8649

Как спасали Норильск.

Зима 1979 года выдалась необычайно холодной. Норильск морозами не удивить, но в январе столбики термометра опустились до рекордной отметки в -56 градусов, а в окрестной тундре охотники фиксировали и более низкие температуры. И это при ветре в 10-12 м\с. Есть на Крайнем севере такой показатель: жёсткость воздуха – это когда значение температуры суммируется с удвоенным значением ветра. Так вот, в те дни жёсткость превышала 80 баллов, и казалось, что это далеко не предел.


Город жил своей обычной жизнью. Правда, по причине низких температур в школах были объявлены актировки – отменены уроки, что для норильских школьников дело привычное. В такие дни, несмотря на мороз, ребята собирались во дворах и жгли костры, а старшеклассники пользовались передышкой в учебном графике и приходили в школу, чтобы позаниматься индивидуально по некоторым предметам – скоро экзамены.


Обычно такие сильные морозы в Норильске долго не держатся: неделя, другая и начинается пурга, несущая потепление. Неизвестно ещё, что лучше – морозы или ветра, а бывает, что всё вместе, и тогда не до шуток. Тогда, ровно сорок лет назад, морозы не отступали слишком долго, уже февраль начался, а термометры теплее -40 ни разу не показали.

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

Утром 2-го февраля жители Норильска, как обычно, собирались на работу, не обращая внимания, что в квартирах несколько похолодало. Такое иногда бывало, когда на городской ТЭЦ немного сбрасывали параметры – так требовала технологическая схема. А вот к вечеру, когда в некоторых домах и общественных зданиях температура понизилась аж до 10-12 градусов, по городу поползли слухи: на газопроводе, питающем энергией единственную ТЭЦ, произошла авария и все дома остались без горячей воды и тепла. Вода вскоре появилась, а вот батареи были холодные… Сразу стало страшно – бежать греться некуда! Норильск – по сути, остров, к нему нет сухопутных дорог. Как говорится, «только самолётом можно долететь». Все жители стали заложниками ситуации. Паники не было. Пока не было! Норильчане ждали официальных сообщений, верили во всемогущий комбинат и грелись электричеством. С каждой минутой напряжение нарастало, а слухи становились всё более зловещими.


Между тем, ситуация и в самом деле сложилась катастрофическая. На газопроводе Мессояха-Норильск, единственном источнике энергии всего промышленного района, лопнули немецкие трубы, не выдержали сверхнизких температур. Газопровод эксплуатировался уже десять лет и считался надёжным, проверенным сооружением. Однако длительные аномальные морозы оказались сильнее германской стали. По официальной версии, трубы лопнули от гидроудара и пошла цепная реакция: струя газа срывала части трубопровода с опор и разбрасывала по тундре. За несколько минут в сотне километров от города раскидало около сорока километров трубопровода на двух участках! Самое страшное, что резервного газопровода не было – «голубое топливо» подавалось в Норильск по единственной нитке. В такой ситуации о быстрой ликвидации аварии даже мечтать не приходилось. Место катастрофы из вертолёта выглядело так, будто рассыпали коробок спичек. Все жилые, общественные и промышленные объекты, весь огромный, отрезанный от мира заполярный социум – всё это в одночасье осталось без тепла.


Передачи норильской студии телевидения ежедневно начинались в 18-00 – с мультфильма, которого ждали все дети. Тем страшным февральским вечером мультфильма не было – в эфире появился директор комбината Борис Колесников и рассказал о случившемся, ничего не скрывая, но и не нагнетая обстановку. Важно, что своим выступлением лидер создал уникальную атмосферу надёжности и спокойствия, именно это и было самое главное в тот момент. Назвал, ничего не преуменьшая, примерные сроки ликвидации аварии.

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

Что было в душе самого директора – мы уже не узнаем никогда. А повод для паники был очень весомый. Во всяком случае, в Москве, в министерских кабинетах при попытке рассмотреть вариант эвакуации населения самолётами (а это почти 300 тысяч человек), выяснилось, что в лучшем случае процесс затянется на полгода – 2300 авиарейсов! Значит никаких других вариантов, кроме как переключаться на резерв угля и дизельного топлива, а после ударно восстанавливать газопровод, у Норильска не было.


