Серия «Не то золото, что блестит»

1

Не то золото, что блестит, или интервью с коллекционерами из разных стран. Часть 2.2. Бразилия

Вопрос. Как вы оцениваете деятельность сообщества по поиску и сохранению португалоязычных игр с одного крупного трекера, сотрудничаете ли с ними?

Ответ. Я не знаю ни одного крупного трекерного ресурса, который бы сохранял игры на бразильском португальском языке... Мне указали на сообщество Retrowithin, но, боюсь, я не могу многого о нем сказать, и со мной не связывался никто, кто им пользуется.


Вопрос. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

Ответ. Сохранение игр важно! Сохраняя игру, мы открываем портал в прошлое и позволяем людям вернуться к воспоминаниям, которые они считали утраченными. За эти годы я сбился со счёта, сколько раз публиковал видео геймплея игры, которая выглядела совершенно ужасно, и кто-то комментировал: "Я искал эту игру десятилетиями! Я обожал её в детстве, она возвращает столько хороших моментов! Спасибо!". Вот почему я сохраняю: чтобы люди помнили. Конечно, есть и другие причины, но моя такова. Надеюсь, вы тоже найдёте причину, которая вдохновит вас на сохранение! Как сказал Джейсон Скотт: "Не нам решать, что будет интересно людям в будущем".

Большое спасибо за это интервью и всем, кто каким-либо образом помогает сделать мир лучше. Привет из Бразилии!


Оригинальный куб - https://coub.com/view/2v8esz.

Показать полностью 1
2

Не то золото, что блестит, или интервью с коллекционерами из разных стран. Часть 2.1. Бразилия

Продолжаем разговор. Сегодня вашему вниманию предлагается вторая серия - Бразилия и её житель, скрывающийся под позывным vinizinho.


Сан-Паулу ночью. Фото из Википедии.

Сан-Паулу ночью. Фото из Википедии.

Водопад Игуасу. Фото из Википедии.

Водопад Игуасу. Фото из Википедии.

Вопрос. Могли бы вы кратко представиться, озвучить пару фактов о себе?

Ответ. Меня зовут Винисиус, в интернете я известен как vinizinho (что по-португальски означает "маленький Вини"). Я провожу время за множеством компьютерных проектов - от ботов для Bluesky и многопользовательских игр до обучающих журналов и библиотек, связанных с машинным обучением. Один из моих проектов — сохранение в цифре старых компьютерных игр, выпущенных в Бразилии в 1990-х и 2000-х годах. За последние пять лет я загрузил сотни этих игр в интернет-архив (прим. пер.: Archive.org) и опубликовал полные прохождения большинства из них на YouTube. Моя цель - сделать так, чтобы людям было как можно проще находить и играть в игры, в которые они играли в детстве; это то, чем я очень увлечён и что даёт мне значимую цель.


Вопрос. Помните ли вы первую игру, в которую вам довелось поиграть? Была ли эта игра для IBM PC или для другой платформы?

Ответ. Первой игрой, в которую я точно помню, что играл, была "Rayman 2" для PSX, которую мы с мамой купили у уличного торговца пиратскими дисками недалеко от нашего дома, когда мне было около пяти лет. Однако первой игрой, в которую я предположительно играл, была "Reader Rabbit: Kindergarten" на Windows 98, поскольку сохранились фотографии, где я играю в неё, в то время когда мне было два года.


Вопрос. Насколько ограничения в возможности свободно скачивать что-либо из интернета (слежка за трафиком провайдерами, высокие цены на скоростное подключение и так далее) в вашей стране влияют на то, что многие стараются приобретать игры в физическом виде, несмотря на то что число физических копий крайне ограниченно в сравнении с числом потенциально интересующихся и со временем их количество уменьшается, а цена, соответственно, возрастает, пусть и не всегда?

Ответ. Сегодня в Бразилии интернет-соединения обладают достаточной скоростью — и благодаря минимальному мониторингу трафика люди могут свободно скачивать практически всё, что им вздумается. Даже если бы трафик отслеживался, то скачивание пиратского контента не считалось бы преступлением, разве что его распространение с целью извлечения прибыли. Поэтому цифровые копии игр гораздо более распространены по сравнению с физическими.


Вопрос. Какие игровые жанры, как вам кажется, пользуются наибольшим спросом в вашей стране? Например, стратегии или экшены? Почему? Преобладает ли в вашей коллекции какой-либо жанр?

Ответ. Не думаю, что какой-то конкретный жанр доминирует, но шутеры от первого лица всегда были очень популярны в Бразилии, а Counter-Strike 1.6 оставалась одной из самых популярных игр в стране вплоть до 2010-х годов (благодаря широкому распространению локальных сетей). Футбольные симуляторы также всегда были невероятно популярны, и, что любопытно, существует мод для Pro Evolution Soccer для PS2, который до сих пор имеет огромное сообщество поклонников и постоянно обновляется (для интересующихся - Bomba Patch).


Вопрос. Можете ли вы что-либо рассказать о выпуске игр из других стран и их возможном восприятии как бюджетных или же, наоборот, популярных наряду с отечественными (как примеры - игры из Европы, включая Россию, в США; игры из США и Европы в Китае, Тайване, Корее, Японии)?

Ответ. Не думаю, что бразильцы слишком уж судят об играх по стране происхождения. Если взглянуть на тенденцию с самыми популярными играми в Бразилии, то это настоящий шведский стол из разных стран: Counter-Strike (США), Ragnarok Online (Южная Корея), Tibia (Германия), Free Fire (Вьетнам), Pro Evolution Soccer (Япония)... Вероятно, перекос в сторону США всё ещё остаётся, но, думаю, это связано с огромным количеством американских игр на рынке, а не с какой-то особой симпатией.


Вопрос. Можете ли вы что-то рассказать о случаях, когда какая-то игра становится востребованной и культовой локально, несмотря на то что в момент выхода она продавалась не очень хорошо (известные примеры: Chrono Trigger в США, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

Ответ. MMORPG "Tibia", разработанная немецкой компанией CipSoft, вышла на ПК в 1997 году по всему миру, но стала настоящим феноменом именно в Бразилии, где в 2004 году был запущен первый локальный сервер. Опрос, проведённый компанией в 2009 году, показал, что в Бразилии было больше всего игроков (26,56%). Что касается консолей, Top Gear (1992, SNES) считается одной из лучших игр той эпохи в Бразилии, хотя она и не имела большого мирового успеха.


Вопрос. Считаете ли вы важным сохранение игр не только в физическом виде, но и в оцифрованном (включая документацию) для будущих поколений?

Ответ. Безусловно. У обеих форм есть свои плюсы и минусы: цифровая позволяет делиться информацией онлайн с большим количеством людей и от неё сложнее избавиться, что гарантирует долгосрочную традицию сохранения контента; физическая более устойчива к переменчивым технологическим ветрам и хранит воспоминания конкретных людей, которые играли в неё. Я стараюсь сохранить обе формы настолько, насколько это возможно.


Вопрос. Сформировались ли некие наборы правил и критериев в ваших краях, по которым среди как коллекционеров, так и простых игроков определяются редкость и доступность той или иной игры в смысле физических экземпляров и степень их сохранности? По вашему мнению, лучше сохранить как можно больше любых старых игр или же нет?

