Фильм "Центурион"
Нил Маршалл вырос неподалёку от одной стороны римской стены, в Ньюкасле, и много лет работал с другой стороны, в Кембрии. Он вспоминает, сколько часов провел, колеся по старым римским дорогам, которые до сих пор идут параллельно стене. Именно здесь автор фильмов «Псы-воины» и «Спуск» задумал историю об этом удивительном творении рук человеческих. «Кто-то рассказал мне легенду о Девятом Легионе – римском легионе, который вошел в туманы Шотландии и исчез без следа, оставив после себя только загадки, - вспоминает Маршалл. – Сама мысль о целой римской армии, исчезнувшей без следа в Шотландии, навевает образы чего-то сверхъестественного. Но мне не хотелось идти по этому пути. Я хотел выяснить, что же произошло на самом деле, если они и вправду исчезли». Что могло заставить столь могущественную империю построить мощную непробиваемую стену? От чего же они защищались?
Режиссер начинает развивать фабулу, исходя из гипотезы о том, что легион могли уничтожить варварские племена пиктов, которые, как считается, населяли горы Каледонии примерно в I веке нашей эры. Вся история строится на центурионе, которому удается выжить во время первой атаки.
Продюсер Роберт Джонс описывает картину как фильм-преследование героя в стиле «Апокалипсиса». Маршалл с этим согласен. Более того, он считает фильм данью уважения классическим вестернам Джона Форда, где римляне заменили солдат-кавалеристов, а пикты – индейцев-апачей.
«ЦЕНТУРИОН» - это типичный фильм Нила Маршалла, для которого характерны четко прописанные персонажи, стремительность действия и, говоря словами продюсера Роберта Джонса, «кровища, еще кровища и ещё немного крови сверху».
Технические сложности по воссозданию боевых ранений легли на художника по гриму Пола Хайетта. Хайетт был счастлив получить сценарий, изрядно сдобренный элементами, которые потребовали бы серьёзной работы его команды по спецэффектам.
«Там буквально в каждой второй сцене было что-нибудь для меня, - смеется Хайетт, - разрубленные глотки, отрезанные руки, отрубленные головы, разрубленные конечности, топоры в шее, стрелы в спине, сожженные и раздавленные люди, размозженные головы. Полный набор кровавого насилия».
В качестве иллюстрации Хайетт подсчитывает количество искусственной крови, использованной на съемках: «Мы начинали с 200 литров, но уже к середине съёмок осталось всего литров 20-25». Использование кровяных мини-насосов для искусственных конечностей и тел означало, что практически каждый день рядом со съемочной площадкой парковался «Вагончик смерти» Хайетта и его команды с фальшивыми головами, распотрошенными телами и литрами крови.
На съемках с множеством спецэффектов в горном районе во время тёмной шотландской зимы было нелегко и логистикам – транспортировка и организация сложных технических задач требовала гибкости, а иногда и силы воли. Хайетт описывает подобную типичную сложную сцену: воительница племени пиктов Этайн в исполнении Ольги Куриленко обезглавливает римского солдата: «Когда Этайн должна была отрезать солдату голову в реке, мы собирались снять это с одного дубля. Поэтому у нас были подготовленное тело, актриса, отрубающая голову, запасы крови и насосы, и при этом мы были в ледяной Шотландии по колено в ледяной воде».
Помимо технических трудностей для команды спецэффектов, фильм обеспечил трудности физического плана для актеров. Майкл Фассбендер, который играет центуриона Квинтуса, объясняет: «Группа римлян спасает свои жизни, пытается любой ценой дойти до границы. Это физически сложный кусок – надо скакать на лошадях и драться на мечах».
Первые два дня съемок прошли на пике рядом с городом Инвернесс. Команде потребовалась помощь специально адаптированных снегоходов норвежской армии, чтобы добраться до снежной вершины. Несмотря на минусовую температуру, на актерах были лишь римские доспехи и легкие куртки, чтобы защититься от холода.
Продюсер Роберт Джонс вспоминает, как в первый же день съемок они испытали все тяготы римских военных походов.
«Первый день на съемочной площадке был, пожалуй, самым сложным. Актеров в римских доспехах попросили пройти по глубокому снегу до вершины горы, почти на километр. В конце пути на их лицах явственно читалось: «Во что я вляпался?» Но они отлично справились» - смеется Джонс.
Пейзажи играют в фильме важную роль, характеризуя плачевное состояние римских солдат. Суровые условия на съемочной площадке были частью общего плана. В первый же день температура упала до -18, и актеры поняли, через что им предстоит пройти. Первый же дубль потребовал от них бежать по колено в снегу, а потом сбиваться в кучу, чтобы хоть как-то согреться.
Несмотря на физические трудности экстремальных погодных условий, Шотландия очень понравилась Фассбендеру: «Я с удовольствием вспоминаю время, которое мы провели в Шотландии. Там было очень красиво. Мы исследовали удаленные местечки неподалеку от Эвимора, потрясающие пейзажи – очень красивая часть света».
Покорение природы было лишь одним из испытаний. Актерам пришлось еще и обучаться новым навыкам. Ольга Куриленко по сценарию должна была скакать верхом и сражаться разными видами оружия. Она вспоминает, как ей пришлось учиться владеть пикой, ножом и топором: «Я такие орудия сроду в руках не держала. Это было нечто совершенно новое, чему приходилось обучаться. У нас было много боевых тренировок. Мне очень понравилось, было весело».
Маршалл не только хотел, чтобы все боевые эпизоды получились как можно более реалистичными. Для него было важно, чтобы актеры свободно обращались с такими архаичными видами вооружения.