Каждую минуту город замерзал, и остановить это надо было в считаные часы. Срочно расконсервировали запасы угля и открыли старые угольные разрезы. Позднее, за несколько дней наладили отгрузку угля на ТЭЦ. Остановили всё металлургическое производство, временно перевели плавильные агрегаты в спящий режим. Этот факт говорит о самом серьёзном положении вещей: производственный процесс в Норильске никогда не останавливался, такова технология.


Штаб по ликвидации аварии собрали сразу, понимая степень ответственности за решения и результат. Первое, что прозвучало на заседании: нельзя ни в коем случае допустить паники. Город должен жить обычной жизнью. Ни один спектакль, ни один концерт, ни одно массовое мероприятие нельзя отменять. Все учреждения должны работать в штатном режиме, включая даже рестораны. А уже потом штаб начал обсуждать другие вопросы: о переходе на резервное топливо, создании отрядов по восстановлению трубопроводов, остановке промпредприятий…

Через семь дней газовики смогли сделать перемычку и «продавить» газ в обход разрушенного участка через конденсатопровод. После этого газ понемногу, но всё же пошёл на ТЭЦ, и все облегчённо вздохнули. Долгих семь суток инженеры «Норильскгазпрома» жили прямо на рабочих местах, все основные службы города и комбината находились в режиме круглосуточной связи и были готовы оперативно решать вопросы когда угодно. Теперь положение стабилизировалось.


Но радоваться было рано! Той же ночью, 9 февраля, температура наружного воздуха, державшаяся до этого в районе -40С, опять упала до 52 градусов ниже нуля, и пришлось остановить подачу газа по временной схеме: рисковать было нельзя, любая случайность могла стать роковой. В эту ночь не только Колесников, но и всё руководство комбината опять не покидало своих рабочих мест. Снова обсуждали планы эвакуации населения из Норильска. Звучали самые невероятные предложения, вплоть до использования грузовых судов и ледоколов…

Как спасали Норильск. Норильск, Техногенная катастрофа, СССР, Длиннопост

А ситуация становилась всё хуже, всё опаснее. Из-за низких температур перемораживались и лопались трубы в жилых и общественных помещениях, в цехах ломались калориферы, арматура… "Размороженные" здания – зрелище страшное! Когда вода в системе отопления замерзает, то трубы разрывает льдом, как взрывом, -- пар, лед, покорёженный металл... Оборудование покрывалось наледью, инеем, с потолков свисали сосульки. По радио то и дело жителей призывали экономить горячую воду (а она была!) и не включать электрические обогреватели. Но становилось всё холоднее, норильчане грелись печками и калориферами, но предохранители не выдерживали, и многие сидели без света. Аварийные бригады электриков и сантехников работали постоянно, круглые сутки, падая от усталости и не успевая устранять поломки.


Беда сплотила людей. Перед лицом реальной опасности свои лучшие качества проявили не только городские и комбинатские организации, но и все жители Норильска. Мало кто жаловался и ныл. Иногда жильцы нескольких квартир собирали детей в одну, чтобы создать малышам комфортные условия, так проще и веселее…


Бытовые вопросы решались моментально, помощь социальным объектам оказывалась независимо от принадлежности. Часто люди сами включали смекалку и находили выход из ситуации. Например, когда в роддоме стало опасно холодно, из комбината привезли тепловые пушки. А когда выяснилось, что этого мало, доставили со складов Норильскснаба матрасы и с помощью добровольцев заделали ими все окна. Роддом тогда работал в обычном режиме, а как иначе…


Ситуацию удалось взять под контроль и стабилизировать только 12 февраля. Морозы немного отпустили, параметры тепла восстановили, наладив временную схему с использованием угля. Теперь надо было решить главную проблему – восстановить разрушенную магистраль. Кроме специалистов в процессе восстановления приняли участие сотни добровольцев.

