Образование? - 2

Добрый вечер :)
Я живу на этой планете почти 21 год, заканчиваю бакалавриат физтеха и уже достаточно долгое время занимаюсь репетиторством. Больше для души и альтруизма, чем для денег. Поэтому у меня есть пара слов и историй о нынешнем образовании.
Тема оказалась очень больная, поэтому пишу следующий пост :)

Приходит девочка, 9 класс, СОШ. Разбираем основы механики и кинематики. Спрашиваю 1 закон Ньютона - рассказывает лучше, чем в гугле написано. Я прям заслушался. Спрашиваю, мол, а если вот у тела скорость внезапно начала меняться, что это значит? Ступор. Намекаю. Прошу рассказать еще раз закон - рассказывает еще красноречивее, соседи начали вести конспект. На вопрос ответить не может. По физике отлично.

Тоже девочка, 8 класс, сош, разбираем математику. Взял глянуть учебник. Он оказался 2016 года, если не ошибаюсь, Макарычев, новенький, хрустящий. Меня сразу напрягло то, что учебник раза в два уменьшился, осталось только какое-то беглое рассмотрение. Девочка не может решить линейное уравнение, с жуткими сложностями строит график прямой, система уравнений - вообще никак. Перевод в десятичную дробь - тоже. И это вовсе не ленивая девочка - она много где еще занимается, как я узнал, уже определилась с профессией. По математике 4-5.

Девочка, 9 класс, физмат лицей. По математике решает биквадратные уравнения и уравнения по схеме Горнера со свистом, система неравенств - вообще не вопрос. По физике - зеро. Учебники читает. Читает. Ничего не понимает.

Мальчик, 9 класс, СОШ. Месяц терзали силу Ампера. Ничего не запомнил. Я устал. Предложил заниматься математикой, подготовкой к ОГЭ. Разбирали графики. Глаза загорелись. Вместо часа, который он едва высиживал, прозанимались два. Договорились заниматься теперь математикой.

Мальчик, 8 класс, СОШ. Таблица умножения дальше 6×6 - темный лес. Дал задание. Принес. Списал. По математике 4.

Я это все к чему - что же такое у нас творится в книгах и в школах, если даже умные и старательные ребята не могут разобраться? Зачем прививать ненависть к предмету зубрежкой определений, которые все равно никто не понимает и не применяет?
И тут есть два фактора - учители и учебники.

1) Учители. Собственно, боролись, теперь получите и распишитесь. Учителей нет. Даже в научном городе. Даже математиков и физиков. Уже в лицеях и гимназиях преподавать некому, скоро технички учить будут. Долго говорить здесь нечего, тема очень избитая, сказать могу одно - лет через 10-15 при такой тенденции общеобразовательные школы просто закроются, все убегут к частникам. Пускай за деньги, зато будущее появится.
У меня мама преподает хирургию в медколледже. Получает за это МРОТ. Человек с двумя образованиями, который учит основам спасения жизни.
Маленький добавочный фактор: непонятные оценки. Как можно в 9 классе не уметь решать уравнения, но получать 4 и 5? Как можно не знать абсолютно никаких основ физики (даже эмпирических) и получать хорошие оценки? Не понимаю.

2) Учебники. Лучшее - детям! Бесспорно. Но лучшее ли?
Конкретно по физике у меня зуб на переиздание Перышкина, которое даже мне читать стало совсем неприятно, что и говорить о школьниках.
У меня есть отличное его издание за 1964 год, я им зачитываюсь периодически. Красиво, понятно, толково, с примерами. Если что не понимаю - поправьте, пожалуйста.
Переиздание математики - курс все меньше и меньше, задач решают все меньше и меньше. Почему-то не могут понять, что чтобы каждый ученик в классе мог решить уравнение, необходимо их решать сотнями, а не устраивать краткую экскурсию в мир х и у и по домам. Очень многие ОГЭшники не могут тех вещей, которые 5 лет назад могли делать практически все их сверстники. Зачем этот непонятный рерайт хорошей литературы, если при этом из нее уходит самое главное? Хорошей литературы и так было мало, так ее еще и испортили.
Скоро две цены в магазине сложить никто не сможет.

