллов 70, поскольку уже после выхода из аудитории меня догнали гениальные мысли, и я осознал, что в некоторых заданиях допустил ошибку.

Следующие две недели я провел без особого напряжения - ну да, волнительно, но без фанатизма. 18 июня, вечер, я собираю чемоданы в Москву, поскольку предстоит госпитализация в федеральный научно-клинический центр ФМБА России. Пока собираюсь, на телефон приходят уведомления: в тематических чатах выпускники начали сообщать о том, что начали появляться результаты. 19 июня, 3 часа ночи, стою на перроне вокзала в ожидании электрички, а сам тем временем постоянно обновляю "ЧекЕГЭ". В очередной раз ввожу свои данные для входа. Обществознание - 59 баллов.

"Как, почему..." Я не берусь утверждать, но думаю, что лица на мне в тот день действительно не было. Добираюсь до больницы, оформляюсь, проверяю портал на наличие сканов бланков моей работы. Разместился, уже собираюсь ложиться спать - появились сканы. Ура, ещё одна ночь без сна. Достаю ноутбук, начинаю искать свои задания, и спасибо добрым людям, которые уже до меня восстановили несколько вариантов по обществознанию, среди которых нашелся и мой.

Смотрю условия заданий, свои ответы и критерии - шкала непонимания ситуации медленно, но верно увеличивается. Нахожу электронные версии своих учебников за 9-11 классы (За авторством Леонида Наумовича Боголюбова, земля ему пухом.), ищу нужные темы - и понимаю, что баллов действительно выставили меньше, чем должно быть по факту.

Спустя двое суток без сна наконец-то ложусь спать, отложив подачу апелляции на утро. Проснувшись, готовлю себе позицию о моем несогласии с выставленными баллами, сохраняю себе нужные страницы учебников, методических рекомендаций для предметных комиссий, и прочее-прочее-прочее. Через несколько часов звонок - назначили время и место рассмотрения апелляции. Всё шло как по маслу - к этому моменту я успевал выписаться и доехать домой, и еще раз всё перепроверить.

25 июня, 13:00. Пришел в пункт проведения апелляции, и понял, что разговор с комиссией будет через ВКС, в самом пункте присутствуют лишь технические специалисты. Так как я допускал, что на заседании комиссии может случиться все что угодно, и мне придется это оспаривать и доказывать, приготовил штатив для телефона для видеосъемки. Включил запись, вхожу в кабинет с ноутбуком, на что мне специалисты сообщили о запрете иметь при себе любые технические средства связи во время проведения апелляции. Шкала непонимания растёт всё больше и больше. Разумеется, перед тем, как подготовиться к видеосъемке, я изучил федеральное законодательство и Порядок проведения ГИА в части рассмотрения апелляций, и нигде не нашел ни слова о том, что с собой грубо говоря нельзя брать телефон.

Начинаю возражать на запрет, а мне в ответ предъявляют с телефона какой-то приказ регионального Министерства образования, которым утверждено положение о проведении апелляции по ЕГЭ, и там такой запрет есть. До настоящего момента данный приказ в открытых источниках не опубликован, поскольку, вероятно, носит закрытый характер. Ладно, Бог с ними, решаю пойти на компромисс - убираю всё, и начинается апелляция.

Представитель АК: Перепроверке подлежало всё то, что вы писали в бланке ответов №2 на всех листах, то есть, по сути, мы перепроверили все ответы, и приняли решение о том, что изначально они были экспертами объективно, в соответствии с федеральными критериями. Никаких оснований для удовлетворения вашей апелляции, для изменения баллов в сторону повышения либо в сторону понижения, мы не обнаружили.

Решением апелляционной комиссии ваша апелляция не удовлетворена, у вас остается столько-же баллов, сколько и было на момент подачи апелляционного заявления.

Вы сейчас услышали решение апелляционной комиссии?

Я: Услышал, не согласен. Так как это предварительное решение, прошу предоставить мне возможность представить ряд доводов, почему это решение неверное.

Представитель АК: Ростислав, мы сейчас будем готовы прокомментировать особенности оценивания ваших ответов, если это потребуется с нашей стороны.

Ещё раз я вам сейчас подчеркну, что мы объясняем, почему были выставлены те или иные баллы во время перепроверки, вот во время текущей перепроверки. И это решение - окончательное, мы просто поясняем, почему и на основании чего принято то или иное решение.

