33

ИТ-28 (Инженерный танк)

Здравья желаю!


Я хочу показать и рассказать о полной сборке модели инженерного танка ИТ-28. Процесс сборки модели делится на 3 этапа: поиск информации, сборка, покраска. В этом посте я расскажу об истории ИТ-28, наводке моста и немного о МТУ-12. Процесс сборки и покраски будет в следующем посте.


Информация о танке очень скудна и в книгах упоминается буквально одним абзацем.

Начнем с того,что ИТ-28 советский инженерно-мостовой танк (танковый мостоукладчик). Разработан в 1936—1940 годах на базе среднего танка Т-28. Единственный опытный экземпляр, построенный в 1940 году, прошёл полигонные испытания, однако не был принят к серийному производству.

Для наведения моста танк был оборудован специальным механизмом отбора мощности от двигателя, передачей и механизмами управления.

Металлический мост длиной 13.3 м и шириной 3.5 м обеспечивал грузоподъемность 50 тонн. Он мог укладываться поверх препятствий шириной до 12.5 м. Экипаж мог разложить мост в течение 3 минут и собрать его обратно за 5. Танк обеспечивал проход по мосту как средних танков Т-28 и Т-34, так и тяжелых Т-35.

Вместо башни была установлена восьмигранная рубка с толщиной брони от 30 до 50 мм и наклоном листов от 8 до 25 градусов. В лобовом листе рубки размещались два пулемёта ДТ в шаровых установках с боекомплектом 4473 патронов. Пулеметы предназначались для самозащиты машины и защиты наведенного моста от вражеской пехоты, поскольку предполагалось, что мостоукладчик будет действовать в боевых порядках танковых подразделений.

В рубке размещался экипаж машины в количестве 6 человек (командир машины, механик-водитель, два пулеметчика и два номера мостового расчета).

И вот тут надо остановится на механизме наводки моста. Разберем схему наводки мостовой фермы через препятствие. С левой стороны наводка моста на эскарп, а справа через водную преграду.

1. Мостовую ферму поддевали крюками и с помощью лебедки стягивали ферму в нужную сторону.

2. Механизированными рычагами регулировали нужную высоту.

3-4. Укладывали и убирали крюки с мостовой фермы.

Вот тут начинают возникать вопросы.То , что нам предлагает фирма-изготовитель в схеме сборки, совершенно отличается от фотографии и описания (см.фото ниже). Отсутствует вал передачи тяги от двигателя к главным рычагам, моторная цепь и на концах рычагов появились лопатки. Могло ли быть так? Возможно это один из прототипов, о которых я просто не нашел информации.

Рассмотрим тогда саму возможность наведения моста таким способом. Лебедки спокойно могут тянуть ферму. Мостовая ферма начинает движение и своими лопатками проваливается в пространство между балками, это как минимум их покоробит. На самой мостовой-ферме нету полозьев для рычагов или лопаток, отсюда следует что вся конструкция поедет в сторону (на фотографии полозья на ферме имеются).Рычаги-лопатки не могут сами по себе висеть, можно предположить что управление спрятано в кожухе.

Чтоб лучше разобраться во всем, стоит рассмотреть следующую ступеньку в развитии инженерных танков. Это был МТУ-12 на базе танка Т-54, также он упоминается как К-67. Процесс наводки моста примерно точно такой-же(см.фото ниже). До этого был еще прототип на басе ис-3 и возможно на кв,но полной информации я о них не нашел,а уж тем более фотографии.

Для наведения моста трансмиссия передавала крутящий момент от двигателя не только на ведущие колеса, но и на лебедку подъема-опускания моста, вертикальную цепную передачу и главную передачу механизма выдвижения мостовой фермы.

Выдвижения мостовой фермы, опускание ее на препятствие, а также последующий подъем и втягивание моста на машину осуществляется с помощью механизма установки моста, представляющего собой раму, движущуюся по направляющим на крыше машины на шести роликах. Движение раме придают цепные передачи.

Мостовая ферма мостоукладчика МТУ-12 изготовлена из высокопрочной стали, имеет длину 12м и грузоподъемность 50т.

Не трудно заметить, что главные элементы очень походят, как у ИТ-28. Отсюда можно сделать вывод что фирма изготовитель выдумала механизм наводки моста для упрощения изготовления при этом многие ресурсы ссылаются на нее, толком не разобравшись в ней.

Теперь когда четко ясно на что опираться, следует определится с размерами.

Моторную цепь почти не видно на фотографиях, ее размер я взял с МТУ-12. Зная ширину трака можно вычислить ширину и длину звена цепи. Габариты главных рычагов хорошо видны на фотографиях и проблем с ними нет. Кожух трансмиссии, довольно странной формы, поэтому ориентироваться приходится только по фотографии и тому , что за ней есть люк, который должен свободно открываться. Чтоб полностью убедится в размере, я съездил в Центральном музее Вооруженных Сил РФ. Еще МТУ-12 стоит в Военно-историческом Музее артиллерии (г.Санкт-Петербург).

Теперь когда нам все известно, можно приступать к сборке танка.


Конец истории ИТ-28. В 1940 году танк Т-28 был снят с вооружения и его производство прекратилось. СКБ-2 было предложено разработать мостоукладчик на базе танка КВ, но по ряду причин дальше разработки чертежей дело не продвинулось.

Частично собранные танки Т-28 были переданы для переделки в ИТ-28. Однако, в связи с тем, что вся оснастка, необходимая для производства Т-28 на заводе снималась и ликвидировалась, удалось изготовить крайне ограниченное количество мостоукладчиков. По различным источникам - от 1 до 8 серийных машин. Все они были переданы в Киевский особый военный округ, поскольку все тяжелые танки Т-35 и большинство КВ-2, для которых в первую очередь и предназначался ИТ-28, находились на вооружении этого округа.

Об использовании ИТ-28 в РККА в первые дни войны сведений у меня не имеется. Однако, достоверно известно, что по меньшей мере две машины были захвачены немцами в исправном состоянии и успешно эксплуатировались ими до лета 1942 года.

В 1941 году машина числится в составе НИБТ полигона в Кубинке. Куда машина попала, неизвестно. Возле надписи «Машины на НИБТ полигоне — ИТ-28» написано «Казань», возможно, машину отправили в Казань.


В следующей части будет подробно расписан процесс сборки и покраски.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества