2655

Немного советской промышленности

Совершенно случайно у меня оказалось два дисковода, советский и японский. Любопытно то, что они из одного времени (90й год), выполняют одну функцию, конструктивно и технологически схожи, поэтому получится интересное сравнение.

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

У советской промышленности были некоторые трудности производить одновременно массово, качественно и недорого (насколько так можно говорить при нерыночном формировании цены). Но пост сделать меня побудила наглядность тех мелочей, которые показывают, почему отечественные изделия были чудовищно более трудоемкими при изготовлении, а значит более дорогими.

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

В посте я не буду говорить о причинах такой ситуации, а сконцентрируюсь на деталях. Начнем с шильдика:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

В японском дисководе он напечатан на самоклеящейся бумаге, серийный номер заранее напечатан принтером. В советском варианте он приклеивался вручную, также как и подписывался серийны номер. Потеки клея - показатель культуры производства. Далее, что бросается в глаза:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Печатная плата японского дисковода мельче, не только за счет использования SMD, но и за счет использования микросхем с высокой степенью интеграции. На нашей плате - довольно простые логические элементы в больших DIP корпусах. В итоге их больше и плата крупнее. На печатной плате нет ни паяльной маски, ни шелкографии. Смотрим дальше - маркировка блока магнитных головок:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

На нашем все выполнено полностью вручную, на японском - наклейка с заранее напечатанным номером. Смотрим далее - разъемы:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Вот это интересный момент. На нашем - каждый проводник припаян вручную, надет кембрик, связан бандаж, нанесена краска. На японском видно как разъем с прокалывающими контактами, так и с обжимными. Причем доходило до забавного - когда то давно приходилось потрошить стопку советских списанных принтеров, и было видно, что механику делали наши заводы, шаговые двигатели стояли индийские, которые в полее поздних изделиях заменили на ДШИ-200. А вот головки были импортные с разъемом типа IDC-16M, и к ним шел жгут проводов, каждый проводник был припаян, надет кембрик. Тоесть головки были спроектированы под прокалывающие разъемы с соответствующими шлейфами, но заводы предпочитали по старинке - припаивать и вязать жгут. (Впрочем, даже если бы и хотели - то не очень могли в силу бюрократических ограничений)

Смотрим далее, наконец винты:

Немного советской промышленности СССР, Ретро, Дисковод, Промышленность, Длиннопост

Крестовой шлиц был разработан для ускорения сборки, так как центровал отвертку в себе и препятствовал ее выскакиванию с повреждением окружения, в советских изделиях упорно использовался прямой шлиц. Хоть ГОСТ на крестовые шлицы был, качество винтов было недостаточным, и технологи их не любили за склонность к повреждению при затягивании.


Резюмируя. Фото показывают проблемы:

1. Низкая производительность труда из-за огромного количества ручных операций.

2. Использование старых технологий из-за медленного внедрения новых. Тут стоит пояснить для не связанных с производством. Система ГОСТов при всех своих плюсах несла и минусы. Завод не очень свободен в принятии решений как производить. Если в ГОСТ написано, что изделие должно быть завернуто в промасленную бумагу и упаковано в деревянный ящик, завод не может упаковать в полиэтилен и положить в пластиковую коробочку. А ГОСТы обновлялись медленно и неохотно. Поэтому например на фото вы видите головки винтов, зафиксированные каплей краски, а не анаэробный фиксатор резьбы. Помимо гостов проблему усугубляли отраслевые требования и куча других документов, непосредственно касающихся производства.


Сразу скажу, что бы в комментариях не спешили меня опровергать контр-примерами - я говорю о массовом выпуске товаров народного потребления, не затрагивая военную технику.


А вот о причинах этих проблем и воспоминания из первых рук я думаю можно будет прочитать в комментариях под этим постом :)

Ещё сравнения дисководов от @Radon17 здесь #comment_173326214

Найдены возможные дубликаты

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
+22

Хорошо знаком с такими дисководами. По сути в семействе МС было две модели -  МС 5301(полноразмер, в высоту с два таких) и МС 5305-like. К последним относятся МС 5305, МС 5311, МС 5313, МС 5350. У всех между собой заменяемы платы, а вот БМГ разные. Плюс в МС 5311 часть деталей не литые, а штампованные. Производили их на разных заводах. Встречаются МС 5305 с гораздо более опрятными платами другой конструкции. Вот, специально сделал фото. Самая нижняя плата (установлена на дисководе) содержит детали более высокой степени интеграции - резисторные и диодные сборки.

Почему не делали ничего на замену дисководам такого типа? "А зачем, если работает?". Да. Именно так. Если по сравнению с МС 5301 было уменьшение в габаритах в два раза, то тут только в быстроте сборки.

