20

Гигантский пирог вкуснятины: почему «Мастер и Маргарита» тупа топ

Гигантский пирог вкуснятины: почему «Мастер и Маргарита» тупа топ

Котанам привет, остальным соболезную!

Хочу сделать небольшой дисклеймер: всё что я сейчас напишу - это плод моей шизы, я не претендую на экспертность в области литературы и пишу это по причине «По кайфу мне жи есть». Так что всё это ИМХО, мой личный СПГС и тэдэ и тэпэ и этсетра.

Что делает классеку классекой? Я давно размышлял над этим. Что объединяет, на первый взгляд простенькие, пьесы Шекспира, тягучие романы Достоевского и закрученные опусы постмодернизма, единственная шпаргалка для прочтения которых – нольсемь водки?

Я представляю вам свою концепцию слоёного пирога из вкуснятины, и объяснять ее я буду на примере «Мастера и Маргариты».

Смарите. Истинно великое произведение имеет множество слоёв. Самый низший слой понятен всем или практически всем – он воздействует на наши б̶а̶з̶и̶р̶о̶в̶а̶н̶н̶ы̶е̶ базовые струны души, на самые чувствительные.Этот слой идёт на простых и понятных приёмах и образах.

Если мы говорим о МиМ-е, то первый слой считывается всеми – это и сатира на советскую действительность, это и высмеивание шпиономании в СССР 30-х (эпизод на Патриарших), это и «Ахаха, смари, кот из маузера херачит по ментам, лол.». Все, кто читал МиМ-а в раннеподростковом возрасте, как я, навсегда запомнили это чувство лёгкости, ненапряжности – читается буквально как сказка. Я не считывал параллелей с «Фаустом», я не понимал тонкой издевки над советскими литераторами, которые вызревают в Грибоедове аки апельсины на плантациях, я плохо понимал евангельские сцены – ну и наплевать, я получал литерали литературный кайф. «Смари, ведьма голая летает и квартиру у чувака, который Мастера засрал, громит, ну и умора»

Второй слой требует некоей начитанности и немного чутья – это слой слога и языка.

Это самая большая загадка для меня. Как можно писать так легким и непринужденным слогом – но не в ущерб красоте. Книги Булгакова очень сильно отдают Шекспиром. «Абсолютно надуманное сравнение» - скажете вы. «Ну да, и что ты мне сделаешь, я в другом городе» - ловко парирую я. Ну а если серьёзно, то почему я сравниваю? Для меня всегда легче всего было читать именно их – они пишут просто, чётко и живо. В них нет переусложненной громоздкости фраз, нет вычурных глупостей. Предложения лёгкими и простыми кирпичиками ложатся в воздушное здание. Без ложной торопливости, но и без тяжёлой медлительности ведётся повествование. И лишь вздрагивая от требовательного мявкания кота ты осознаешь что за окном глубокая ночь, кот опять хочет есть, а ты опять будешь сомнамбулировать на работе, да что же такое-то ёмаё.

Почти ни одна крутая книга не обходится без него. Третий слой называется «да ты же охренеть как шаришь за время действия книги и выкупаешь тонкие рофлы, подколы и намёки, основанные на знании контекста эпохи». Любую классную книгу можно читать, зная о времени действия самый минимум. Ну вот «Гамлет» например - даже если всё что ты знаешь о Дании и Средневековье это то, что они существовали, это не мешает восхищаться выдержкой «безумного» принца, преданностью отцу Офелии, презирать подлость короля и прочее. Но в то же время , в любой классической книге расставлены множественные флажки – намёки, которые поймут лишь знающие. И получат от этого огромное удовольствие.

Почему первая глава называется «Никогда не разговаривайте с неизвестными»? Что за акустическая комиссия находится под председательством Апполона Апполодорыча? Они что, акустику в Варьете изучают? Почему общество литераторов называется громоздким и непонятным сокращением Массолит (да ещё и какие-то ассоциации с МОССАДом лезут, тьфу-тьфу-тьфу)? Почему Маргарита думает, что Азазелло пришёл её арестовать? Всё это и намного больше становится понятно тем, кто знает эпоху, тем, кто знает контекст. Это добавляет новые штрихи к нарисованной крупными мазками картине и доставляет огромное удовольствие.