Ответ. Нет, я не думаю, что в нашем региональном сообществе любителей сохранения игр для персональных компьютеров существует какой-то определённый набор правил или критериев определения редкости. Я, в частности, руководствуюсь следующим: если много людей ищут определённую игру, но она ещё не найдена, то она более "ценна", чем игра, которая также утеряна, но никто ею не интересуется. Это совершенно субъективный аспект, и он не влияет на многие мои решения: в целом я стараюсь сохранять все старые игры, которые попадаются мне на глаза, независимо от того, ищет ли их кто-то.


Вопрос. Как относятся в среде местных коллекционеров к людям, которые коллекционируют / собирают игры, но не делятся ими с окружающими или, например, скрывают, что в их коллекции есть нечто уникальное, давно потерянное для широкого круга пользователей? Как вы относитесь к аспекту того, когда кто-либо пытается получить из этого дополнительную выгоду? Например, продвинуть свой канал YouTube, заработать большую сумму от перепродажи, обратить на себя внимание.

Ответ. Я никогда не видел местных коллекционеров, которые находят что-то редкое и оставляют это себе исключительно ради собственного удовольствия или некоего статуса. Однако у нас немало авантюристов, которые продают уникальные старые игры по невероятно высоким ценам, наживаясь на отчаянных людях, готовых заплатить практически любую цену, чтобы снова окунуться в воспоминания. Я понимаю, свободная экономика и всё такое, люди могут делать всё, что хотят, но создаётся ощущение, что они держат чужие воспоминания ради выкупа. Многие в бразильском сообществе по сохранению игр для PC из-за этого злятся.

Ещё одна проблема: у людей дома есть редкие компьютерные игры, но они понятия не имеют, насколько они ценны. Обычно эти игры просто остались у них с детства или юности, хранятся в подвале или же они унаследовали их от кого-то и не стали вникать в их суть. Зачастую эти игры выбрасываются в мусорку, когда люди переезжают или им потребовалось больше свободного места; мысли об этом удручают... Одна из моих целей в этом проекте - как можно шире распространить информацию о сохранении цифровых данных, чтобы мы могли достучаться до ушей таких людей прежде, чем их копии будут утеряны.


Kseraks спрашивает: "Руководствуетесь ли вы или кто-то в вашем окружении некой условной предельной ценой, которую вы / они готовы заплатить за тот или иной раритет? Может быть, вы вкратце могли бы рассказать про один из таких случаев?".

Ответ. Я не знаю никого, кто придерживается фиксированной максимальной цены, но обычно участники бразильского сообщества по сохранению CD стараются не платить больше 100 реалов (20 долларов США) за старые игры на CD. Это может показаться немного, но минимальная месячная заработная плата здесь составляет 1500 реалов (280 долларов США), так что этот фактор нужно учитывать.

Я знаю некоторых членов сообщества, которые заплатили большие суммы (более 300 реалов, или 60 долларов США), чтобы заполучить определённые игры, которые в то время считались "потерянными медиа". Практически во всех этих случаях покупатель оцифровывал игру, чтобы поделиться ею с другими лицами в интернете, что я считаю очень благородным поступком. Но, как правило, я не рекомендую людям закупаться у таких авантюристов, дабы лишний раз не стимулировать их.


Dimouse спрашивает: "Играете ли вы в игры, которые коллекционируете, или же в большей степени собираете их с позиции эстетической / иной составляющей?".

Подвопрос от Morendil: "Вскроете ли вы редкий запакованный экземпляр игры, в частности формата big box, если всё его содержимое известно заранее и сама игра доступна в сети?".

Ответ. Я считаю себя не коллекционером, а архиватором, поскольку моя цель - не собирать, а сохранять и делиться памятью об истории бразильских компьютерных игр. Поэтому одним из важнейших элементов моего пути к сохранению истории является мой канал на YouTube (https://www.youtube.com/c/ViníciusGarciaCDROM), где я публикую полные прохождения без комментариев из игр, которые мне удалось заполучить (большинство из них - цифровые копии, которые я скачиваю онлайн, но некоторые из них у меня есть и на физических носителях). Это важно, потому что многие люди помнят, как играли в эти игры в детстве, но зачастую у них нет технических навыков, необходимых для настройки виртуальной машины и их запуска сегодня, поэтому видео позволяют им без особых усилий окунуться в эти воспоминания. Кроме того, люди, которые никогда не играли в эти игры, знакомятся с ними благодаря каналу и узнают больше о нашей истории. Многие из них обнаруживают, что у них дома хранятся старые игры, и они обращаются к нам за помощью в их сохранении, так что движение развивается.

Так что: да, я играю в эти игры — и для меня это, по сути, единственная причина, по которой я вообще их ищу!

Ответ на подвопрос. Не думаю, что я бы так поступил. Но со мной такого никогда не случалось, потому что я не покупаю копии игр, которые уже полностью доступны онлайн: моя главная цель - малоизвестные игры, о которых мало информации, поэтому в таких случаях я распечатываю копии, чтобы всё как следует оцифровать.


Kristobal Hozevich Hunta спрашивает: "Могли бы вы назвать персональный топ из 3, 5, может быть, 10 наиболее примечательных игр, разработанных в вашей стране?".

Ответ. В произвольном порядке: Caracolino (1998), Astro Pig (2024), Dandara (2018), Mullet MadJack (2024), Horizon Chase (2015) и 50% Celeste (2018).


ZoRg, Dar_Morar и Kristobal Hozevich Hunta интересуются: "Есть ли в вашей коллекции игра, которая по тем или иным причинам представляет для вас особую ценность? Может быть, с ней связана какая-то запоминающаяся история?".

Ответ. У меня есть два особенно выделяющихся экземпляра. Первый — коробочная версия "Caxy Gambá encontra o Monstruário" (2000), подписанная / посвященная мне ведущим дизайнером и основателем студии Але Мак-Хаддо. Его история невероятна, и его неспособность зацикливаться на одном жанре (он начинал как художник комиксов, разрабатывал игры, перешёл к анимации, а теперь - успешный кинорежиссёр) очень вдохновляет меня, поскольку я сам считаю себя человеком со множеством разнообразных интересов. Поэтому этот автограф очень много для меня значит.

Второй - мой экземпляр "Acquária" (2003), очень странной, малобюджетной приключенческой игры, написанной на основе кода Dune, где главными героями являются два юных певца, которые в то время были очень популярны в Бразилии. Эта игра важна для меня, во-первых, потому, что она потрясающая, во-вторых, потому что это отлично сохранившаяся коробочная версия, и, в-третьих, потому, что я обменял её на другую игру из своей коллекции — детскую игру под названием "Xuxa em Aventuras na Ilha X" (1998). Шуша — известная бразильская телеведущая, и этот парень коллекционировал всё, связанное с ней, поэтому он хотел получить копию этой игры для своей коллекции. Он также предложил купить мою копию игры за реальные деньги, но в таких ситуациях я всегда предпочитаю обмен: это делает подобные истории более запоминающимися и укрепляет в мысли о том, что эти вещи действительно бесценны.