В 9 классе у лицеев нашел какой-то новый прикол - они занимаются по углубленному курсу за 10(!) класс, где очень многое дано через производную. Которую они еще, собственно, не проходили...

Пост немножко сердитый получился, поэтому хочется сказать огромное спасибо учителям, которые несмотря ни на что продолжают свой кропотливый труд. Вы - герои нашего времени! :)

P.S. Буду очень рад почитать мнения по этому поводу, особенно про учебники.

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
33
Автор поста оценил этот комментарий

Занимаюсь программированием с учениками институтов. Обычно все проблемы упираются в то, что ученик не может в голове построить логическую цепочку для решения задачи. После ее построения написание кода практически у всех не вызывает проблем. Но с одним учеником вышла забавная ситуация. 1й курс, октябрь месяц. Только поступил в универ и сразу возникли проблемы. Этот тип пытался заучивать алгоритмы решения тех или иных задач. У него это было примерно 1000-1500 строк кода. Малейшее изменение задания естественно вызывало просто жуткий ступор. На вопрос где он так научился делать, ответил, что в школе их так учительница учила. Просто зазубривали куски кода из презентаций и наизусть рассказывали как стихи...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (15)
28
Автор поста оценил этот комментарий
По 1000 строк?? Кода!?
раскрыть ветку (12)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Да. Я не знаю как он это делал. Видимо зазубривал какими то кусками или еще как то. Но программу в 1000 строк мог воссоздать спокойно. А объяснить зачем он написал тот или иной оператор не мог
раскрыть ветку (11)
14
Автор поста оценил этот комментарий
Это уже садизм какой-то от учителя. И эти люди не могут формулы выучить, я тащусь
раскрыть ветку (8)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Вызубрить и понимать все же разные вещи. Понимание уже вызубрить не всегда можно.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Это уже садизм какой-то от учителя.
Это вы, коллега, не встречали, видимо, как третьеклашек в СОШке заставляют английские тексты заучивать. Наизусть. Прозу. Просто потому, что такой вещи, как пересказ, нужно учить. Тексты разбирать. Речь развивать. А вызубренное, но непонятое можно и на открытом уроке с пафосом продемонстрировать, и пятёрки не жалко, и напрягаться не надо.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Прозу хоть продемонстрировать можно.
Я сейчас представил, как этот молодой человек девушке на свидании древо прочитает...
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я сейчас представил, как этот молодой человек девушке на свидании древо прочитает...

С выражением и паузами. Драматическими. У Стругацких что-то такое упоминалось.


Страх не в конкретном заучивании. Страх в том, что не учат думать. Точнее, учат НЕ думать, закрепляя пятёрками за попугайское бормотание. И эти милые инфанты потом искренне недоумевают, видя моё недовольство. Они же выучили! А то, что о смысле выученного не имеют понятия - ну, в школе про это не говорили.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
С информатикой в школах беда большая, чем с физикой. А уж если вспомнить, что егэ по информатике практически никак с самим предметом не связан...
Но я не информатик, поэтому здесь молчу
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так и предмет "английский язык", не говоря о ЕГЭ, с самим языком связаны слабо. Никто не выходит из школьной программы, умея говорить.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Это проблема мотивации. У меня был прекрасный учитель инглиша в школе, но я ленился. В институте мотивация появилась :)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так при должной мотивации ученик и учебники хорошие найдёт, и программу освоит самостоятельно. И учитель, по уму, будет ему и не нужен особо.

Автор поста оценил этот комментарий

Это что за универ где на первом курсе пишут по тысяче строк? И язык какой?

Автор поста оценил этот комментарий

Ну , если это паскаль, то там много похожих кусков.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Прохожу сейчас computer science по Стенфордского курсу. И понимаю, что для информатики в школах это было бы идеально.

Ты учишь именно что и почему так работает - никакой магии, все максимально логично и понятно.


А не "это так, потому что в учебнике так написано".

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

ну это в любом предмете так)) что толку от теоремы, если ты не знаешь как и когда ее применять

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку