400

Иваново детство.

Один из лучших фильмов в истории мирового кино о войне, и о детстве. Этот фильм принес всемирную известность Андрею Тарковскому. Эту картину высоко оценил великий французский писатель ХХ века Жан-Поль Сартр. Неоднозначные отклики приходили и от крупных деятелей культуры многих стран. Они признавали, что такого фильма о войне в истории мирового кинематографа еще не было…

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Рассказ «Иван», написанный Владимиром Богомоловым в 1957 году, стал уже хрестоматийным и был переведён более чем на двадцать языков, когда опытный драматург Михаил Папава по-своему переложил для кино его сюжет. Первая половина сценария рассказывала о маленьком разведчике; во второй части лейтенант Гальцев уже после войны случайно встречал его в поезде.


Оказывается, фашисты не расстреляли Ваню, а отправили в Майданек, который вскоре освободили части Советской армии. Таким образом, сценарист изменил основной мотив рассказа, подарив герою жизнь; он так и назвал эту историю — «Вторая жизнь».


Фильм «Иван» начинал снимать молодой режиссёр Эдуард Абалов. Материал оказался неудачным. Как говорил Михаил Ромм, «может быть, самая его большая неудача состояла в той обыденности происходящего, когда взрослые посылают ребёнка в разведку посылают на гибель. Эта простота производила гнетущее впечатление бесчеловечности».

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Тарковский прочитал повесть и уже через пару дней сказал Ромму: «Мне пришло в голову решение картины. Если студия и объединение пойдут на это, я буду снимать; если нет — мне там делать нечего».


Ромм спросил его: «В чём же твоё решение?»

Тарковский объяснил: «Иван видит сны. Ему снится та жизнь, которой он лишён, обыкновенное детство. В снах должно быть обыкновенное счастливое детство. В жизни — та страшная нелепость, которая происходит, когда ребёнок вынужден воевать».


Предложение Тарковского было принято, и оно повлекло за собой коренную перестройку сценария, потому что сразу возник вопрос о контрасте между сном и действительностью. Сразу выявилось, что действительность эта неестественна, бесчеловечна, и по-иному повернулся характер мальчика, он стал совершенно другим.

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

31 мая 1961 года состоялось заседание художественного совета по обсуждению литературного сценария «Иваново детство».


Тарковский обосновывает свой план: " Я абсолютно убеждён, что антивоенная тема будет потрясать, если мы сделаем финал на оборванном сне. У нас был замысел снять такой эпизод: бежит мальчишка за своим детством и догоняет его"


Был и такой вариант: Иван играет в прятки и находит самого себя в военных сапогах и свитере. Этот второй мальчик бежит за тем, первым, и пытается его догнать, и на этой погоне мы обрываем. Но нам показалось, что это тяжеловато и следует дать какой-то светлый, радостный сон… Видим в первую очередь необходимость „снов“ и идею финала: фотографии измордованного мальчика. Потом обрыв и… Это продолжается первый сон, который был в начале картины… Мысль такая, что это не должно повториться… то есть проблема расстрелянного детства».

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Группа выехала на съёмки в Канев, на Днепр, на места подлинных событий. Даже то, что предполагалось первоначально снимать в декорациях павильона — КП батальона и разведотдела, — было снято на натуре. Лишь один эпизод фильма — свидание Холина и Маши в берёзовой роще — снят был под Москвой.

Жили в современной гостинице на высоком берегу Днепра. Над гостиницей, на самой вершине горы, был похоронен Тарас Шевченко.


Погода была неважная, шли дожди. Исполнитель роли Ивана не отличался крепостью, матери Коли Бурляева пришлось испрашивать длительный отпуск, чтобы в трудных условиях съёмок следить за его здоровьем. Как часто водится в кино, в первый съёмочный день снимали заключительные кадры фильма: «Последний сон Ивана», игру с детьми в прятки около вкопанного в песчаную днепровскую косу уродливого, чёрного, обгорелого дерева.


Выдался солнечный день. С юмором, весело, легко отсняли за день довольно большой метраж, в том числе сцену с матерью Ивана, роль которой исполняла Ирма Тарковская, первая жена режиссёра. Но это было только начало. Николай Бурляев вспоминал о своей работе с Тарковским: "Он добивался полной правды, а не игры"

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

Один из самых кинематографически неотразимых эпизодов фильма — переправа — переход через реку, долгий, медленный, мучительный. Как удалось все это снять? Вадим Юсов говорил: "Однажды, ещё в начале экспедиции, мы ехали, уже зная, что снимать будем в этих местах, но ещё не зная, как снимать этот эпизод, — и из окна автобуса я заметил на горизонте этот мёртвый лес…"


Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война — все увидено как бы глазами Ивана. У Богомолова лейтенант обрывает историю юного разведчика на середине, потому что больше ничего не знает о нём. Эпилог рассказа. Рейхстаг как опознавательный знак победы, немецкая хроника… Лейтенант Гальцев, единственный уцелевший из героев фильма, листает «дела» убитых в гестапо и видит на одной фотографии — чёрное и ненавидящее, с кровоподтёком под глазом, лицо Ивана…


История героя завершается в гестапо, но фильм кончается сном Ивана. Снова улыбающееся материнское лицо, белый песок, девочка и мальчик, вбегающие в светлую водную гладь, и чёрное дерево, входящее в кадр как грозный, предупредительный знак…


Андрей Тарковский объяснял:

"Иван — это ребёнок, снедаемый страстью взрослого. Он потерял детство на войне и погиб, потому что жил как взрослый. Картина должна строиться на характере мальчика, но должны быть эпизоды, где выясняются его детские черты. В рассказе найдена точная деталь — игра в войну — что может быть страшнее!

Здесь все очень глубоко, страшно и правдиво, здесь нет места приключенческой романтике."

Иваново детство. Иваново детство, Владимир Богомолов, Великая Отечественная война, Тарковский, Советское кино, Длиннопост

В июне 1962 года — выпуск картины в свет. Экономия к первоначальной смете составила 24000 рублей, так что даже материальный урон, нанесённый незадачливыми предшественниками, Тарковский отчасти возместил. Фильм получил первую категорию, которой удостаиваются мастера. Тираж более 1500 копий!

«Запомните это имя: Андрей Тарковский», — возвестил Михаил Ромм, представляя в Доме кино только что законченную на «Мосфильме» первую полнометражную картину выпускника своей вгиковской мастерской.


Зрительский приём был самым добрым. После великих отечественных фильмов конца 1950-х («Летят журавли», «Баллада о солдате», «Судьба человека»), даже после них, это было новое видение войны, очень жестокое, душераздирающее. В августе 1962 года фильм «Иваново детство» был отправлен на кинофестиваль в Венецию, где получил «Золотого льва».


https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post278919894/

Дубликаты не найдены

+4
А Богомолов тот, который " " В августе 44-го..." написал?
раскрыть ветку 3
+2

Тот самый.

раскрыть ветку 1
0
Спасибо.
0
и роман классный и фильм мне понравился...
+7
Да уж, серьёзный фильм. Хотя мне он очень тяжело заходит. Когда переключаю, "Журавлей" могу посмотреть,"в бой идут одни старики",а этот точно пересматривать ...не можется,что ли
раскрыть ветку 1
0

Согласен. Но - надо бы порой. Чтобы... Ну, Вы понимаете.

+3

- Да? А ты в Трастинце был?

- Где?

- В лагере смерти! Да ты что меня агитируешь, что? Сговорились все!

Иллюстрация к комментарию
+4

Фильм о детстве и о войне "Иди и смотри", вот это лютый пиздец, а не фильм. Но смотреть его нужно обязательно, но уже во взрослом возрасте.

+3

Вот этот кадр очень сильный конечно

Иллюстрация к комментарию
+4

Мне в фильмах Тарковского нравится операторская работа, особенно в "Зеркале". Насчет режиссуры... Есть такие писатели-графоманы, которые пишут ради писательства, витиевато, упражняясь в слоге. У Набокова это хорошо получалось. У большинства - не очень. И есть режиссеры, которым важно снимать "не как все". Иногда это просто новаторство. Иногда - просто выпендреж. Как человек, Тарковский был, безусловно выпендрежник, считающий себя непризнанным гением, а по сути - довольно корыстный и нечистоплотный морально человек. Но это мое субъективное мнение.

раскрыть ветку 23
+1

Вот уж про Набокова я точно соглашусь, хотя книги у него и интересные, я бы даже перечитал некоторые. А читаешь, нужно со словарем сверяться. Если кто помнит у Достоевского в  романе "Бесы" был такой Кармазинов, вот он мне Набокова напоминает. А у Тарковского мне нравятся три фильма, Иваново детство, Сталкер и Андрей Рублев очень фильм неплохой. Остальные муть какая-то

раскрыть ветку 4
0

Это потому, что Набоков, как и Тургенев по сути писатель не русский.

раскрыть ветку 3
+1

Почему нечистоплотный-то?

раскрыть ветку 3
0

Да там много чего. Лень искать. Поищи воспоминания современников о нем. Вот, например: https://gridassov.livejournal.com/79681.html

раскрыть ветку 2
+1

Его много кто считает гением. В том числе и другие режиссеры, даже западные.

