Игры юрского периода. "Солдаты анархии".
Война...
Война никогда не меняется...
Сами знаете откуда.
ПСЕВДОФИЛОСОФСКОЕ ВСТУПЛЕНИЕ.
Жанр постапокалипсиа всегда пользовался популярностью. Идея о том "что будет, если все рухнет" так или иначе терзала творцов, и каждый давал свой ответ. В компьютерных играх постапокалипсис представлен чаще всего двумя жанрами: зомбиапокалипсис и мир после ядерной войны. Почему? Потому что эти жанры дают простор для творчества - ибо толпы разлагающихся мертвяков приятно щекочут нервы и придают налет хоррора, а радиация позволяет художнкам не сдерживать себя в вопросе создание фауны нового дивного мира.
Однако сегодня мы рассмотрим весьма реалистичный и какой-то обыденный тип постапокалипсиса, где мутантов нет, зомби не завезли, аномалий не наблюдается, и во всем мире не найдется ни единого инопланетянина или монстра. Что, впрочем, не отменяет его суровости, мрачности и приятной глазу заброшенности.
Проверьте боекомплект своих машин, не забудьте прихватить побольше противотанковых мин и взрывчатки.
"Солдаты анархии" идут в бой...
ИСТОРИЯ И ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.
Игра «Солдаты анархии» была разработана компанией Silver Style Entertainment в 2002 году. В России игру издавали в 2003 году фирма «Руссобит-М», они же занимались переводом… Правда, как-то очень сильно накосячив с географией (о чем позже) и пожалев денег на актеров.
Во-первых, существует ровно два русских голоса — мужской и женский. На всех персонажей. Я не знаю, как там в оригинале — но порой немного коробит слух, когда в диалоге между НПС один и тот же человек пытается изображать бандита из «Когтей» и нашего подчиненного солдата. Причем солдат может быть как молодым американцем-ученым, так и зрелым, суровым, русским кремень-мужиком, матерым подрывником — без разницы, голос и реплики будут одинаковыми.
Во-вторых, согласно коротенькому слайд-шоу в меню, что находится во вкладке «СЮЖЕТ», мы находимся на старой советско-российской базе Калинин, откуда выползаем во внешний мир. Однако позже все будет указывать на то, что мы находимся где-то в США. По крайней мере на то намекает название Нью-Бостон. При этом панельные многоэтажки выглядят до крайности аутентично — я почти в такой же живу. Да и имена местных жителей тоже характерны для Восточной Европы-России, и военная техника на это намекает (точней — её зоопарк).
Скорей всего вариант «Восточная Европа» наиболее реалистичен, ибо оправдывает подобное соседство.
Впрочем, углубляться в это не стоит — ибо «SoA» имеет весьма условный сюжет с несколькими опорными точками, на которые опирается его величество геймплей.
На современных компьютерах игра работает и запускается почти без косяков. Ключевое слово — «почти». Игра и сейчас выглядит весьма неплохо! Да, лица персонажей рассмотреть не получается — да у них и нет лиц (хоть солдат мужчин и женщин можно различить между собой), а короткая биография имеется лишь у членов нашей стартовой команды.
Однако обшарпанная боевая техника, взрывы, следы колес и разлетающиеся на куски здания не вызывают такого отторжения, как большинство старых игр. К сожалению, не обошлось без косяков - связанных с тем фактом, что я играл на ноутбуке. При попытке запуска в формате 16:9 игру "плющило". Формат 4:3 ей идет куда больше.
С другой стороны в настройках можно найти «разрешение экрана» и с удивлением выяснить, что игра поддерживает даже 1920 на 1080 — а в ТыТубе можно найти прохождение игры в таком разрешении без искажения. Так что я подозреваю, что «сплющивание» связано с тем, что я играл на ноутбуке, и на персоналках все будет работать куда лучше — особенно если пошарить в ini-файлах.ОПРАВДАНИЕ ДЛЯ НАСИЛИЯ.