Virgil спрашивает: "Локальная сцена. Можете ли вы назвать какой-либо проект или, может быть, несколько, которые стали основополагающими в контексте ассоциаций, когда речь заходит о вашей стране? Как пример - возможно, вы слышали о таком понятии, как "русский квест".".

Ответ. Я не думаю, что в играх, разработанных в Бразилии, есть общие шаблоны дизайна, но многие из них впитали в себя элементы наших различных национальных идентичностей: индейцев (например, "Aritana e a Pena da Harpia"), афробразильцев (например, "Dandara"), гаучо (например, "Gaucho and the Grassland") и т. д.


Ulysses спрашивает: "Немного мрачный вопрос, но, наверное, актуальный для каждого коллекционера. Как вы видите отдалённую судьбу своей коллекции? Есть ли у вас определённый план на этот счёт?

Подвопрос. "Что вы думаете о коллекционерах, которые резко распродают все свои приобретения спустя долгие годы сбора?".

Ответ. Меня не особо волнует, что будет с моей физической коллекцией (поскольку, как уже было сказано, моя главная цель - делиться этими играми с другими), но я много времени трачу на переживания о том, что со временем станет с моей цифровой коллекцией.

Сейчас я использую Internet Archive в качестве центральной платформы для хранения всех цифровых копий моих игр, но на компанию подали в суд в США из-за проблем с авторскими правами на книги, так что она может исчезнуть в любой день. Что касается аудиовизуальных материалов, то я использую YouTube для хранения своих записей игрового процесса, но платформа всегда может выйти из строя. Как говорится, облако - это всего лишь чужой компьютер, и я не хочу, чтобы все наши усилия по сохранению данных зависели от этих "точек отказа". Однако пользоваться ими очень удобно! Поэтому я стараюсь развеять эти опасения, храня оффлайн копии всего моего каталога игр и видео на двух отдельных жёстких дисках на случай, если что-то произойдёт.

Ответ на подвопрос. У меня нет чёткого мнения на этот счёт... Я думаю, что если игры передаются кому-то другому, тому, кто их ценит, то всё в порядке.


Вопрос. Каково ваше отношение к явлению реплик / репродукции / воспроизведению /воссозданию физических экземпляров игр? Есть ли корреляция или зависимость от доступности оригинала и иных факторов: например, когда игра не вышла (Wacraft Adventures: Lord of the Clans), особая версия оной в оригинале крайне редка (Memory Pak-версия игры Ice Climber для запуска через Animal Crossing на Nintendo 64) либо это новодельное издание (любительское переиздание Вангеров в формате коробочного издания с отличающимся от оригинала оформлением)?

Ответ. Что касается сохранения старых компьютерных игр здесь, в Бразилии, я, честно говоря, не видел ни одного случая, чтобы кто-то покупал или продавал копии. Я бы поддержал это, если бы люди справедливо заявляли, что это копии, а не оригиналы. Но, честно говоря, не думаю, что на это есть большой спрос.

Как я уже упоминал, в Бразилии существует давняя традиция пиратства видеоигр. В 1990-х и 2000-х годах существовали огромные уличные рынки, где продавцы продавали горы пиратских игр и фильмов, и обычно они не особо пытались воссоздать оригинал; чаще всего это был просто обычный CD с названием игры, написанным несмываемым маркером. Я не хочу говорить за всех бразильцев, но по крайней мере по моему опыту бразильского представителя среднего класса, выросшего в 1990-х, это создавало ощущение, что "оригинальные копии" переоценены: если я могу играть в игру, какая разница, оригинал это или нет? Интересно, повлияет ли это на рынок реплик?


Вопрос. Насколько были распространены и доступны в вашей стране FIDO и BBS? Были ли вместо них какие-либо аналоги или похожие по смыслу подобия? Существуют ли они сейчас? Могли ли сохраниться их архивы (пример) и есть ли энтузиасты, занимающиеся таковыми поисками и сохранением?

Ответ. Я не самый подходящий человек, чтобы ответить на этот вопрос, поскольку это было до меня, но, судя по тому, что я искал, здесь, в Бразилии, BBS-сообщества определённо существовали. Сложно назвать точные цифры, но первая бразильская BBS была запущена в 1984 году, а в 1987 году опрос показал существование около 2000 пользователей, распределённых в общей сложности на 7 BBS в стране. Восемь лет спустя, в 1995 году, одна из таких BBS (Mandic BBS) сообщила о 10 000 пользователей, так что, возможно, допустимо сделать определённые выводы. В стране, где компьютеры и телефонные линии были очень дорогими, доступ к BBS являлся привилегией. Я провёл небольшое исследование и не смог найти, пережила ли какая-либо из этих служб эпоху массового Интернета. Я также не обнаружил никаких признаков существования организованных усилий по сохранению их архивов.


Вопрос. Существуют ли в вашей стране сообщества по поиску и сохранению национальных игр? Насколько они интересны соотечественникам?

Ответ. Я знаю четыре крупных сообщества, которые находят и сохраняют компьютерные игры, изданные в Бразилии в 1990-х и 2000-х годах:

"Datassette": проект, посвящённый сохранению старых технических журналов, книг и руководств, включая игры;

"Lost Media Brasil": сообщество, занимающееся сохранением старых бразильских утерянных медиаматериалов, таких как телешоу, реклама и многое другое, включая компьютерные игры;

"Digerati": сообщество, посвящённое сохранению CD, выпущенных одним издателем - Digerati (который прославился продажей журналов, включавших CD с сотнями Flash-игр);

"Jogos de CD-ROMs Antigos": сообщество, созданное вокруг моего канала на YouTube (в основном посвящённого образовательным и детским CD).

Что касается того, интересна ли эта тема другим бразильцам: я бы сказал, что это "нишевая ниша". Это небольшие сообщества, максимум несколько сотен человек... К сожалению, идея сохранения цифровых данных не пользуется популярностью в стране.

Также существует проект Primeiro Contato ("Первый контакт"), созданный бразильским журналистом Рике Сампаю, который документирует появление компьютерных игр в домах бразильских пользователей в 1990-х и 2000-х годах. В своём подкасте он берёт интервью у множества людей, которые разрабатывали и выпускали игры для нашего рынка в то время. Сообщество фанатов проекта не сосредоточено на сохранении самих игр, но, на мой взгляд, это не менее важно, поскольку оно рассказывает истории, лежащие в основе этих игр.


Вопрос. Как вы обычно общаетесь с другими коллекционерами? Может быть, в ваших краях есть какие-то известные локальные платформы, форумы?

Ответ. У нас есть сервер Discord для моего канала на YouTube и групповой чат в Telegram для проекта Digerati. Это места, где мы общаемся с другими коллекционерами.

Однако чаще всего кто-то находит мой канал на YouTube и пишет мне по электронной почте: "Привет, мне понравился твой проект — и я хочу внести свой вклад! У меня дома есть несколько старых CD. Они тебе пригодятся?". И чаще всего у них оказываются какие-то утерянные носители, которые нужно сохранить. Поэтому я помогаю им в процессе и каталогизирую игры.

За годы, прошедшие с начала этого проекта, я посетил множество блошиных рынков, просмотрел несколько онлайн-площадок и связался с несколькими разработчиками игр. Безусловно, именно прямые электронные письма от фанатов проекта — самый распространённый способ найти малоизвестные игры.


