ИТ-28 (Инженерный танк)
Здравья желаю!
Я хочу показать и рассказать о полной сборке модели инженерного танка ИТ-28. Процесс сборки модели делится на 3 этапа: поиск информации, сборка, покраска. В этом посте я расскажу об истории ИТ-28, наводке моста и немного о МТУ-12. Процесс сборки и покраски будет в следующем посте.
Информация о танке очень скудна и в книгах упоминается буквально одним абзацем.
Начнем с того,что ИТ-28 советский инженерно-мостовой танк (танковый мостоукладчик). Разработан в 1936—1940 годах на базе среднего танка Т-28. Единственный опытный экземпляр, построенный в 1940 году, прошёл полигонные испытания, однако не был принят к серийному производству.
Для наведения моста танк был оборудован специальным механизмом отбора мощности от двигателя, передачей и механизмами управления.
Металлический мост длиной 13.3 м и шириной 3.5 м обеспечивал грузоподъемность 50 тонн. Он мог укладываться поверх препятствий шириной до 12.5 м. Экипаж мог разложить мост в течение 3 минут и собрать его обратно за 5. Танк обеспечивал проход по мосту как средних танков Т-28 и Т-34, так и тяжелых Т-35.
Вместо башни была установлена восьмигранная рубка с толщиной брони от 30 до 50 мм и наклоном листов от 8 до 25 градусов. В лобовом листе рубки размещались два пулемёта ДТ в шаровых установках с боекомплектом 4473 патронов. Пулеметы предназначались для самозащиты машины и защиты наведенного моста от вражеской пехоты, поскольку предполагалось, что мостоукладчик будет действовать в боевых порядках танковых подразделений.
В рубке размещался экипаж машины в количестве 6 человек (командир машины, механик-водитель, два пулеметчика и два номера мостового расчета).
И вот тут надо остановится на механизме наводки моста. Разберем схему наводки мостовой фермы через препятствие. С левой стороны наводка моста на эскарп, а справа через водную преграду.
1. Мостовую ферму поддевали крюками и с помощью лебедки стягивали ферму в нужную сторону.
2. Механизированными рычагами регулировали нужную высоту.
3-4. Укладывали и убирали крюки с мостовой фермы.
Вот тут начинают возникать вопросы.То , что нам предлагает фирма-изготовитель в схеме сборки, совершенно отличается от фотографии и описания (см.фото ниже). Отсутствует вал передачи тяги от двигателя к главным рычагам, моторная цепь и на концах рычагов появились лопатки. Могло ли быть так? Возможно это один из прототипов, о которых я просто не нашел информации.
Рассмотрим тогда саму возможность наведения моста таким способом. Лебедки спокойно могут тянуть ферму. Мостовая ферма начинает движение и своими лопатками проваливается в пространство между балками, это как минимум их покоробит. На самой мостовой-ферме нету полозьев для рычагов или лопаток, отсюда следует что вся конструкция поедет в сторону (на фотографии полозья на ферме имеются).Рычаги-лопатки не могут сами по себе висеть, можно предположить что управление спрятано в кожухе.
Чтоб лучше разобраться во всем, стоит рассмотреть следующую ступеньку в развитии инженерных танков. Это был МТУ-12 на базе танка Т-54, также он упоминается как К-67. Процесс наводки моста примерно точно такой-же(см.фото ниже). До этого был еще прототип на басе ис-3 и возможно на кв,но полной информации я о них не нашел,а уж тем более фотографии.
Для наведения моста трансмиссия передавала крутящий момент от двигателя не только на ведущие колеса, но и на лебедку подъема-опускания моста, вертикальную цепную передачу и главную передачу механизма выдвижения мостовой фермы.
Выдвижения мостовой фермы, опускание ее на препятствие, а также последующий подъем и втягивание моста на машину осуществляется с помощью механизма установки моста, представляющего собой раму, движущуюся по направляющим на крыше машины на шести роликах. Движение раме придают цепные передачи.
Мостовая ферма мостоукладчика МТУ-12 изготовлена из высокопрочной стали, имеет длину 12м и грузоподъемность 50т.
Не трудно заметить, что главные элементы очень походят, как у ИТ-28. Отсюда можно сделать вывод что фирма изготовитель выдумала механизм наводки моста для упрощения изготовления при этом многие ресурсы ссылаются на нее, толком не разобравшись в ней.
Теперь когда четко ясно на что опираться, следует определится с размерами.
Моторную цепь почти не видно на фотографиях, ее размер я взял с МТУ-12. Зная ширину трака можно вычислить ширину и длину звена цепи. Габариты главных рычагов хорошо видны на фотографиях и проблем с ними нет. Кожух трансмиссии, довольно странной формы, поэтому ориентироваться приходится только по фотографии и тому , что за ней есть люк, который должен свободно открываться. Чтоб полностью убедится в размере, я съездил в Центральном музее Вооруженных Сил РФ. Еще МТУ-12 стоит в Военно-историческом Музее артиллерии (г.Санкт-Петербург).
Теперь когда нам все известно, можно приступать к сборке танка.
Конец истории ИТ-28. В 1940 году танк Т-28 был снят с вооружения и его производство прекратилось. СКБ-2 было предложено разработать мостоукладчик на базе танка КВ, но по ряду причин дальше разработки чертежей дело не продвинулось.
Частично собранные танки Т-28 были переданы для переделки в ИТ-28. Однако, в связи с тем, что вся оснастка, необходимая для производства Т-28 на заводе снималась и ликвидировалась, удалось изготовить крайне ограниченное количество мостоукладчиков. По различным источникам - от 1 до 8 серийных машин. Все они были переданы в Киевский особый военный округ, поскольку все тяжелые танки Т-35 и большинство КВ-2, для которых в первую очередь и предназначался ИТ-28, находились на вооружении этого округа.
Об использовании ИТ-28 в РККА в первые дни войны сведений у меня не имеется. Однако, достоверно известно, что по меньшей мере две машины были захвачены немцами в исправном состоянии и успешно эксплуатировались ими до лета 1942 года.
В 1941 году машина числится в составе НИБТ полигона в Кубинке. Куда машина попала, неизвестно. Возле надписи «Машины на НИБТ полигоне — ИТ-28» написано «Казань», возможно, машину отправили в Казань.
В следующей части будет подробно расписан процесс сборки и покраски.