Чтоб не возвращаться далее к глубоким материям — вроде сюжета, коротенечко опишем здешний куцый ЛОР. По сюжету игры в 2004 году мир поразил вирус, именуемый в игре SGDS — «синдром спонтанного разрушения генома». Вирус ОЧЕНЬ странный и нетипичный: он не превращал людей в зомби или мутантов (как положено всем воспитанным вирусам в постапокалиптичных играх), он их просто убивал — скучно, буднично и без фантазии. Фи!
Болезнь напоминала рак, передающийся воздушно-капельным путем — ибо вирус вызывал неконтролируемый рост тканей, и «по телевизору показали кричащий кусок плоти». После всех анализов, было признано, что вирус был выведен искусственно. И кто-то сосредоточенно его разработал и распространял — что послужило причиной столь быстрой эпидемии.
Постепенно мир катился в тартарары: беспорядки, бунты и наступавшая анархия превращали города в поле битвы. Французы первые использовали тактические ядерные багеты бомбы для дезинфекции Парижа — что не помогло.
Ну а 10 ноября 2004, как раз в день начала эпидемии, на старую советско-российскую базу, где когда-то разрабатывалось биологическое оружие, прибыл десант военных специалистов. Тут чистый интернационал: пять русских, один немец и один американец — да здравствует дружба народов! Когда мир скатился окончательно в анархию и хаос, было принято решение организовать завал на въезде в долину, где располагалась бункер, после чего на десять лет воцарилась гробовая тишина и могильный покой — ибо все радиостанции, с которыми поддерживали связь, одна за другой замолкали.
Ну а спустя десять лет команда из четырех человек решила, что попытает счастья. Взорвет завал, и выберется во внешний мир — где работорговцы, банды, одичавшие военные, ученые, торговцы оружием и фанатики из «Церкви Нерожденного Ребенка»…
И да, если вы при прочтении слов «Церковь Нерожденного Ребенка» заподозрили что-то неладное, то поздравляю — вы уже догадались о том, кто тут главный кандидат на аннигиляцию.
ПРЕКРАСНЫЙ НОВЫЙ МИР.
Об игровых аспектах поговорим чуть ниже, а пока посмотрим, что там на поверхности… Иии… Облом — супермутантов и когтей смерти нету. С журналистками романсить нельзя, с гулями — тоже, за неимением гулей и репортеров. Из агрессивной фауны только волки и медведи — и без шуток, в первой миссии именно их вам придется отстреливать натурально пачками, да здравствует эпидемия — рядом не будет «Гринписа».Дальше дичь пойдет двуногая, вооруженная и на колесах — ибо после подрыва завала взрывчаткой и выезда наружу мы встречаем некоего Искателя , или же Торговца всем подряд Влада Алексеева. Обладатель внешности Бориса Моисеева и голоса, сравнимого в русской версии игры по мелодичности с дрелью в дальнейшем будет нашим поставщиком оружия, боеприпасов и техники. Ему мы будем загонять трофейные стволы и технику, у него же покупать технику и боеприпасы к тяжелому вооружению. Но о этом мы поговорим, когда дойдем до пункта БАЗА.
Дрожжей я так и не нашел. Зато про танк он сильно приуменьшил...
Дальше становится понятно, что вокруг нашей базы действует несколько фракций:
1. Жители.
Как таковые — не фракция, а декорация и ресурс. Мы то и дело будем находить очередную деревню, убивать там Слингеров (см. далее) и некоторые из гражданских будут вливаться в наши стройные ряды. Иногда мы можем с ними просто поболтать — и нам за это перепадет наводка на бесхозный, побитый, но рабочий «Хаммер», или еще какие-то полезности.
В первой же миссии, проявив некую настойчивость и любопытство, можно заполучить себе в команду специалиста-снайпера. Также в местах скопления жителей и среди руин можно найти ящики со снаряжением — благо, жители не будут вопить «ДЕРЖИ ВОРА!», если мы попятим это имущество.
2. Слингеры.
Они же «красные шапочки», они же «тренировочные кошки», они же «мишени».
Наши главные враги на первых порах. Обычные бандиты, разжившиеся стволами и научившиеся управлять техникой. В основном имеют «Хаммеры» с пулеметами и АГС «Пламя», БТР-80, БМП-1. Есть более тяжелые машины — но крайне мало. В зависимости от уровня сложности у них может появиться «Шилка» или «Вулкан». Солдаты вооружены кто чем.