Вопрос. Представляют ли для вас интерес условно нестандартные издания конкретной игры? Например, отличные от привычного региона и издателя и отличные по комплектации и, возможно, считающиеся ввиду этого редкими. Является ли, на ваш взгляд, этот аспект значимым с позиции игрового наследия в целом? Несколько примеров в контексте конкретно комплектации:

Wacraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - оригинальная дисковая версия 1994 года без аудиотреков. Позднее переиздание 1996 года сделано гибридным для запуска под DOS и MAC.

Myst (1993, Macintosh) - долгое время отсутствовала релизная версия 1.0, несмотря на популярность и востребованность

Marathon (1994, Macintosh) - до сих пор не оцифрована дискетная версия 1.0 от декабря 1994 года.

Tribal Rage (1998, Windows) - американская версия 1.0 долгое время не была оцифрована, в отличие от британо-европейской 1.02.

Ответ. Да, мне интересно, и именно поэтому я всегда сохраняю копии игр, которые кажутся немного другими, чем те, что уже доступны онлайн! У нас на местном рынке были случаи, когда версии игр имели некоторые различия.

Например, есть любимая многими серия бразильских детских книг "Sitio do Picapau Amarelo" (прим. пер.: буквально "Домик жёлтого дятла", в СНГ известна как "Орден жёлтого дятла"), которая является своего рода нашим национальным "Волшебником страны Оз". В 1998 году по мотивам этой серии было выпущено шесть компьютерных игр, и вскоре после их обнаружения я опубликовал о них видео на своём канале YouTube. К моему удивлению, я получил множество комментариев от людей в духе: "Как странно! Я помню эти игры, но у них был другой дизайн персонажей!". А когда меня спрашивали, есть ли другие игры по этой серии, я отвечал, что ничего не нашёл. Спустя годы я обнаружил, что все шесть игр были переизданы в 2001 году с практически тем же геймплеем, но с совершенно другим дизайном персонажей, чтобы соответствовать дизайну, использованному в телевизионном перезапуске сериала. Так что, оглядываясь назад, зрители были правы: у их воспоминаний действительно была причина быть другими!


Вопрос. Дискеты. Доводилось ли вам заниматься оцифровкой дискет и, если да, что вы обычно используете для дампа таковых? Может быть, были какие-то интересные случаи, в частности связанные с играми на дискетах формата 5,25" или, может быть, даже 8" (применительно не к IBM PC)?

Ответ. Я никогда не работал с дискетами, работаю только с CD- и DVD-носителями.


Вопрос. Ведёте ли вы аналитику по компаниям или издателям, имеющим отношение к вашей стране? Возможно, издания каких-то отдельно взятых игр считаются особенно ценными или редкими? Можно ли к таковым отнести GameTek?

Ответ. Время от времени я провожу исследования бразильских игровых компаний 1990-х и 2000-х годов, в основном для того, чтобы узнать об изданных ими малоизвестных играх.


Alex Range спрашивает: "Коллекционируете (или коллекционировали раньше) что-то ещё, помимо игр? Если говорить не о PC и играх на нём, то в контексте консолей есть ли какая-то одна, что полюбилась вам больше всего, и почему?

Ответ. На самом деле, нет! Мне всегда хотелось иметь какую-нибудь коллекцию, и диски удовлетворяют эту потребность.


Ekb спрашивает: "Знакомы ли вы с какими-либо играми, выпущенными на просторах СНГ? Помимо широко известных и современных. Играли ли вы в какие-то проекты, что не были переведены на английский, например в компании со словарём? В контексте локальной сцены. Может быть, вы знакомы с прецедентами кастомной локализации в упомянутом ключе?".

Ответ. К сожалению, я не знаком ни с одной игрой, выпущенной на просторах СНГ, как и не играл ни в одну, которая не была бы переведена на английский, португальский или испанский языки. Из наиболее близкого к оригиналу я играл в Tokimeki Memorial: Forever With You для PS1 на японском языке, когда работал над переводом этой игры.


Вопрос. Можете ли вкратце поделиться теми или иными фактами о своей коллекции? Например: наиболее знаковые экземпляры, самые в том или ином контексте "дорогие" лоты, примечательные редкости, специфические издания, общее число эспонатов. Существуют ли для вас какие-то специфические правила хранения / сохранности старых дисков и, в частности, дискет?

Ответ. Как я уже упоминал, я не стараюсь приобретать физические копии игр, которые уже доступны в цифровом формате, поэтому моя физическая коллекция не особо велика: у меня есть небольшая пластиковая коробка со 183 старыми дисками с играми (только что подсчитал). Они получены из трёх разных источников:

(1) они со мной с детства (примерно 50);

(2) я купил их в интернете или на блошиных рынках (примерно 90);

(3) люди прислали их мне по почте бесплатно, чтобы я мог их сохранить (примерно 40).

В моём интернет-архиве в цифровом формате опубликованы 332 игры на CD. Согласно приведённым выше расчётам, только около 140 из них я купил онлайн и / или они у меня уже есть, так что у меня остаётся около 190 CD, которые мне прислали онлайн, а также образы в формате .ISO и сканы обложек для каталогизации. Цифры подтверждают, что я всего лишь куратор и архиватор, а не коллекционер, а также то, насколько это командная работа.

Для сравнения: на моём канале YouTube 174 видео общей продолжительностью чуть более 700 часов.

Что касается отдельных изданий… Жемчужиной моей физической коллекции являются две большие коробки с играми "Acquária" и "Caxy Gambá encontra o Monstruário", истории которых я рассказал выше. Но, возможно, будет интересно рассказать, что я сортирую свои физические игры по компаниям, которые их издали, будь то журнал (например, CD Expert Kids) или дистрибьютор (например, McDonalds). Точно так же я организую и свою цифровую коллекцию, доступную здесь: diretório de CD-ROMs infantis.


Вопрос. Существуют ли какие-то игры, поиском которых вы целенаправленно занимаетесь на протяжении долгих лет? Как в целом обычно для вас обстоит сам предмет поиска? Может быть, поделитесь какими-то историями успеха?

Ответ. О да, несколько! По моему опыту, потерянные носители определяются одним из трёх способов: 1. Сарафанное радио: кто-то говорит мне, что помнит, как играл в определённую игру, но в интернете о ней мало информации, не говоря уже о рабочей копии; 2. Ссылки: мы находим ссылку на определённую игру (например, рекламу в старом журнале), но при поиске в интернете ничего не находим; 3. Пропавшие издания: мы находим копии журналов на CD № 1, № 2 и № 4 — следовательно, номер 3 отсутствует.

Во всех трёх случаях я добавляю его в список "потерянных носителей", который публикую на своём сайте (diretório de CD-ROMs infantis; нажмите на ссылку "потерянные носители"), и время от времени ищу эти носители в интернете. Многие из них находятся в этом списке уже много лет; много раз со мной связывались люди, узнавшие по названию где-то хранящуюся у них игру, и впоследствии присылали мне образ в формате .ISO для сохранения. Как можно видеть, у нас более сотни утерянных носителей такого рода.

