Краткая история пиратства в Карибском море. Часть 4
Ну что ж, дорогие любители истории, продолжаем говорить об истории пиратства в Карибском море. С материалом можно ознакомиться как по частям в формате статей, так и посмотрев прикреплённое видео целиком. А на моём канале вы найдёте дополнительные материалы к нашей огромной серии по колонизации Нового Света и будете оперативно узнавать о выходе новых видео.
Начинаем.
В 1696 году Генри Эвери отправился обратно в Карибское море, чтобы продать часть добычи, которую он недавно захватил в Индийском океане и у берегов Африки. В этот период живописные Багамские острова были малонаселенной колонией Англии, крайне уязвимой для атак конкурентов. Губернатор небольшого городка Нассау, что располагается на острове Нью-Провиденс, в целях увеличения обороноспособности колонии и привлечения новых людей позволял пиратам заходить в гавань и обменивать добычу, закрывая глаза на незаконный характер данного предприятия, при этом не забывая получить процент от прибыли.
Генри Эвери
Эвери достаточно быстро договорился с местными властями, а за ним последовали и другие капитаны. Такое поведение было вполне естественным для тех лет, так как центр метрополии не выделял достаточных средств на защиту колонии, а защищаться всегда было от кого. Пользуясь ситуацией, пираты получили очередную безопасную гавань для осуществления своих темных делишек и сомнительных стартапов.
С началом войны за испанское наследство в 1701 году Нассау стал подвергаться постоянным нападениям французов и испанцев, что привело к массовому оттоку населения. Тем не менее флибустьеры продолжали использовать остров в качестве своего опорного пункта, а каперство вновь стало легальным и прибыльным. В течение нескольких лет количество пиратов на острове стремительно возрастало, равно как и количество нападений на корабли. В 1714 году, когда с войной было покончено, английские каперы вновь остались без работы. Некоторые оставили пиратскую жизнь позади, но многие просто продолжили заниматься делом всей своей жизни и использовали Нассау уже как собственную базу для свободных от всех морских разбойников.
Сделал для видео небольшую визуализацию свободного государства Нассау
Здесь же они основали квазигосударство, известное нам как "Пиратская Республика", которое просуществовало с 1706 по 1718 год. Фактически она представляла собой свободную конфедерацию пиратских капитанов и экипажей их кораблей, которые руководствовались собственными правилами, именуемыми "Пиратским Кодексом", подобно предшествующим им буканьерам. Оставшиеся без работы каперы, разорившиеся фермеры, плантаторы и торговцы, бывшие военные и торговые моряки, беглые преступники и рабы нескончаемым потоком присоединялись к пиратам и заселяли свободное государство Нассау. Есть упоминания о том, что почти каждый третий из пиратов на Нассау был африканского происхождения.
Многих моряков "Пиратская Республика" привлекала своим духом свободы, демократическими и прогрессивными для своего времени идеалами, свободно выбираемыми лидерами, отсутствием гнета государства. Немалым плюсом являлось справедливое распределение награбленного (сколь забавно это бы не звучало), среди членов экипажа, тогда как обычный моряк на торговом судне жил, как правило, очень бедно, а его опасный и тяжёлый труд оплачивался скудно.
Весёлая жизнь "Пиратской Республики"
За свою недолгую, но насыщенную историю "Пиратская Республика" породила одних из самых известных и широко узнаваемых морских разбойников. Бенджамин Хорниголд, Чарльз Вейн, Стид Боннет, Мэри Рид, Энн Бонни и, конечно же, Эдвард Тич по прозвищу "Чёрная Борода". Поскольку большинство из пиратов, находящихся на Нассау, были английского происхождения, то в течение войны за испанское наследство они придерживались правил и грабили испанцев и французов, исходя из своих каперских свидетельств.
Однако постепенно ситуация менялась. Война прекратилась, а количество нагруженных под завязку английских кораблей резко возросло. Естественным образом, пираты не могли просто пройти мимо и постепенно переключались на грабеж и английских судов. И я даже не говорю про валлийцев или тем более ирландцев, для которых страдающий англичанин приравнивался к хорошему англичанину. Да и вообще разбушевавшиеся флибустьеры, переключись на грабеж всего, что попадалось им на пути. Торговля региона оказалась парализованной. Деятельность пиратов теперь расходилась с интересами всех крупных держав того времени. А новое поколение морских разбойников не поддавалось контролю. Особенно не давала покоя европейским монархам угроза налаженной работорговле.
Бенджамин Хорниголд, Чарльз Вейн, Стид Боннет, Мэри Рид, Энн Бонни, Эдвард Тич по версии Assassin's Creed IV: Black Flag
В 1717 году король Великобритании издал указ, гарантирующий пиратам помилование в обмен на сдачу властям и клятвы больше не нарушать закон. Изначально королевским помилованием пользовались не то чтобы охотно, но влиятельные королевские особы всегда умели быть крайне убедительными. В 1718 году Вудс Роджерс, прославленный капер в прошлом, был назначен губернатором Багамских островов. Новый наместник короны с самого начала начал активно реализовывать новую политику в отношении всех нежелательных элементов в регионе. В частности, уже в июле 1718 года ему удалось блокировать порт Нассау и чуть было не поймать Чарльза Вейна и многих других пиратов. Однако тем удалось скрыться с помощью хитрости.