Могут быть обращены в бегство, если видят, что сейчас огребут.
Первые миссии целиком и полностью посвящены борьбе с бандой: мы планомерно перемалываем их отряды, лутаем битую технику с поля боя (ВААГХ!!!). Даже убитый Хаммер или ГАЗ можно будет позже обменять на что-нибудь полезное — типа ПТУРа или ленты 14.5 мм, а разбитый в хлам БМП ремонтируется на базе и используется против бывших владельцев.
Ранние концепты Слингеров выглядят куда харизматичней итога.
2. Когти и Последняя Революция (ПР).
Когти были бандитами еще до конца света, а с наступлением анархии быстро подмяли под себя все крупные дела — попутно вырезая конкурентов и выставляя их изуродованные тела напоказ. Выглядят как панки в пижонских черных плащах, любят вооружать пехоту пулеметами (серьезно — у этих ребят до черта РПК и М60!), имеют серьезную наземную технику.
Основное вооружение: БТР-80, Шилки, Т-55, Хаммеры с ПТУРами.
Пехота имеет при себе броники и жрет доппинги «Флай» — которые могут дать солдату временный буст к скорости перемещения и здоровью, но чуть позже придет «отходняк» и отнимется часть здоровья (по мне — бесполезная вещь, которую, однако, можно изготовить на базе и загнать торговцу).
Куда более стойкие, чем Слингеры. Воюют с ПР.
ПР, «Последняя революция».
Изначально — солдаты, организовавшиеся для защиты хоть какого-то порядка. Идея была хорошая — но как обычно бывает, в итоге все скурвились. Сейчас охотно торгуют оружием, боеприпасами, рекетируют, берут рабов и устраивают акции устрашения — с присущим военным профессионализмом.
Массово вооружены АК, гранатами, пистолетами-пулеметами, РПГ.
У них меньше тяжелой техники, но больше легкой (БМП, БТР-80). А еще у них есть авиация! И это важно, ибо боевые вертолеты в игре это натуральный ночной кошмар пехоты и техники — если, конечно, нет достаточного количества крупнокалиберных пулеметов или управляемых ракет.
Воюют с Когтями.
Во время одной из миссий Торговцы попросят нас встать на сторону одной из банд, чтоб выжить другую с этого региона. Потому что Торговцами пофиг на то, под кем территория — они торгуют со всеми, и нужны всем, а война вредна для бизнеса. В зависимости от выбранной стороны немного изменятся следующие миссии и наш барыш.
3. Торговцы.
Торгуют. Ваш КО.
К ним принадлежит спасенный в первой миссии Влад Алексеев. В обмен на услугу в устранении банд предоставят нам инфу о НОЙ.
4. НОЙ.
Научная организация, которая занимается изучением вируса, его лечением, пытается реанимировать цивилизацию. Условно «хорошие ребята». В случае «плохой концовки» мы рушим их планы и подписываем окончательный приговор человечеству, открывая дорогу…
5. РПЦ ЦНР.
Сюда мы положим ФАБ-500.
Если в постапокалипсисе вы слышите о некой религиозной организации — советую заранее валить этих ребят, потому что в 9 из 10 случаев они либо причастны к творящемуся звиздецу, либо организуют после него общину каннибалов-педофилов-некрофилов. В данном случае ребята причастны к эпидемии и разрушению старого мира, а сейчас покупают рабов и превращают их в уникальных юнитов — Рыцарей. Тяжелые пехотинцы с шестиствольными пулеметами, снятыми с БТР, попортят нам немало крови — впрочем, неуязвимых тут нет и даже танк горит от удачного попадания, ну а пехотинец в экзоскелете тем более.
В одной из миссий нам предложат к ним присоединиться в добровольно-принудительном порядке — что в итоге даст две плохие концовки (смерть/превращение в зомби-Рыцаря).