По телевизору показывали уже не Колесникова, а сам процесс работы на восстановлении трубы, конкретных героев работающих на морозе по две смены, новые участки, ими построенные. Воодушевлённые жители лепили пельмени и пирожки для ликвидаторов аварии, местные охотники и мастерицы делились тёплыми вещами – собачьими и волчьими унтами, полушубками. Лучшие рестораны промрайона готовили деликатесы и отправляли рабочим, стремясь тоже помочь процессу восстановления. В частном порядке жители передавали на место работ дефицитные сигареты, фрукты, консервы… О деньгах в ту пору говорить было просто неприлично.


Газопровод восстановили только в середине марта, и срок этот следует считать рекордным в создавшейся ситуации. Газ снова пошёл на ТЭЦ в полном объёме. Норильск вернулся к обычному режиму жизни. Но для руководства Норильского промышленного района этот период стал самым страшным, несмотря на блестящий выход из ситуации. Все решения принимались впервые, на свой страх и риск, а результаты не были прогнозируемы. Выводы по результатам событий февраля 1979 года в Норильске были сделаны незамедлительно. Правильные выводы. Этим же летом началось строительство второй, резервной нитки газопровода. Сегодня их три! Да и в теплоснабжении города были сделаны многие позитивные изменения. Чтобы не повторилось.


Автор: Станислав Стрючков, председатель Клуба исследователей Таймыра (КИТ), член союза журналистов России, Норильск.

https://goarctic.ru/live/avariya-gorod-bez-tepla/

Найдены возможные дубликаты

+584
Я б фильм поглядел. Не, ну финал-то хороший. Наши победили.
раскрыть ветку 91
+367

Тоже подумал, что экранизацию этой истории я бы с удовольствием поглядел.

раскрыть ветку 40
+245
По накалу не хуже Экипажа получился бы.
раскрыть ветку 30
+75
Я сомневаюсь что получиться хорошо снять. В свете последних тенденций снимут кусок гавна и испаганят потрясающую историю
раскрыть ветку 7
+7
Если снимать про катастрофу а не "лавстори на фоне чего-то большого и толстого" я бы сходил на такое кино
+72

в frostpunk можешь погонять

раскрыть ветку 14
+41
Кстати пока читал именно эта игра в голове вертелась
раскрыть ветку 2
+7
Уже более 70 часов наиграл за месяц, всегда иду по пути веры, порядок и дисциплина ну тяжело даются, а так в начале всегда очень тяжело (я на выживание рублюсь) , а потом все норм, всего по перебору. Смертей не допускал, кроме тех что по скрипту неизбежны. Единственный довольно жёсткий сценарий падение винтерхоума, да эта жоска.
раскрыть ветку 3
+2
Шикарная игра. Единственная вещь в которую я начал и продолжил играть за последние пару лет.
раскрыть ветку 3
+1
Это вроде Lost Planet?
раскрыть ветку 2
+21

Да, блокбастер-катастрофа вышел бы точно неплохо.

+19

Блин, я теперь тоже хочу.

+29

вот надо что снимать, а не ерунду всякую на деньги фонда кино

раскрыть ветку 4
+26

Тут проблема не в том, про что снимают. А кто снимает, и кто решает кому выделить бабки.

раскрыть ветку 2
+11
Ну лучше "бабушку лёгкого поведения" вторую снять.. или вообще "идеальные" решения проталкивать наши фильмы/мультики отодвигая в прокате западные.
+12

Угу! Только вообще без спец эффектов. Как театральную постановку: показывать только штаб. Что-то вроде «12 разгневанных мужчин».

раскрыть ветку 5
0

есть такое про чернобыль. в названии что-то там про пятницу.

и еще один называется Дурак, про обрушение дома.

раскрыть ветку 4
+6
Кто то меня звал?
Подумаем
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4

Нет! Только не ты!

+5

Название "Жесткость воздуха" считай есть...