Самое интересное для меня выяснилось под режиссерским разбором Ивана Диденко, восвященного "Сталкеру"-- среди его поклонников есть и хамское агрессивное быдло, которое, еонечно же, быдлом считает всех несогласных.

раскрыть ветку 6
+3

Это так. Эйзенштейна тоже многие считают гением, а фильм "Броненосец "Потемкин" входит в сотню величайших фильмов всех времен. А еще картины Поллока и Уорхола уходят на аукционах за миллионы, но значит ли это, что они гении?

раскрыть ветку 5
0

Тарковский был признанным гением еще при жизни! Никому в совке не давали снимать, как давали ему. Почитайте его прения с минкультом по поводу зеркала. Годы прений и переделок! Никто из чинуш не понимал, что это будет. В итоге - шедевр, который как ни смонтируй, ложится на ура!

Да, это не Тарантино, над которым нужно думать годами...;)

Я пересматриваю его фильмы довольно часто и каждый раз нахожу что-то новое. Для поколения пелевинцев, Тарковский безусловно тяжеловат и не понятен.

Снимал он не "не как все", а "как Тарковский", но людям далеким от искусства это не скажет ни о чем...


В чем его "моральная нечистоплотность"? Вы сталкера поняли?

В чем его, Тарковского, "корысть"??

Написали позорный бред! Почитайте о нем. Его жизнь как сюжет крепкой драмы!

Ваше "субъективное мнение" на чем основано? на ИМХО? грош цена такому мнению...

раскрыть ветку 6
0

Я ниже ссылку дал про его нечистоплотность. Читал и много другого.

Про остальное спорить не буду. Tastes differ. Один вопрос: Поллок и Уорхол - гении?

А с фильмами Тарковского я познакомился в 1991 году. Так что к пелевинцам меня отнести трудно )

раскрыть ветку 5
+1

Фильм отличный

+1
Согласен. Хороший фильм. Но "Сережа" больше нравится.
0
Спасибо
-8

Единственный нормальный фильм этого "режиссера".

раскрыть ветку 3
+3
Шли бы вы дальше щи лаптем хлебать.
раскрыть ветку 1
+2

Не заводись. Пусть.

+1

Судя по рейтингу Ваших постов, Вы срача не боитесь!

ещё комментарии
0

бурляев ещё снялся в офигенном "мама вышла замуж", а сейчас он правослабнутый правого толка мудозвон.

Похожие посты
56

Советские фильмы о Великой Отечественной

Здравствуйте уважаемые Пикабутяне. Решил я тут давеча собрать для Вас фильмы прямиком из СССР. Конкретно эта подборка это фильмы о Великой Отечественной войне. Кому-то возможно это напомнит о хорошем кино, а кто-то откроет для себя что-то новое. Предупреждаю это не ТОП фильмов, а так же далеко не все фильмы. Если зайдет, то список будет продолжен.

"Командир счастливой "Щуки"

Советские фильмы о Великой Отечественной Фильмы, Великая Отечественная война, Длиннопост, Советское кино

Мурманск, 1942 год. Немецкие войска подбираются к городу, моряки Северного флота отважно сражаются с флотом захватчиков.  В центре сюжета Счастливая "Щука" Щ-721 командира Алексея Строгова. Из-за успехов 721ой на нее объявляют охоту немецкие эсминцы считая своим личным долгом потопить мешающую им подлодку. Фильм показывает не только сражения на море, но так же и взаимоотношения людей на берегу и экипажа который становится большой семьей.

"Белорусский вокзал"

Советские фильмы о Великой Отечественной Фильмы, Великая Отечественная война, Длиннопост, Советское кино

Фильм показывает послевоенные годы. Пятеро друзей фронтовиков расстались на Белорусском вокзале весной 1945 года. К сожалению, очередная встреча омрачена смертью одного из них, четверо друзей хотят достойно проводить своего товарища в последний путь. Но события разворачиваются так, что сталкиваясь с чередой различных ситуаций, товарищи вспоминают, что такое фронтовое братство, а так же проявляют уже забытые ими черты характера.

"На войне как на войне"

Советские фильмы о Великой Отечественной Фильмы, Великая Отечественная война, Длиннопост, Советское кино

Фильм рассказывает о буднях экипажа самоходки под командованием младшего лейтенанта Малешкина. Молодой еще не бывавший в бою младший лейтенант попадает в состав экипажа каждый член которого старше него, естественно авторитет молодого командира подвергается испытаниям. Но в минуты первого боя командир показывает себя как опытный военный, и своими действиями меняет исход сражения.