В случае, если мы откажемся/пристрелим парламентера в одной из предыдущих миссий, нам откроется истинная концовка: тайная операция в логове врага, где мы без оружия проникаем в их святая святых и устраиваем там мясорубку. Миссия — ода хардкору и безумию! Вызов авиаудара по казармам, осквернение и снос святых мест, захват боевой техники и арсеналов врага, массовое истребление сектантов и священнослужителей, и уничтожение главы ЦНР!
Убивайте всех, Господь распознает своих!
Приписывают папскому легату Арнольду Амальрику.
ГЕЙМПЛЕЙ.
Тактические стратегии как никакой другой жанр дает возможность ощутить могущество техники. Сейчас поясню: когда вы запускаете War Thunder (СКАЧАЙБЕСПЛАТНОПОССЫЛКЕИЗОПИСАНИЯ!!!), то несмотря на все эффекты вроде скрежета металла, взрывов и вою пикировщиков вы сражаетесь с такими же бронированными машинами. Да, бывают ситуации, когда вы на своем ИС-1, выезжаете за угол дома и, протирая глаза, видите компанию из трех «Панцер-4», которые стоят к вам боком или кормой. И вы их крушите, упиваясь могуществом и непрошибаемостью советского чугуния, которому покласть на всё…
Масштабные же стратегии, как правило, все упрощают. В недавней Steel Batalion 2 идут в бой массы боевой техники, и танковые корпуса заставляют землю трястись от лязга гусениц. Тут потеря своей одиночной техники или же уничтожение чужой не доставляет такой досады или радости — «одна смерть — трагедия, миллион — статистика». Вот если удается закатать во сыру-землю крупное вражеское подразделение — это действительно повод для радости.
Однако когда у нас есть четкое деление на пехоту и технику, и ресурсы весьма скудны, все становится куда разнообразней: техники мало, но выехавший из-за угла танк — это большая проблема, легкий броневичок с пулеметом и пушкой-«окурком» становится чуть ли не святой коровой, на которую надо молиться, а каждая пулеметная лента и граната — это квестовый предмет, который надо применить с максимальной пользой. Игравшие во «В тылу врага» поймут.
Я спер БТР. И Хаммер с пулеметом еще не совсем понял, что ситуация НАКАЛЯЕТСЯ!!!
Конечно, «Солдатам анархии» далеко до признанных эталонов жанра — но «В тылу врага» и «Company of Heroes» довели формулу до абсолюта заметно позже. В 2003 её еще пока не знали, и разработчики допустили ощутимые косяки, сделав игру порой слишком сложной — и если вы решитесь пройти игру как я — «без потерь» — то это займет у вас немало времени… Хотя все зависит от хладнокровия и осторожности. Ситуация «нас мало — но мы в тельняшках» будет для нас нормой. Несмотря на то, что по мере продвижения по миссиям мы будем обрастать техникой, боеприпасами и рекрутами — как правило, из числа освобожденных рабов и заложников — легче не становится, наоборот. У нас появился БТР-80? А у противника — солдаты с РПГ и БМП-1 (73мм пушка+пулемет+управляемые ракеты).У тебя есть танк? Т-55 — это хоть и старая, но грозная машина… Но в воздухе слышен рокот винтов, и ты судорожно выводишь на позицию солдата с ПЗРК, потому что боевой вертолет OH-58 хоть и считается «легким», но является приговором даже для самого навороченного танка.
Ты только что совершил ликвидацию главаря Слингеров?
Молодец — а теперь советую валить. Ибо сейчас прознавшие об этом бандиты рванут сюда делить власть… Хотя это, скорей, плюс: две группировки в отсутствие главаря начнут грызню, и проявив достаточное упорство можно выждать момент, пока они друг друга обескровят — и атаковать, захватив ценные трофеи.
С другой стороны - почему бы не положить одним удачным снарядом всю окрестную шушеру?
В игре много условностей (оружие РПК и М60 используют одинаковые боеприпасы, а Шилка вместо четырех пушек получила четыре крупнокалиберных пулемета от БТР), однако главное правило войны она передает прекрасно.
Бой — организованное вооружённое столкновение, ограниченное на местности и во времени.