Вот так вот, дорогие друзья!) Действительно, зачем у нас существует поле в бланке апелляции с выбором варианта рассмотрения апелляции, пусть он там что хочет ставит, а мы всё равно без него решение примем! Поясню, что я запрашивал рассмотрение апелляции в моем присутствии, а значит, окончательное решение также должно приниматься в моем присутствии, после проведения заседания и дискуссий.

Повод для подачи иска №1.

По сути заданий я пока не буду вдаваться в подробности, дабы исключить возможность искажения позиций моей и комиссий. В общих чертах: где-то банально искажают смысл моих ответов в свою пользу, где-то вообще такое творят, что я даже не знаю, как описать.

Представитель АК: "Я хотела бы ещё вам сказать следующее: вне всякого сомнения, комиссия при оценивании руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом "Об образовании", иными федеральными законами, нормативно-правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства образования Рязанской области, приказами и инструкциями.

Вместе с тем, в комиссии не руководствуются перечисленными вами учебниками, ибо они не внесены в Федеральный перечень учебников, хоть и их содержание конечно-же хорошее, качественное, и мы сегодня с вами не даем оценку качества данной печатной литературы.

Я: Прошу назвать официальный документ, который исключил упомянутые мною учебники из Федерального перечня учебников. Перед подготовкой к данной апелляции, я скачал с официального сайта таблицу в формате эксель, в котором указаны все учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, и я как раз-таки нашел все упомянутые учебники, а именно учебники по обществознанию для 9, 10 и 11 классов за авторством Боголюбова Л.Н. Ранее я вам назвал номера пунктов в Перечне, присвоенные данным учебникам.

Представитель АК: Хорошо, Ростислав, давайте мы всё-таки с вами будем сейчас как-то беседовать не по содержанию учебников, а по содержанию вашей работы и соответствии её тем критериям, которые предложены Федеральным институтом педагогических измерений в качестве эталонных, и тем инструкциям и рекомендациям, которые прописаны в этих-же критериях.

Думаю, с моей стороны комментарии излишни. Повод для подачи иска №2.

В ходе самой апелляции я не услышал четкой аргументации в качестве обоснования выставленных баллов, поскольку представители апелляционной комиссии попросту лили воду, а на конкретные вопросы я ответов по существу не услышал. В связи с этим, я обратился к представителям комиссии с просьбой направить работу на перепроверку экспертами Федеральной предметной комиссии по обществознанию, собранной Рособрнадзором. Да, буквально за два дня до апелляции я, как и вы, и не знал о существовании такой, спасибо Интернету. Однако получаю отказ: "У нас такого нет, решение нашей комиссии окончательное".

Что я имею: ответы, соответствующие материалу учебников, по которым учился несколько лет; наличие в критериях по каждому заданию формулировки "Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла"; отсутствие подробной аргументации по каждому заданию от каждого из экспертов, в том числе того эксперта, которая перепроверяла в рамках апелляции мою работу.

По итогу, долго думая, 16 июля я подаю административное исковое заявление об оспаривании решений Государственной экзаменационной и Апелляционной комиссий Рязанской области в лице регионального минобра в Октябрьский районный суд г. Рязани, а одновременно с ним и ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела, поскольку уже на носу окончание приёмной кампании в ВУЗах.

А теперь отвечу на вопросы, которые наверняка у вас возникли после прочтения данного материала.

