Что пила Маргарет Тетчер?

Что пила Маргарет Тетчер? История России, Примаков, Политика, Длиннопост, Маргарет Тэтчер

11 сентября 1998 года Государственная Дума утвердила Евгения Максимовича Примакова на пост Председателя Правительства Российской Федерации. Могучего и неповторимого Примакова!

А 16 сентября он выступил на коллегии МВД России с уникальной речью и дал конкретный ответ многочисленным недоброжелателям: нет никакого "красного реванша", есть только поворот к подлинным интересам страны!!!

На память об этих, без сомнения, исторических днях у меня осталась эта фотография - показываю новому Премьер-министру России как пройти в Зал Коллегии МВД России.

Опыт работы в разведке наложил на него неповторимый отпечаток, последствия которого иногда приходилось решать достаточно непросто. Евгений Максимович не всегда доверял даже самой секретной бумаге. Нередко конфиденциальные документы, которые докладывал ему Министр, возвращались с резолюцией: "Как договаривались".

В результате подготовка проекта поручения Министра по такому документу становилась для нас абсолютной загадкой! Но, удивительно, мы ни разу не ошиблись. Стратегия его действий и решений была абсолютно четкой и выверенной.

Последний же мой разговор с Евгением Максимовичем Примаковым состоялся незадолго до его кончины и политики почти не касался. В перерыве одного из мероприятий, проводимых Советом по внешней и оборонной политике (СВОП), я неожиданно увидел исключительно редкую картину: всегда окруженный людьми, в этот момент Евгений Максимович случайно оказался один, но, и это главное, в его руке был бокал виски!

Потрясенный увиденным я немедленно подошел к нему с шутливым вопросом: "Евгений Максимович! Как так? Вы же легенду разрушаете! Вы помните - мы же с министром мошенника в свое время разоблачили на вопросе - Что пьет Примаков?!"

Он хорошо знал эту историю времен его премьерства. На одном из очень важных президентских мероприятий я сопровождал Министра внутренних дел России Сергея Вадимовича Степашина. Вдруг к нам бодро подошел один из типичных "мутных" деятелей той эпохи, всем своим видом демонстративно показывающий приближенность к САМОМУ верху. Подошел, естественно, с очень важной и сложной просьбой. И обосновал он ее весьма своеобразно: "Да мы вчера с Максимовичем у него на даче просидели, обо всем договорились! Выпили хорошо!"

Но опытного политика и руководителя Сергея Степашина провести нелегко: "А что пили то?" "Как что - конечно виски!" - безапелляционно заявил мифический гость легендарной дачи. Мы с Министром весело переглянулись и рассмеялись!

Только узкому кругу людей было известно, что Евгений Максимович Примаков пил.... водку, разбавляя ее тоником. Пятьдесят на пятьдесят. Мошенническая "разводка" тогда не удалась.

Виски у СВОПа были очень качественные, двубочковые, весьма известной вискокурни. Коротко обсудили в Евгением Максимовичем их достоинства и недостатки. Вернулись к моему воспоминанию о растерянном виде незадачливого, но опасного мошенника.

Примаков рассмеялся, сказал, что в жизни надо все попробовать, и, неожиданно, заговорил о прошлом: "А Вы знаете, был момент, когда Борис Николаевич послал меня на переговоры к Маргарет Тетчер. Разговаривали с ней откровенно и довольно долго. И вдруг она неожиданно сказала - господин Примаков, Вы не хотите выпить виски? Конечно! - ответил я".

Отлично зная обаяние Евгения Максимовича, легко представил, как это могло быть. "Спустились вниз. - продолжил Примаков. - Она открыла свой буфет и достала бутылку "Тичерс" (Teacher's)! (Тичерс - весьма дешевый и непрестижный сорт блендированного виски). Можете представить мое удивление?"

- "Вам не нравятся Teacher's?" – тревожно спросила Теттчер, заметив реакцию Евгения Максимовича.

- "Нет, нет! Что Вы! - ответил он. - Наоборот, это мои любимые виски!"

- "И мои то же!" - обрадованно сказала британский премьер.

- А Вы знаете, - сказал я тогда Евгению Максимовичу, - может быть все зависит от воспоминаний детства? Возможно это и был напиток ее семьи, ее молодости?

- Пожалуй Вы правы! - сказал тогда Евгений Максимович.

Затем мы оба посмотрели на стоявшую на столе, среди вин, виски и коньяка, бутылку водки, поймали взгляды друг друга и рассмеялись.

Действительно, свое есть свое...