Оставшиеся на острове пираты приняли помилование, в том числе Бенджамин Хорниголд, который пошел на сделку с Роджерсом и принялся за преследование своих бывших собратьев по разбою. Получилось как в том меме: моя команда по пиратству в Карибском море и будущий предатель. Роджерсу удалось укрепить Нассау и защитить весь Нью-Провиденс как от пиратов, так и от нападений испанцев и французов. Преследование флибустьеров теперь перешло на новый уровень, и в течении нескольких следующих лет многие разбойники были пойманы и казнены. Чаще всего этим занимались сами бывшие пираты, получившие помилование и должности. Правда, из Хорниголда охотник за пиратами получился так себе. Он так никого и не поймал. А может, и не хотел, кто знает?
Стид Боннет был схвачен и приговорен к повешенью в Чарльзтауне в 1718 году. Большое количество пиратов было казнено в Порт-Ройал, некогда главном пиратском порте региона. Например, там встретил свой конец Чарльз Вейн. Эдвард Тич погиб в том же году в схватке с охотниками за пиратами. Всего между 1716 и 1725 годами было проведено более 500 казней пиратов. Зачастую их тела вывешивались в людных местах, портах или площадях, чтобы служить предостережением для всех остальных.
Охота на пиратов
Особняком от всей этой компашки держался не менее прославленный валлиец Бартоломью Робертс по прозвищу "Чёрный Барт". Настоящее имя пирата — Джон. Он отличался хорошими манерами, зачастую экстравагантным поведением, ненавистью к алкоголю и азартным играм и считался поистине неуловимым и неуязвимым. За свою недолгую карьеру с 1719 по 1722 год он отметился захватом около 350 кораблей и действовал по всей Атлантике от берегов Северной и Южной Америки до африканского побережья. Но и он погиб в бою с британским военным кораблём 10 февраля 1722 года на мысе Лопес у берегов современного Габона. Со смертью Робертса связывается конец золотого века пиратства. Оно, конечно же, никуда не исчезло в одночасье, но постепенно уходило в прошлое.
Какие выводы мы можем сделать из этой истории? Ведь всегда должны быть какие-то выводы, верно?
Пираты буквально порохом и саблей проложили путь для колонизации региона сразу несколькими великими державами. Пиратство как исторический феномен представляет собой процесс накопления богатства европейскими державами с помощью чужих разбойничьих рук в период активного зарождения капитализма. Беспощадные жернова прогресса перемололи многих, в том числе бессчётное количество морских разбойников и их жертв, навсегда оставшихся на морском дне.
Если мы посмотрим на основных выгодоприобретателей "Золотого века пиратства", то чудесным образом обнаружим среди них в большей степени Британскую Империю и Францию, которым удалось пробить себе путь сквозь испанские владения к новым землям. Испания фактически проиграла глобальное противостояние со своими противниками не только на море, но и на суше, и уже никогда не достигла прежнего великолепия. Англия стала владычицей морей, построив империю, где никогда не заходит солнце.
А многие из тех, кто прокладывал этот путь, не вписались в новый мир или были списаны насильно. Раз и навсегда.
Ну вот и подошла к концу наша серия, посвящённая истории пиратства в Карибском море. Делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание и до новых встреч.
Источники и рекомендации к прочтению:
И.В. фон Архенгольц. История морских разбойников (Перевод с немецкого языка двух трудов: История флибустьеров; История буканьеров).
Губарев В.К. Знаменитые пираты мира.
Губарев В.К. Флибустьеры Ямайки: эпоха великих походов.
Губарев В.К. Пираты острова Тортуга.
Губарев В.К. Генри Морган.
Даниэль Дефо. Всеобщая история пиратства. (Предостережение! Работа является хоть и любопытным, но достаточно спорным сборником легенд, мифов и непроверяемых сведений о пиратстве, приправленных художественным вымыслом. Крайне рекомендую к прочтению, но с большой осторожностью и скептицизмом).
Эксквемелин А. О. Пираты Америки. (Такая же ситуация, как и с работой Даниэля Дефо. Мы даже не знаем кто является истинным автором "Пиратов Америки" и кто стоит за псевдонимом Эксквемелина).
Николя Перье. Пираты. Всемирная энциклопедия. (Интересное, красочное и ёмкое описание пиратства в разные исторические эпохи).
Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/@chronoshistoria
Мой канал в Telegram: https://t.me/chronoshistoria
Очень рад, что кому-то интересны мои статьи и вы читаете, поддерживаете, критикуете. Вы так же можете поддержать меня донатом через кнопку "Поддержать". Спасибо, что продолжаете меня читать.