Нерасказанная история США (2)
Продолжаю рассказывать о книге Стоуна и Кузника "Нерасказанная история США"
Предупреждение: те, кто ожидают от этой книги объективного подбора фактов, будут разочарованы: эта не учебник истории. Это рассказ о тёмных, часто замалчиваемых страницах прошлого. Читатель, знакомый лишь с этим исследованием, неизбежно получит неправильное представление. Но авторы не задавались целью писать учебное пособие. Они прямо написали в предисловии: ребята, о хорошем вам рассказали в школе, а мы вам расскажем о плохом. В самом деле, они вольны выбирать темы для своего изложения. Кто-то (и таких большинство) пишет преимущественно о хорошем, а кто-то критикует. Чтобы получить адекватную картину, необходимо читать и тех, и других, потому что то, чему учат в школе, часто причёсано в угоду идеологии, политике или каким-то другим интересам.
Оливер Стоун и Питер Кузник дают критический обзор внешней политики США за последние десятилетия. Тут есть над чем поразмыслить. Такой взгляд просто необходим.
Это не я сказал, это Михал Сергеич.
А теперь идём дальше. Окончилась Вторая мировая. Обанкротившаяся Британская империя вынуждена была впустить на свои колониальные рынки США, что послужило катализатором её развала. Монопольные обладатели Бомбы сразу же включили атомную дипломатию в качестве средства давления на СССР. Трения между великими державами нарастали как в Европе, так и на Востоке. Первым камнем преткновения была иранская нефть, на которую у Сталина были свои виды. Фултонская речь Черчилля о "железном занавесе", с которой связывают начало холодной войны, была направлена на защиту интересов Британской империи и призывала к созданию "старомодного военного союза". После того, как советские войска не вывели к назначенному сроку свои войска из Ирана, Трумэн сказал Громыко "мы сбросим её на вас", и Советский Союз пошёл на попятную. Атомная дубинка сработала. Её совершенствовали, проводились всё новые испытания. Общественность была обеспокоемая, но попытки обуздать разгорающуюся гонку ядерных вооружений, ведомые Генри Уоллесом и одумавшимся Эйнштейном, были обречены на неудачу. Внешняя политика государства стала агрессивной и бескомпромиссной. Трумэн стал просить в Конгрессе деньги на на противодействие коммунистам в Греции и Турции, называя это помощью "свободным народам". Так была сформулирована доктрина Трумэна. Сталин соблюдал соглашение с Черчиллем о сферах влияния в послевоенной Европе и свернул свою помощь греческим коммунистам, которых разбили. Западные "партнёры" не стали отвечать взаимностью в советской "сфере", пытаясь представить политику СССР в отношении таких стран, как Польша, как запланированную советизацию, хотя на самом деле у Советского Союза изначально не было такого проекта, ему пришлось заняться этим после поражения коммунистов в Греции и Италии и плана Маршалла. Тем временем "бомбануло" на Ближнем Востоке: провозгласили Государство Израиль, которое спустя 11 минут было признано Вашингтоном. Голоса евреев-избирателей были для Трумэна не лишними. Потом была основана ФРГ, потом НАТО. Ну а затем Советский Союз взорвал свою первую атомную бомбу, вскоре после чего друг Сталина Мао провозгласил создание Китайской Народной республики. Советская империя нанесла ответный удар. Холодная война шла уже полным ходом.
Как и предполагали пессимисты, началась гонка вооружений. США начали разработку водородной бомбы. У себя дома они стали немедленно бояться "красной угрозы", развязав травлю тех, кто подозревался в симпатиях к коммунистам. Печально известный маккартизм привёл к разгрому левых партий в стране, от которого они оправились лишь в шестидесятых. Степень нетерпимости к инакомыслию была такова, что с госслужбы выгоняли не только "красных", но и "голубых". Тем временем раздражённый политикой США в Японии и вооружённый уже своей атомной дубинкой Сталин дал отмашку Ким Ир Сену, который вторгся в Южную Корею. На помощь южанам пришли американцы, в ответ северянам помог Китай. У американских генералов очень чесались руки бомбануть Ким Ир Сена чем надо, но обошлись напалмом, оставив Корею в руинах и всё же не добившись победы. Милитаризация американского общества росла, и победа генерала Эйзенхауэра в президентской гонке была логичной. Атомный арсенал быстро рос, появилась водородная бомба. Но не прошло и года, как Советы испытали свою. ЦРУ сменило правительство в Иране и Гватемале, а затем пришла очередь и Вьетнама, куда американцы стали влезать после того, как оттуда выгнали французов.