+9
Был бы тырнет ,была бы паника
раскрыть ветку 9
+3
и могу кое что сказать по норильски)
раскрыть ветку 2
+4
его никогда не было в Норильске. говорю как житель Норильска
раскрыть ветку 5
+3
За себя и за Сашку...
+4
а какойнть главный антипод, савок-гэбэшник, постоянно бы гадил, предлагая всех заморозить на смерть, чтобы доказать всем, что иного пути кроме коммунизма у нас нет. о как, сюжет?!
раскрыть ветку 2
+5

А вот и секретные документы подъехали!

раскрыть ветку 1
+1
Победили собственную недальновидность
+1
Живу в Норильске. Реально не дай бог что случись бежать то некуда.
0
"Послезавтра" же
0

Послезавтра в этой тематике.

-2
Давно пора сериал снять, про документальные вещи рассказанные художественным языком,и назвать-русские не сдаются!
+236

Пришлось в этой жизни спасать не целый город, одно единственное здание, правда не жилое, В марте месяце 90 года в результате аварии на подстанции отключили подачу электричества на завод КПД. При относительно терпимой температуре окружающего воздуха ночью -10 градусов и сильном ветре, перестали работать насосы, подающие воду в систему отопления. К утру здание замерзло на все 9 этажей. невозможно было спустить воду из системы, так как на нижних этажах она наглухо перемерзла. Я руководил операцией по восстановлению отопления здания. За сутки работы без перекуров и сна удалось прогреть все вертикальные стояки и замерзшие конвекторы отопления. Может это и спасло, будь там чугунные радиаторы, им бы сразу пришла хана, а так только на первом этаже заменили конвекторы, заварили трубы, местами заменили на новые.

раскрыть ветку 65
+121
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 60
+132
Неделю назад смотрел. Зацепило так, что во сне вижу. "Живём как свиньи и дохнем как свиньи. До других дела нет." И "Ты понимаешь, что я тебя ненавижу сейчас?!".

-Но там же люди, живые люди, сволочь.
-Заткнись, сука.

Печаль беда а этом фильме. Я удивлён, что снят он при поддержке Министерства Культуры. Но по телеку не покажут(((
раскрыть ветку 57
+2
Ох, ска, как хотелось в этот момент размазать это чмо по асфальту! Умеет Быков снимать
0

Что за мужик в красном? На Бэда похож...

+8

Не было в Норильске дефицита, обеспечение города было на высшем уровне, так как тяжелые условия для жизни.

0

Как грели? Теплопушками?

раскрыть ветку 1
0

Трубы грели сварочными аппаратами и паяльными лампами

-18
Оперативный персонал лалки. Что, кому-то было непонятно, что будет со зданием зимой с остановленными насосами отопления? Нельзя было воду спустить, пока оно не промерзло?
Ладно уж, генератор то действительно в девяностом было бы, наверное, непросто достать ночью...
ещё комментарий
+139

Учился тогда в 10 классе. Что помню -

- школы на неделю закрылись, у нас получились небольшие каникулы;

- отопление и горячее водоснабжение работало, но с весьма сниженным графиком. У кого-то из друзей в квартире было +7, у нас дома +12, у друзей родителей +20. Родители временно с братом туда переехали. Мы с товарищем - к нам в пустую квартиру.

- все мелкие конторы и часть магазинов закрыли, экономия электричества (топлива на ТЭЦ).

- в части домов 50-х годов постройки проектно были печи на кухнях. Где смогли - их расконсервировали и запустили (на первых этажах).

- часть мам с мелкими детьми из совсем холодных квартир переселили в места, где могли обеспечить +20 - в садики, школы, квартиры с печами.

- электричество давали с перебоями, полдня точно его не было. Выглядело круто - идем домой с одноклассником - темно, туман, -40, вокруг громады домов и ни одного огонька в окнах. Эдакий блокадный Ленинград.

- свечи - один из важнейших девайсов в доме. У кого они остались в добром количестве с нового года - уже имели часть комфорта.

