Как же официально открыть ателье по ремонту и производству одежды

Всем привет. Несколько лет назад, собирая информацию о том, как открыть свое дело, подобной инфы я не нашел. Да, много написано как регистрировать ИП, ООО или самозанятость, как сдавать налоговые отчеты, а вот куда, о чем и кого уведомить - это так, где-то на задворках интернета и в обширных статьях нет. А может плохо искал...

Специально пропустим пункты о необходимых документах для регистрации юридического лица, не будем говорить о покупке оборудования, выбора места осуществления деятельности и помещения – это тема для отдельного разговора. Сегодня поговорим про разрешительные документы и организации, которые надо уведомить о начале своей производственной деятельности. Да-да, хотим официально? Читаем ниже.

Варианты работы.

Начнем с того, что есть два варианта официальной работы. У них есть свои нюансы в производстве продукции и необходимой для этого документации:

– Как самозанятый только по индивидуальным заказам;

– Как ООО или ИП не только изготавливая по индивидуальным меркам, но и на продажу в своем шоуруме, передачу на комиссию и производство для дальнейшей реализации в цепочке Изготовитель (Вы) – Покупатель-продавец – … – Конечный покупатель.

Рассмотрим подробнее второй вариант работы и дальнейшей продажи своих изделий.

Для начала регистрируемся в качестве ООО или ИП в налоговом органе по месту жительства. Для ателье или мастерской лучше всего регистрировать ИП, так как это избавит вас от обязанности вести огромный бухучет. Особенно если вы хотите на начальном этапе работать без сотрудников. Необходимо выбрать систему налогообложения. ОСНО даже не стоит рассматривать. Лучший вариант – это УСН или ПСН. Если в вашем регионе ПСН распространяется на ателье, то можно перейти на патент. В любом случае необходимо для начала проанализировать запланированные доходы и расходы, а затем выбрать ту систему налогообложения, где налог будет минимален.

Уведомления и разрешительная документация.

И дальше начинается самое интересное. Написанное ниже будет актуально для ООО и ИП, а с Самозанятыми определимся чуть ниже.

- Необходимые для работы ОКВЭД по производству одежды и ремонту в том числе, попадают под «Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”, поэтому перед началом работы необходимо уведомить Роспотребнадзор о начале своей деятельности и разработать Программу производственного контроля. Да, даже для себя одного она необходима. Уведомить можно как через Госуслуги, так и принести лично на бумажном носителе в местное отделение. Вся необходимая информация указана на официальном сайте ведомства.

- Так как продукция попадает в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств: «Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3721-р (ред. от 15.07.2022)», то необходимо еще встать на учет в Росприроднадзоре. Даже многие офисы "встают на учет", так как отходы в работе будут всегда (та же бумага или контейнеры, стаканчики для воды и еды). На официальном сайте вы найдете всю необходимую информацию. И не забудьте, что для Росприроднадзора необходимо заранее будет вести массовый расход изделий. То есть сколько килограмм продано платьев, джемперов, свитеров и пр. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

- Вся изготавливаемая продукция как вязаная, так и сшитая попадает под Технический регламент таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности». А это значит, что на КАЖДЫЙ сырьевой состав ткани или пряжи необходимо получить декларацию соответствия ТР ТС 017/2011. Например шерсть, полушерсть, хлопок, хлопок/шелк, вискоза и пр. – на это все испытательные лаборатории делают отдельные протоколы испытаний и в дальнейшем в Федеральной службе по аккредитации регистрируется декларация соответствия. Можно в одну декларацию объединить несколько протоколов, лишь бы ГОСТ, в соответствии с которым будете изготавливать свою продукцию, был один. При чем стоит упомянуть о том, что если мы делаем одежду второго слоя (например, по ГОСТ 31409-2009 Изделия трикотажные верхние для женщин и девочек или ГОСТ 31410-2009 Изделия трикотажные верхние для мужчин и мальчиков), то это декларация о соответствии, а если это одежда для детей или одежда первого слоя – обязательна сертификация. Отличия декларации от сертификата в том, что декларация выдается на 5 лет, а для сертификата надо проходить лабораторные испытания каждого состава ежегодно, что приносит дополнительные затраты, если у вас будет широкая линейка пряжи или тканей. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