Бой представляет собой совокупность согласованных по цели, месту и времени ударов, огня и манёвра войск (сил). Является основной активной формой боевых действий войсковых единиц и единиц сил — военнослужащих, подразделений, частей (кораблей), соединений, в тактическом масштабе.
Определение, проверенное веками.
Эти сухие строки полностью описывает суть: непосредственно огневой контакт занимает весьма мало времени. Большая часть миссии — это разведка, определение сил врага, их диспозиция. Как таковая карта для нас открыта сразу вся — но юниты противника мы видим лишь в радиусе обзора наших солдат и техники. Так что можно нарваться, если вдруг проводя разведку ты не облетел местность по кругу и прошляпил притаившийся за домом БМП.
Так что не скупитесь — стоит приобрести у торговца бинокли, что увеличит дистанцию обнаружения врага.
Противник силен — но на нашей стороне партизанская смекалка и наглость. Тактика «ударил-убежал», засады, заманивание врага в ловушки будут нашими лучшими друзьями. Ибо нет ничего приятней колонны врага, что рванула в погоню за твоим Хаммером, зарулила за угол — и встала в ужасе, увидев два Т-55, которые разворачивают в её сторону башни.
И потому самое время поговорить о главном оружии в игре…
ПЕХОТА.
Солдаты — главный ресурс игры. Самый важный, самый тяжеловосполняемый. Четыре бойцы, с которыми мы начали игру станут нашими ветеранами и столпами, на которых будет держаться все и вся, ибо новые рекруты будут медленно набирать опыт под нашим чутким контролем. Полезно бывает отправить парочку новичков «попробовать крови» — дать им оружие, броники, пару аптечек и приказать «догнать и замочить во-о-он того улепетывающего Слингера». Чем выше опыт — тем быстрей можно дать бойцам СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
Специальные перки, которые позволяют сформировать группу под каждую миссию и максимально эффективно использовать оружие.
Один солдат может иметь максимум две специальности. К сожалению, не обошлось без косяков: некоторые специальности определенно полезней других. Так, например, специальность Атлет (бегать почти со скоростью машины) и Сапер (только они могут снимать и ставить мины) определенно лидируют в востребованности.
Еще есть такие специфические перки, как Снайпер (из-за убойности и имбовости снайперское оружие в сюжетной компании выдается строго по праздникам), Тяжелое Вооружение (РПГ и пулеметы — полезная штука, но на поздних этапах у нас появится достаточное количество управляемых ракет и техники с пулеметами), Медик (эффективней использует аптечки) и Легкое Вооружение (пистолеты, пистолету-пулеметы, дробовики стреляют точней и больней — самый бесполезный навык, ибо такие стволы самые слабые).
Любой солдат может управлять танком или вертолетом — но если за рычагами/штурвалом сидят матерые ветераны, то противник будет закатан в асфальт с куда меньшим расходом боеприпасов, что очень важно для нас.
Постапокалиптичная Прохоровка в зимнюю пору.
ТЕМА КОРОТКОСТВОЛА.
Проблемы оружия в SoA такая же, как оружия в Metal gear: специфика игры такова, что использовать мы его будем редко, но метко. Однако если вокруг полно солдат врага, а техники нет, то можно сэкономить дефицитные боеприпасы для тяжелого вооружения и заодно выгулять своих солдат для набивания опыта.
Нести разумное/доброе/вечное мы будем с солидным арсеналом, который не в каждом шутере встречается:
— Легкое вооружение.
Беретта, Узи, МП-5, дробовик — первые несколько миссий вы их будете использовать. Позже останутся лишь у солдат, определенных в экипажи машин.
АК — разумеется, куда же без него? Причем не абы какой — а производства ГДР. Очень редкая машинка — которая ныне стоит больших денег и считается предметом гордости среди коллекционеров.
— Тяжелое вооружение.
РПК, М60 — пулеметы. Благодаря им можно выкашивать вражескую пехоту — если, конечно, ствол у хорошего солдата.
