Дорожное движение на Шри-Ланке

Всем привет! Мой прошлый пост про вождение в США немного зашел, поэтому вот вам еще несколько инфы про совершенно другую страну - Шри-Ланку :)


В апреле этого года мы ездили с супругой в отпуск на Шри-Ланку и арендовали автомобиль с помощью конторы Malkey. Сам процесс бронирования достаточно тривиален — я написал им через сайт, на следующий день ко мне вернулись с детальными расчетами и конкретными предложениями по моделям авто.


В результате всего, я остановил свой выбор на Toyota Corolla стоимостью порядка 60 996 рупий за 14 дней. В рублях это примерно 25000.


Итак, прежде чем приступить к рассказу, нужно определиться, что такое Венская и Женевская конвенции и какие бывают водительские права.


Женевская конвенция — договоренность между странами, заключенная еще в 1949 году, суть которой свелась к тому, что страны-участники разрешают гражданам других стран-участниц ездить по своей территории с использованием международных водительских удостоверений.


Венская конвенция — договоренность, случившаяся в 1968, суть которой в том, что страны-участницы разрешают гражданам других стран ездить по своей территории с использованием национальных прав.


Национальные права — это вот такой документ розового цвета. Несмотря на то, что часть информации дублируется латиницей, международными они от этого не становятся.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Международные права — это целая книжечка, в которой информация и разделы дублируются на нескольких языках: английском, немецком, итальянском, испанском, арабском, японском и китайском.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Итак, все страны условно можно поделить на 3 категории:


Страны, которые присоединились только к Женевской конвенции. Там можно ездить только по международным правам, иметь при себе национальные права обязательно. Например, это Албания, Исландия, Нидерланды, Турция…)


Страны, которые присоединились только к Венской конвенции или к Венской и Женевской одновременно. Там достаточно использовать только национальные права. Это практически все страны Европы Всеобщее заблуждение того, что наши розовые права являются международными истекает из того, что большинство водителей ездит по странам Женевской конвенции (из этого правила, конечно же, есть исключения. Так, например, Турция, формально не входящая в число стран, признавших Венскую конвенцию, признает наши права. Я брал напрокат в январе 2017 года машину через economycarrentals.com, меня останавливали турецкие полисмены и проверяли документы — нигде никаких вопросов не было).


Страны, которые не присоединились ни к какой из этих конвенций. Вот здесь нас ждет засада, и каждая страна сама определяет, на основании каких документов граждане других государств смогут ездить по их территории.


В нашем случае Шри-Ланка входит в третью категорию и разрешает вождение только на следующих условиях:


- водительское удостоверение Шри-Ланки, минимум 3 года стажа;


- или Международное водительское удостоверение в комбинации с Разрешением Автомобильной Ассициации Шри-Ланки (endorsement by the Automobile Association (AA) of Sri Lanka). Эндорсмент можно получить не лично, доверив функции курьера прокатной конторе. Для его получения нужно:

1. скан-копия загранпаспорта

2. скан-копия нац.прав


- или национальное водительское удостоверение, выпущенное в РФ в комбинации с временным водительским удостоверением Шри-Ланки. Временное удостоверение можно получить только при личном обращении в аналог нашего ГИБДД. Для получения ланкийских прав нужны:

1. национальный паспорт РФ + загранпаспорт

2. две цветные фотографии

3. национальные права

4. квитанция об оплате госпошлины 2500 рупий.


Эндорсмент выглядит так:

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

А ланкийские права выглядят так:

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Контора любезно согласилась отправить водителя по 2 варианту в водительскую ассоциацию, получить за меня эндорсмент и пригнать автомобиль к отелю вместе со всеми документами, дополнительно это обошлось мне в 3,950 рупий.


Итак, в день прилета в 14:00 к отелю подъехала старенькая королла, вся по кругу коцанная

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Я быстренько проверил работоспособность всего — ничего обескураживающего не нашел. На первый взгляд, косяков у авто не было, так что мы пожали руки с курьером и он отправился восвояси.


Итак, мой первый выезд в стране с левосторонним движением… Хаос, муки. Мы жили неподалеку от рыбацкого поселения преимущественно состоявшего из мусульман. Пришлось продираться сквозь толпы народа, велосипедистов, детей, мотоциклистов, коров и собак. Сидя справа, совершенно не чувствуешь левый передний угол, а правый угол, кажется, что отстоит дальше, чем он есть на самом деле. Поэтому первые пару дней я очень сильно жался к обочине и оставлял кучу места справа от себя, чем пользовались благодарные мотоциклисты и тук-тукеры. А один раз, каюсь, не рассчитав расстояние, я задел проходящего мимо мужика левым зеркалом 😦 к счастью, скорость была небольшая, так что пострадало лишь достоинство.