- горячая вода была почти все время (по крайней мере у нас дома, ну и - не кипяток естественно), мы с другом придумали хороший способ обогрева - ванна. Главное - собрать силу воли и при +10 быстренько раздеться :) Ну и иметь свечу, что бы мимо не плюхнуться. Зато потом прогретым - часа 2-4 никакого холода не чувствуешь :)

- да, в это время в Норильске еще полярная ночь (конец ее). Сумерки - часа 4-5 днем, остальное время темно.

- телевизор вечером постоянно рассказывал о состоянии дел, куда звонить, кто поможет, присматривать за соседями, как ребята героически чинят.

- реально тяжело и страшновато было первые два дня, и со светом проблемы, и с едой непонятно (не приготовить ничего), и холодно дома и на улице (-40...-42). Куда идти, как обогреваться... День на третий быт сложился, потом потеплело до -30, потом электричество стало постоянным, потом включили отопление и жизнь вернулась обратно. Где-то неделя проблем. Для школьного возраста - неприятно, но не жутко. Родители, думаю, поволновалсь гораздо сильнее.

- рассказов о том, что сильно где-то переморозили (в плане отопления) не помню. Безусловно,  где-то прихватило трубы, но - не помню.

Вот.

раскрыть ветку 2
+25
Наверно с тех пор, у норильчан появилась привычка-иметь про запас свечи и сухой спирт. В 90х , помню, пару раз рачехлялись, когда электричества небыло по несколько дней.
раскрыть ветку 1
+8

Я и сейчас держу в запасе свечи, батарейки и литров 10 воды. Раз в году что-нибудь отключат по аварии - а у меня все есть :)

+142

Что-то подобное случилось в Новом Уренгое, год уже и не вспомню, но между 2004 и 2007. Я училась ещё в школе, как у нас долбанули не совсем характерные даже для нашего города морозы. Проснулась в одно субботнее утро в январе, а на градуснике было -47. Ну ладно, хоть в школу не надо было идти. Никто не думал, что скоро температура в городе упадёт до -54.  Я помню это странное ощущение: выходишь на улицу, вроде ничего особенного не чувствуешь, а через минут 5 просто промерзаешь до костей. Так же лопались трубы, через какое-то время разрешили не ходить на работу сотрудникам доп.образования. Мама отдыхала. А вот те, кто работал на гп (газоперерабатывающие предприятия), вот они продолжали ездить за город. Могли оставаться там по несколько дней, если был риск замёрзнуть по дороге в город. Вахта на Ямбург замёрзла насмерть, 8 человек погибло. Встали по дороге и некому было помочь. В тундре стояло -60. Потеплело через две недели примерно. Мы, дети, не успели испугаться. Единственное, что начало напрягать - это пустые полки в магазинах. Еду-то никто не привозил в этот период. Но, слава богу, мы не замёрзли и все не затянулось на месяцы.

раскрыть ветку 51
+81
В 2007 в Н.Уренгое на себе испытал, что такое -53. Это когда вся резина становится совершенно дубовой, покрышки как будто квадратные, надо первое время ехать медленно и аккуратно, разогреть, иначе разбортироваться может. За город в такие морозы не выпускают, вероятность сломаться и встать повышается очень сильно, и тогда есть минут 20-30 на спасение, потом смерть. Отремонтировать машину в таких условиях невозможно - холодный металл обжигает голые руки как огонь. По инструкции, надо сразу вызвать помощь и начинать жечь колёса по одному, потом, если нет помощи - жги всё, что попадётся под руку, хоть саму машину. И всё равно, несмотря на все предупреждения, за зиму несколько человек замерзают. При мне в те морозы три мужика в машине замёрзли на зимнике, наплевали на запреты и выехали куда-то за город
раскрыть ветку 47
+38
Однажды на зимнике в -60 перехватило дизель. Три часа ни одной машины. Хорошо, что Вебасто работала. Иначе здох бы через максимум час. Потом мужик на КАМАЗе проезжал, дал фильтр, я отогрелся чутка у него, потом поменял фильтр, отключил сепаратор и завелся. Больше в такой минус не поеду...
раскрыть ветку 13
+138

Рано утром без чего то там пять я выехал в соседний населенный пункт. Хотя «соседний» это как посмотреть. Полторы тысячи километров по северной трассе по местным меркам это почти рядом. Почти.