«Эти навыки необходимы для подобных фильмов, - говорит он, - Если кто-то в фильме берет в руки оружие, он должен знать, как им пользоваться, или хотя бы выглядеть так, будто знает, как им пользоваться, как если бы это было неотъемлемой частью их личности. Эти солдаты росли с оружием в руках, нельзя, чтобы было заметно, что они впервые взяли его вчера».
Еще во время кастинга Маршалл дал понять актерам, что их роли потребуют от них полного физического и эмоционального погружения. Каскадеры под руководством Пола Херберта устроили актерам интенсивные тренировки, чтобы подготовить их к боевым сценам. Тренировки проходили постоянно уже в процессе съемок, чтобы сэкономить время.
«На такой работе даже вздохнуть некогда. Это постоянный процесс съемок боевых эпизодов параллельно с тренировками сцен, которые будут сниматься завтра» - говорит Херберт. Как и его коллеги по съемочной группе, Херберт сочетал напряженные тренировки с изобретательностью: «Одно дело – отрепетировать сцену боя или драки. Но когда вы разворачиваетесь на площадке или в декорациях, кое-что неизбежно придется поменять, будь то расположение героев, скорость или даже несколько движений».
Как только актеры научились навыкам, жизненно необходимым их героям, они были готовы заселить мир, который создали для них художники. Саймон Боулс и Маршалл не раз работали вместе над фильмами, включая дебютный художественный фильм Маршалла «Псы-воины». Боулс и его команда создали огромный форт и деревню пиктов в лесах Суррея, а также маленькую, но великолепно выполненную хижину для Ариэнн, героини Имоджен Путс.
Боулс не один месяц изучал исторические реалии первых поселенцев каледонских районов Британии, сравнивал археологические находки с историческими хрониками и художественными изображениями. Маршалл хотел придерживаться исторической правды в изображении Римской империи и пиктских племен, но требовал драматического усиления, которое Боулс описал как «бочки грязи, мочи и крови».
«Я погрузился в жизнь римлян, ходил по музеям, ездил по развалинам, чтобы посмотреть на существующие останки зданий и предметов быта, таких, как оружие, лошадиная упряжь, кухонные принадлежности, посуда, рисунки того периода, изображавшие ежедневную жизнь солдат» - рассказывает Боулс. Боулс встречался даже с энтузиастами, которые давно изучили эти данные и на их основе создали собственные предметы быта. Боулс учитывал все замечания, которыми щедро делились энтузиасты.
«Очень немногое известно о том, как жили племена пиктов, в основном потому, что они пользовались органическими материалами, такими, как деревянные бревна, шерсть и кожа, - так Боулс объясняет, почему на изучение истории потребовалось так много времени. – Они оставили нам лишь множество изображений, высеченных на камнях, кости и металле. Это были рисунки животных, которые использовались в их мистических практиках. Я использовал эти символы на огромном камне высотой в три с половиной метра, который стоял в центре деревни. Эти же рисунки использовали гримеры для татуировок пиктов, мужчин и женщин-воительниц. Помимо исторических источников я черпал вдохновение в посещении воссозданных деревень с круглыми домами в Британии».
По сценарию требовался римский форт в дне езды на север от Карлайла. Это должен был быть деревянный форт, построенный из деревьев, которые свалили, чтобы освободить для него место. «Я хотел, чтобы форт выглядел так, будто его построила небольшая группа солдат, которые уже неоднократно строили подобные укрепления во многих странах, в которые они вторгались» - говорит Боулс.
В форте площадью 90 кв. м. были расположены кожаные тенты, стойла для лошадей и домашнего скота, обеденная зона и кузница для изготовления оружия. Боулс и его команда нашли в лесистой местности неподалеку от Лондона большую расчищенную площадку. «Использовать настоящие шестиметровые деревья, закапывать их в землю с помощью экскаватора было бы слишком сложно и затратно по времени, но я нашел компромисс – мы использовали настоящее дерево и искусственное, то есть создавали слепки деревьев из той же пены. Это оказалось быстро и безопасно – мы в сжатые сроки смогли построить три 30-метровых стены, создав впечатляющий форт».
Документально зафиксированных примеров языка пиктов также не осталось, поэтому Маршалл проявил творческую инициативу и заменил английский язык гэльским: «Я подумал – пожалуй, это будет самым близким вариантом к тому, как они разговаривали на самом деле».
Тот же метод логического домысливания он применил и к прочим сценам. Как Девятый Легион мог попасть в засаду? Только в гористой местности. Маршалл задался вопросом, могли ли они использовать горы в свою пользу. Хорошо известно, что римляне были непревзойденными воинами. Маршалл понял: «Если вывести их на равнину, они не смогли бы проиграть ни при каком раскладе».
Он отдает должное команде спецэффектов, которые создали реалистичное поле боя: «Команда спецэффектов создала потрясающие огненные шары. Они использовали лежачие пандусы с рычагами. На пандус помещался шар, пропитывался парафином, поджигался, затем рычаг опускался, и шар катился вниз с горы, разбивая статистов. Когда с горы одновременно скатывалось четыре-пять шаров, зрелище было потрясающее».
https://ovideo.ru/detail/18594
(с.) Кинопортал Ovideo.ru
Древний Рим
277 постов3.1K подписчиков
Правила сообщества
Просьба уважать правила сайта и постить сообщения только по тематике сообщества. В случае если ваше сообщение не соответствует теме, оно будет перенесено в общую ленту. Сообщество не является академическим обществом профессионалов, но все же, старайтесь подкреплять свои заявления фактами и не распространять мифы, слухи и прочее иначе будет вынесено предупреждение с дальнейшим баном. Неоднократное игнорирование тематики сообщества ведет к бану.