Кто написал Адажио Альбинони?

Все равно, что спросить "Как называется река Волга? Естественно, Адажио Альбинони написал Альбинони! Но на самом деле это не так.

Томазо Альбинони, венецианский композитор эпохи барокко, современник Баха и Вивальди, на весь мир прославился произведением, которого никогда не слышал.


Как это было:

Большая часть наследия, рукописи и манускрипты Томазо Альбинони в последнее время хранились в Дрезденской библиотеке. Но они были безвозвратно утрачены во время бомбежки Дрездена в конце Второй мировой войны. Союзники тогда утюжили Дрезден нещадно.


Итальянский музыковед и композитор, исследователь творчества Альбинони - Ремо Джадзотто - работал на руинах Дрезденской библиотеки сразу после войны. Тогда он якобы нашел крохотный рукописный фрагмент из 6 тактов неизвестной пьесы Томазо Альбинони и по этому фрагменту (всего-то из 6 тактов!) воссоздал музыку венецианского классика.


Так в 1958 году появилось на свет одно из самых исполняемых в мире произведений - Адажио соль минор для струнных и органа. Для простоты стали называть его "Адажио Альбинони".

Одно из лучших исполнений Адажио - Берлинский филармонический оркестр под управлением Герберта фон Караяна:

Мелодия эта приобрела огромную популярность. Сколько исполнителей потом записало эту композицию, не счесть.

И вот, в 1998 году Ремо Джадзотто ушел из жизни. Тут начинается самое интересное: тщательно изучив его архив, коллеги с изумлением обнаружили, что заветных 6 тактов манускрипта Альбинони в его бумагах не оказалось. Более того, выяснилось, что Джадзотто и при жизни никому и никогда не показывал того фрагмента Адажио. Ни малейшего намека на то, что драгоценная рукопись вообще когда-либо существовала, не нашлось и в чудом уцелевших каталогах Дрезденской библиотеки. Да и вообще пьеса эта стилистически сильно отличается от произведений барокко вообще и Альбинони в частности.


Сопоставив все эти странные факты, музыковеды сделали смелое предположение, что Адажио Альбинони написано вовсе не Альбинони, а самим Ремо Джадзотто, целиком и полностью.


Но зачем тогда Джадзотто придумал эту историю с манускриптом? Опубликовал бы сочинение под своим именем...


Озвучу одну из версий:

В 1943 году композитор Рихард Штраус написал скорбную пьесу для струнных "Метаморфозы". Буквально на 0:45 мы можем услышать кое что очень похожее на главную тему нашего Адажио. Мелодия проходит в партии вторых альтов, это 4 строчка партитуры:

Возможно, Джадзотто, вдохновившись музыкой Штрауса, сочинил свое Адажио, и дабы не оказаться обвиненным в плагиате, авторство этой темы приписал Томазо Альбинони. Ведь одно дело, если вы использовали мелодию вашего современника, и совсем другое дело, если за основу вы взяли таинственный манускрипт 16 века, найденный на руинах разрушенной бомбежками библиотеки...


Зато благодаря Джадзотто резко вырос интерес к забытому до той поры венецианцу Томазо Альбинони. Теперь его упоминают как известного композитора эпохи барокко, наряду с Вивальди и Бахом!

Лига Оркестровой Музыки

275 постов1.3K подписчиков

Правила сообщества

1.Не делайте то, что запрещено правилами Пикабу.

2.Не заливать посты не по теме Лиги.

3.Чистое звучание произведений.

4.Не спамить.