Снежные вихри вырывались из под колес девятки, в салоне мурлыкал магнитофон, термос с кофе примостился между сидениями. Было тепло и хорошо. Дорога пустая, она в выходные всегда такая. Дальнобойщики или спят, или пьют водку где нибудь на пикете. Можно проехать сутки и не встретить не одной машины. Эх, мелькнуло в голове, таким макаром я завтра уже буду на месте. Подумав про это, я суеверно сплюнул через левое плечо, вспомнив примету, что загадывать время приезда не очень то хорошо.


Через пятьсот километров остановился что бы залить канистру бензина и выпить горячего кофе. Напялив на себя пуховик, шапку-ушанку и варежки, я ежась вылез из машины. Ветер рванул приоткрытую дверь так, что чуть не вырвал ее у меня из рук. По прогнозам на всем протяжении трассы погода была минус сорок пять градусов, а вот про ветер что то не сказали.


Ледяные потоки воздуха моментально забрались под пуховик, ноги начали замерзать и снег бьющий в лицо колол как тысяча иголок. И это при том, что я находился на воздухе меньше минуты.


Кутаясь в одежду я открыл замерзший багажник, достал канистру и воронку. Операция была знакома до движения, поэтому закрывая глаза от ветра и снега я все делал на ощупь. Крышка бака, воронка, переворачиваю канистру. На таком ветру, две минуту заправки кажутся вечностью. Наконец канистра опустела. Уже вконец замерзший я закинул ее в багажник и забрался в теплое нутро машины. Кофе, печка на полную…Вроде отогрелся.


Через пару километров все пришло в норму. Было тепло, стрелка топливного датчика показывала половину бака. Как раз должно хватить до пикета, мелькнула мысль.


И тут же, вслед за мыслью, машина задергалась как паралитик, начала терять обороты и через сотню метров встала окончательно.


Это был писец. Полный и бесповоротный. Заглохнуть на трассе в минус сорок пять, с ветром и в начале выходных, это в девяносто процентах верная смерть. Не тяжелая, я бы даже сказал легкая. Но смерть. Лезть под капот смысла нет, потому как за пятнадцать минут машина остывает так, что потом стартер не в силах прокрутить замерзшее масло.


Я закурил не открывая окон, пытаясь сохранить стремительно выветривающееся тепло. Таак, ну и что дальше? И главное почему?! Вроде машина была исправна, сам проверял. Хотя… Я вспомнил, как давеча мой кореш Санек рассказывал, как на нашей заправке бензин разбавляют то ли водой, то ли солярой. А я на ней заливал канистру.. Блять.. Хоть причина ясна, но что толку то?


Закутавшись по самые глаза я вылез наружу. Друг ветер как будто ждал меня, сразу полез во все неприкрытые щели под шапкой, пуховиком и брюками. Что делать я знал. Вытащив запаску я бросил ее на обочину, достал канистру и остатками бензина облил ее. В леске наломал несколько веток, бросил сверку и добавил пару капель бензина. Щелкнул зажигалкой.


Несмотря на то, что запаска горела неплохо, греться было несколько проблематично. Удушающий дым не давал сидеть с нужной стороны, а с другой стороны тепла не было совсем.


Через некоторое время пришлось разбирать пластик салона и подкидывать его в костер. Вот же везение, бля, заглохнуть в месте, где один чахлый кустарник растет!


Вскоре от салона осталась только промороженная насквозь железная коробка. Потом настала очередь заднего левого колеса…Потом правого…Потом передних…


Сколько я уже тут сидел, пес его знает. Вроде уже темнеть начало? Или нет? Ноги устали плясать вокруг костра, от которого ветром разносился черный дым. Часы почему то остановились. Я присел на корточки максимально близко к огню, положил голову на скрещенные руки.. Что еще осталось? Пол бака бензина. Ну ладно, шлангом не высосать, так гвоздем снизу пробью, нацежу. Но надолго не хватит. Что еще? Ну масла можно попробовать слить как нибудь... Но как? Масла слить…Масла…


- Масло будешь? – услышал я голос жены. Хлебушек свежий, масло. Ну будешь или нет? Я поднял глаза.. Странно…- А где машина? – задал я вполне дурацкий вопрос


- Как где? Ты где ее вечером оставил?