РПГ-7 — самое ходовое средство для выноса техники. А если вдруг зазевается вражеский вертолет, то можно устроить ремейк «Падения черного ястреба». И да — когда граната вспарывает кабину вражеского вертолета, на лице расползается улыбка…
SA-7 — ПЗРК. Можно стрелять и по наземной технике, но зачем?..
— Снайперское оружие.
Арбалет. — Использует редкие арбалетные болты, которые трудно найти и дорого купить. Но зато бесшумен.
СВД — царь-пушка. В реальности СВД может использовать, что РПК — но баланса ради тут для нее нужны специальные снайперские патроны. Зато с её помощью Снайпер может выковырять экипаж из наземной техники!
— Метательное оружие
Коктейли молотова и гранаты. А еще есть каким-то образом сюда прокравшийся метательный нож — который, однако, в компании встречается только в паре тайников, да и вообще бесполезен.
— Снаряжение.
Тут тоже много чего полезного: ПНВ и бинокль (дают бонус к обзору), маяк для авиаудара (ФАБ-ФАБ-ФАБ!!!), легкие и тяжелые бронежилеты (обязательны для использования передовыми отрядами разведки).
И наконец…
Гвоздь программы!
Твой лучший друг!
ВЗРЫВЧАТКА И ПРОТИВОТАНКОВАЯ МИНА!!!
СПАСИБО, МИНА!
Противотанковая мина — твой бро. Танкоопасное направление? Колонна легкой техники? Выезд с базы врага? Изменила жена? Положительно, нет проблемы, которую нельзя решить установкой минных полей!
На самом деле это не шутка: несколько Саперов могут снять минные поля противника и переставить его куда-нибудь в другое место. Но для этого нужно заранее разведать обстановку, прикинуть маршрут движения техники врага, когда начнется тарарам (а он начнется!), и раскидать мины по уму. Потому что машина должна НАЕХАТЬ на лепешку с тридцатью килограммами взрывчатки. И если просто скинуть нашу пиротехнику на землю, то она бесполезно проскользнет между колесами/гусеницами врага, и придется сражаться по-взрослому, а каждая потеря в игре — урон боеспособности.
Потому изучайте габариты техники и ставьте мины на неком расстоянии, в шахматном порядке — на Хаммер нужно поле почаще, на танк же можно чуть пошире…
Взрывчатка же несколько раз выдается в сюжетных миссиях и может быть найдена в ящиках. В бою использовать её сложно, но прокрасться, поставить таймер и рвануть технику за стеной — это можно легко.
Наша База - это полноценный элемент геймлея.
На базе есть Склад, Ангар, Гараж, Лазарет, Штаб.
Лазарет — это место, где врачи-убийцы ставят наших бойцов на ноги. Еще производят Аптечки, допинг Флай и могут провести Терапию — что еще больше повысит скорость бега и позволит вынести пару лишних выстрелов по тушке бойца. Все действия — лечение и производства — требуют самого главного ресурса. Времени. Вылечить бойца стоит 8 часов, а аптечку можно скрафтить за 2. Доппинг — 3 часа. Крутись, как хочешь, выбирай, что важней. Терапия стоит аж 12 часов — и новые часы появятся лишь после очередной миссии. Мой совет: лечите бойцов аптечками на заданиях, так вы сможете сэкономить время.
Штаб.
Сюда стекается вся информация, тут мы получаем боевые задачи и отправляемся на миссию.
Вы тут зависните надолго. Кроме ремонта тут можно установить на легкую технику Дополнительную броню (в принципе — аналогично Терапии для солдат, дает небольшой бонус для выживания), определить комплектацию техники (сколько и каких боеприпасов взять), или даже определить набор вооружения для наземной техники.
Т-80 позволит вам с помощью встроенного огнемета освоить выжигание по дереву, металлу, плоти и костям.
Ремонт и Бронирование аналогично Лазарету жрет Время — вот только чинить технику во время задания не получится, так что тут есть лишь один совет: не подставляйся под огонь и береги матчасть.
И размышления над тем, что же установить на свой старый-добрый «Хаммер», который с вами с самой первой миссии, займут у вас немало времени. Пулемет М60 для истребления пехоты? Или АГС «Пламя», который имеет куда меньший боекомплект, но выбор боеприпасов (фугасные, зажигательные, комулятивы) позволит больно укусить даже БТР и БМП?
