Как «роют» метро

Огромные металлические конструкции роют под землей тоннели, где в будущем будут ходить поезда метро. Одна такая конструкция под названием «Виктория» роет метро в Москве.

Прежде чем мы отправились в тоннель, нас ждал подробный инструктаж по мерам безопасности, а также посещение ламповой.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Название «ламповая» пошло с давних времен, когда в помещении ламповой выдавали лампы освещения перед спуском в забой. Сегодня здесь выдают налобные фонари, сизы и жетон с номером.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Теперь можно спуститься под землю. Эта строительная площадка находится в месте будущей станции «Окская» на пересечении одноименной улицы и Рязанского проспекта.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Перед тоннелем каждый работник оставляет свой жетон на специальной доске. Таким образом всегда можно понять, сколько человек находится под землей.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Большому тоннелю большие тюбинги! Диаметр подземной трубы составляет 10.6 метра.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

В одном 10-метровом тоннеле будут проложены сразу два железнодорожных пути для движения поездов в обоих направлениях. Это испанцы предложили строить в Москве тоннели «мадридским методом» по распространенной в Европе технологии — с двумя путями в центре и платформами по бокам. Подобное строительство ведется значительно быстрее, поскольку тоннель в этом случае прокладывается одним проходческим щитом большого диаметра, а не двумя.

Подвоз тюбингов и бетонного раствора осуществляется хитрыми двухкабинными мультикарами. Две кабины позволяют использовать эту технику без разворота в тоннеле. Примерно на высоте этого временного технического прохода будут проложены сразу два пути для поездов.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

А так выглядит бетоновозка. Также на мультикар можно установить пассажирскую бытовку для подвоза персонала в глубины тоннеля. Если сейчас его длина уже почти 2 км, то что будет дальше?

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Впервые проходческий щит был применён в Великобритании Марком Брюнелем при сооружении тоннеля под рекой Темзой (1825 год). Сегодня с их помощью сооружено большинство тоннелей метрополитенов.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Слева гудит конвейер с черной породой, сверху шевелится и подвывает толстенный воздуховод. Но все это заглушает работа дизельного двигателя мультикара.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Пока здесь гудит дизель, но в скором будущем покатятся электропоезда с пассажирами.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Сейчас щит прошел 1.3 километра. Его средняя скорость около 350 метров в месяц или 7-12 метров в день (в зависимости от геологических условий).

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Вот и хвост огромного механизированного червя. Длина ТПМК составляет 66 метров, вес – около 1600 тонн, вес ротора – 156 тонн.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Диаметр получаемых тоннелей может варьироваться от одного до 19 метров. Самый большой диаметр, 17.6 м, у проходческого щита, работающего на строительстве автомобильного тоннеля в Гонконге. Диаметр нашей Виктории — 10 метров.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Мультикары заезжают глубоко в щит, где происходит процесс разгрузки.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

За одну поездку мультикар доставляет тюбинги для целого кольца, которое состоит из 7 элементов.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Специальным манипулятором тюбинги перегружают и выкладывают на конвейер блокоукладчика в порядке будущего монтажа.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Габариты щита требуют от оператора ювелирной точности в работе.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Виктория — второй в истории столичной подземки тоннелепроходческий комплекс ТПМК, строящий двухпутные тоннели. Первый ТПМК Herrenknecht S-956 (Лилия), начал строительство двухпутного тоннеля Кожуховской линии московского метрополитена от переходной камеры за станцией метро «Косино» до станции «Окская» 29 декабря 2016 года.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Еще более ответственная работа — оператор блокоукладчика.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Периодически вместо тюбингов приезжает бетоновоз и закачивает раствор.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Длина Виктории — 65 метров, а вес — около 1600 тонн.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит
Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Маркшейдерский тахеометр как луч снайперского прицела.

Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит
Как «роют» метро Метро, Россия, Москва, Технологии, Длиннопост, Фотография, Видео, Горнопроходческий щит

Видео:

Фото и текст: Чистопрудов Дмитрий.