Что касается историй успеха: долгие годы моим "белым китом" был "Um Dia com os Wiggles" ("День с Wiggles"), вышедший 36-м номером в журнале "CD Expert Kids", и мы нашли все остальные из 44 выпусков, кроме этого. Несколько месяцев назад со мной им поделился кто-то, кто нашёл меня через ретвит моего проекта. Так что это принесло мне огромное удовлетворение.


Вопрос. Почему, на ваш взгляд, большая часть эксклюзивных бразильских игр предназначена для детской аудитории?

Ответ. Это очень интересный вопрос. С одной стороны, я думаю, это связано с тем, что такие игры проще создавать, поскольку их игровой процесс зачастую чрезвычайно прост (мини-игра-раскраска, пазл типа "пятнашки", jigsaw-пазл; раз — и готово). С другой стороны, на такие игры был значительный спрос, поскольку в Бразилии компьютеры часто активно рекламировались как образовательные инструменты; более того, некоторые игровые компании (например, Divertire) сотрудничали со школами, продавая лицензии на свои игры оптом (например, локализованную версию серии Reader Rabbit от The Learning Company, которая, как я полагаю, была одной из самых продаваемых игр того времени в стране, хотя у меня нет данных, подтверждающих это).

Однако у этого ответа есть и другой аспект. Если вы сейчас зайдете в мой аккаунт в Internet Archive, то увидите, что из более чем 300 игр, которые у меня там есть, 200 или более, похоже, предназначены для детей. Означает ли это, что 2 / 3 игр для персональных компьютеров, выпущенных в то время, были предназначены для детей? Определённо нет! Могу с уверенностью сказать, что журналов, посвящённых "обычным компьютерным играм", было гораздо больше, чем детских (CD Expert, Fullgames, 3D Gamer и т.д.). Почему же тогда они так мало представлены? Потому что по большей части не прилагалось особых усилий к их локализации: компании зачастую просто публиковали оригинальные версии "как есть" и размещали в тех же журналах письменные руководства, объясняя, как играть, куда нажимать и т.д. Бразильские версии игр не предлагают особой новизны, поэтому современные сообщества, занимающиеся сохранением игр, в основном тратят больше усилий на поиск тех, которые можно найти только на португальском языке и ни на каком другом, а они в подавляющем большинстве ориентированы на детей. Почему? Потому что дети не умеют читать по-английски! Поэтому либо локализация должна быть полной (как в случае с серией Reader Rabbit), либо игра изначально полностью на португальском.


Вопрос. Насколько эксклюзивные бразильские игры были популярны у местной аудитории?

Ответ. Сложно сказать. Не думаю, что какая-либо эксклюзивная бразильская игра стала бы так популярна по всей стране, как некоторые зарубежные игры, например Counter-Strike или Tibia…


Продолжение в части 2.2.

Показать полностью 2 10
5

Не то золото, что блестит, или интервью с коллекционерами из разных стран. Часть 1. Канада

В качестве ответвления от основного цикла интервью, "Назад в прошлое", возникла идея пообщаться с противоположной стороной рынка игровых развлечений. Иными словами, не представителями индустрии, а - в нашем случае - хардкорными коллекционерами из разных стран. Изначально был запланирован охват достаточно разных по своей специфике регионов; с каким количеством участников удастся пообщаться по итогу - покажет время. 27 вопросов от материала к материалу будут оставаться идентичными для всех, от 3 до 9 вопросов были сформулированы под конкретную локацию. Сегодня вашему вниманию предлагается первая серия - Канада и её житель, скрывающийся под позывным Napostriouf.


Вопрос. Могли бы вы кратко представиться, озвучить пару фактов о себе?

Ответ. Я из квебекской семьи из Монреаля. Я считаю себя полиартистом: разработчиком и куратором видеоигр, писателем, сценаристом. Занимался рестлингом, был промоутером, был скэт-певцом и музыкантом, художником, участвовал в съёмках нескольких квебекских фильмов и, конечно же, был литературным гострайтером во многих проектах. Я говорю на квебекском французском, зандолеанском и квебекском английском. Всё ещё заинтересован в изучении русского, несмотря на то что мои знания языка пока слишком поверхностны для полноценного использования. Среди компаний - разработчиков видеоигр, с которыми я сотрудничал, — MicroProse (соавтор многих игровых редакторов), Volecigames (соавтор и тестировщик), Logique Eclectic (состоял в команде разработчиков, был совладелецем) и, конечно же, Nap'n'Gaming (владелец).


Вопрос. Помните ли вы первую игру, в которую вам довелось поиграть? Была ли эта игра на IBM PC или на другой платформе?

Ответ. Несмотря на то что моим первым компьютером был TRS-80, мой первый игровой опыт связан с ColecoVision. Вероятно, что-то из этих игр: Looping, Rocky III или Baseball.


Вопрос. Насколько ограничения в возможности свободно скачивать что-либо из интернета (слежка за трафиком провайдерами, высокие цены на скоростное подключение и так далее) в вашей стране влияют на то, что многие стараются приобретать игры в физическом виде, несмотря на то что число физических копий крайне ограниченно в сравнении с числом потенциально интересующихся и со временем их количество уменьшается, а цена, соответственно, возрастает, пусть и не всегда?

Ответ. Там, где я живу, мониторинг трафика минимален (за исключением разве что одноранговых сетей), а высокоскоростной интернет вполне доступен; я плачу за интернет (в 2025 году) 65 канадских долларов в месяц за безлимитный интернет со скоростью 1,5 Гбит/с (загрузка) и 970 Мбит/с (выгрузка) по оптоволокну. Поэтому там, где я живу, возможность скачивания широко доступна, но, несмотря на это, существует множество коллекционеров. Однако существуют законы, ограничивающие использование защищённых произведений, но, думаю, это общемировое явление, поскольку оно подпадает под действие международных законов об авторском праве.


Вопрос. Какие игровые жанры, как вам кажется, пользуются наибольшим спросом в вашей стране? Например, стратегии или экшены? Почему? Преобладает ли в вашей коллекции какой-либо жанр?

Ответ. Это сложный вопрос, поскольку в Канаде существуют две совершенно разные культуры, известные как "два одиночества". Канадская часть: шутер от первого лица. Квебекская часть: ролевая игра / хоккей.


Вопрос. Можете ли вы что-либо рассказать о выпуске игр из других стран и их возможном восприятии как бюджетных или же, наоборот, популярных наряду с отечественными (как примеры - игры из Европы, включая Россию, в США; игры из США и Европы в Китае, Тайване, Корее, Японии)?

Ответ. До середины 2000-х годов у игровых студий из Франции была настолько плохая репутация, что многим из них пришлось переехать в другие страны Франкофонии из-за "менталитета shovelware" (прим. пер.: количество против качества), который стал "школьной нормой" в среде после коммерческого успеха проектов Loriciel. Они, как известно, создавали и выпускали большинство своих игр менее чем за месяц (иногда даже быстрее) и без какого-либо тестирования. Поэтому многим студиям было сложно нанимать талантливых специалистов с подходящим образованием, соответствующим потребностям индустрии, поэтому они переехали в Великобританию, Канаду и США.


Вопрос. Можете ли вы что-то рассказать о случаях, когда какая-то игра становится востребованной и культовой локально, несмотря на то что в момент выхода она продавалась не очень хорошо (известные примеры: Chrono Trigger в США, Fallout 1-2, Planescape Torment)?