А может, зайти с козыря — и поставить противотанковую установку TOW, получив легкий и верткий истребитель танков? Плюс такая установка может даже уронить вертолет — если тот замешкается и зависнет для атаки.
Техника разнообразна и каждая очень дорога. Зачастую удар нашей техники — это завершение длительной операции: мы провоцируем врага, заставляем его идти туда, куда нам надо (а надо на минные поля). И после нас — лишь груды трупов да остовы вражеских машин.
Зоопарк техники столь же велик и многообразен:
— Легкая техника.
Несколько типов невооруженных машин (типа ГАЗика, джипа Wolf или даже Урала — которые позволят грузить на себя трофеи или перебрасывать пехоту).
Многогранный «Хаммер», БТР-80 (гроза пехоты, вооруженный 14.5мм пулеметом), БМП-1 (пушка, пулемет и управляемые ракеты помогут расковырять даже танк).
К пушке БМП доступна широкая номенклатура боеприпасов: фугасы для легкой техники и выковыривания пехоты, коммулятивы — для других БМП и БТР, и даже подкалиберные снаряды и ПТУР АТ-6 для особых гостей.
— Тяжелая техника.
Танки Т-55, Т-80, Абрамс. Во имя игровой условности все используют снаряды 125мм разных типов. Использовать их надо с умом — после того, как шарахните по врагу коммулятивом, добавьте подкалиберными — и получите побитую, но живую технику без экипажа.
— Зенитки.
Шилка и Вулкан. Обе используют ленты 14.5мм от БТР-80 — такая же игровая условность. Смерть для легкой техники и пехоты, абзац для вертолетов. Впрочем, танк тоже могут уговорить, если заедут с кормы.
— Артиллерия.
РСЗО БМ-21 и Акация. Как и в реальной жизни, бьют далеко и смертоносно. Выдаются по праздникам. И снова — возрадуйтесь, любители милитаризма, ибо ракеты и снаряды есть разные, на самый извращенный вкус!
В компании вся эта смертоносная красота выдается строго по праздникам, увы. Однако никто не помешает вам открыть редактор карт (см. далее) и замутить свою миссию. С артобстрелами и медсестричками.
Ангар.
Само собой, тут можно ремонтировать наши славные ВВС. Система ремонта — такая же, как в Лазарете и Гараже. Самолеты в игре встречаются лишь в последней миссии, и несмотря на то, что все они — истребители, но используются как бомбардировщики (ибо достойных врагов для них тут нет). Устанавливаем рядом с целью для диверсии специально обученный радиомаяк, и бежим прочь, вызывая авиаудар. Важно оставить минимум одного бойца на базе — для того, чтоб кто-то самолетом управлял.
Сила авиаудара определяется подвесными бомбами — от 200 до 500 кг авиабомбы.
Вертолеты же — главные повелители поля боя.
Подвесное вооружение разнообразно и позволит вам собрать себе машину смерти по душе.
— Легкие вертолеты.
Два человека экипажа, две точки для подвеса смертоносных ништяков. Как правило — тяжелый пулемет+ПТУР. Глаза и уши нашей миниатюрной армии — когда вы найдете свой первый вертолет, то будете прыгать от счастья.
— Транспортники.
Ми-8. Несмотря на то, что считается «транспортником» и имеет слабую броню, летает быстро и бьет больно благодаря подвесному вооружению. А еще на выжженную землю после пары заходов можно высадить до 10 человек десанта — чтоб собрать трофеи. Или надругаться над трупами — кому что больше нравится.
Голубь мира с радостью перетрет вас в фарш!
— Ми-24.
БЛИ — Большая Летающая Имба. BFG постапокалиптичного разлива, смерть всего живого. Выдается в последней миссии, является настоящей летающей мясорубкой — как и в реальной жизни, собственно. Позволяет устраивать локальный Афганистан, снося здания вместе с засевшими культистами, смотрит на Рыцарей как крокодил на кроликов.
Свобода творчества: собери себе убивай-летало!
