EMS - сбор персональных данных (решено)

Сподвиг меня написать это  пост другого человека: Boxberry передаёт получателю паспортные данные отправителя

Этот пост предназначен для понимания об алгоритмах действия при ситуациях связанных с передачей ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ (ПД) третьим лицам либо операторам обработки ПД.

Расскажу о том как можно отказаться от передачи некоторых ваших персональных данных и при этом не быть посланным нахуй.  Внизу прикреплю текст претензии, случаи  у каждого индивидуальны но общие преамбулы и ссылки на законы одинаковы.

Основные документы регламентирующие эту сферу  -  это закон О защите прав потребителей , 

N 152-ФЗ ( от 27.07.2006 ред. от 02.07.2021) "О персональных данных"  и Положение N 687 об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. Это все есть в интернете и мне было достаточно беглого  ознакомления чтобы понять всю суть пиздеца.

Многие могут сказать  - ну что такого  - ну записали мои цифры из паспорта  - что они могут узнать из этих цифр?  Да все -дату твоего рождения, место рождения, пол,  адрес регистрации, ФИО детей, их возраст, пол, место их учебы, ФИО супруги, место работы супруги, группу крови, военнообязанность, кредитную историю, место работы, Инн, снилс, номера симкарт которые на тебя оформлены, в какой больнице ты обслуживаешься, в каком банке у тебя карты, на какой машине ездишь, сколько зарабатываешь, короче говоря все про тебя и даже твоих родственников.  И для этого надо всего лишь иметь аналитический склад ума и например запись в трудовой о работе в сфере МВД или ФСБ. А может  даже  родственника или заинтересованного знакомого  с такой записью.  Многие люди об этом не думают, либо надеются на авось .

Ладно поехали.

_______________________________________________________________________________

Если у вас курьер при вручении вам посылки пытается переписать паспортные данные (чаще всего это серия и номер паспорта) можете смело отказываться от этого. По закону - вы можете получить посылку по адресу указанному отправителем,  предъявив паспорт с ФИО получателя, указанному отправителем, и расписавшись в получении получить отправление. Курьер не имеет права переписывать никакие паспортные данные. Если курьер будет ссылаться на какие либо внутренние инструкции  - требуйте эти инструкции, а заодно и удостоверение личности курьера.  Если курьер будет отказываться предоставить текст этих инструкций - смело можете утверждать курьеру что в его инструкции сказано что перед передачей ПД курьер обязан пасть ниц перед Вами и облобызать ваши ноги.  Пусть идет и читает инструкцию.

Смысл этого действия таков (N 152-ФЗ ст.5 п.2)
2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

К этому закону правительство РФ разработало положение № 678

в котором прописало

6. Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Говоря простым языком - перед курьером задачу собрать ПД поставила EMS извратив задачу которую перед ней поставил отправитель. Отправитель заплатил за доставку своего отправления получателю по указанному адресу. Отправителю ПД получателя не нужны. Курьеру надо просто удостоверится что получатель является именно тем чьи ФИО стоят в графе получатель. Для этого и нужен документ удостоверяющий личность.

__________________________________________________________________________________Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и

Мне частенько коллеги присылают компьютерное оборудование и в основном я за ним приезжал сам и получал по предъявлению "документа удостоверяющего личность".

Практически у каждой транспортной компании оказывающей услугу доставки почтовых отправлений есть сайт на котором сказано (формулировка везде разная, но смысл одинаков):

https://www.pochta.ru/support/parcels/ems

Получить отправление может адресат (при предъявлении удостоверения личности) или его доверенное лицо (при предъявлении нотариально заверенной доверенности).

У DPD этот момент более развернут:

https://www.dpd.ru/dpd/recipients/faq.do2

Курьеру или сотруднику пункта выдачи надо показать документ, удостоверяющий личность. Если вы являетесь представителем получателя, то необходимо предъявить нотариально заверенную доверенность.

При вручении заказа водитель-экспедитор или сотрудник пункта выдачи и приема посылок должен убедиться, что получатель является тем человеком, на чье имя оформлен заказ.

При доставке курьером документ, удостоверяющий личность, не является обязательным, если сумма к оплате составляет менее 15 тысяч рублей. Если стоимость заказа превышает 15 тысяч рублей, то, согласно действующему законодательству, курьер может выдать отправление только самому получателю или его представителю по предъявлению соответствующих документов.