"Иди и смотри"

Советские фильмы о Великой Отечественной Фильмы, Великая Отечественная война, Длиннопост, Советское кино

Рассказывать об этом фильмы можно долго. Но по моему мнению это один из самых страшных фильмов о войне. Фильм рассказывает о 16-ти летнем подростке Флёре, который хочет уйти в партизанский отряд. Пытаясь выглядеть взрослым, он вызывает только смех у опытных партизан. Однако по стечению обстоятельств он становится свидетелем карательной операции нацистов и противостояния ей партизан. Буквально за два дня увидев ужасы этого столкновения он становится молодым внешне, но стариком внутри.



На сегодня пожалуй все. Это первая пятерка фильмов которая пришла мне в голову. Повторюсь если станет интересно то подборки фильмов будут продолжены.


Всем спасибо за внимание и уделенное время!

Показать полностью 2
469

Улучшил качество советского военного фильма «Жаворонок» и перевёл в цвет

Улучшил качество советского военного фильма «Жаворонок» и перевёл в цвет Фильмы, СССР, Советское кино, 9 мая, Великая Отечественная война, День Победы, Ветераны, Победа, Видео, Длиннопост

Всем доброго здравия, уважаемые пикабушники!


Как-то давно один из пользователей сайта просил улучшить качество советского фильма «Жаворонок» снятого в 1964 году Никитой Курихиным и Леонидом Менакером. Для первого данный фильм стал последней крупной работой, а для второго дебютной и надо сказать, что кинолента вышла очень проникновенной.


Наград на Каннском кинофестивале она не завоевала, хотя номинация была, но в СССР была встречена вполне приятно - в кинотеатрах фильм посмотрело больше 27 миллионов человек! Великолепная музыка, актёрская игра, причем как молодых так и уже заслуженных артистов.


Фильм не такой популярный как его иные собратья,но как по мне достоин того, чтобы его смотреть и показывать, ну например детям, для примера того, каким образом доставалась Победа...


Вступительную песню  «Его зарыли в шар земной» исполняет Майя Кристаллинская, весьма популярная эстрадная певица того времени.


Фильм доступен в двух вариантах - цветном (колоризация с помощью нейросети, естественно) и в черно-белом.


Сравнение качества вы можете посмотреть в ролике ниже


Добавить фильм в коллекцию можно используя телеграм: https://t.me/okte4


Ютуб-канал: https://www.youtube.com/channel/UCl0Q3PGfV81qUpX4Bg7GrLg


Буду рад каждому!

Показать полностью 1
869

Улучшил фильм «В небе ночные ведьмы» до HD: Героям Второй мировой войны посвящается

Улучшил фильм «В небе ночные ведьмы» до HD: Героям Второй мировой войны посвящается Фильмы, СССР, Советское кино, 9 мая, Великая Отечественная война, День Победы, Ветераны, Победа, Видео, Длиннопост

Всем привет, уважаемые пикабушники.


В этом небольшом материальчике я бы хотел поделиться с вами своими успехами(или не успехами, тут уж как кто посмотрит) по улучшению старых, но от этого не менее хороших фильмов.


И так как у нас очередной юбилей со дня окончания действий, участие в которых, в то время, приняло свыше 80% населения Земли, я решил, что первой работой будет фильм посвященный именно Второй мировой войне.


Причем фильм про девушек, а не про мужиков, как это у нас принято. Сняла его Евгения Жигуленко, не просто режиссер, а бывшая летчица, Герой Советского Союза, которая ради того, чтобы увековечить память о своих боевых подругах, поступила во ВГИК и сняла данную киноленту.

Улучшил фильм «В небе ночные ведьмы» до HD: Героям Второй мировой войны посвящается Фильмы, СССР, Советское кино, 9 мая, Великая Отечественная война, День Победы, Ветераны, Победа, Видео, Длиннопост

Фильм пока ещё не был переведён в формат HD, как другие кино-шедевры тех лет ("Аты-баты шли солдаты", "В бой идут одни старики") и я решил попытаться исправить это. Что получилось - судить вам.


Представлю лишь несколько картинок для сравнения, да небольшой отрывок из фильма, так же с кадрами для сравнения.


Если у вас появилось желание посмотреть весь фильм, сделать это можно в телеграм-канале(с его помощью): https://telete.in/okte4

Показать полностью 1 1
74

Тарковский и Малявина на Венецианском кинофестивале, 1962 год

Тарковский и Малявина на Венецианском кинофестивале, 1962 год Ретро, Фотография, Венецианский кинофестиваль, Иваново детство, Тарковский, Советское кино

Режиссер Андрей Тарковский и актриса Валентина Малявина во время посещения Венецианского кинофестиваля в 1962 году. Главную награду фестиваля, «Золотой лев», получил дебютный фильм 29 летнего Тарковского «Иваново детство» снятый по мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».