И ещё один пункт. На некоторых дисководах производства Зеленограда есть маркировка самым настоящим штрих-кодом. Их так отслеживали на сборочной линии.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+26

А вот тот же самый дисковод с другой стороны. Не смотрите на отсутствие некоторых деталей, он пока ещё находится в ремонте. Лучше обратите внимание на разъёмы без кембриков и ручной пайки. Соединители такого типа начали применять ещё в видеомагнитофоне ВМ-12 в 1984 году. И да, как вы видите, применяются крестовые винты) Повторюсь, это дисковод той же модели и года выпуска, что и в посте, только произведён на другом заводе

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+10

@moderator, добавьте пожалуйста ссылки на два комментария выше в пост. Это прекрасно, что можно сравнить еще и аналогичные дисководы выпущенные разными заводами.

раскрыть ветку 2
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку
Похожие посты
1027

Чёткая птичка: Улучшил качество советского мультика «Крылья, ноги и хвосты»

Всем привет, уважаемые пикабушники!


Меня неоднократно просили улучшить короткометражку про то, как гриф страуса учил летать. Сделали этот маленький, но запоминающийся мультик два режиссера: Александр Татарский и Игорь Ковалев.


Одного, к сожалению уже нет с нами, а вот Игорь Ковалёв и по сей день радует нас своими работами(последняя была представлена в прошлом году, ею стал маленький мультик "Летающий Нансен")


Игорь долгое время работал в США, а в 2010 году вернулся ухаживать за матерью и в последние годы трудится креативным продюсером на студии «Союзмультфильм».


Что касается мультика, то улучшить его удалось не очень сильно. Своеобразная рисовка путает нейросети. Пыль и многие царапины я постарался убрать, но тем не менее что-то осталось, а что-то и добавилось(внимательные заметят). Но, в целом вроде неплохо. Сами посмотрите в общем🙂


Добавить в коллекцию можно ч-з телеграм: https://t.me/okte4


Ютуб-канал: http://www.youtube.com/channel/UCl0Q3PGfV81qUpX4Bg7GrLg


Буду рад каждому!

325

История СССР в фотографиях № 110

Автор фотографий: Всеволод Тарасевич


Куйбышевская обл., г. Тольятти 1981г.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Демонстрация.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Пансионат Волжского автомобильного завода.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

На массаже.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

В кабинете физиотерапии

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

В рентген-кабинете.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Кабинет релаксации.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Детвора у пианино.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Автомобиль-лаборатория  ВАЗ 2102.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

На пляже.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Запуск воздушного змея.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

На улице города.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Отдых на природе.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти
История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Молодёжь.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Праздник День Победы.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Вечерний пейзаж.

История СССР в фотографиях № 110 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро, Тольятти

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 23
502

Ответ на пост «Немного советской промышленности» 

О да, поработал я с этими дисководами.

И была пара забавных случаев.

1. Первое мое оверклокерство. Причем не програмное а аппаратное.

Применяли данные дисководы на ZX спекутрум. В контроллере стояла микросхема ВГ97. Ну и как то стрельнула мысль что дисковод очень медленно перемещает головки, от чего и читает дискеты медленно. Взяли бумажний даташит, да да, интернета ещё не было, почитали его немного, и пришли к мнению что надо менять тактовую частоту. Сказанно сделанно, в одном месте порезали дорожку и запаяли перемычку с делителя частоты. В итоге дисковод стал работать в 2 раза быстрее. При этом звук работы изменился в лучшую сторону значительно.

2. После доработки вылезла одна интересная проблемка. Дискеты записанные на другом дисководе (без доработки) читались на ура, а вот записанные на доработанном читались только на доработанных. Хм, стали разбираться. По конструкции позиция первого сектора определяется с помощью небольшого отверстия в дискете и оптопары в дисководе. На фотоприемнике которого с помощью осцилографа был обнаружен странный всплек. Некоторое время ещё пытались решить откуда этот всплеск берется. Но в итоге на фотоприемник просто напаивался паралельно конденсатор на 10пик и проблема ушла полностью.

383

История СССР в фотографиях № 109

Автор фотографий: Всеволод Тарасевич


Автопортрет. 1980-е
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Парусники. Куйбышевская обл., г. Тольятти 1981г.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

На  заводе "Автоваз" . 1981 г. Куйбышевская обл., г. Тольятти


Обеденный перерыв

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Субботник

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Сборка двигателей.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Инженер-конструктор.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

У конвейера.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

После смены.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

На занятиях. Изучения устройства автомобильных агрегатов.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

На заводе. Рабочая обстановка.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Выдача зарплаты.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Новые автомобили.