Список документов, удостоверяющих личность:

Паспорт (заграничный паспорт) гражданина Российской Федерации

Военный билет (для военнослужащих)

Вид на жительство, выдаваемый органами внутренних дел иностранным гражданам

Национальный паспорт или удостоверение личности с вкладышем «Виза», выданный соответствующими органами, либо свидетельство о регистрации по месту жительства или пребывания (для иностранцев и лиц без гражданства)

Удостоверение члена Совета Федерации или депутата Государственной думы - Федерального Собрания Российской Федерации.


Другими словами  - почти все как в зарубежных фильмах где курьер просит расписаться получателя и  вручает посылку, а через секунду его уже нет.

В общем звонят коллеги и сообщают что отправили мне оборудование EMSом до двери  и скан накладной на email. Через два дня звонят сотрудники EMS и говорят что посылка прибыла и курьер может подъехать в середине дня (где то с 11-00 до 17-00). Меня это время не  устроило и поэтому перенесли доставку на другой день конкретизировав время доставки.

В общем через 3 часа после заявленного времени во дворе появляется синяя машина Почты России, а еще минут через 15 появляется курьер.  Не буду его оскорблять просто скажу что у меня в телефоне после этой истории появился контакт  "Наитупейший курьер России".  Курьер вносит посылки и я предъявляю ему паспорт с ФИО получателя.  Он начинает тупо переписывать серию и номер паспорта.  На вопрос  - зачем? отвечает  - такая инструкция.  Я естественно шлю его нахуй с его инструкцией и звоню его руководителю, который тоже инструкцию от приказа отличить не может. И эти двое  отказывают мне во вручении посылки на основании отказа от передачи ПД в их смешной бланк.

EMS - сбор персональных данных (решено) Персональные данные, Ems доставка, Почта России, Мат, Длиннопост

Что же с этим бланком нет так? Положению N 687. В пункте 7 читаем:

типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;


А в этом бланке  вы ставите не только личную подпись и реквизиты паспорта (которая тоже кстати является ПД),  но и соглашаетесь на обработку персональных данных. А что под собой может подразумевать эта обработка вам точно неизвестно.

И наконец спасибо знающим людям

#comment_233341741

разыскавшим  текст Приказ ФГУП "Почта России" от 07.03.2019 N 98-п "Об утверждении Порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений" (вместе с "Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений (редакция N 2)" где сказано что курьер при вручении отправления:

- фиксирует данные документа, удостоверяющего личность, в извещении ф. 22 (ф. 22-о, ф. 22/119, лист "Подтверждение получения" бланка ф. Е1-в), указав фамилию, имя, отчество (при наличии), номер документа, сведения о дате выдачи документа и выдавшем его органе.

То есть курьер действительно исполняет инструкцию, особо не вдаваясь в подробности.

В моем случае как вы понимаете курьер отказался передавать мне мои почтовые отправления  потому что не собрал ПД. Долго я рассусоливать не стал и накатал претензию на EMS и отправил  претензию секретарю УФПС.

__________________________________________________________________________________________

Текст претензии

__________________________________________________________________________________________

Директору УФПС _________________

От (впиши свое ФИО)

Т _____________

Впиши свой e-mail@mail.ru

Претензия

_______________(дата отправления) в мой адрес было отправлено почтовое отправление _____________содержащее ____________________.

__________(впиши дату получения) года в ____(Впиши время смс)_ отправление было передано курьеру. Перед доставкой курьер перезвонил на мой номер телефона, указанный отправителем, и согласовал со мной время доставки на ___ часов. По прибытии на адрес, указанный отправителем ориентировочно в ____ курьер, повторно перезвонил на мой номер телефона, опять же указанный отправителем. Я подтвердил, что ожидаю его. Курьер внес посылки, но удостоверяющего служебного удостоверения не предъявлял, сославшись на его отсутствие. Предъявив курьеру документ, удостоверяющий мою личность (паспорт гражданина РФ), я идентифицировал себя как получателя отправления. После этого курьер потребовал у меня реквизиты моего паспорта гражданина РФ этого документа для внесения их в какой-то бланк. Я понял, что это бланк согласия обработки персональных данных. Руководствуясь п.1.1 и п.1.5 статьи 6 и п.1 и п.1.4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных" я попросил указать курьера цель внесения реквизитов документа удостоверяющего мою личность (паспорт гражданина РФ) в этот бланк. Сколько-нибудь внятного ответа я не получил. На основании отказа предоставить некоторые реквизиты документа, удостоверяющего мою личность (паспорт гражданина РФ) а именно : серию и номер паспорта, год рождения, места рождения, места прописки, пол, дату выдачи паспорта, реквизитов организации выдавшей паспорт, но при этом внесения ФИО и личной подписи для внесения в бланк получения почтового отправления курьер отказал мне в получении почтового отправления, чем нарушил п.1, п.2, п.3, п.4 статьи 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей".

