Детекторный приёмник

В классе четвёртом я почему-то жутко заинтересовался вопросом, как устроен радиоприёмник.

Естественно, как всегда бывает в таких случаях, препарированию подверглась старенькая домашняя ламповая радиола, - которая, впрочем, исправна работала и ловила дальние и ближние радиостанции - купленная лет двадцать назад отцом на честно заработанные деньги.


Честно признаться, я был сильно разочарован.

Внутри развороченного мной деревянного корпуса было напичкано огромное количество проводов, ламп и разных мелких - как я потом узнал - радиодеталей.

Короче говоря, ответов на свои вопросы я не нашёл.


Отец, за такой варварский акт неуважения к частной собственности, отвесил мне подзатыльник, выбросил радиолу на помойку и отправил на принудительное обучение к школьному радисту, который обязан был разбираться в радиоэлектронике, потому что у него был паяльник, припой и канифоль.


Радист Борик встретил меня с нескрываемой неприязнью, но отказать отцу не мог, так как очень его боялся и, кинув мне учебник физики за девятый класс и несколько журналов "Юный техник", выставил из своей школьной радиорубки.


Откровенно говоря, осилить четверокласснику азы электротехники и радиоэлектроники было очень сложно, но меня вдохновила небольшая статья в стареньком журнале про детекторный приёмник. Собрать его было под силу даже десятилетнему.


Мне пришлось идти на помойку за выброшенной радиолой, чтобы откусить с помощью ржавых кусачек огромный воздушный переменный конденсатор и ферритовый стержень с двумя катушками, а недостающий полупроводниковый диод марки Д226Б я откусил от блока питания сломанного соседского телевизора.


Набрав необходимые детали, - к тому времени я уже научился читать электрические схемы, - я приступил к сборке аппарата на куске фанеры.

В качестве контактных площадок я использовал гвозди. Антенна была изготовлена по устаревшей, но довольно эффективной системе "восьмерка" - тоже, кстати, на куске фанеры.


Осталось только найти подходящие наушники.

Я точно знал где их взять, но не менее точно знал, что мне их не дадут; хозяином наушников был радист Борик.


Снедаемый любопытством и стремлением к техническому прогрессу, я решился на отчаянный поступок - выкрасть, конечно же, на время эксперимента, высокоомные наушники из радиорубки.


Я дождался в укрытии, пока Борик вышел и, быстро нырнув в кабинет, ловко спрятал наушники под куртку и со всех ног побежал домой.


Дрожащими от нетерпения руками я подсоединил провода и, затаив дыхание, стал крутить ручку настройки, вслушиваясь в звуки эфира.

Позже я понял, что мой смелый эксперимент был обречён на провал, так как диод Д226Б никак не обладает характеристиками высокочастотного детектора.


Часа через два, когда отчаялся уже что-либо услышать, я, расстроенный до слёз, вышел из дома, держа в руках наушники, и направился в школу, чтобы вернуть их на место.


Из летней кухни меня окликнул отец.

Я понуро побрёл в его сторону.

Нехотя подняв голову, я увидел, что отец сидел за накрытым столом с ... обворованным радистом Бориком и пил с ним тёплую араку.


У меня подкосились ноги.


Предательски болтавшиеся в руках наушники выпали из ослабевших рук.

Слёзы сами собой брызнули из глаз.

Я сгорал от стыда.


Радист, увидев свои наушники и поняв в чём дело, не долго думая, встал со стола, подошёл ко мне и крепко обнял. Затем погладил по голове и сказал, что он сам, старый дурак, виноват - не успел подарить такому замечательному радиоэлектронщику эти проклятые наушники.

- Теперь они твои! - весело сказал он и предложил выпить за кибернетику.


Они выпили, а мне отец велел идти учить уроки.

Я с содроганием сердца ждал вечера.

Наконец, меня позвали.


Моя бабушка, мама и хмурый отец сидели как военный трибунал и сверлили взглядом.

Бабушка, прервав тишину, сказала:

- Оставьте его. Он всё понял, и никогда больше не будет брать чужие вещи. Только, пусть поклянётся!


Я стал плакать.


Отец потребовал замолчать и немедленно клясться.


Размазав сопли по лицу, вскинув голову, я отсалютовал правой рукой и поклялся:

- Честное пионерское!


Все стали смеяться и меня отпустили смотреть телевизор.


Приёмник, к слову, я всё равно потом доделал и к всеобщей радости поймал радиостанцию "Маяк", но воровать я с тех пор перестал...


#аланскиехроники