В целом дороги на острове мне понравились — идеальные, без единой трещинки, даже в самых глухих уголках, куда нас забрасывал гугл навигатор. Разметка нанесена всюду, интуитивно понятная. Знаки чуть отличаются от наших, но концепт ясен. Вот например, примыкание второстепенной дороги к главной:

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Очень много где используется труд регулировщиков. Долго думал, почему, потом понял, что у светофоров авторитета нет 😦

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

На заправках достаточно подъехать к станции, опустить стекло и протянуть человеку купюру. Он сам зальет бензин, даст сдачи и закрутит крышку. Тебе даже не надо выходить из машины.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост
Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

А вот здесь можно посмотреть, как организовано движение в городах, хайвеях и серпантинах в горах (сорри за вертикальное видео)

Во-вторых, если в городе ограничение везде 56 км/ч, за городом 72 км/ч, то на хайвеях можно легально разогнаться до 100 км/ч. Естественно, что для русского человека и этого недостаточно… для ланкийцев, очевидно, тоже, т.к. каждый раз когда мы плелись на жалких 120, нас обгоняли то слева, то справа. К чести ланкийских водителей надо сказать, что, обгоняя, они несколько раз моргают дальним, мол, обрати внимание, я иду на обгон.


В-третьих, только на Шри-Ланке я видел такой милый знак:

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

который говорит: «ВОДИТЕЛЬ! В СООТВЕТСТВИИ С КОАП ШРИ-ЛАНКИ СТ 94.1, 95.8 И 95.9 ПРИ ДВИЖЕНИИ ЗА ТЕРРИТОРИЯМИ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ СЛЕДУЕТ ПРОЯВИТЬ ПОВЫШЕННУЮ ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ И ОСТОРОЖНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЗМОЖНЫХ ПОЯВЛЕНИЙ НА ДОРОЖНОМ ПОЛОТНЕ ПАВЛИНОВ»

ну а если короче, то «Внимание, впереди павлины».


Из неожиданностей надо отдельно отметить дорожную иерархию.


Короли дороги — автобусы и грузовики. В общем и целом на острове есть некие интуитивные ПДД, которые гласят, чем больше участник движения, у того и сила. Именно автобусы будут совершать двойной обгон с выездом на встречку, где в это время плетешься ты. Именно автобусы будут проноситься мимо, оглашая окрестности истошным воем гудка. За рулем автобусов сидят самые безбашенные ланкийцы, которых мне только довелось встретить.


Легковой транспорт. Ну тут сказать особо нечего. Увидел автобус, выехавший на встречку на твою полосу — это твоя проблема. У тебя есть 2 секунды свалить со своей полосы куда подальше — на обочину, во двор, взлететь, как угодно. Ну а если на твою полосу выехал кто-нибудь меньше — это их проблемы.


Тук-туки и велосипедисты. Отбросы общества. Самый низ социальной пирамиды. С ними не считается никто. Они будут терпеливо сносить любые подрезания, выезды на встречку. В силу своей юркости и маневренности они-то уж не пропадут :))


По части аварий — я к удивлению своему за две недели активного вождения на острове (накатал 1400 километров) встретил ДВЕ аварии — в первой, тук-тук задел Land Cruiser, замяв фонарь заднего хода, а во второй поучаствовал я сам. Собственно, сейчас подробнее.


В последний день нашего пребывания на острове мы выехали пообедать. Крутились-крутились, да или нам что-то не нравилось, или заведение не работало, или ресторан до тошноты надоел. В какой-то момент приняли решение развернуться. И уже когда я заканчивал маневр, мотоциклист, терпеливо стоявший за мной, решил поехать и в торможении ткнулся мне в бампер.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

— Твоя вина, — говорю мотоциклисту, — заплати и мы разъедемся.


Но мотоциклист мотал головой, твердя «police, police». Делать нечего, достал свои документы и начал названивать в страховую компанию. С большим трудом объяснил, где конкретно я нахожусь, продиктовал свои и второго участника данные. Оператор сказал ждать, мол, сотрудник подъедет через час, я послушно вернулся в машину и стал ждать инспектора.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Спустя пять минут в окно постучали.

— Можно ваши документы? — в окно сунулся какой-то бородатый мужик, давя своим авторитетом. Я по инерции открыл бардачок и отдал ему то, что он просил. Мужик проявил недюжинную активность — начал бегать вокруг машины, что-то записывать в свой блокнот, размахивать руками и что-то лопотать с ланкийцем.

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост
Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

(как видно на этом фото, я грубо нарушил ПДД, развернувшись через сплошную)


— Отпусти его, друг, — говорил мужик в черном.

— Зачем? Будем ждать полицию.

— Он сам из полиции

— А где форма?

— Форма в участке, друг!

— А где жетон / удостоверение? Как мне поверить, что он из полиции? Что в сущности это изменит?

Мужик стушевался. Я решил продолжить инициативу.

— А ну-ка, вообще, ты кто сам такой? Отдавай-ка документы!

— Да я… это… друг его.


Я забрал документы и снова вернулся в машину. Спустя еще пять минут в окно снова постучали. «Черт, да что за беспокойная страна» — подумал я.


— Можно ваши документы? — в окно сунулся еще один мотоциклист. Я вышел, оглядел его с ног до головы — человек был одет в форму страховой компании, сам показал мне свое удостоверение и я отдал ему документы. Но меня смутило, что с момента ДТП прошло буквально 7 минут, а представитель страховой уже у нас. Я решил позвонить страховщику.

— Алло, — говорю, — вы сказали, что инспектор подъедет через час, а он уже здесь.


На том конце провода воцарилось удивленное молчание. Затем оператор выдавил: «как… здесь? наш только едет!»


Я охренел.

— Да, здесь! И он одет в вашу форму!

— Мы вам перезвоним. Всего доброго!


В этот момент я как-то занервничал. Сотрудник же деловито открыл папку, начал переписывать в формуляр мои данные.


Раздался звонок.

— Алло, это страховая. Передайте трубку приехавшему, пожалуйста.


Я отдал телефон мотоциклисту. Вокруг нас начала собираться толпа. Люди молча глазели на то, как иностранец крутится вокруг машины, а три мотоциклиста окружают его. Сотрудник страховой о чем-то общался по моему телефону, затем протянул мне трубку.


— Да, не волнуйтесь, — сказал мне голос из трубки. — это наш сотрудник, он ехал с другой аварии, а тут так повезло, что вы оказались у него по пути.


Вот уж повезло так повезло. Главное, что ДТП оформляет не мошенник, и на том спасибо 🙂


Наступил торжественный момент подписания акта. Страховщик заполнил акт, поставил кучу галочек и сказал мне расписаться возле странных формулировок и аббревиатур «B/C», «CO», «N/F» и так далее. Я основательно вынес ему мозг, прежде чем он популярно объяснил мне значение каждой аббревиатуры и на документах появилась моя подпись. На мое удивление, в документе ни слова не говорилось о том, кто виноват и какие статьи нарушены. Это была своего рода констатация факта — «там-то и там-то случилось ДТП, участники такие-то, живы-здоровы, медицинской помощи не нужно». Я сразу вспомнил наши протоколы 🙂


После подписания документов мы пожали руки (пришлось прощаться со всеми тремя мотоциклистами) и разъехались по своим делам. Все заняло от силы 15 минут. Уже при сдаче автомобиля я молча отдал акт о ДТП, менеджер молча его посмотрел, сунул куда-то и этим все закончилось.


В заключение хочу сказать, что категорически не рекомендую пользоваться услугами компании malkey по следующим причинам:


маленький пробег: 80 км/сутки — если вы планируете кататься по острову, то этого катастрофически мало.

обман сотрудников: при сдаче авто мне вернули неиспользованную часть депозита. Чеков и документов не предоставили. А через два месяца начали бомбардировать меня письмами, мол, мы тебе переплатили, хотя не должны были, а ну верни деньги. Я-то думаю, что это менеджер в офисе прокатной конторы присвоил себе мои деньги…

Дорожное движение на Шри-Ланке Авто, Шри-Ланка, Отпуск, Вождение, ДТП, Toyota corolla, Видео, Длиннопост

Как бы то ни было, ездить на автомобиле по острову — одно удовольствие: красивая природа, шикарный асфальт. Просто надо проявлять повышенную внимательность и осторожность, пересаживаясь с левого на правый руль, не лезть в горы и с пониманием относиться к местному менталитету. Желаю всем удачи, ровных, как говорится дорог 🙂