Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны»

Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны» Литература, Рецензия, Книги, Проза, Дюна, Фрэнк Герберт, Длиннопост

(Читательский дневник.

ВНИМАНИЕ, могут быть СПОЙЛЕРЫ)


Это определённо самая интересная книга цикла на данный момент. Семиметровый получервь-получеловек, как и барон Харконнен, оскорбляющий своим внешним видом, пугающий до оцепенения, держит на себе всё внимание читателя. Он двойственен, в нём физически и психически сочетаются песчаный червь и мужчина, проживший больше трёх тысяч лет. Кровавый тиран и деспот, он вызывает симпатию и сострадание, иногда даже жалость. Монументальность и пафос окружающего перебивается физиологическими подробностями и суетой.


Второстепенные персонажи более блёклые, но всё же не скучные. Айдахо в плане характера откатывается назад к первой книге. Здесь он снова вспыльчив, заносчив, несдержан, и ни капли той глубины, которая появилась в «Мессие». Он образец былой морали, «устаревшая модель» и «хранилище полезной спермы». Имя «Атрейдес» для Айдахо в этой части звучит как проклятье. Противопоставляется жизнь Бога-Имератора, который живёт 3,5 тысячи лет и Айдахо, который умирает не своей смертью и из раза в раз респаунится, чтобы воспылать ненавистью к своему правителю.


Текст романа – по большей части размышления Лето Ⅱ в разных формах. Все его изречения (колоссальное количество цитат) связанны чередой событий, которыми завершилось правление Бога-Императора. Анализ философской составляющей можно прочитать в статье «Сверхчеловек Лето Второй и его Золотой Путь в эпопее Фрэнка Герберта "Хроники Дюны"» (1). В корне идеологии Лето Ⅱ - консерватизм, ницшеанство и древнегреческая мифология.


Бог-Император, обречённый знанием, обращает внимание на цикличность, паттерны, соотношение веры и власти. Он сочетает противоположности - государство и церковь, слово и бессловесное. То, что Лето Ⅱ пытается донести до потомков – бессловесно (ведь слово само по себе убивает значение того, что оно хочет выразить). Он, конечно, оставляет свои записки, но самое главное его достижение – Сиона, новый Атрейдес.


Лето Ⅱ есть ритуал и он есть Бог, хотя ритуалы уже выглядят комично, да и не Бог он на самом деле. Почему же он уверен, что его тиранию будут вспоминать как благо? Видимо потому, что своей кровавой многовековой политикой Лето Ⅱ толкнёт людей на страшные, но необходимые действия и преобразования. Как и все Атрейдесы, Лето Ⅱ сражается за жизнь и учит человечество адаптироваться к постоянно изменяющейся вселенной. Он принёс свою жертву и ждёт за неё благодарности от потомков.


«Выживание всегда жестоко».



1- https://fantlab.ru/blogarticle74493