1. Почему я решил оспаривать свои результаты ЕГЭ в суде, а не просто пошел на пересдачу?
Честно, я задумывался над идеей пересдачи, но понял: это бессмысленно, поскольку работу будет проверять та-же комиссия, что и в первый раз. Моим догадкам нашлось доказательство: на пересдаче именно по обществознанию многие из моего окружения написали гораздо лучше, чем я, однако баллы у них даже меньше, чем у меня. Лишь единицам из моих друзей и знакомых удалось поднять баллы.
Более того, при подаче заявления на пересдачу, аннулируется прошлый результат - таким образом, я по сути должен смириться с оцениванием первой попытки, и сделать ставку на успешную проверку второй попытки. А почему я должен это делать, если меня устраивает мой первый результат?
2. А стоит ли игра свеч? / Не позорься, 59 баллов - это троечная работа, да ещё и с жирным минусом!
Да, для кого-то 59 баллов покажется маленьким результатом, да я и сам его таковым считаю. Хотя будет справедливо отметить, что хоть сейчас этого уже нет, но раньше существовала официальная таблица перевода тестовых баллов ЕГЭ в оценки, и по ней 59 баллов - это уже 4 (хорошо). Суть моего иска заключается в поднятии 9 баллов, поскольку небезосновательно считаю, что работа выполнена на 68 баллов из 100. Обратного мне так и не доказали. 68 баллов меня более, чем устроят - поскольку не ловлю звезд с неба, и осознаю, что работа выполнена далеко не идеально. Но, опять же, если работа не идеальна, это не дает никаких оснований "рубить" баллы по полной программе! Даже если работа оценена в 40 баллов, хотя содержащиеся в ней ответы соответствуют 50 баллам, все равно необходимо оспаривать такую оценку.
3. Ты серьёзно считаешь себя умным по сравнению с уважаемыми учителями/преподавателями, которые 100500+ раз проходят всякие аттестации и экзамены, прежде чем приступить к проверке работ ЕГЭ?
Я себя не считаю умнее членов предметной и апелляционной комиссий, просто у них отсутствует аргументация, которая позволила бы, попросту говоря, назвать меня "дураком". Если мне приведут какие-то аргументы, которые будут соответствовать действительности, и исходя из них, станут очевидными мои ошибки, безусловно, я их признаю. Повторюсь, никакой аргументации я не увидел (в материалы дела Министерство образования приобщило копии заключений всех четырех экспертов), и не услышал на заседании комиссии.
4. Да ты просто сутяжник и просто пытаешься поднять "хайп" на своей ситуации!
Законом предусмотрен только такой вариант оспаривания результатов в случае несогласия с результатами апелляции. Про вариант с пересдачей я уже ответил, повторяться не буду. Насчет хайпа: первые материалы в СМИ пошли вообще не с моей руки: в стране работает система ГАС "Правосудие", которую отслеживают и журналисты в том числе. На первое судебное заседание они пришли самостоятельно, без моего приглашения, лишь запросив аккредитацию у председателя суда.
5. Да откуда ты знаешь, как вести себя в судебном процессе, как писать иски, ты ведь вчерашний школьник!
Это уже мой второй судебный процесс: первый связан с полученной мною травмой в общественном транспорте, он до сих пор длится, очередное заседание по нему состоится 7 августа 2024 года. На досуге подумаю о том, чтобы рассказать и об этой ситуации тоже, будет много советов и рекомендаций для каждого из вас. А насчет составления всех документов: и в первом случае, и в данном, всё составлял я самостоятельно! Никто меня не подкачивал к такому повороту событий, и исковые заявления, и ходатайства я писал сам, нужную доказательную базу находил тоже я сам.
Определенные познания в области права я получил в ходе подготовки к олимпиадам, что-то новое для себя открыл из судебной практики, которую регулярно изучаю. Да, я тот самый бывший странный школьник, который вместо залипания в ТикТоке или других соцсетях мог спокойно часами читать различные определения и постановления Пленума Верховного Суда, резонансные решения судов общей юрисдикции РФ.

На сим я пожалуй закончу сегодняшний пост, и надеюсь, что смог довольно подробно изложить данную ситуацию и мотивы к судебному разбирательству. Если возникают какие-то дополнительные вопросы: задавайте их в комментариях, отвечу абсолютно каждому.

Следующий пост будет первой частью данной серии постов - там я расскажу в деталях о первом судебном заседании, где мы даже не приступили к рассмотрению дела по существу. Планирую выпустить его до конца этой недели.

И да - буду благодарен каждому вашему плюсу: предать данную ситуацию огласке, чтобы она вышла за пределы рязанских СМИ, я хочу не с целью приобретения популярности, а в первую очередь, с целью мотивации будущих выпускников биться до победного - если они действительно уверены в том, что правда на их стороне.

Карточка дела на сайте Октябрьского районного суда г. Рязани

Пруф - материал одного из рязанских интернет-СМИ

UPD:

Серия публикаций об оспаривании результатов ЕГЭ в судебном порядке:
Предыстория. (вы уже здесь)
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Часть 4.
Часть 5. Содержание моего иска, изложение и скан решения суда + разбор апелляционной жалобы.

Школьный уголок

2.1K поста3.9K подписчиков

Правила сообщества

Можно:

Писать всё, что можно отнести к школе.

...

Нельзя:

Нарушать правила Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
194
Автор поста оценил этот комментарий

Олимпиадник и был бы рад 70 баллам. Ага, да.

