3925

Нейросети в руках школьника3

Серия Школьный альманах

Работаю 4 года учителем информатики в школе

Недавно разбирали с детьми код, который они сами же и написали.

Задание было простенькое, на каком-то из этапов программы нужно было проверить, что число оканчивается на 9 и вывести подтверждение.

Т.е. в стандартном виде, в котором это обычно пишут восьмиклассники, код выглядел бы примерно так:

a = int(input())

if a % 10 == 9:

print("YES")

Но мы же пользуемся нейросетями! И, конечно, тот же DeepSeek нам напишет идеально красиво, да ещё и переменные обзовёт так, чтобы было понятно, что там внутри!

Выглядит это уже следующим образом:

number = int(input())

last_digit = number % 10

if last_digit == 9:

print("YES")

И, конечно, по таким красивым названиям переменных ИИ легко палится.

Но суть даже не в том, что использованы электронные мозги. Суть в том, что работать надо и обычными.

Я, естественно, подхожу, и пытаюсь завязать сократовский диалог, чтобы девочка хотя бы поняла, что именно написано в коде. Получается с трудом:

— А вот last_digit — это что такое?

— ... Ну... Переменная.

Ага, уже не с нуля начинаем, хорошо.

— Что в этой переменной лежит?

— Число.

— Какое?

— Не знаю...

Ну тут уже надо подсказать!

— Ну вот смотри, нейросеть же для тебя старалась, писала название. Давай переводить. Last как с английского переводится?

— Э...

— (со стороны) Последний!

— Ага, вот, видишь, подсказывают, последний. А digit как переведём?

— Не знаю...

— Ну как же! Ты же знаешь, наверное, слово digital. Что оно означает?

— Современный?

— Ну почти. Довольно близко!

— (снова со стороны) Цифровой!

— О, вот у нас снова подсказка есть. Значит, если digital — цифровой, то digit — это?..

— ... Цифра?

— Бинго! А теперь объединяем!

— Последняя цифра?

— Именно! Значит, что содержится в этой переменной?

— Последняя цифра.