Согласно статье 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" АО Почта России опубликовало на своем сайте в разделе «Помощь» информацию о предоставляемой услуге (https://www.pochta.ru/support/parcels/ems) порядок получения почтовых отправлений, где сказано:

Получить отправление может адресат (при предъявлении удостоверения личности) или его доверенное лицо (при предъявлении нотариально заверенной доверенности).

О внесении реквизитов этих документов получателя в базу данных АО Почты России для последующей обработки упоминаний в этой статье нет. Равно как и о том, что получить отправление можно только по паспорту гражданина РФ.

Согласно ст.5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О персональных данных" содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.

Для разъяснений я обратился к руководителю курьера по телефону _________. Руководитель курьера пояснил, что такова инструкция и цель внесения вышеупомянутых реквизитов документа, удостоверяющего мою личность (паспорт гражданина РФ) в этот бланк ему неизвестна. После звонков на горячую линию Почты России и EMS операторы также не смогли пояснить цель сбора вышеупомянутых реквизитов документа, удостоверяющего мою личность (паспорт гражданина РФ).

_____(впиши время смс) я получил смс от абонента Russian post с текстом: Совершена неудачная попытка доставки.

Позже с помощью информационно-правовой базы Консультант я выяснил что инструкция на самом деле является приказом АО Почта России «об утверждении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений». Этот приказ является внутренним документом АО Почта России и совершенно изменяет порядок получения почтового отправления, поскольку в своём тексте запрещает выдачу отправления по всем другим документам удостоверяющим личность, кроме паспорта гражданина РФ (со слов Павла Андреевича), а также предписывает курьеру сбор персональных данных о предъявленном документе для занесения его в бумажный бланк. Для подобных действий Правительством РФ 15 сентября 2008 г утверждено Положение N 687 об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации. АО Почта России в качестве оператора обработки персональных данных обязано исполнять эти положения. В частности, п.6 этого положения гласит:

Лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации.

На деле же выяснилось, что ни руководитель, ни курьер не знакомы с ни приказом АО Почта России об утверждении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, ни с положением № 678, ни с законами РФ, регламентирующими их трудовую деятельность.

При этом и сам бланк, на который курьер пытался внести данные не соответствовал Положению N 687. В пункте 7 этого положения говорится:

типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

Помимо этого, приказ АО Почта России «об утверждении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений» также нарушает статью 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) "О защите прав потребителей" в связи с тем, что информация о порядке получения услуги на сайте не соответствует действительности.

При выборе поставщика услуги и заключении договора о доставке данного почтового отправления отправитель и получатель руководствовались информацией представленной поставщиком данной услуги на официальном сайте.

При заключении договора о доставке данного почтового отправления АО Почта России получило оплату за предоставляемую услугу в полном объеме, но услугу надлежащим образом не исполнило. Причиной неисполнения является вышеуказанный приказ АО Почта России «об утверждении порядка приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений», противоречащий не только законодательству РФ, но и здравому смыслу. Курьер при вручении отправления получателю не имеет возможности проверить подлинность реквизитов предъявляемого документа, поскольку доступа к базе данных содержащие эти реквизиты нет ни у него, ни у АО Почта России. Логично утверждать, что при оказании данной услуги АО Почта России может использовать лишь те персональные данные, которые указал отправитель и которые курьер может недвусмысленно проверить на достоверность, а именно ФИО получателя, номер телефона, указанный для контакта отправителем, и адрес доставки, указанный отправителем.

В связи с вышеизложенными прошу Вас принять меры для исполнения обязательств по доставке оплаченного почтового отправления ______________в порядке, указанном на сайте, а именно вручению почтового отправления с указанием ФИО и личной подписи получателя на бланке получения.

Дата Подпись

______________________________________________________________________________________

Посылку мне вручили на следующий день после отправки претензии.