Ответ. NHL Hockey (также известная как NHL 92 и EA Hockey в Европе) от Park Place Productions (издатель Electronic Arts) вышла на Sega Genesis в 1991 году. Серия начала набирать популярность в 1993 году, но в 1991 году эта серия (которая продолжается и по сей день) уже была популярна в Квебеке.


Вопрос. Считаете ли вы важным сохранение игр не только в физическом виде, но и оцифрованном (включая документацию) для будущих поколений?

Ответ. Да, но скорее в исторических целях, чем для коллекционирования. Благодаря знаниям, которые приносит история, вы не только избегаете ошибок прошлого, но и можете учиться и находить забытые концепции, которые могут быть очень полезны в современных играх. Помня свою историю, вы совершенствуете себя прямо сейчас!


Вопрос. Сформировались ли некие наборы правил и критериев в ваших краях, по которым среди как коллекционеров, так и простых игроков определяются редкость и доступность той или иной игры в смысле физических экземпляров и степень их сохранности? По вашему мнению, лучше сохранить как можно больше любых старых игр или же нет?

Ответ. Честно говоря, мне плевать на правила и критерии. Главное, чтобы у меня был доступ к носителям, - остальное для меня не имеет значения. Так что если под "лучше сохранить" мы подразумеваем создание цифровых резервных копий всего, то да, я очень поддерживаю это - ради истории.


Вопрос. Как относятся в среде местных коллекционеров к людям, которые коллекционируют / собирают игры, но не делятся ими с окружающими или, например, скрывают, что в их коллекции есть нечто уникальное, давно потерянное для широкого круга пользователей? Как вы относитесь к аспекту того, когда кто-либо пытается получить из этого дополнительную выгоду? Например, продвинуть свой канал YouTube, заработать большую сумму от перепродажи, обратить на себя внимание.

Ответ. Я категорически против ограничения доступа к медиа и коллекционирования ради "ценного" трофея. Считаю тех, кто так поступает, настоящей обузой не только для сообщества ретроигроков, но и для всей игровой индустрии. Знания важнее собственной эгоцентричной гордыни. Однако следует различать человека, коллекционирующего ради собственной эгоцентричной гордыни, и автора произведения, который не хочет, чтобы оно распространялось. У автора могут быть веские причины этого не делать. Чужая жизнь - потёмки, а жизненные драмы порой принимают неожиданный оборот. Мы должны уважать подобный выбор!


Kseraks спрашивает: "Руководствуетесь ли вы или кто-то в вашем окружении некой условной предельной ценой, которую вы / они готовы заплатить за тот или иной ратитет? Может быть, вы вкратце могли бы рассказать про один из таких случаев?".

Ответ. Поскольку меня больше интересуют безвестные проекты, то обычно если и приходится за что-то платить, то цена незначительна. Я не устанавливаю сумму, но мне никогда и не приходилось. Обычно дорого стоят игры с высоким спросом, которые становятся редкостью, потому что их хотят больше людей, чем существует копий. Поэтому определённые медиа всегда широко доступны локально, а я не заинтересован в их покупке, какой бы ни была цена. Я лично никого не призываю вестись на эту удочку. Настоящая ценность, которая будет с вами даже после смерти, — это знание о тех медиа, которые повлияли на то, что вы сделали в своей жизни, а не их физическая версия.


Dimouse спрашивает: "Играете ли вы в игры, которые коллекционируете, или же в большей степени собираете их с позиции эстетической / иной составляющей?".

Подвопрос от Morendil: "Вскроете ли вы редкий запакованный экземпляр игры, в частности формата big box, если всё его содержимое известно заранее и сама игра доступна в сети?".

Ответ. Честно говоря, я ненавижу термин "коллекция". Но я понимаю, почему его используют. Итак, я играю в игры ради знаний; я не вижу смысла в коллекционировании, разве что для съёмки видео. Обычно я не храню то, во что играю, если только мне не нужно что-то исследовать / изучать. Пока данные с носителей информации широко доступны, то нет смысла хранить что-либо.

Ответ на подвопрос. Пока эти данные широко доступны в интернете... полагаю, меня могут возненавидеть за то, что я скажу, но, скажем вежливо, я позабочусь о том, чтобы никто это не продавал. В конце концов, когда я учился в начальной школе, я истратил вдвое больше денег на карманные расходы из-за того факта, как одноклассники поддавались манипуляциям. Мы живём ради знаний, чтобы становиться лучше как люди, а не для того, чтобы прожить жизнь на коленях, как рабы, под предлогом того, что мы можем получить вознаграждение, эксплуатируя других.


Kristobal Hozevich Hunta спрашивает: "Могли бы вы назвать персональный топ из 3, 5, может быть, 10 наиболее примечательных игр, разработанных в вашей стране?".

Ответ. В моей стране (Канада) (не обязательно по порядку): To the Moon, Always Sometimes Monsters, Sometimes Always Monsters, GM Hockey: Renaissance, 4D Boxing, Stunts, FaceOff!


Zorg, Dar_Morar и Kristobal Hozevich Hunta интересуются: "Есть ли в вашей коллекции игра, которая по тем или иным причинам представляет для вас особую ценность? Может быть, с ней связана какая-то запоминающаяся история?".

Ответ. Столько историй, но давайте выделим одну из них! Для меня лучшая игра про рыбалку — Scary Fish 2.1 от PMP Software, и главная причина в том, что в своё время я играл в неё с другом, с которым много рыбачил в водах Святого Лаврентия (этот водный объект иногда ошибочно принимают за реку). И чем больше мы играли, тем больше познавали новые рыболовные приёмы и подходы, которые действительно имели значение. До такой степени, что позже, в подростковом возрасте, когда я учился в средней школе, на уроках охоты и рыбалки учитель не мог меня многому научить. Что очень важно, поскольку это единственная игра, насколько мне известно, которая зашла так далеко в плане реализма симуляции процесса рыбалки. Никогда не встречал ничего подобного, что могло бы сравниться с настоящей рыбалкой на озере, реках, океанах и т.д.


Virgil спрашивает: "Локальная сцена. Можете ли вы назвать какой-либо проект или, может быть, несколько, которые стали основополагающими в контексте ассоциаций, когда речь заходит о вашей стране? Как пример - возможно, вы слышали о таком понятии, как "русский квест".".

Ответ. Если вопрос касается повествования о подтексте местной культуры, я бы сказал: Sang-Froid - Tales of Werewolves (фольклор Квебека), Dépanneur (современные жители Монреаля), Always Sometimes Monsters (современные жители Торонто) и многое другое, но я думаю, что это хорошая основа.


Ulysses спрашивает: "Немного мрачный вопрос, но, наверное, актуальный для каждого коллекционера. Как вы видите отдалённую судьбу своей коллекции? Есть ли у вас определённый план на этот счёт?

Подвопрос. "Что вы думаете о коллекционерах, которые резко распродают все свои приобретения спустя долгие годы сбора?".

Ответ. Долгосрочная судьба целиком и полностью зависит от истории и от того, как вы её используете в своих работах. Не обязательно демонстрируя то, что вы сделали, а применяя полученные знания к тому, что вы делаете сейчас.