Дополнительный подслой – отсылки к другим писателям, заочная полемика и приколы. Такого рода пасхалочки доставляют понимающим их не меньшее удовольствие, чем предыдущий подслой.

Многие знают, что МиМ напичкан отсылками к Фаусту, и при создании многих образов Булгаков также вдохновлялся им. Но не все осознают, что связь Фауста и МиМа куда глубже, нежели «Ну крч у Воланда трость в виде головы пуделя и он типа как Мефистофель, который в виде пуделя бегал, прикольная отсылка». МиМ, помимо прочего – это заочная полемика с Гёте. Традиционной идее дьявола как вселенского зла, борющегося против Бога и человека, противопоставляется идея дуализма – и свет и тьма нуждаются друг в друге, и эта идея выражена в меткой фразе про «разные ведомства». Гетевскому Мефи противопоставляется Воланд. Мефистофель, не могя захватить душу Фауста, совратив его, забирает её обманом. Воланд же не совращает, не подталкивает людей к совершению злодеяний и безнравственных поступков – он лишь воздает им по делам их.

Вот хотите прям жёсткого СПГС-а, чтобы ваши «синие шторы» просто нервно курили в сторонке? Помните сцену на Патриарших, когда Воланд показывает документы с первой буквой W? Почему? Woland, а не Voland (нем. der Voland - черт)? Уважаемые литературоведы считают что автор противопоставляет графически главного героя и Воланда – перевёрнутая M будет как-раз таки W. Но в чем смысл такого противопоставления? Не логичнее ли предположить, что Булгаков говорит нам о другом, подчёркивает, что отождествление Воланда и Мефистофеля – ложный след? Воланд, наоборот – полная противоположность Мефисто, перевёрнутая «М».

Некст слой – слой СМЫСОЛА и подтекстов. Настоящая находка для любителей СПГС-а. Этот слой включает в себя различные толкования, намёки, шизотеории и так далее.

МиМ – одно из тех произведений, которые, в которых очень интересно искать смыслы и подтексты, даже если изначально автор и не закладывал таковые. Я ещё раз подчеркну: нет особой разницы, думал ли писатель о «синих шторах», когда писал текст, мы никогда об этом не узнаем. Но даже если такой подтекст не заложен автором изначально, но текст книги позволяет истолковать её подобным образом – это просто прекрасно! Это и делает классикой, когда каждый читатель находит свои Глубинные Смыслы™ в тексте. И МиМ генерирует их в промышленных масштабах. Параллели евангельских и советских персонажей, параллели Грибоедова и и торгсина, сгорающих в финале, теория об аресте Мастера, да даже теории про «книгу для Сталина» - смысол можно искать до бесконечности. И в этом и крутость – в конце концов, однозначное толкование есть только у «Курочки Рябы». Wait, shit...

Важный момент: моя шизотеория слоёного пирога не просто про то, что в хорошей книге все аспекты должны быть хороши, как может показаться. Она – про объяснение, какие книги становятся классикой. И это как раз те книги, которые может читать любой человек и получать удовольствие. Обычный работяга (условный) читает базовый слой. Начитанный чувак начинает разбираться в языке и слоге. Для «историка», шарящего за контекст, добавляется понимание «исторического» слоя. Те кто любят искать СМЫСОЛ, добавляется этот слой. И так далее, и так далее и так далее, я перечислил лишь некоторые слои. И лучше всего книга работает, когда читатель считывает несколько слоёв – тогда удовольствие растёт по экспоненте, хехе.

Почему я взял МиМ для примера? В последнее время слышу много хейта в адрес этой книги: дескать, настольная книга нитакусиков, а на самом-то деле все кому нравятся они вторую книгу в жизни читают и бла-бла-бла. Чтош, во-первых «качество» читателей ничего не говорит о качестве книги. А во-вторых, я хотел подвести свою шизотеорию для объяснения этого феномена. Имхо, базовый слой МиМ-а прям очень легко считывается, нет никакой проблемы прочитать её классе в пятом и получить удовольствие, остальные же слои, более глубокие, требуют и знаний и литературного вкуса и чутья. Именно поэтому у книги много «некачественных» читателей, которые действительно вторую книгу в жизни читают(без негатива).

Автор Сергей Юдин. Сообщество CatGeek

Книжная лига

28.2K поста82.1K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества