На тему образования
Вскочу, так сказать, на соответствующую волну.
История сия произошла в далеком "верните мой" 2007м году и была уже сотню раз рассказана в перекурах на работе и рискует перейти в разряд университетских баек. Тем не менее автор ручается за достоверность, так как все происходило на моих глазах. Дальнейших пруфов не будет, просто верьте)
Итак, мизансцена. Тюменский Государственный Университет, Физический Факультет. Пересдача предмета "Физика Конденсированного Состояния", ранняя осень. Данный предмет является продолжение курса лекций по Квантовой Теории, но с еще большим количеством сильно нетривиальной математики и крайне контр-интуитивных концепций (в народе просто "дичь"). Пересдача проходит в светлом уютном кабинете, уставленном измерительными приборами для лабораторных занятий и огромной таблицей Менделеева во всю стену.
За партами сидят студенты 5го курса, среди которых и ваш покорный слуга. Напряженную тишину нарушают лишь шелест бумаги, скрежет шариковых ручек и хруст прошлогоднего гранита науки.
За главным столом сидит Владимир Афанасьевич, преподаватель, который читает этот предмет уже 30 лет и прекрасно понимает, что за семестр (а в реальности за неделю перед экзаменом) выучить и освоить этот предмет могут не только лишь все. Поэтому периодически выходит из кабинета на 15-20 минут перекурить или на чай в деканат, а по возвращению всегда стучался перед тем, как войти, чтобы студенты успевали попрятать шпоры, бомбы, учебники и технические средства, в коих у студентов недостатка не было.
Однако, Владимир Афанасьевич, при всех послаблениях которые он давал студентам, был преподом принципиальным. И если уж ты показывал бумажку, на которую ты что то переписал со шпоры или учебника, то изволь объяснить, что же это все значит. Поощрялось в первую очередь понимание, а не зазубривание.
Итак, прошел час, и преподаватель осведомляется, есть ли добровольцы. Руку робко тянет девочка Даша (имя изменено).
- Проходите, садитесь, Дарья, какой у вас билет? - приглашает к столу Владимир Афанасьевич.
- Модель атома водорода, - зачитывает со своего билета девочка Даша.
Жгучая волна зависти пробежалась по кабинету, так как эта тема считалась самой простой среди всех тем предмета.
- Хорошо, рассказывайте, - попросил профессор.
Ответ Даши описывать в деталях сложно. Невпопад использованная терминология, неверно интерпретированные переписанные со шпоры математические выкладки и попытки включить механизмы женского обаяния уже секунд через 30 дали понять профессору, что говорить там особо не о чем. Остановив жестом поток сознания, Владимир Афанасьевич задает просто Царь-вопрос:
- Дарья, видите таблицу Менделеева? Найдите мне там водород, пожалуйста.
Напомню, что таблица была размером во всю стену. Глаза Даши лихорадочно забегали по ней в попытке отыскать этот коварный химический элемент, спрятавшийся на незаметном 1-м месте в этой предательской таблице.
Не без подсказок, но все же отыскав водород в таблице, Даша умудрилась правильно ответить на вопрос о том, сколько электронов и протонов в атоме водорода. Но у препода наготове был Самый Главный Вопрос, который он ввернул исподтишка:
- А что находится между протоном и электроном в атоме водорода?
В Дашином взгляде читалось, что вопрос действительно застал ее врасплох, на что она ответила:
- Ну...Воздух
В кабинете повисла очень неуютная мхатовская пауза. Выйдя из оцепенения, профессор попросил у Даши зачетку.
- Дарья, пожалуйста, никому не говорите, что вы у нас учились, - сказал Владимир Афанасьевич, расписываясь в зачетке.
К чему я рассказал эту историю? Кто-то подумает, что я хочу вместе с читателем поглумиться над глупой девочкой и будет сильно не прав. Девочка Даша не глупая. В житейско-бытовом плане с интеллектом у нее все хорошо, в жизни она устроилась вполне неплохо и случай, который я рассказал выше для нее является просто забавным эпизодом из прошлого.
А вот, что действительно важно...
Зачем люди получают образование? У человека в голове есть какой то собственный образ, кем он хочет стать, и он выбирает соответствующую профессию, на которую потом учится несколько лет. В идеальном мире, наверное, было бы так. Однако, что же мы имеем в реальности?
Со всех сторон от родителей, родственников, друзей семьи, всяких прочих взрослых молодой человек в свои 17-18 лет чувствует серьезнейшее давление, что, мол, образование это супер пупер важно, без диплома ты никто, надо поступить не куда хочешь, а куда возьмут, поступай только на бюджет, потому что на платное нет денег и все в таком духе. При этом никто не хочет ответить на вопрос "зачем?".
Зачем вбивать себе в голову знания, к которым ты равнодушен?
Зачем тратить свое и чужое время, если ты заранее знаешь, что не будешь работать по этой профессии?
Зачем пересиливать себя ради того, чтобы советчики вокруг были тобой довольны?
Зачем получать образование строго в 18 лет сразу после школы? Откосить от армии? Может это имело смысл в 2000, но в 2025 в это уже слабо верится.
Зачем идти туда, куда не хочешь, но могут взять, если отказали там, куда изначально хотел?
Если бы люди задумывались над этими вопросами, то в учебных заведениях было бы больше заинтересованных в учебе людей, и образование было бы куда продуктивнее. В 2000х это было очень большой проблемой (да и скорее всего и сейчас), что люди шли в любой вуз, лишь бы это был вуз, хоть тушкой, хоть чучелком. Что делать дальше, никто не знает.
В завершение мой совет тем, кто заканчивает школу или в данный момент учится в вузе или ссузе - серьезно задумайтесь, чем вы хотите заниматься в жизни и отталкивайтесь строго от этого. Не слушайте никого, кто говорит, что надо получить "вышку" любой ценой. 4-5 лет, потраченных на бесполезное образование - это очень серьезный срок. И эти годы потратить придется именно вам, а не советчикам.
Всем добра!