раскрыть ветку (34)
100
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже это смутило

Я на 60-70 баллов писал пробники ЕГЭ по предметам, к которым вообще не готовился дополнительно. Просто на уроки ходил нормально и пятëрку в четвертях имел

А по предметам, к которым готовился, ЕГЭ написал на 95+, причём до региональных олимпиад добирался с большим трудом, а призовое место взял всего один раз, поскольку это, действительно, очень сложные испытания. Те, кто выигрывают такие олимпиады, наверное, ниже 90 вообще не получают на ЕГЭ

Какой-то мутный выпускник в посте
раскрыть ветку (14)
42
Автор поста оценил этот комментарий

Именно. Сейчас открыл наугад личные карточки двух ребят в школе, которые сдавали егэ в этом году. У отличника 92 балла, у хорошиста 79. Они в олимпиадах не участвовали.

42
Автор поста оценил этот комментарий

Я общагу сдал на 68 баллов (как хотел С). Но есть нюанс. Я её писал также час, писал абсолютную отсебятину и не готовился ни часа перед экзаменом)) (основные предметы для меня были математика/физика/информатика). Очень смутил факт, что олимпиадник (пусть даже региональный) сдал ЕГЭ на 60 баллов.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Схожая ситуация. Общага 56 баллов при том, что я троечник. Хоть и просидел на экзамене от звонка до звонка, написал за полтора часа, остальное время или пырился в потолок или строил глазки однокласснице. Страшно подумать, 15 лет прошло
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хоть и просидел на экзамене от звонка до звонка, написал за полтора часа
Вопрос только зачем? Задание можно сдать в любой момент и пойти отдыхать домой.

Автор поста оценил этот комментарий

С каждым годом ЕГЭ усложняется говорят

19
Автор поста оценил этот комментарий

Вы что-то путаете, олимпиадник и отличник - это совершенно разные профессии, требующие разного образа мышления даже.
Конечно, это совместимо, но совершенно необязательно.

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Окей, уточню

Олимпиадник - это отличник или почти отличник. С учëбой у него всё хорошо

Отличник - это не всегда олимпиадник. Возможно, это зубрилка, тогда на олимпиадах ему делать нечего

В моей параллели все, кто участвовал в олимпиадах городского уровня и выше, учились очень хорошо и без проблем сдали ЕГЭ. Те, кто участвует в олимпиадах, решает сложные задачи. Чтобы решать сложные задачи, нужно хорошо знать базу. Знаешь базу и хорошо решаешь сложные задачи - сдашь ЕГЭ без проблем

Кроме того, например, в математике или физике последние задания ЕГЭ - это олимпиадные задания. К ним нет общего подхода (как, например, к решению неравенств или банковских задач), каждая задача - уникальный случай. Хочешь почти сотню - нужно уметь решать и такое

С другой стороны, ТС говорит, что они на олимпиадах занимались кроссвордами, тестами и переводами :/
раскрыть ветку (6)
5
Автор поста оценил этот комментарий

"у меня нога такая же и она не болит"


Ну у меня обратная параллель была.

Чел всерос по английскому на второе место затащил, а имел два в триместре по предмету. Без шуток.

У меня призовое из перечня по физике, а как бы троек полон рот. (ну ладно, пару штук)


Школа в нулевых-десятых в топ 100 по России была и имхо заслуженно - просто мы люди такие.


Ты буквально вывел закономерность из ничего. Цена на картошку и арбузы коррелирует, но никак не связана.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну 2 он мог иметь потому что англичанку банально нахуй послал. Или, как в моем случае, постоянно поправлял 🤣

Я, когда был маленький, пару лет постоянно в Штаты мотался с родней. И как вы думаете шо у меня было по английскому в школе? 3 пишем, 2 в уме.
Уже в техникуме только учителя по умнее были.
Вот тебе автомат и вали отсюда, не умничай.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Знаю много ребят олимпиадников (не прям всеросов, но в той же лиге, что ТС: регион + рсош), далеко не все из них отличники и даже хорошисты.

Если условный олимпиадник "в короне", то зачастую домашки не доделаны, непрофильные предметы и вовсе задвинуты. Никто не любит тратить силы там, где их тратить не обязательно.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Все так и есть. Это я как олимпиадник говорю.

Да и 70 баллов совсем дно, для такого уровня.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Так тут речь о профильном предмете.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А что, медаль уже за один профильный предмет выдают?
Мы про связь "отличник в школе" (=по всем предметам) и "олимпиадник по одному предмету".