ИИ — ИСКУССТВЕННЫЙ ИДИОТ?
Хорошая тактическая стратегия должна иметь хороший ИИ для врагов и союзных юнитов. В игре с этим… Очень неровно.
С одной стороны — ИИ врага и наших подчиненных имеет проблемы с поиском оптимальных путей движения, и порой враги внезапно начинают без видимых причин метаться по карте. С другой — была проделана работа над расстановкой патрулей, маршрутов движения врагов и были прописаны сценарии поведения врагов.
Так, например, если ваш танк, БТР и взвод бойцов заметил одинокий бандит-патрульный, то он ломанется к своим. И вскоре они постараются организовать оборону, а из соседнего крупного лагеря с техникой к вам пойдет колонна подкрепления. И если вы не учли этот фактор при разведке и не поставили на пути следования минные поля и гранатометчиков, а за холмом не припарковали Хаммер с TOW — готовьтесь к проблемам.
Если вы снимите часового из арбалета — то все будет тихо и спокойно, но если бахните из СВД — то снайперу лучше срочно бежать, ибо враг начнет прочесывать местность. Если с помощью все той же СВД вы убьете экипаж техники врага — то стоящие рядом солдаты после небольшой заминки попытаются залезть внутрь и вернуть машину в строй.
Однако правило «А, НАВЕРНОЕ КРЫСЫ ШУМЯТ!» действует во всей красе: и если патрульный Хаммер не атакован из РПГ, а подрывается на мине, то окружающие даже не почешутся.
Впрочем, никто не мешает вам «показать, как надо». Ибо SoA имеет один из самых крутых редакторов карт, который мне (как человеку далекому от геймдева) попросту непонятен…
МЫ СВОЙ, МЫ ЛУЧШИЙ МИР ПОСТРОИМ!...
Редактор карт — штука полезная, продлевающая жизненный цикл игры, особенно для игры по сети. Редактор карт SoA дает доступ к снаряжению и технике, которая отсутствовала в оригинальной компании — от мотоцикла до уже упомянутого метательного ножа. Или может быть хотите получить Рыцаря ЦНР? Или «зараженный организм» — человека, зараженного SGDS?
Изучайте редактор, читайте мануал, пишите скрипты и диалоги. Можете даже озвучить, коли есть такое желание.
Даже сейчас есть небольшие фанатские сообщества, что клепают карты для одиночных прохождений. Это о чем-нибудь да говорит.
Или даже моды по мотивам SoA на движках от других игр.
Men of War: Assault Squad 2 mod на основе нашей любимой "В тылу врага".
ВНЕЗАПНО — МУЗЫКА?
Музыка — это определенно не то, что запоминается в игре. Ненавязчивый амбиент на миссиях будет сопровождать вас, ни капли не отвлекая от уничтожения врага.
Однако вот заглавная тема, что играет в меню определенно заслуживает внимания… Или так мне кажется с детства.
Это две композиции группы Drone — Run и The Queen Is Our Slave. И хотя сейчас они кажутся уже не такими крутыми, но The Queen Is Our Slave играла в меню на фоне крысиного черепа, окруженного колючей проволокой на фоне мертвого города… Короче, желаете беспощадных металлических запилов — милости просим!
ИТОГО?
Стоит ли сыграть в SoA сейчас?
Определенно, да.
Это та игра, при взгляде на которую думаешь: «Эх, вот вышла бы она сейчас...» От таких мыслей закрадывается легкая грусть: ты представляешь, как круто было бы включить HellMarch, что раздался бы громом над руинами мертвых городов, и смертью с косой пройтись Ми-24 на бреющем полете, неся смерть НУРСами остолбеневшим бандитам.
Или же устроит засаду на конвой афган-стайл, освободить рабов, оперативно их вооружить и атаковать базу работорговцев. Несмотря на излишнюю сложность, кое-где — корявость и ошибки, SoA это забытый бриллиант начала нулевых.
И мне кажется, что разработчикам игр нужно почаще смотреть назад — когда технические возможности были куда скромней и сдерживали творческий порыв. И возможно мы, наконец, вновь начнем получать игры, способные удивлять.