- Честный знак. В 2023 году было опубликовано Постановление Правительства России от 13.11.2023 № 1899, распоряжение Правительства России от 16.11.2023 № 3223-р. Согласно Постановления, Правительство России расширило список маркируемых товаров легкой промышленности. В этот список попала почти вся одежда второго слоя: джемперы, платья, юбки, брюки и пр. То есть если изготовить по индивидуальному заказу и продать вы можете, то выставлять в шоуруме или продавать для дальнейшей реализации конечному потребителю просто так уже не получится. В этом случае самозанятость уже не подойдет, только ИП или ООО. Для продажи конечному потребителю из своего шоурума, необходимо будет приобрести онлайн-кассу и докупить программное обеспечение для работы с маркированной продукцией, если оно не включено в ваш пакет обслуживания. Вот тут-то нам и пригодится декларация соответствия или сертификат, так как без них работа в системе Честный знак невозможна. Более подробнее про маркировку и штрафы, а ее отсутствие можно узнать на сайте честныйзнак.рф. Не актуально если будете заниматься только ремонтом.

За что надо будет отчитываться.

Помимо налоговой отчетности готовьтесь к тому, что необходимо будет ежегодно предоставлять отчет в Федеральную службу государственной статистики о количестве произведенной продукции и суммах реализации, а также отчитаться в Росприроднадзор. В последний необходимо еще заплатить экологический сбор. Не пугайтесь, он не большой. Например, при объеме в 100 кг изготовленной и проданной продукции по коду ТН ВЭД 6110 Свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделия трикотажные или вязанные, надо заплатить не более 120,00 рублей. А вот при отсутствии оплаты и отчетов в ведомство, штрафы они выставляют не маленькие, доходят до полумиллиона рублей не зависимо от оборота. А при небольших доходах они могут очень сильно ударить по карману предпринимателя.

Но не все так страшно, как кажется на первый взгляд. Для заполнения отчетов имеются свои веб интерфейсы, которые весьма удобны в пользовании. Кстати, если будете нанимать бухгалтера или отдавать на аутсорсинг, то всем этим может заняться он.

А как же самозанятые?

А что же с самозанятыми? Самозанятым нет необходимости уведомлять Роспотребнадзор о начале деятельности, не надо сдавать отчеты в Росстат и Росприроднадзор. Единственный минус – могут работать только по индивидуальным заказам, а выставить на продажу с ценником уже нельзя. Даже если вы зарегистрируетесь в качестве индивидуального предпринимателя но с налоговым режимом НПД (так называемы самозанятый ИП). Это потому, что ИП на НПД не вправе заниматься производством и реализацией товаров, подлежащих обязательной маркировке (ст.4, п.2 Федерального закона от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ). Если вы будете оказывать услуги по ремонту и/или изготовлению по индивидуальному заказу, то самозанятость для вас отличный выбор, который избавит от необходимости заниматься отчетами и вести обширную бухгалтерию. Все делается в мобильном приложении Мой налог.

Незнание законов не освобождает от ответственности. Как мы видим, сначала надо немного «побегать», чтобы работать официально. Зато в случае, допустим, жалобы клиента в Роспотребнадзор, у Вас будут все необходимые документы, чтобы минимизировать свои риски попасть на обширную проверку. Поэтому регистрируемся, работаем и ни о чем не беспокоимся.

П.С. Кстати, сам могу привести много примеров тех, кто годами работает и никуда не отчитывается кроме налоговой. Надеяться на "авось пронесет"... Или не знают. Хотя грамотный бухгалтер производственник это должен знать. Есть коллеги, которые так же работали, а потом залетному клиенту что-то не понравилось и полетела жалоба в Роспотребнадзор. Вот тут и пришлось им потом побегать, собирая и делая недостающие документы. Это же касается и охраны природы.

П.П.С. Дополнения и личный опыт приветствуются.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.