Источник.

174

Как снимали фильм «Проверка на дорогах»

Алексей Герман впервые в советском кино заговорил о тех, кому выпало оказаться в фашистском плену. Почему он решил экранизировать повесть своего отца Юрия Германа? Режиссёр пожимал плечами: «Мне и самому трудно сказать. Книжка плохая, отец меня от неё отговаривал. „Операцию „С Новым годом“» он не любил. Уже написав её, он выяснил, что сведения, которыми пользовался в момент работы, были неполны. Он не знал про одного из самых главных исполнителей операции. Это был Владимир Иванович Никифоров, Герой Советского Союза, необыкновенного достоинства, скромности, мужества, благородства человек с трудной судьбой»

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

В годы войны Никифорова забрасывали во власовские части, где он вёл среди бывших советских людей опасную работу — уговаривал их перейти на сторону родины, обещая жизнь и прощение. Возвращаясь с ним, они получали оружие, вливались в наши части.


Эпизод проверки на дорогах рассказал также Никифоров. Бывших власовцев проверяли обычно группами, человек по двадцать. Они останавливали немецкую машину, расстреливали всех, кто в ней был, а кого-нибудь одного отпускали, чтобы немцы знали, чья это работа, и ходу назад уже никому не было.


Сценарий Алексей Герман начинал писать с отцом, который был болен раком. Но вскоре по понятным причинам от этой идеи пришлось отказаться.


Алексей Герман снял вместе с Григорием Ароновым фильм «Седьмой спутник». И всё-таки мысль поставить «Операцию» не оставляла его. По просьбе Германа драматург Эдуард Володарский написал сценарий, который на студии приняли без всяких сложностей.

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

Герои фильма — командир партизанского отряда старший лейтенант Локотков (Р. Быков) и его комиссар - майор Петушков (А. Солоницын), два антипода


Пробным для их столкновения камнем оказывается судьба Лазарева (В. Заманский), младшего сержанта Красной армии, оказавшегося в немецком плену, служившего в полицаях. Лазарев судит себя судом собственной совести и одержим одной страстью — искупить вину. В финале Лазарев погибает, прикрывая отход партизан.


Рассказывает актёр Владимир Заманский: «Я снялся почти в шестидесяти картинах, но „Проверка“ — самая дорогая для меня, а роль в ней — самая любимая. В фильме — правда жизни и в бытовых деталях, и, самое главное, в философских и нравственных позициях героев. Почему, например, герой Анатолия Солоницына, майор Петушков, не верит моему герою, добровольно пришедшему в партизанский отряд с покаянием? Потому что у Петушкова погиб сын — он как герой повёл на таран свой самолёт. Боль утраты сжигает Петушкова, он заряжён ненавистью ко всем немцам сразу.

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

И к моему герою тоже. Иное отношение к этому же человеку у командира отряда, которого сыграл Ролан Быков. Душа его мудрее, она в состоянии отделить добро от зла во всяком человеке. Правильно писали, что в герое Быкова много от толстовского капитана Тушина. В тех эпизодах, где происходит столкновение командира отряда и Петушкова, Солоницын и Быков создают такое мощное эмоциональное поле, что волнение не может не передаться зрителю. Фильм, я думаю, получился потому, что всем главным героям дано было сыграть серьёзную, психологически достоверную драму. А у моего героя финал трагический».


Есть в «Проверке на дорогах» ключевая сцена. Партизаны заминировали железнодорожный мост, по которому должен пройти фашистский эшелон с оружием. Но когда приходит время давать команду, Локотков медлит: под мостом идёт баржа с пленными красноармейцами, ценой их жизней будет оплачен отнятый у врага эшелон. Иван Егорович пропускает баржу и только после этого, когда мост уже пуст, нажимает кнопку. Комиссар Петушков в ярости (актёрскому темпераменту Солоницына сродни эти фанатические ноты в характере своего героя): для него каждый, кто оказался в плену, предатель, жалеть его нечего. Но Локотков уверен в своей правоте: на барже — наши люди.

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

Алексей Герман стремился во всём добиться документальной правды. Работу над фильмом он начал с отсмотра хроники в Госфильмофонде. В его группе тщательно готовили материал по каждому эпизоду фильма, выклеивали огромные щиты фотографий, с которыми сверяли каждого актёра на любую самую маленькую роль.


Актёрские пробы Герман проводил непривычно. Посреди студийного двора соорудили лес, а в нём — телега, стог сена, шалаш. Здесь и снимали, иногда под дождём, добиваясь ощущения настоящей природы. Пробы были высоко оценены студией, но от ряда актёров предлагали отказаться. Вызывали возражение и Быков на роль Локоткова (руководству больше нравился Глазырин), и Заманский — Лазарев, слишком уж трагичными казались его глаза, и Одиноков на роль Ерофеича; с такой внешностью принято было играть героев положительных. Но пробы были убедительные, и Герману разрешили взять тех актёров, которых он хотел.


Часть съёмок должна была происходить в Калинине (ныне — Тверь), но туда пришла ранняя зима. А по сценарию нужна осень. Если переводить все на зиму, то что делать с началом, уже отснятым?


Герман придумал перенести уже снятую «осеннюю» сцену с отравлением картошки в пролог, которого в сценарии не было. И получилось даже лучше: выкопали, перетравили картошку — и тут же сразу зима. Группа перестроилась на зиму, сняли первый эпизод и… все опять растаяло.

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

На «Операции» много времени и сил ушло на поиски натуры — брошенной деревни, которую можно было бы сжечь в сцене нападения карателей на партизан. Герман и его помощники проехали тысячи километров — и никаких результатов. В одной из деревень группа восстала: «Хватит! Сколько можно! Мы устали». И отправилась обедать. Герман, вспылив, от обеда отказался.


Расхаживая возле деревенской столовой, он спросил у куривших рядом мужиков, нет ли поблизости брошенной деревни. «Как же! Есть, — отвечали мужики, — два километра отсюда». Алексей Герман успел сходить туда и вернуться как раз, когда его спутники выходили из столовой. «Это был миг моего торжества! — восклицает режиссёр. — Случается же такое! Деревня оказалась просто идеальной для нас: если бы специально её строили, и то сделать бы так не получилось».


В Госкино готовую картину встретили враждебно.


Возражения были концептуальными. Картина не раскрывает темы партизанской борьбы с оккупантами, дегероизирует это великое народное движение. Герои-партизаны предстают людьми надломленными, подавленными… Картина перенасыщена натуралистическими деталями…

Как снимали фильм «Проверка на дорогах» Проверка на дорогах, Советское кино, Великая Отечественная война, Алексей Герман, Длиннопост, Fishkinet

Среди тех, кто принял картину, был Герой Советского Союза, генерал-майор в отставке А. Сабуров. Он писал худсовету киностудии «Ленфильм»: «Режиссёр А. Герман не обманул мои надежды. Я увидел серьёзную картину о первых труднейших днях становления партизанского движения. Поверьте мне как бывшему командиру партизанского соединения, что мы не сразу стали теми, кем нас узнали по сводкам Совинформбюро. Вначале было много разрозненных мелких отрядов и „отрядиков“, некоторые из них позже распались или погибли, а другие окрепли, обросли людьми и стали цементироваться в большие и грозные боевые единицы. А первые дни, месяцы войны изобиловали трагическими эпизодами, столь достоверно показанными в фильме (бегство населения от карателей, сожжённые деревни, мучительные раздумья партизанских командиров)…»


Хвалебный отзыв написал и полковник К. Карицкий, Герой Советского Союза, бывший командующий 5-й Ленинградской партизанской бригадой.


На экран картина вышла в 1985 году уже под названием «Проверка на дорогах». Алексей Герман говорил в интервью киноведу А. Липкову: «Эта картина — дань нашей любви к людям, о которых мы взялись рассказать, наша признательность их подвигу, наш им памятник. Это наша любовь к России, наша вера и понимание того, что страну эту завоевать нельзя; какие бы орды на неё ни обрушились, всё равно не им быть хозяевами этой земли. И ещё, как говорит старая мудрость, не стоит село без праведника. У нас такой праведник есть — Иван Егорович Локотков. Он, конечно, всякий, не безгрешный, земной и всё же в финале вырастает до фигуры большого человеческого масштаба».


Автор:Дмитрий


Источник: https://fishki.net/2123472-kak-snimali-filym-proverka-na-dor...

Показать полностью 5
102

Хроники пикирующего бомбардировщика

Хроники пикирующего бомбардировщика Великая Отечественная война, Олег Даль, Видео, Длиннопост, Советское кино, Фильмы

Сюжет драмы Наума Бирмана, имеет много пересечений с реальностью. Сказать спасибо нужно Анатолию Анпилову, генералу-майору авиации Герою Советского Союза и консультанту фильма, он всю жизнь воевал на пикировщиках и серьёзно обогатил ленту и сам попал в кадр . В начале фильма можно увидеть здание с плакатом бомбить как майор Анпилов .

Но больше всего Хроники, пересеклись с судьбой Бориса Степановича Быстрых , в полку которого Анпилов служил одним из старших офицеров. Тот попал в авиацию еще до войны и её началу уже был неплохим летчиком, в войне он участвовал с начала.