У меня чуть не сорвалось, что я ее оставил, там, где «..назад пятьсот, пятьсот вперед…», но сдержался. Подошел к окну, Хммм, действительно, стоит ласточка. На всех колесах.. Сон.. Какой лядский сон.. Как наяву…Тьфу три раза. На душе полегчало. Сон, всего лишь сон… Нельзя столько спать…Спать…


Не спать!! – грубый прокуренный бас ворвался в уши и заставил разлепить смерзшиеся ресницы. Плять, тащи его, вроде еще живой! Это уже не мне.


Давай браток, просыпайся…Глаза то открой, открой сучий потрох!! Давай помогу. Грубая ладонь воняющая куревом и маслом опустилась на лицо заставляя таять лед на щеках и ресницах.


- Воот, молодец! Володя!, заорал он кому то, давай его в кабину. Чьи то совсем не нежные руки подхватили мое скрюченное тело и с легкостью забросили куда то наверх. Хлопнула дверь и волна тепла окатила меня с головы до ног. Все те же руки снимали ботинки, варежки, шапку, мяли крутили мои руки-ноги, чем то поливали, терли чем то колючим. Постепенно тепло начало доходить до организма. Жутко захотелось спать и я вырубился.


Не знаю сколько я спал, но проснулся вполне бодрым и выспавшимся. Огляделся. Я лежал в спальнике здоровенного МАНа, впереди кто то гоготал в два нетрезвых голоса, слышалось чавканье, тосты и бульканье водки. Я осторожно выглянул из за занавески. Ну точно, дальнобойщики на привале.


Заметив, что я проснулся, один, как говорят в народе «шилом бритый», повернулся ко мне и заржал пьяным смехом.


- Ну чо, проснулся, смерничек?! Шутка оказалась настолько удачной, что они с напарником закатились в гоготе минут на пять.


- Давай, вылезай. Поведай нам, как ты тут, и нахера вообще. На вот, выпей.


Я с удовольствием выцедил пол стакана водки, закусил луковицей и только было открыл рот, как меня перебили. – Да кули тут спрашивать, их вон по трассе десятками собирают, а этот вишь, везучий. Тебе, Витек, путь спасибо скажет. Это ж ты меня взбаламутил поехать. Обернемся туды-сюды за выходные, и пол недели дома – гнусаво передразнил он напарника.

А так бы сидел до понедельника, как зародыш! Последняя фраза была для меня.


Собсно, мне действительно повезло, поскольку встретить в это время дальнобоя, это на грани фантастики.


- Ну ладно, подытожил Володя, давая спать. Утром забросим тебя на пикет, и дальше поедем. Нам некогда, жены, понимаешь, дети ждут. И так неделями не видимся.


Спасибо, мужики. Я не знал, что еще сказать. Да и надо ли было что то говорить? Спасибо.


На следующий день, протресясь в мягкой кабине МАНа они как и обещали, высадили меня на пикете и не задерживаясь попалили дальше.


Через день я вернулся в свой город. В выходные опять пошел в кабак, где в десятый раз рассказал эту историю, похвалил мужиков, Витю и Володю. Пожалел, что не взял их телефонов. Ну ниче, я номер МАНа запомнил, 256, найду их. Обязательно.


- Какой говоришь номер? – малознакомый, но сидевший с нами за столом товарищ обернулся ко мне.


- 256, а что?


- А когда, говоришь, ты там замерзал?


- Неделю назад. А что, ты знаешь мужиков? Вместе работаете?


- Ну да, знаю. Точнее знал. Володя и Витя. Разбились они, оба на своем МАНе. Насмерть. Недели за полторы до того, как тебя подобрали.

раскрыть ветку 13
+33

Но в Питере в  минус 10 и "влажность" всё равно холоднее. Ух, а в Крыму в -2 вообще дубак
                                                                                       Любой Петербуржец или Крымчанин (с)

раскрыть ветку 5
+7

А не 2006? Я тогда как раз на вахте был, в городе -54, на буровой -56, а после остановки работ (бурильные трубы стали лопаться) до -63 опустилась. Несколько дней бамбук курили. У нас тогда вся бригада обморожения разнообразные получила (я обморозил только большой палец правой руки, повезло). Но я в том же году уволился (не поэтому), так что не знаю, как оно было в 2007.

раскрыть ветку 6
+3

Значит, это и был 2007. Потом только раз были морозы под 50, в 2016. Но я уже работала(

+5
Холодно? Я вот с Якутии и знаю, что такое холод. Но вечно в коментах вижу людей, у которых "да ваши -50, это как у нас -15!!"
раскрыть ветку 4
0
Я в тот год в уренгой летал. Недели через две после гибели вахты.
раскрыть ветку 1
0

Страшно это всё. У нас все новости только о погоде и были, минут по 5 наверно.

0

По моему, это был 2005 год. Январь. В Омске стоял мороз под -45. А когда я приехал в Н. Уренгой, там было -52.

+43

Где-то в 1990 году была подобная авария в г.Талнах (ныне район Норильска), весь 5-ый микрорайон потух, ни света, ни воды, моя семья недели на 2 уехала с квартиры, во всех квартирах и подъездах после этого вместо оцинковки поставили медные трубы и радиаторы. Обидно за аквариум с рыбками, я до сих пор помню эту картинку перед глазами, все помёрзли. Ужасная обстановка в городе, но удивляла сплоченность аварийных служб и простых жителей, никакой ругани, все по делу. Тем я и благодарен Северу, лучшие качества я взял от него.

раскрыть ветку 11
+7
Почему рыбок не взяли с собой?
раскрыть ветку 5
+5
Потому что им однозначно хана, как в -45 сохранить тепло воды в аквариуме?
+1

Банальная паника и спешка, на улице -45°, дом остывал очень быстро, и с транспортировкой были трудности.

0

В карман?

раскрыть ветку 2
+10
Удивительная сплочённость аварийных служб и простых жителей. "Моя семья на две недели уехала". Всем бы такую сплочённость
раскрыть ветку 1
+16

Вы ведь любите всё вывернуть наружу не зная ситуации? Так я помогу вам разобраться. Так вот, моя мать и её двое маленьких детей не остались в замороженной квартире, ровно как и все жители целого микрорайона, а когда руководство города дало команду обратного заселения, работы по восстановлению продолжались, в подъездах и квартирах домов целого микрорайона (больше сотни многоквартирных девятиэтажных домов), вот об этом периоде и шла речь, работягам которые работали постоянно. А до заселения дома стояли без тепла, без электричества (блэкаут по новомодному изречению). Я помню как простых сварщиков и сантехников мать уговаривала зайти поесть, просто по человеческой доброте приглашая в квартиру. Во всем доме стоял перенасыщенный влагой воздух, с запахом сварки, и деться от него было невозможно. Сосед мой в выходные, несмотря на высокую должность в на руднике, также постоянно был на подмоге.

0

медные не лопаются?

раскрыть ветку 2
0

Не знаю какой вообще смысл был тогда в установке медных труб, знаю точно одно, эстетический вид у них был хуже обычных радиаторов, да и радиус труб меньше, но в доме после замены стало намного теплее.

раскрыть ветку 1
+861

Каждый героический подвиг это чей-то проёб.
Трехсоттысячный город. За полярным кругом. С единой точкой отказа по теплоснабжению.

раскрыть ветку 74
+594

Ну как бы в тексте говорится про резервную схему с углём. И судя по всему она отработала штатно. Честно говоря не люблю такие тексты, в них выпиливаются факты чтобы страшнее было.

раскрыть ветку 56
+82

Теперь понятно чем вдохновлялись создатели

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 16
+197

повествование должно держать в напряжении) иначе мало кто дочитает.

раскрыть ветку 33