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

"АвтоВАЗ".

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Вид на город со стороны "АвтоВАЗа".

История СССР в фотографиях № 109 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 24
164

Музыкальная ретрореклама

Иногда была она неплохой...

Например Вячеслав Малежик рекламирует фруктовые соки (святое дело!). Поёт азартно, вместе с массовкой. Даже очень азартно, видно пили не только сок - певец на одной ноге скачет, дамы хихикают...

Но не будем придираться, ведь главное это результат!

Следующая реклама из серии "Провинциальный ужас". Три разбитных девицы и странный юноша под музыку "Boney M" рекламируют комки 90-х.

- "Хей, хей, денег не жалей, иди в ларёк", - поют девушки, особенно блондинка настаивает. Вышла злобная пародия на оригинал. В ''Boney M'' тоже поют три бойких негритянки и странный негр. Белые люди не уступили!

Далее реклама магазина шапок "Фомос". Музыка хорошая и поёт неплохо для любителя. Реклама имела продолжение.

- "Увезу тебя я в тундру, увезу тебя однууу," - пел директор магазина. Продавцы, выстроившись в ряд, махали правой рукой, как бы провожая в тундру директора и его избранницу.

И последнее: эконом-реклама. Тоже как бы спели-сплясали, но без музыки. Видно деньги кончились. Время было бедное, и очень суровое!

Показать полностью 2
101

История СССР в фотографиях № 108

Автор фотографий: Всеволод Тарасевич


Резчик и его работа. Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Семьи в домашней обстановке.  Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Никольская сопка. Батарея Максутова.  Парад кораблей в честь Дня ВМФ в Авачинской бухте. Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

В ресторане.  Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Переезд в новые квартиры.  Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Праздник день ВМФ. Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро
История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Морской пейзаж. Камчатская обл., г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

В порту. Демь ВМФ.  г. Петропавловск-Камчатский. 1979 г.

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Вулкан "Карымская сопка".

История СССР в фотографиях № 108 СССР, История, Фотография, Подборка, Длиннопост, Ретро

Источник: https://russiainphoto.ru/search/years-1946-1999/?author_ids=...

Показать полностью 23
40

Видео 1986 года о промышленных роботах в СССР (Колоризация+улучшение четкости)

Видео 1986 года о промышленных роботах в СССР (Колоризация+улучшение четкости) СССР, Техника, ПК, Промышленность, Прошлое, Наука и техника, Видео

Всем привет!


Мне достаточно часто писали в комментариях, почему, мол, ты не делаешь русские научно-популярные видео (особенно часто эти комментарии звучали в сериях роликов Шевроле тридцатых годов прошлого века(Улучшил качество ролика про полноплавающий задний мост от Шевроле 1936 года)


Данный ролик отчасти расскажет, почему я редко обращаюсь к отечественным видеороликам. И да, все на поверхности - зачастую у таких роликов очень, просто очень плохое качество исходного материала, улучшить которое либо невозможно на текущий момент, либо очень и очень трудно (естественно речь про работу используя AI).


Это видео выпущенное 1986 году, в котором рассказывается о роботизации промышленности Страны Советов. Если кому-то будет интересно посмотреть в получившемся качестве вторую часть отпишите, я запланирую и её.


Черно-белая версия лежит в телеграм: https://telete.in/okte4/


Ютуб:http://www.youtube.com/channel/UCl0Q3PGfV81qUpX4Bg7GrLg


Буду рад каждому.

Показать полностью 1
89

Первый советский квадроцикл

К 1991 году на советском промышленном предприятии Завод имени Дягтерёва в г.Ковров приступили к производству набирающих популярность в странах запада четырехколесных транспортных средств названных квадроциклами.

Первый советский квадроцикл СССР, Россия, Мото, Промышленность, Производство

Четырехколесный мотоцикл «ЗИД-175 4ШП» был предназначен для эксплуатации в условиях бездорожья, песчаной, снежной, заболоченной, каменистой местности, на дорогах с различным покрытием, в одиночку и с пассажиром, а также для перевозки грузов (буксировки прицепа) и выполнения сельскохозяйственных работ с орудиями.


Двигатель — от «Восхода-ЗМ01», немного дефорсированный для получения более благоприятной характеристики крутящего момента («тяговитый»); в основной коробке передач пара шестерен третьей передачи имеет другое количество зубьев из тех же соображений. Охлаждение — принудительной подачей воздуха (вентилятором).


Спад промышленного производства на всей территории современной России к середине девяностых годов не позволил Заводу имени Дягтерёва продолжить выпуск перспективного транспортного средства.

