Дискалькулия
Как живется с дискалькулией.
В целом, так же, как и без нее. Но раз уж я села писать пост на пикабу, напишу немного поподробнее.
Для несведущих, дискалькулия - неспособность к счету, обработке информации в виде цифр. Важно, что это часто никак не влияет на способность логически мыслить и понимать ту же математику, страдает именно способность к арифметике. Как и дислексия, дискалькулия бывает разных степеней. У меня лайтовая версия, в детстве думали, что я просто "гуманитарий", хотя это и не так.
Как я обнаружила, что я "того".
В 1 классе все было нормально, никаких трудностей в сложении/вычитании не вызникало. Ад начался с таблицы умножения, я просто не могла ее запомнить, часовые зубрежки помогали на ближайшие 2-3 часа. То есть стихи выучить могу, параграф пересказать тоже, а запомнить кучу цифр - нет.Считать в уме более сложные числа я не могла от слова совсем, да и сейчас не могу. Считая в уме, я просто считаю столбиком в воображении, понятно, что держать в воображении кучу цифр нереально, поэтому сложные вычисления в пролете. На уроках я делала все намного медленнее, чем другие дети, поэтому жутко отставала по программе. 5 двоек подряд по алгебре - легко.
Запомнить дату рожедния - сложная задача.
Так как росла я не где-нибудь в Финляндии, а на Урале, меня просто считали тупой. Причем пятерки почти по всем предметам, кроме "циферных" никого не настораживали, в том числе и родителей. Я смирилась с участью тупаря и спокойно перебивалась с 3 на 4(иногда) по точным наукам. Потом появился всеведущий гугл, и годам к 19 я поняла, что возможно у меня дискалькулия.
Как еще у меня проявляется дискалькулия?
Помимо способности к математическим вычислениям, лично у меня страдает запоминание информации в цифрах. Я запоминаю только те комбинации, с которыми встречаюсь постоянно. Если я неделю не пользуюсь каким-нибудь паролем, то скорее всего его забуду. Почему-то есть проблемы с запоминанием названия букв (иностранные языки), алфавита по-порядку, проблемы с механической зубрежкой, не знаю связано ли это с дискалькулией, но вполне может быть.
Решение проблемы.
В моем случае КАЛЬКУЛЯТОР стал проводником в мир счастья и радости, а переезд в 16 лет в другую страну (в которой в школе/вузе можно пользоваться калькулятором) позволили мне закончить школу. ГИА по математике я кое-как сдала на 3, больше методом угадывания. ЕГЭ по математике скорее всего тупо бы не сдала.
Всем ли поможет калькулятор? Нет, есть люди с более серьезными нарушениями, которые не могут различать цифры, понимать "<" и ">" и т.д.
Второй великий помощник - смартфон. Я могу легко забыть номер дома, перепутать номер автобуса, этаж, номер аудитории, долго вспоминать какой месяц 9 по порядку, перепутать время встречи и т.д. Смартфон позволяет легко создавать заметки и быстро уточнить нужную информацию.
Третий помощник - практика. Чем больше считаешь, тем лучше это делаешь. Хотя скорее всего сами навыки счета остаются на том же уровне, но некоторые постоянно повторяющиеся комбинации запоминаются на короткий срок.
Также для меня было полезным объяснить окружающим, что я не помню про их дни рождения не потому что я кака, а потому что хорошо, что помню хотя бы свой, что мои вычисления лучше перепроверить, если вы решили у меня списывать, а спрашивать у меня какой день недели будет "энного" февраля - бесполезно.
Какие есть плюсы?
Не сношаю мужу мозг насчет того, что он забыл день чего-нибудь там, например дату свадьбы, потому что понятия не имею, какого она была числа. В школе научилась очень быстро списывать домашки, красиво врать про забытые дома тетрадки и нести чушь с умным видом, чтобы хоть что-то ответить.
Больше плюсов нет.)
Как распознать дискалькулию?
Ну не может человек считать, может он просто тупой?? Может, очень даже. Но если во всех других областях он показывает результаты намного лучше - высока вероятность, что у него есть такая штука. Важно обращать внимание именно на относительность. При всех трудностях, я считаю лучше, чем некоторые другие люди, но это ничего не означает. Показательным является сравнение моих арифметических способностей с другими моими навыками.
У маленьких детей так же бывают трудности с пониманием часов (которые со стрелочками), трудности с определением количества предметов без подсчета и т.д. Насколько я помню с часами у меня тоже была беда.
Я не знаю какие специалисты занимаются выявлением подобных отклонений в России, поэтому не буду сочинять.
Зачем я это пишу?
Во-первых, просто захотела. Во-вторых, возможно кому-то этот пост поможет распознать подобное расстройство у своего ребенка, и как-то ему помочь. Большая часть школьной программы прошла мимо меня (химия, физика, геометрия, алгебра) не потому что я не могла понять сути предмета, а потому что в долгих попытках что-то посчитать, не успевала за программой. В итоге многое пришлось учить самостоятельно уже после окончания школы. Еще долгие годы я буду просыпаться в холодном поту от снов про контрольные. Школа вспоминается, как один большой стресс.
Сейчас я учусь в вузе, с точными науками проблем не возникает. С математикой у нас любовь, хотя скорее тройничок(??), ведь нам так нужен калькулятор...