0
Автор поста оценил этот комментарий
я писал пробники от 74 баллов, максимум было 85-86, что-то такое.
20
Автор поста оценил этот комментарий

Такие они, региональные олимпиады, бессмысленные и беспощадные. И потом отправляется БВИ

7
Автор поста оценил этот комментарий

Да, примерно на этом моменте я бросила читать. Олимпиадники у нас сдавали прикола для , без подготовки к ЕГЭ, и что-то меньше 80 при таких раскладах все равно не получалось.

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я обществознание сдавал по приколу, ради того чтобы набрать нужное количество экзаменов. Кажется только конституцию пролистал и вся подготовка.

14
Автор поста оценил этот комментарий

Олимпиада и егэ это два абсолютно разных экзамена. Олимпиада наверняка может помочь написать иск в суд, но к заданиям егэ имеет очень косвенное отношение

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Но всё равно базовые знания есть же, хотя я тоже математику только на 82 балла написал, хотя в олимпиадах участвовал

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Есть знания, а есть "ключи"

4
Автор поста оценил этот комментарий

А чего бы и нет? За олимпиады баллы при поступлении в университет тоже начисляются, и если набрать 75+75+75, то уже с доп.баллами за олимпиаду можно поступить в хороший местный ВУЗ.

раскрыть ветку (6)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Так он ведь не набрал 75. А значит - не подтвердил олимпиаду. А значит - никаких бонусов при поступлении.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
если не подтверждаешь свои олимпиады баллами, то утрачиваешь лишь право поступления БВИ, но никак не право на баллы за индивидуальные достижения, поэтому почти везде, куда я подавал документы, за эту графу у меня 10 баллов из 10 максимальных.
раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А за весь предмет не зачли сотку?

19
Автор поста оценил этот комментарий

Очень странно, что олимпиадник часть заданий решить не смог. Я вот в школе тоже был олимпиадником, причем до первого места в регионе по своему предмету мне было весьма далеко. Когда ЕГЭ сдавал, без подготовки совсем, то все без исключения задачи я решал в процессе чтения условия, дальше оставалось только записать аккуратно

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Если олимпиады за победу в которых результат егэ становиться 100 баллов, но есть нюанс, надо набрать 60~80~ баллов по этому предмету
раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Может что-то новое ввели. В мое время если олимпиада давала 100 баллов ЕГЭ или поступление без экзаменов, то ЕГЭ можно было хоть вообще не сдавать. Нужно было только обязательно сдать русский и математику на какой-то там крайне низкий минимум, чтобы аттестат школьный выдали

2
Автор поста оценил этот комментарий

в 2010 сдавал свои ЕГЭ, до этого бывал на разных олимпиадах. Скажу по своим ощущениям, конечно, но по инглишу, например, ЕГЭ брало довольно глубоко за щеку у любой даже районной олимпиады, не говоря уже о городской. Поэтому экзамен после олимпиады показался прогулкой в парке. Ничего не могу сказать насчет других предметов и тем более обществознания, но боже мой, если человек что-то там на всеросийской олимпиаде завоевывал, но при этом, как тут товарищ писал, не видит никакой тоски в том, чтобы в форме правления "республика" не уточнять, какая из... тут у меня "шкала непонимания" как глаз начинает дергаться

3
Автор поста оценил этот комментарий
Я в 12-м году сдавала ЕГЭ, до этого с 9 по 11 класс скакала по всем Олимпиадам и конференциям по русскому и литре, по региону и стране, с призовыми местами, пробники писала на 80-90 баллов. Ну и че, в итоге? 73 балла по русскому и 59 по литре. Благо, мне они не особо были нужны, так как в вузе вступительные экзамены играли роль. Но бля, как было обидно. Оспаривать, кстати, вообще в голову не пришло, закончилось это всё и слава богу.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Может, он историю допом олимпиадил и сдавал.

0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну он написал же, что накосячил, но поздно уже было.

раскрыть ветку (2)
28
Автор поста оценил этот комментарий

Троешник, который выбегает через час после начала экзамена, но при этом уверен в своих знаниях и готов судиться. Классно, удачи ему. Не хочу обижать парня, но ему бы свои ответы показать специалисту сначала. Ну так, чисто для самопроверки.

раскрыть ветку (1)
11
Автор поста оценил этот комментарий

Зато смотри как языком чесать умеет, какие телеги сочиняет!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества