"Копейка": день рождение легенды

54 года назад с конвейера Волжского автомобильного завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Два из них были покрашены в синий цвет, четыре – в вишневый.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

ВАЗ-2101 1970 года выпуска

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

История про то, как FIAT-124, признанный в 1967 году европейским "Автомобилем года", в нашей стране превратился в первую ВАЗовскую классику, давно подробно описана.
Волжский автомобильный завод стал одним из 1900 предприятий, одновременно возводившихся в СССР в период 8-ой пятилетки, длившейся с 1966 по 1970 год, получившей название "золотой" и шедшей под знаком экономических реформ председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина. Он и был инициатором производства Жигулей.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Булыжная мостовая Дмитровского полигона стала фатальным испытанием для Фиата-124 - трещины на кузовах и крыше. Дважды итальянцы направляли нам машины с усилителями, и всякий раз в тех или иных местах кузова трескались.

Испытания в СССР добавили в конструкцию автомобиля более 800 изменений. Вносили их не мы, а итальянцы, согласно протоколу о научно-техническом сотрудничестве.
Для нашей страны итальянский автомобиль был значительно модернизирован. Так, на ВАЗ-2101 решили устанавливать двигатель с верхним расположением распределительного вала и увеличенным межцентровым расстоянием цилиндров. Благодаря этому решению удалось расширить доступную линейку моторов. Переработали и усилили подвеску — понимали, что для наших дорог нужна конструкция попрочнее. Кроме того, отечественный автомобиль получил увеличенный дорожный просвет спереди — 175 мм против 130 мм у итальянского седана.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

А это итальянский FIAT-124 в чистом виде. Внешние отличия: дверные ручки под естественный хват руки, более низкий дорожный просвет и отсутствие «клыков» на бамперах.

Выпуск первых "Жигулей" был приурочен к значимой исторической дате - столетию В.И. Ленина, которое отмечала вся страна 22 апреля. Тогда было очевидно - стране необходим массовый, простой и относительно недорогой автомобиль. Этот запрос и должен был удовлетворить ВАЗ-2101. И он сделал это.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Сборка первых шести автомобилей

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Принимай, Родина, первый автомобиль!

До конца 1970 года в Тольятти создали 21 530 единиц ВАЗ-2101. В следующем году эта цифра выросла до 172 175, а на 1973 год пришелся пик выпуска "копейки" — 379 007 экземпляров.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

ВАЗ-2101 на конвейере Волжского автомобильного завода

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Товарные автомобили готовы к отправке в торговую сеть

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

На товарном знаке появился образ ладьи с самых первых машин. Согласно замыслу дизайнеров, в очертаниях ладьи читалась буква В (река Волга). В 1971 году буквы вообще уберут, поскольку в заводских знаках нельзя использовать топонимы.

Вскоре после выхода автомобиля модель в народе получила название копейка - передние фары напоминали размером именно эту монету.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Имя для модели выбирали всей страной - журнал "За рулем" объявил конкурс на лучшее название. Было прислано 54838 писем с 1812 вариантами: Аврора, Атаман, Весна, Директивец, Искра, Катюша, Лада... Но остановились на Жигулях - по наименованию гор в составе Приволжской возвышенности.
Однако из-за созвучности этого слова с понятием «жиголо» на экспорт автомобиль поставлялся под брендом Lada.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост
"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

Во время автопробега по городам СССР, 1973 год

На момент начала производства ВАЗ-2101 являлся самым комфортабельным в своем классе, одним из наиболее современных и надежных отечественных автомобилей, что сделало обладание им признаком достатка и благополучия.
Волжский автомобильный завод предложил советским гражданам не только доступный и неприхотливый в эксплуатации автомобиль, но и сеть сервисных центров — до этого в СССР этого никто и никогда не делал.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

"Жигули" под торговой маркой Lada неплохо продавались за рубежом. Уже 21 февраля 1971 года первая партия ВАЗ-2101 отправилась на поезде в Югославию. Машины первых моделей можно встретить в Сербии до сих пор, причем в немалом количестве. Кроме того, продукция ВАЗ прижилась в Болгарии, Венгрии, Чехословакии. На Западе автомобили Lada активно покупали во Франции и Австрии. Добрались они и до Египта с Кубой, многих других стран. В 1972 году "копейка" получила почетную международную премию "Золотой Меркурий".

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

На Кубе практически на полупромышленной основе выпускаются «лимузины» ВАЗ-2101, широко используемые как маршрутные такси.

"Копейка": день рождение легенды СССР, Сделано в СССР, 70-е, Ретроавтомобиль, Жигули, АвтоВАЗ, ВАЗ-2101, Лада, Автомобильная классика, История автомобилей, Автомобилисты, Техника, Авто, История России, Черно-белое фото, Длиннопост

В период с 1970 по 1988 год было выпущено свыше 4,8 млн штук ВАЗ-2101 и и ее модификаций. Некоторые экземпляры до сих пор можно увидеть на дорогах страны.

Рожденные в СССР

2.1K постов3.8K подписчиков

Добавить пост