50

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза

Железо, марганец, хром, нефть, каучук, алюминий, свинец, никель, кобальт, сурьма, мышьяк, ртуть, молибден, вольфрам, алмазы, сера, серная кислота, графит и фосфаты входят в состав незаменимых видов сырья, от которого зависел стратегический успех сражений во Второй мировой войне. Особую роль эти элементы играют в машиностроении.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Академик Александр Евгеньевич Ферсман как-то упомянул, что для производства танка требуется не менее тридцати элементов, а вся боевая авиация летает на без малого пятидесяти элементах. Помимо крайне востребованных алюминия с медью, настоящими «витаминами» военной промышленности стали никель с молибденом («металлы танковой брони»), свинец с сурьмой (аккумуляторы, хромовые защитные краски, баббиты, сердечники пуль и др), вольфрам с кобальтом (сердечники подкалиберных снарядов, инструментальная сталь) и ртуть с цирконием (капсюли, детонаторы, ингредиенты бездымного пороха). Менее известными, но не менее важными были литий (системы жизнеобеспечения в подлодках), соли титана и олова (дымовые завесы), висмут (антисептика и заживляющие составы), а также ванадий и платина, используемые в качестве катализаторов в нефтяной промышленности Советского Союза.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Цветные металлы во многом являются настоящим скелетом войны (кровью, как известно, выступает нефть). К примеру, в 1914 году наступление германской армии сорвалось, по мнению историка Мак-Нила, именно по причине острой нехватки меди, входящей в состав сплава для гильз. Примечательно, что и царская Россия уже в 1916 году фактически выработала все свои разведанные месторождения цветных металлов в Сибири, Урале и Кавказе. А к 1917 году появилась другая проблема – острый дефицит подвижного железнодорожного состава, что парализовало транзит руды на плавильные производства в Москве и Санкт-Петербурге.


Для того чтобы понять степень влияния цветной металлургии на производство товаров военного потребления, приведу статистические данные. В июне 1941 года удельный вес продукции для Красной Армии в структуре Наркомата цветной металлургии составлял рекордные 60%. Даже у Наркомата тяжелого машиностроения в армию уходила только половина продукции. И уже в июле 1941 года доля военной продукции от Наркомата цветной металлургии подскочила на 15%. И в дальнейшем правительство делало все возможное для бесперебойного производства дефицитных цветных металлов. Так, уже 28 июля 1941 года Наркомат обороны СССР получил указание направить в помощь строителям Уральского алюминиевого завода сразу 10 стройбатальонов. В итоге быстрее нарастили мощность одного из немногих тогда алюминиевых предприятий.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Были в предвоенное время в Советском Союзе и фундаментальные недостатки, с которым отрасль вошла в Великую Отечественную войну. Прежде всего это хронический дефицит цветных металлов, отчего страдали как планы выпуска гражданской техники, так военной продукции. Страдало производство патронов: в среднем с 1930 по 1933 год процент выполнения оборонного заказа варьировался от 38,8 до 57. В этот период артиллерийских снарядов не выпускали даже половины от требуемого количества – в 1932 году вообще выполнили заказ на 16,7%. И в дальнейшем эту ситуацию так и не удалось кардинально переломить. Второй проблемой производства вооружений и, соответственно, расхода дорогих цветных металлов, стала высокая доля отходов. Так, в первую пятилетку при производстве снарядов до 60% металла уходило в отходы, при изготовлении артиллерийских систем – до 70%. Для сравнения: в Великобритании нормы отходов были в два с лишним раза ниже.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Начало Великой Отечественной войны для цветной металлургии стало серьезным потрясением – производство проката металлов упало в 430 раз. Под немцами оказались заводы, занимающие поставками никеля, меди, магния, цинка, страна потеряла до 60% жизненно важного алюминия. С алюминием вообще в тем времена были серьезные проблемы. Первоначально перед войной удалось построить несколько предприятий по выплавке этого ценного металла. В июне 1930 года начали строить Волховский алюминиевый комбинат, который отметился первой плавкой уже в 1932 году. Примечательно, что бедные тихвинские бокситы изначально не предполагалось использовать для Волховского комбината – специалисты Американской алюминиевой компании АЛКОА не смогли ничем тогда помощь советским металлургам. Однако отечественным химикам-технологам удалось решить эту проблему. Самым мощным предприятием по выпуску алюминия в СССР стал Днепровский комбинат, на который в 1937 году приходилось до 70% всего металла в стране. Кстати, годом ранее страна вышла на второе место в Европе (после нацистской Германии) по выплавке алюминия. В этом есть доля Уральского алюминиевого завода, который вышел на проектную мощность в 1939 году. Но и этого не хватало для промышленности Советского Союза. Так, в предвоенном 1940 году (IV квартал) отгрузка товарного алюминия была выполнена на 81 процент. «Алюминиевый голод» негативно сказывался на производстве боевой авиации — в 1941 году планировали в лучшем случае на всю страну получить 90 тыс. тонн «крылатого металла» при потребности только авиаотрасли в 87 тыс. тонн. Откуда брать еще 20 тыс. тонн на другие нужды, было непонятно. Авиационная отрасль не только несла количественные потери – качество самолетов в 30-е годы отставало от мировых стандартов. Конструкции крылатых машин были преимущественно из композитов: деревянные фюзеляжи и металлические крылья, а также деревянные крылья и металлический фюзеляж из ферм, покрытых полотном. Фактически полностью изготовить из дюралюминия можно было только бомбардировщики типа ТБ-3, СБ и Ил-4.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Для сравнения приведем данные по Германии, которая с 1937 по 1939 год нарастила общий выпуск алюминия со 120 тыс. тонн до 192 тыс. тонн. А в 1941 году немцам вообще удалось выплавить рекордные 324 тыс. тонн! В этом и был один из секретов успеха немецкой авиации – алюминия просто было очень много. Мало помогали СССР поставки алюминия из-за рубежа – с 1938 года по 1940 год импорт упал с 7652 тонн до мизерных 513 тонн. Многие уменьшили поставки из-за войны (Франция и Норвегия), а США перекрыли каналы поставок из-за милитаризации экономики Советского Союза.