Чтобы выжить авиатором приходилось проделывать самые поразительные вещи, например в июне 41, Быстрых атаковал немецкую колонну. Хотя зенитным огнем ему оторвало элерон и пробило бензобак самолет он посадил на одном моторе .

В другой раз он ушёл от группы истребителей пытавшихся вынудить его к посадке, как раз таким способом который показали в фильме. Бомбардировщик почти отвесно свалился в пике и прошёл на бреющем полете над верхушками леса . Быстрых увел самолет с двенадцатью пушечными и сотнями пулевых пробоин причём после вынужденной посадки на своей территории ,экипаж сам залатал бензопровод и ушёл на родной аэродром.

Успех , который принес ему звание Героя как и в фильме состоял в том что он обнаружил хорошо замаскированный аэродром немцев правда тогда всё закончилось хорошо, летчик не совершал самоубийственных атак, сообщив о найденой взлетной полосе на базу. Однако этот летчик как и киношный Архипцев не дожил до Победы, летом 1943 года герой погиб во время боевого вылета надо Брянском.

кроме всего прочего, там снимался один из моих любимых актеров Олег Даль .

Хроники пикирующего бомбардировщика Великая Отечественная война, Олег Даль, Видео, Длиннопост, Советское кино, Фильмы

Анатолий Андреевич Анпилов

Герой Советского Союза.

Хроники пикирующего бомбардировщика Великая Отечественная война, Олег Даль, Видео, Длиннопост, Советское кино, Фильмы
Показать полностью 1 2
347

Фильм "Судьба человека".

Рассказ Михаила Шолохова "Судьба человека" был опубликован в двух номерах "Правды" от 31 декабря 1956 года и 1 января следующего -1957 года. Желание его экранизировать сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой - "целью жизни". "Поначалу у него (Шолохова. - М. К.) было недоверие ко мне - человеку городскому: "смогу ли влезть в шкуру" Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? - вспоминал Сергей Федорович. - Он долго рассматривал мои руки и сказал: "У Соколова руки-то другие..." Позже, уже находясь со съемочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил".

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Фильм режиссера-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма - человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука "Судьба человека" отложилась в сознании как бесспорная удача - и режиссерская, и актерская (Бондарчук сыграл в своем фильме главную роль).

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Лев Толстой и Михаил Шолохов были для Бондарчука духовными учителями. Им он поклонялся, их произведения экранизировал. Через пятнадцать лет после "Судьбы человека" режиссер вновь обратится к творчеству Шолохова - снимет фильм по роману писателя "Они сражались за Родину". Последние годы жизни Сергей Бондарчук отдал многосерийной экранизации "Тихого Дона".


Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы "горюшка по ноздри и выше", на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Герой как будто стоит под нескончаемым камнепадом - глыбы, булыжники мечет судьба в Андрея, бьет без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, - все, что осталось от дома и семьи. Сын Анатолий погибает в последний день войны.

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Судьба главного героя - обобщенная судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей.


..Ранняя весна в донской степи. К парому идут пожилой мужчина в ватнике и маленький мальчик. У парома - еще один путник. Присели рядышком, затянулись самокрутками. Не обыденный разговор завязался - историю своей жизни поведал случайному знакомому Андрей


Соколов, большой седой человек с глазами, "словно присыпанными пеплом". А в голосе, в неповторимой интонации актера столько же искренности, сколько и смертной тоски.

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

"Поначалу жизнь моя была обыкновенная" - вспоминает Соколов. Воевал он в Гражданскую в Красной Армии, остался сиротой. А потом встретил желанную, единственную, хрупкую, словно из солнечных лучиков сотканную Иринку (Зинаида Кириенко).


Семнадцать лет прошли как один день, как несколько куплетов песни, которая останется символом той счастливой и почти безоблачной (или казалось так?) довоенной жизни: "Проводи меня домой полем небороненым. Дроля мой, дро ля мой, на сердце уроненный". В песне, как будто незамысловатой, бесхитростной, есть жгучая пронзительность, невысказанное предчувствие трагедии. Внутренним ухом слышит ее Соколов перед своим, в чем он уверен, смертным часом.


"Простой человек" Андрей Соколов оказывается вовсе не однолинейным характером: героизм русского солдата складывается не только из бесстрашных поступков, но и из тяглового терпения, гордости, обостренного чувства справедливости. Сюжет наполняется глубочайшими психологическими обертонами. Взгляд авторов фильма то сливается со взглядом героя, то отстраняется от него, добавляя свою собственную художническую зоркость и проницательность, свою образную глубину.