Ответ на подвопрос. Я считаю, что этот человек должен ОТДАТЬ его тому, кому оно принесёт пользу. А не тому, кто будет хранить его ради собственной эгоцентричной гордыни. Если только эта "коллекция" не ваши собственные работы - тогда всё иначе. Но опять же - если вы продаёте её, убедитесь, что продажа будет иметь какое-то значение, кроме как эксплуатация как трофея.


Вопрос. Каково ваше отношение к явлению реплик / репродукции / воспроизведению /воссозданию физических экземпляров игр? Есть ли корреляция или зависимость от доступности оригинала и иных факторов: например, когда игра не вышла (Warcraft Adventures: Lord of the Clans), особая версия оной в оригинале крайне редка (Memory Pak-версия игры Ice Climber, для запуска через Animal Crossing на Nintendo 64) либо это новодельное издание (любительское переиздание Вангеров в формате коробочного издания с отличающимся от оригинала оформлением)?

Ответ. Думаю, здесь есть несколько аспектов! Во-первых, я не большой поклонник физических копий. Они могут иметь смысл в случае цифрового апокалипсиса, но, на мой взгляд, они скорее отвлекают, чем делают что-либо ещё. Так что для резервного копирования — ДА, я полностью за. Теперь насчёт неизданного медиа, можно ли делать физическую копию или нет? Да, делайте это, если это резервная копия. Даже моды — пожалуйста. Сделайте резервную копию на случай цифрового апокалипсиса. Если вы не пытаетесь эксплуатировать "рынок", я полностью открыт. Даже для любительского коробочного издания. На мой взгляд, это скорее относится к категории искусства, чем к чему-либо ещё.


Вопрос. Насколько были распространены и доступны в вашей стране FIDO и BBS? Были ли вместо них какие-либо аналоги или похожие по смыслу подобия? Существуют ли они сейчас? Могли ли сохраниться их архивы (пример) и есть ли энтузиасты, занимающиеся таковыми поисками и сохранением?

Ответ. У меня была одна BBS в г. Монреаль, который был крупнейшим центром BBS в Северной Америке. Самой большой BBS в г. Монреаль в то время была Juxtaposition. Моя собственная BBS находилась в Remote Access и была посвящена игровой индустрии, включая игры Doors, архивы социальных сетей, форумы и так далее, куда многие инди-разработчики выкладывали свои проекты. Поэтому иногда на моём канале, посвящённом ретрогеймингу, попадаются игры, которых больше нет нигде.


Вопрос. Существуют ли в вашей стране сообщества по поиску и сохранению национальных игр? Насколько они интересны соотечественникам?

Ответ. Некоторые пытаются это сделать, но всё это всегда сосредоточено на консольном гейминге, что меня до глубины души раздражает, поэтому я держусь от них подальше. Поскольку у нас богатая история ПК-гейминга - и тот факт, что они "избегают" ПК-гейминг, как правило, приводит к тому, что многие заняты этим только ради того, чтобы покрасоваться или воспользоваться модой в свою пользу. Так что я бы вежливо сказал им: идите к чёрту! Вежливо, я настаиваю! Спасибо!


Вопрос. Как вы обычно общаетесь с другими коллекционерами? Может быть, в ваших краях есть какие-то известные локальные платформы, форумы?

Ответ. Через мои видео на YouTube! Иногда мне удаётся пообщаться с UnknDoomer (Old-Games.Ru), Lawro (Home of the Underdogs) и PrinceWatercress, но я чувствую, что 99% моих разговоров будут бесполезны, если не сказать больше — тратой времени и сил. Поэтому я стараюсь представлять игры такими, какие они есть, без какого-либо мнения, просто как игровой опыт. Тем не менее я призываю людей к общению, если это помогает им глубже понять что-то! Круто!


Вопрос. Представляют ли для вас интерес условно нестандартные издания конкретной игры? Например, отличные от привычного региона и издателя и отличные по комплектации и, возможно, считающиеся ввиду этого редкими. Является ли, на ваш взгляд, этот аспект значимым с позиции игрового наследия в целом? Несколько примеров в контексте конкретно комплектации:

Warcraft: Orcs & Humans (1994, DOS) - оригинальная дисковая версия 1994 года без аудиотреков. Позднее переиздание 1996 года сделано гибридным для запуска под DOS и MAC.

Myst (1993, Macintosh) - долгое время отсутствовала релизная версия 1.0, несмотря на популярность и востребованность.

Marathon (1994, Macintosh) - до сих пор не оцифрована дискетная версия 1.0 от декабря 1994 года.

Tribal Rage (1998, Windows) - американская версия 1.0 долгое время не была оцифрована, в отличие от британо-европейской 1.02.

Ответ. С моей точки зрения, с исторической точки зрения - они все имеют право на существование! При этом в дискетах WarCraft: Orcs & Humans, которые продавались в Целлерсе (прим. пер.: канадская сеть магазинов, ныне упразднена) в те времена, были записаны MIDI-треки вместо CD-треков.


Вопрос. Дискеты. Доводилось ли вам заниматься оцифровкой дискет и, если да, что вы обычно используете для дампа таковых? Может быть, были какие-то интересные случаи, в частности связанные с играми на дискетах формата 5,25" или, может быть, даже 8" (применительно не к IBM PC)?

Ответ. Да, я часто это делал, но это было давно. То, что у меня было на дискетах, теперь хранится в другом месте. Конкретных историй для пересказа нет - кроме того, что нам часто приходилось начинать процесс заново, потому что иногда файл, который успешно копировался, упирался в ошибку при копировании, но сообщение об ошибке не появлялось. После повторной процедуры обычно всё складывалось нормально.


Вопрос. Ведёте ли вы аналитику по компаниям или издателям, имеющим отношение к вашей стране? Возможно, издания каких-то отдельно взятых игр считаются особенно ценными или редкими? Можно ли к таковым отнести GameTek?

Ответ. Делаю, но не из соображений ценности. Причина в том, что иногда можно найти небольшие побочные истории, которые приведут к играм, о существовании которых никто не знает. Что случается чаще, когда ищешь конкретного человека.


Alex Range спрашивает: "Коллекционируете (или коллекционировали раньше) что-то ещё помимо игр? Если говорить не о PC и играх на нём, то в контексте консолей есть ли какая-то одна, что полюбилась вам больше всего, и почему?

Ответ. Сувениры считаются? В остальном — нет. Если только у меня нет веских практических причин. Если вещь бесполезна, то я её не коллекционирую.


Ekb спрашивает: "Знакомы ли вы с какими-либо играми, выпущенными на просторах СНГ? Помимо широко известных и современных. Играли ли вы в какие-то проекты, что не были переведены на английский, например в компании со словарём? В контексте локальной сцены. Может быть, вы знакомы с прецедентами кастомной локализации в упомянутом ключе?".

Ответ. Я не очень хорошо знаю полное определение "Содружества Независимых Государств", но поигрываю в несколько инди-проектов былой эпохи, которые кажутся довольно крутыми, малоизвестными и непереведёнными, например от GamePig Office. Однако я не знаю ни о каких-либо переводах, ни о локализациях этих игр, - но, возможно, они существуют, просто я пока не сталкивался с ними, так как живу в совершенно другой "среде".


Вопрос. Можете ли вкратце поделиться теми или иными фактами о своей коллекции? Например: наиболее знаковые экземпляры, самые в том или ином контексте "дорогие" лоты, примечательные редкости, специфические издания, общее число эспонатов. Существуют ли для вас какие-то специфические правила хранения / сохранности старых дисков и, в частности, дискет?

Ответ. Я больше интересуюсь малоизвестными инди-играми, несмотря на то что я также играю в мейнстримовые проекты. Почему я объединяю их? Всё просто: малоизвестные игры так и останутся малоизвестными, если вокруг них нет света. Итак, мейнстримовые игры привлекают внимание, а малоизвестные заставляют людей оставаться, потому что перед ними есть что-то интересное, чего они на самом деле не знают. Самыми знаковыми для меня являются: Scaryfish 2.1, AlterWorld Wrestling, ранние симуляторы Адама Райланда, Promotion Wars и т. д. На самом деле эти малоизвестные игры обычно появляются на моём канале по вторникам и средам. Но иногда, если они действительно хороши, они попадают и в слоты мейнстрима. Потому что да, среди малоизвестных игр тоже есть качественные игры, которые можно обсудить, но имейте в виду - чтобы найти настоящий бриллиант, нужно копать!


Вопрос. Существуют ли какие-то игры, поиском которых вы целенаправленно занимаетесь на протяжении долгих лет? Как в целом обычно для вас обстоит сам предмет поиска? Может быть, поделитесь какими-то историями успеха?

Ответ. Я постоянно ищу определённые игры, на которые часто вижу отсылки в разных играх, хотя их нигде больше нет. Например, я не могу найти игру Super Dario World от Пера Йоханссона, выпущенную в 1998 году. Но я знаю, что она существует, потому что в архивах его старого сайта есть ссылка для скачивания... Но в архивах нет файла. И когда я искал её, то я нашёл несколько разных игр Dario, но ни одна из них не была искомой. Я даже откопал несколько его несвязанных сайтов, на которых нашёл ссылку на эту игру с неработающим скриншотом. Так что я даже не вижу игру как таковую, даже скриншот не был записан в архивах, но я знаю, что она существует. Поэтому я попытался найти Пера Йоханссона; я связался со всеми Перами Йоханссонами, которые подходили под описание, но до сих пор не получил ответа.

Однако у меня был определённый успех с этим подходом в прошлом. Например, когда я связался с Weva, японским автором Melissa и Soll Dega, для которого единственный язык — японский. Так как же я его нашёл? За счёт одного старого скриншота. Там упоминался старый сайт Geocities. Так что я зашёл туда. Он был мёртв. Потом я порылся в веб-архивах, нашёл его, но игры больше не скачивались. Боже! Зато я нашёл электронный адрес! Электронный адрес тоже был мёртвым, но я смог выполнить поиск на DuckDuckGo и нашёл блог, где автор забыл сменить адрес электронной почты, но всё ещё писал какие-то посты на японском. Поэтому я попытался прокомментировать один из его постов. Другая проблема: система определила, что я не в Японии, поэтому комментарий не был отправлен. Поэтому я использовал японский прокси-сервер и снова попытался опубликовать комментарий об играх... Не получилось, в форме требовались только символы кандзи. Поэтому я воспользовался несколькими онлайн-переводчиками, чтобы убедиться, что написанное мной будет читаемо на японском языке. И примерно через день после того, как он опубликовал пост о том, что по нескольким просьбам он выложил эти игры в онлайн на ограниченное время (если не ошибаюсь, то на две недели), он вдруг исчез. Так что да, я наконец-то получил эти игры и снял о них видео. Да, это две игры из тех, что я передал Old-Games.Ru, и они ждут своего появления на сайте. Когда они появятся, то это будет единственный сайт, где будут эти файлы.


Вопрос. Мы знаем, что в своё время вы были активным пользователем канадских BBS. Не могли бы вы более подробно рассказать о той эпохе и оценить количество "эксклюзивных" канадских бесплатных компьютерных PC-игр, распространявшихся через эти BBS?

Ответ. Названий много, но почему-то у меня в памяти не всплывает ни одно. Есть игры от OSP Entertainment, которые были эксклюзивны для этого региона до появления интернета. Например, Construction Bob in the Bouncing Factory и Construction Bob Escapes from Hell. Но их гораздо больше, просто сейчас не упомнить!


Вопрос. Выходили ли в Квебеке эксклюзивные франкоязычные компьютерные игры (коммерческие или бесплатные), не покидавшие пределов провинции?

Ответ. Обычно, когда игра на французском языке создавалась и выпускалась там без перевода, это означало, что она была создана в сотрудничестве с другой страной Франкофонии. Поэтому их обычно называют французскими играми (из Франции), несмотря на то что существуют совместные игры Квебека и Франции. Хорошим примером является серия игр Adibou, получившая значительную финансовую поддержку правительства Квебека и затем распространявшаяся на компьютерах в государственных школах. Обычно наши игры всегда переводятся, потому что иначе было бы сложно набрать приемлемую базу игроков. По крайней мере, с тех времён, когда все обзавелись компьютерами.


Вопрос. Известно, что для зарубежных фильмов и мультфильмов в Квебеке всегда делают собственный франкоязычный дубляж, отличный от того, что выпускается для этих же картин во Франции. А существует ли такая же практика применительно к локализациям зарубежных компьютерных игр?

Ответ. Многие игры переведены здесь, в Квебеке, но лишь немногие локализованы для Квебека. Причина в том, что эти версии обычно предназначены для международного использования. Поэтому каждый франкофон должен понимать и чувствовать себя "как дома". Я сам раньше занимался переводами, но каждый раз, когда я локализовал игру на квебекский французский, мнения разделялись по поводу того, хорошая она или плохая. Лично я предпочитаю локализацию на квебекский французский, но прекрасно понимаю, что неквебекцам может быть сложно разобраться в сюжете.


Вопрос. Существуют ли эксклюзивные канадские издания каких-либо игр и эксклюзивные канадские коммерческие игры (то есть такие, которые издавались бы только на территории Канады, но не какой-либо другой страны)?

Ответ. Возможно, но все канадские и квебекские игры, которые я знаю, уже распространились за пределы страны. Даже те, которые не пользуются особой популярностью!


Вопрос. Что бы вы хотели сказать напоследок нашим читателям?

Ответ. Знаю, судя по моим ответам в этом интервью, я могу показаться немного раздражающим, если не сказать что вызываю противоречивое впечатление. Но я не такой противный и осуждающий всё вокруг придурок, каким могу показаться, отнюдь нет. Рекомендую попробовать читать между строк, поскольку я "квебекизирую" свой английский. В моей речи много подтекстов, которые могут быть неочевидны для человека, не говорящего по-квебекски. Квебекский французский — старейший французский диалект, на котором ещё говорят в мире, и старофранцузский язык имел 17 тонов в основе (что отличается от современного французского, который, как английский, немецкий и итальянский, четырёхтональный). Поэтому по этой причине коннотация слов может меняться.


Оригинальный куб - https://coub.com/view/1u7frfsc.

Показать полностью 3 6
Отличная работа, все прочитано!