Среди множества планов Совета оборонной промышленности лета 1940 года была постройка двух прокатных заводов мощностью по 20 тыс. тонн каждый. Уже тогда было понимание того, что к 1943 году промышленность будет требовать примерно по 120 тыс. тонн алюминия ежегодно. На постройку планировали выделить до полумиллиарда рублей, а дополнительные 63,5 млн. предполагали потратить на трубно-прессовочный цех и реконструкцию завода №95, занятого на производстве дюралюминия. Также в планах была закупка у немцев за 3 млн. рублей установки для непрерывного литья Junghaus. В этой ситуации мог помочь возводимый в Кандалакше алюминиевый завод, но до начала войны его не успели ввести в строй. В 1941 году планы вновь скорректировали. К 1942 году требовалось выплавить уже 175 тыс. тонн крылатого металла. Налицо лихорадочная попытка догнать в производстве алюминия ВПК Германии или хотя бы сократить отставание. Даже разведка помогала экономить металл в эпоху «алюминиевого голода». 15 ноября 1940 года из Генерального штаба в Совет народных комиссаров поступил перевод постановлений №39 и №47 Германского имперского управления по материалам. В них говорилось о логике и возможности экономии ценных цветных металлов, а также запрете их использования в ряде изделий.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

Немцы должны были помочь Советской России и с поставками товарного алюминия в 1941 году. После того как Европу оккупировали, а американцы на нас «обиделись», руководству страны ничего не оставалось делать, как обращаться за помощью к потенциальному противнику. В соответствии с соглашением о взаимных поставках с 11 мая 1941 года по 1 августа 1942 года в СССР должны были из Германии прийти не менее 20 тыс. тонн алюминия. История, как известно, все извратила. С началом практической реализации плана «Барбаросса» под врагом оказались два крупных алюминиевых предприятия – Днепровский и Волховский заводы. Остался только один завод, занимающийся выплавкой крылатого металла, – Уральский алюминиевый.

Стратегический ресурс. «Алюминиевый голод» Советского Союза СССР, Великая Отечественная война, Промышленность, Длиннопост

В конце приведу слова одного очевидцев остановки Днепровского алюминиевого завода, которые опубликованы в книге «Цветная металлургия в годы Великой Отечественной войны»:


«Было чуть прохладное, ясное, солнечное утро. Прошли на Восток вражеские самолеты. С правого берега начался сильный артиллерийский обстрел шестого поселка. 18 августа 1941 года диспетчер энергосистемы дал распоряжение преобразовательной подстанции о полном отключении электроэнергии. На шинах напряжение упало до нуля; все мотор-генераторы остановились, и через несколько минут на преобразовательной подстанции наступила абсолютная тишина. Все три завода Главалюминия были остановлены на полном ходу с загруженными печами, аппаратурой, наполненной растворами, электролизерами с расплавленным электролитом и алюминием».


Страна вступала в затяжную войну, и «алюминиевый голод» ощущался особенно остро.


Источник: https://www.liveinternet.ru/users/5916863/post464888149/

Показать полностью 6
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: