Детки в золотой клетке
Обычно ко мне на прием они попадают не совсем по своей воле, а по решению родителей, как правило представителей достаточно стабильного и длительно существующего среднего бизнеса. Сценариев тут чаще всего два:
1. Папа/мама с уставшим, но решительным и деловым видом садятся передо мной и рассказывают "Все у того засранца/засранки есть, а за ум браться и мое дело наследовать не хочет - только бухает/игроманит/попадает в скандалы". Ребенок 20-30 лет при этом сидит рядом, смотрит в пол и старается не дышать. Затем следует фраза "Сделайте с ним/с ней что-нибудь, а мне пора".
2. Папа/мама не хотят контактировать со мной лично и запись происходит через разных статусных лиц, иногда цепочка может включать 3 и более, пока кто-то из них не скажет " О, я знаю одного отбитого доктора которому похер что это сын/дочь N, ща ему позвоню". В этом сценарии как правило не бизнес передают, а пытаются отправить на учебу куда-нибудь подальше - либо в Западную Европу (причем ребенок обычно не знает языка той страны или знает на низком уровне) либо в ВУЗ с казарменным положением и желательно тоже чтобы в другом регионе.
Обычно я сразу обозначаю что здесь без семейной терапии не обойтись, но по интонации звучащего "да-да, конечно" понимаю что до семейного сеанса дело скорее всего не дойдет - так обычно и оказывается, к сожалению, а поэтому работа в индивидуальном ключе начинается.
На первой встрече что парни, что девушки обычно молчат, напряженно сидят в кресле и когда все же хоть что-то говорят или отвечают на мои вопросы, то очень пристально следят за моей реакцией будто ожидая окрика, обесценки или осуждения. Хотя "будто" тут скорее лишнее слово. Я объясняю что и почему с ними происходит, предлагаю варианты того как могу помочь. Вопрос так или иначе сводится к проблемам в эмоциональной сфере, но в каждом случае свои особенности и нюансы - для кого-то это открытие, для других повод зевнуть и сказать "мой прошлый терапевт говорил то же самое", а иногда и не прошлый а работающий одновременно со мной в другом центре. Я даю задание и первая встреча на этом заканчивается, следующая обычно через неделю, хотя в некоторых случаях родители записывают чуть ли не на каждый день мотивируя это "нам срочно". Пояснения о том что психотерапия это процесс и больше сессий не значит быстрее и лучше обычно с умным видом пропускаются мимо ушей - они серьезные люди и лучше знают как будет правильнее)))
На второй встрече часто оказывается что задание не сделано и мой комментарий "Значит на это были причины" обычно удивляет пациента и иногда приводит к тому что задание в перспективе все же делается, но в любом случае дальше разговор человеку напоминает просто болтовню - я интересуюсь как у него или нее дела, что хорошего и что плохого происходило, иногда это уходит в какие-то дальние дали и растягивается на несколько сеансов. Ровно до того момента пока я не увижу что человек перестал напрягаться и вылез из своей обороны. Вот тут уже начинается работа. Разбираем разные ситуации, смотрим как можно поступить не как обычно, а так чтобы донести свои чувства и мысли до окружающих, планируем поведенческие эксперименты. Иногда на этом этапе поступает звонок или сообщение, чаще всего от матери "Вчера вечером поговорили с сыном/дочерью, поревели, сейчас очень стыдно, но зато понятно" (Вот тут бы по-хорошему развить успех на семейном сеансе, но редко доходят - видимо открытия слишком шокируют чтобы сразу идти за новыми, а иногда потребность в терапии на этом этапе уже отпадает). Однако взаимоотношения внутри семьи в любом случае требуют разбора и дальше мы движемся в этом направлении. Не всегда, но достаточно часто оказывается что родители все-таки любят своего ребенка, просто не умеют это выражать потому что их самих бабушки и дедушки этому на своем примере не научили. Это переломный момент терапии в большинстве случаев и на одном из последующих сеансов пациент мне заявляет тем или иным образом что не хочет двигаться по нарисованному родителями для нее или него пути. Обычно это подается в виде неявной просьбы решить за пациента как ему жить, он или она приглашают меня в этот сценарий на родительское место. Не буду скрывать - каждый раз происходит внутренняя борьба: принять решение за пациента и обеспечить себя стабильно ходящим клиентом на годы вперед или дать ему возможность впервые в жизни самому/самой решить за себя и получить пустое место в моем графике приема. Деньги это хорошо и важно, смысл работы в том чтобы их зарабатывать, но когда бородатый или обработанный косметологами ребенок протягивает мне свою судьбу в ладошках все эти финансовые соображения убегают под плинтус. "Я не буду решать за Вас, но если хотите, то можем вместе разобрать обе альтернативы возможных решений". Иногда мы вместе рисуем квадрат Декарта (это такая методика которая помогает рассмотреть альтернативные варианты с разных сторон), иногда даже этого не требуется потому что человек уже знает как хочет дальше строить свою жизнь. Это всегда последняя встреча и я знаю об этом еще до ее окончания. Я не знаю как сложится жизнь человека и каким он или она станут, но знаю что не увижу потухших глаз живого мертвеца апатично плывущего по реке жизни и для меня это важно. Может где-то я и неправ, но я делаю свой выбор и даю его сделать другим.