Первый советский спутник (выведенный на орбиту королёвской "семёркой", способной нести и ядерный заряд) поколебал уверенность американцев в своих силах. На волне страха перед потенциальными сотнями русских ракет политический капитал стал сколачивать молодой сенатор Кеннеди, который и добился успеха в президентской гонке 1960 года. Он сразу сел в калошу вместе с ЦРУ после того, как Кастро разбил контрреволюционеров в Заливе Свиней. Хрущёв поставил на повестку дня берлинский вопрос, выросла стена. Напряжение росло, и состоятельные американцы стали строить себе персональные атомные убежища. Между тем, став президентом, Кеннеди обнаружил, что на самом деле у США даже больше ракет, чем у СССР. О военном превосходстве было заявлено публично, в ответ Советы, приняв это за угрозу, взорвали Царь-бомбу в 58 мегатонн, а в 1962 году американцы обнаружили чужие ракеты у себя под носом, на Кубе. Только под угрозой немедленного вторжения Хрущёв сдал назад, добившись гарантий для Кубы и вывоза американских ракет из Турции. Весь мир балансировал на грани атомной войны. В мрачные минуты Кеннеди признавался, что "лучше мои дети будут красными, чем мёртвыми". Оба были потрясены, и Кеннеди решил устранять источники напряжённости между двумя странами и закончить космическую гонку, отправив на Луну представителей обоих стран. Этим добрым намерениям не суждено было сбыться. Президент пал жертвой покушения.
На смену ему пришёл невежда, грубиян и антикоммунист Линдон Джонсон, с приходом которого политика повернула резко вправо. Ами серьёзно взялись за Вьетнам. Сотни тысяч молодых американцев отправились защищать интересы страны за океан. Один из авторов книги Оливер Стоун пошёл добровольцем и отслужил 15 месяцев, будучи дважды ранен. Вьетнамцев-коммунистов стреляли, бомбили, травили и грозили им атомными бомбами, но конца войны было не видать. В самих Штатах набрало силу антивоенное движение, приводящее на свои митинги сотни тысяч человек. Успешная поддержка переворотов в Бразилии, Доминиканской республике и Индонезии вряд ли добавили Джонсону очков. Бесславное его президенство закончилось.
К власти пришёл влиятельный тандем Никсона и Киссинджера, называвший друг друга "безумцем" и "психопатом". Они продолжали грозить Ханою атомной бомбой, в то время, как в антивоенных демонстрациях по всей стране принимали участие уже миллионы человек. Американцы выигрывали во Вьетнаме битвы и территории, но проигрывали время. Вторжение в соседнюю Камбоджу не улучшило положения. Прошло несколько лет, и янки пришлось убраться из Вьетнама, а в 1975 году пал Сайгон. Варварские бомбардировки Вьетнама и Камбоджи лишь ожесточили население и привели к власти жуткий режим Пол Пота. Содействие фашистскому перевороту в Чили не прибавило популярности правящему дуэту. Киссинджер жаловался, что газеты оплакивают Сальвадора Альенде, хотя при Эйзенхауэре трубили бы победу Пиночета. Но те же газеты прославляли его за нормализацию отношений с Мао в 1972 году. Обеспокоенные этой нарождающейся дружбой Советы приняли Никсона тепло в мае того же года. Были подписаны важные договора, началась долгожданная разрядка. Никсон выиграл выборы, но проиграл Уотергейский скандал, и вынужден был уйти. А "психопат" удостоился вместе с одним из руководителей Вьетнама Нобелевской премии мира, от которой последний с достоинством отказался.
Киссинджер остался вице-президентом при Форде, который по словам Джонсона "не мог одновременно идти и жевать жвачку". Форд подвергся атаке республиканских неоконов во главе с Рейганом, но отбился, однако выборы проиграл Джимми Картеру, бывшему сравнительно неопытным политиком, мало смыслившим во внешней политике. Картер, будучи в целом прогрессивным деятелем, попал под влияние Збига и прочих ястребов-советников и в конце концов предал свои убеждения, разочаровав сторонников. В начале пути он договорился по Панамскому каналу и обеспечил мирное соглашение Израиля с Египтом, заключил с СССР договор ОСВ-2. Но в итоге холодная война снова разгорелась. Снова начались пикировки с Советами по поводу Эфиопии. В 1979 к власти в Иране пришли исламские фундаменталисты, что стало провалом разведки. 52 сотрудника американского посольства попали в заложники, и оставались в них 444 дня. В противовес Ирану Штаты стали заигрывать с Саддамом Хусейном, который вторгся в Иран с молчаливого их одобрения. Этот конфликт США подогревали восемь лет, помогая то одним, то другим. Кризисы плодились: Никарагуа, Сальвадор, Афганистан, куда вошла Советская армия. Картер объявил, что попытки контроля над Персидским заливом будут встречены военными средствами. Эскалация нарастала вместе с военными расходами США. Так Картер своими руками подготовил почву для Рейгана, пришедшему ему на смену.
Книжная лига
28.3K постов82.2K подписчика
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.