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Рухнула довоенная жизнь, которая видится Соколову яркой, солнечной. В мертвенно-холодной, размыто-серой, сумрачной тональности снят оператором Владимиром Монаховым эпизод в храме, превращенном фашистами в барак для военнопленных. Мир боли и страданий: верующего человека, для которого кощунственно справлять нужду в церкви, отчаянно колотящего кулаками в дверь, прошивает автоматная очередь. Добряк Соколов своими руками душит предателя, который грозится поутру сдать немцам своего командира-коммуниста. Исполняет приговор без сомнений и терзаний, потому что это не убийство, а казнь преступника.


В эпизоде неудавшегося побега Соколова из плена, после отчаянной гонки в лесу, наступают минуты тишины. Спасение? Герой откидывается на спину посреди неубранного поля, вглядываясь в высокое небо (образ, всегда волновавший режиссера безмерной тайной).Через минуту тишина взорвется лаем немецких овчарок. Оскаленные пасти, волчьи зубы, рвущие плоть...

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Фашистский концлагерь - образ земного ада. Он страшен и муками обреченных людей, и своим дьявольским порядком, и холодным геометризмом изображения. Сортировка вновь прибывшего эшелона узников: евреев отдельно, стариков и женщин - отдельно, детей отнимают у матерей. Строят в три аккуратные ровные колонны. Дымит труба крематория. Люди входят в пылающий зев печи, а выходят оттуда черным вязким дымом, который душит физически, забивает горло, разъедает глаза. Отнято все, даже небо. Оно втиснуто в квадраты колючей проволоки. Кадры, ставшие классикой мирового кино, так же как и эпизод в комендатуре концлагеря. Вызов к коменданту Мюллеру (Юрий Аверин) среди ночи означает для Соколова неминуемую гибель. Роскошное застолье, от запаха давно забытой еды у истощенного Андрея после лагерной баланды кружится голова. Начальство лагеря празднует выход "доблестной германской армии" к Волге. Напыщенный комендант предлагает пленному выпить за победу немецкого оружия, после чего Мюллер окажет ему "великую честь" - лично расстреляет этого могучего славянина "Русс-Ивана".


Слышит в ответ на предложение гордое: "Благодарствую за угощение, но я непьющий". Стерпеть муки Соколов может, но такое унижение - глаза в глаза - нет. Хоть и знает, что ответ его равносилен смертному приговору.

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

"В таком случае, - продолжает игру Мюллер, - выпей за свою погибель". - "За свою погибель и избавление от мук я выпью", - отвечает Соколов. Выпил, но к еде не притронулся: "Я после первого стакана не закусываю".


Моральная победа Андрея Соколова безусловна, он выигрывает свой Сталинград. Мюллер отпускает пленного в барак. "И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло..."


Сколько может выдержать человек, где тот предел страданий, за которым бездна, удавка безысходного отчаяния, непрекращающийся диалог с мертвыми?

Фильм "Судьба человека". Михаил Шолохов, Сергей Бондарчук, Судьба, Фильмы, Советское кино, Великая Отечественная война, СССР, Длиннопост

Есть ли исход для бывшего солдата, "своротившего Германии скулу набок", победившего в войне, но потерявшего все, что составляло смысл существования: любимую жену, детей, дом? Выдержит ли Соколов, или потихоньку угаснет свечечка его жизни в тягостных воспоминаниях о былом?


Жить в родном городе Соколов не может, уезжает в донской городок, работает шофером. Там возле чайной увидел он маленького, копошащегося в пыли, худенького (отцветающий одуванчик на тонкой ножке) оборвыша, сироту Ванюшку. Нежданно-негаданно повстречал человечка, которому еще хуже, чем ему: кормящегося объедками, бездомного, никому не нужного. Сгинет Ванюшка - никто и не заметит. Был ли, не был ли?..


Просыпается в Соколове отцовское чувство, появляется смысл жизни: пожалеть сирого, обогреть замерзшее сердечко и почувствовать, что есть на свете существо, которому ты необходим. Есть ручонки-стебельки, обхватившие твою шею, прильнувшее к тебе невесомое тельце, забившееся в слезах и крике: "Папка! Родненький!"


Режиссер закольцовывает композицию, возвращает нас к переправе. Пепел не исчез из глаз Соколова, следы страданий навеки впечатаны в его облик.


В финале нет "всепобеждающей воли к жизни", пробудившейся в Андрее Соколове, но непреложны долг и ответственность перед Ванюшкой, цепляющимся за его ватник. И ничего не боится бывалый солдат, кроме как "помереть во сне и напугать своего сынишку...".


Марина Кузнецова

https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0058.shtml

Показать полностью 7
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: