Искусство Кинцуги.
Привет, Пикабу!
Сегодня я расскажу о японском искусстве кинцуги.
Будет 14 фотографий.
Кинцуги (золотая заплатка, искусство золотого шва), или Кинцукурой (золотой ремонт) - японское искусство реставрации керамических изделий с помощью лака, полученного из сока лакового дерева, смешанного с золотым, серебряным или платиновым порошком.
Философская основа искусства кинцуги заключается прежде всего в том, что поломки и трещины неотъемлемы от истории объекта, и поэтому не заслуживают забвения и маскировки.
Искусство кинцуги возникло в Японии XV-ого века в период правления сёгуна Асикага Ёсимасы. Правление этого сёгуна ознаменовалось сильным влиянием идей Дзен-буддизма, а также ростом эстетики ваби-саби (изящность в простоте, скромная простота), да и в целом всей японской культуры. Собравший при своем дворе целые штаты художников, поэтов и ремесленников сёгун Асикага Ёсимаса популяризировал среди японцев чайную церемонию чадо, искусство аранжировки цветов икебана, тушевую живопись суми-э, а также драматургию но. Чрезвычайным почетом и вниманием был удостоен в то время кодекс самураев Буси.
Предание гласит, что сёгун Асикага Ёсимаса отправил в Китай разбитый чайный сервиз, который был весьма дорог его сердцу. Особо почитавший искусство чайной церемонии Асикага Ёсимаса был огорчен, когда увидел, что китайские мастера не нашли ничего лучше кроме как скрепить разбитую посуду уродливыми металлическими скобами. Тогда он поручил своим мастерам найти более эстетичные методы реставрации. Так и возникло искусство кинцуги.
Кстати, ремонт с помощью металлических скреп — популярная техника в ремонте керамических изделий. Эта техника использовалась в России, Китае, Англии и других странах.
В наши дни, вещи, которые разбиты или повреждены попросту выбрасывают, ибо современная культура потребления подарила нам возможность легко и просто приобретать больше вещей за меньшую цену. Парадокс заключается в том, что таким образом у нас становится все меньше вещей. Действительно ценных вещей, которые имеют свою историю, свои воспоминания, свою философию, но все больше нашу жизнь заполняет легкозаменяемый ширпотреб.
Современная японская эстетика высоко ценит детали, подчёркивающие износ от использования предмета: с такой точки зрения кинцуги выигрывает как с практической стороны, позволяя продолжать использовать вещь после её повреждения, так и с эстетической, выделяя трещины и следы ремонта в контексте продолжения, а не окончания, её жизни.
Японские мастера считают кинцуги частью практики Дзен и связывают его с философским принципом мушин, что означает «пустой ум» или «ум в отсутствии ума».
Мушин – это состояние, в котором ум не озабочен мыслительным процессом или эмоциями. Он пуст в том смысле, что является объективным и свободным от концепций и переживаний, оставаясь стабильным и независимым среди постоянно изменяющихся условий… Это состояние не привязанности и принятия изменчивости всего сущего — как естественного аспекта всей человеческой жизни.
Случается так, что не все осколки от чаши удавалось сохранить, но и это не останавливало мастера, желавшего продолжить жизнь чашки. Золотым лаком восстанавливались утерянные части.
Различают три основных разновидности кинцуги :
трещина - использование золотой пыли со смолой или лаком вместо клея с минимальным объёмом недостающих частей;
мозаика дословно «заполнение отсутствующих фрагментов - выполняется золотом или золотой эмалью;
стыковка - замена отсутствующих частей другими, подходящими по форме, но не обязательно по фактуре и цвету.
Следующие фотографии демонстрируют более сложные варианты данной технологии. От унитарности к дизайну. Эти композиции сложно представить себе в обиходе, но не любоваться ими не возможно.
Ещё несколько музейных экспонатов:
На перечисление источников сайт ругается, поэтому японская википедия, дамский интернет-журнал и какой-то французский блог останутся не названными.
В следующем посте расскажу про философию моно-но аварэ «печальное очарование вещей».