Серия «Как помочь ребенку учиться лучше»

1

Как стать отличницей

— Всё, я больше не могу! — Лиза со злостью захлопнула тетрадь и уставилась в потолок.

Папа, сидевший рядом, выглянул из-за планшета.

Как стать отличницей Успех, Развитие, Родители и дети, Учеба, Школа, Мотивация, Длиннопост

— Опять уроки?

— Конечно! — Лиза возмущённо взмахнула руками. — Учительница сказала, что мне надо лучше учиться! Но как?! Что это вообще значит — «лучше»?!

Папа нахмурился.

— Это, конечно, вопрос…

В этот момент в комнату заглянула мама с чашкой чая.

— Что тут за философские рассуждения?

— Дочка мучается, — объяснил папа. — Надо лучше учиться, а как именно — никто не объяснил.

Мама усмехнулась и поставила чашку на стол.

— Ну, тогда давай разбираться.

— Представь, что ты хочешь стать хорошей спортсменкой, — сказала мама. — Что ты будешь делать?

— Ну… Бегать, прыгать… — Лиза пожала плечами.

— Просто бегать и прыгать? Или поставишь себе цель, например, пробежать километр за определённое время?

Лиза задумалась.

— Ну, наверное, с конкретной целью проще.

— Вот именно! — папа щёлкнул пальцами. — Если хочешь лучше учиться, нужно знать что именно ты хочешь улучшить.

— Например?

— Ну, что у тебя не получается в школе?

Лиза вздохнула.

— Читаю медленно… по литературе оценки так себе…

— Отлично! Значит, цель может быть такой: читать одну книгу в месяц!

Лиза прищурилась.

— А если не получится?

Мама улыбнулась.

— Тогда цель можно корректировать. Например, не одну книгу, а повесть или несколько рассказов. Главное — не бросать, а подстраиваться под ситуацию.

Лиза всё-таки решила попробовать.

Она выбрала книгу из списка по литературе — не самую толстую! — и дала себе слово читать по главе в день.

Через две недели - оказалось, что читать интересно. Когда в классе обсуждали сюжет, Лиза впервые подняла руку и даже не покраснела!

— Ничего себе, ты прямо подготовилась! — удивилась подруга.

— Просто решила поставить себе цель, — пожала плечами Лиза.

Внутри её распирало от гордости.

Вечером, когда родители сидели в гостиной, Лиза заглянула к ним.

— Ну что? Работает? — с улыбкой спросил папа.

Лиза кивнула.

— Да. Даже понравилось.

— Отлично, — мама подмигнула. — Завтра отпразднуем твои успехи, я испеку твой любимый пирог.

Лиза засмеялась и захлопала в ладоши.

— Теперь можно придумать следующую цель! — мама с улыбкой посмотрела на дочь.

Лиза задумалась.

— Может, научиться писать сочинения без ошибок?

— О, это хорошая цель, — засмеялся папа. — Надо только её правильно сформулировать!

— Например… написать три сочинения за месяц?

— Вполне, — мама кивнула. — Главное — быть гибкой и не бояться менять планы, если что-то пойдёт не так.

Лиза почувствовала, что это ей нравится.

Потому что теперь она не просто «училась лучше».

Она знала, как.

Создание целей и достижений: Помогите ребенку установить четкие и достижимые цели в учебе. Это могут быть как краткосрочные цели (например, улучшение оценки по конкретному предмету), так и долгосрочные цели (например, освоение нового навыка). Празднование достижения целей помогает поддерживать мотивацию.

Примеры. Вместо абстрактных целей, таких как "лучше учиться", помогите ребенку сформулировать конкретные цели, например, "получить не ниже четверки по математике в следующей четверти" или "прочитать одну книгу по литературе в месяц". Учите ребенка быть гибким и готовым корректировать свои цели, если обстоятельства меняются. Например, если задача оказалась сложнее, чем ожидалось, лучше немного адаптировать цель, чем полностью отказываться от нее.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 6.1. "Как формировать мотивацию и интерес к учебе".

Тимофей Ким

Показать полностью 1

Между строк

— Лиза, ты снова получила двойку?

Мамин голос звучит резко, как звук разбитого стекла.

Я опускаю глаза и киваю. Лучше не оправдываться.

Между строк Семья, Успеваемость, Ссора, Скандал, Родители и дети, Длиннопост

— Ну вот, — она раздражённо смахивает волосы со лба. — Нам только этого не хватало.

Я не знаю, что сказать. О чём думала мама, когда говорила «нам»? О том, что у нас уже и так хватает проблем? О том, что папа вот-вот потеряет работу? О том, что вечно не хватает денег даже на самое необходимое?

— Ты же умная девочка, Лиза, — голос папы мягче, но в нём усталость. — Почему ты не стараешься?

Я не отвечаю.

Я не могу сказать им, что просто не могу сосредоточиться. Что в классе мне хочется куда-то спрятаться, что задачи по математике сливаются в сплошной шум. Что, когда учительница спрашивает меня, я слышу только стук своего сердца.

Что мне страшно.

Не потому, что я боюсь двойки.

А потому, что я чувствую себя ненужной.

Раньше было по-другому. Мы с мамой по вечерам пекли пироги, смеялись, пересказывая друг другу забавные истории. Папа приносил мне книжки, которые находил на скидках, мы вместе читали перед сном, папа часто говорил:

— Эта героиня похожа на тебя. Она тоже сильная.

Я читала и верила, что у меня всё получится.

Потом начались ссоры.

Деньги. Долги. Папа стал чаще задерживаться, мама — стала раздражительной. Вечером они шептались на кухне, думая, что я не слышу.

— У нас нет выхода, — однажды сказал папа.

Эти слова застряли во мне, как заноза.

Потом они стали срываться. Сначала друг на друга, затем на меня.

Мои оценки стали хуже.

Я просто не могла думать.

— Меня вызвали в школу, — мама сжимает телефон так крепко, что костяшки белеют.

— Лиза, ты вообще что-нибудь понимаешь? — она срывается на крик. — У нас и так проблем хватает, а теперь ещё и это?

Я хочу закричать: «Я не специально! Я просто устала!».

Но я молчу.

Папа тоже молчит. Он уже давно ничего не говорит, когда мама сердится.

Я опускаю голову и иду в свою комнату.

Потом слышу, как они спорят, потом снова кричат.

Я прижимаюсь лицом к подушке. Зажмуриваюсь и пытаюсь уснуть.

Если они забыли про меня, то, наверное, мне тоже пора забыть себя.

— Можно?

Я вздрагиваю.

Папа стоит в дверях. У него уставшее лицо, но он больше не сердится.

— Можно я просто посижу с тобой?

Я пожимаю плечами.

Он садится на край кровати и какое-то время молчит.

— Прости, — говорит он вдруг. — Мы были так заняты своими проблемами, что забыли, что ты тоже через всё это проходишь.

Я моргаю.

— Мы просто… старались удержаться на плаву. Я и мама очень любим тебя.

— Я знаю, — шепчу я.

Он улыбается грустной улыбкой.

— Это не оправдание. Мы будем стараться, я буду стараться, зайчонок.

Тут я не выдерживаю.

Я бросаюсь ему на шею и впервые за долгое время позволяю себе заплакать.

Я не знаю, решатся ли наши проблемы.

Я знаю, что меня любят.

Может быть, этого пока будет достаточно.

Низкая успеваемость может быть связана с различными внешними факторами, такими как семейная обстановка, физическое здоровье ребенка или его отношения с одноклассниками и учителями. Важно обратить внимание на следующие аспекты:

Семейная обстановка: Конфликты в семье, финансовые проблемы или недостаток внимания со стороны родителей могут сильно повлиять на учебу ребенка. Важно создать дома благоприятную и поддерживающую атмосферу, которая будет способствовать его развитию.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 2.2. - "Определите источник низкой успеваемости: Оценка внешних факторов"

Тимофей Ким

Показать полностью 1

Бегущий в мыслях

Сначала это казалось обычной детской непоседливостью.

— Он просто очень энергичный, — говорили знакомые.

— Все дети такие, перерастёт, — добавляли бабушки.

Я подозревала, что дело не только в этом.

Бегущий в мыслях Личность, СДВГ, Концентрация, Успеваемость, Домашнее задание, Родители и дети, Длиннопост

Саше было семь лет, когда мы стали понимать, что положение серьезное. Он не мог усидеть на месте ни минуты, его руки всё время что-то крутили, ноги качались, а глаза блуждали по комнате, даже когда он пытался слушать.

— Саша, сосредоточься, — просила я, в очередной раз пытаясь помочь ему с уроками.

Он кивал, но через минуту снова отвлекался — то на шум за окном, то на узоры на обоях.

— Ты вообще меня слышишь? — раздражённо спрашивал отец.

Саша смотрел на нас виновато, сжимал плечи и шептал:

— Я стараюсь… правда.

Мы думали, что он просто ленится.

Потом начали замечать и другое.

Он легко раздражался, иногда даже злился на самого себя. Он пытался делать домашние задания, но забывал, о чём только что читал. Он терял вещи — не потому, что был небрежным, а потому что просто не помнил, куда их положил.

— Я не хочу быть таким, — однажды сказал он, когда не смог закончить контрольную в школе.

Тогда мы поняли: это не капризы.

Он правда не мог иначе.

Мы обратились к специалистам.

— У вашего сына синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), — сказал врач.

Я сжала руки на коленях.

— Что теперь?

— Теперь вам нужно учиться понимать его мир.

Поначалу было трудно.

Мы привыкли требовать от него, что и от других детей, но теперь поняли — ему нужна особенная система.

— Он лучше воспринимает информацию, если она подаётся короткими фразами, — объяснял специалист.

— Он не ленится, когда не заканчивает дела. Его мозг просто устроен иначе.

Мы начали изучать. Мы искали способы помочь.

Мы узнали, что для Саши важно, чтобы перед глазами были чёткие списки задач — шаг за шагом. Что он лучше запоминает, если видит яркие стикеры с напоминаниями.

Мы убрали из его комнаты всё лишнее, чтобы не было отвлекающих деталей.

Мы позволили ему двигаться, когда он учил уроки, — он мог раскачиваться, стоять или даже ходить по комнате.

Постепенно всё стало меняться.

Саша начал улыбаться чаще.

— Мам, смотри! — он гордо показывал мне заполненный лист с заданиями, где каждая выполненная задача была обведена цветным маркером.

— Я справился!

Это был всего лишь список дел, но для него — маленькая победа.

— Молодец, — я обняла его, и он прижался ко мне, шепча:

— Спасибо, мамочка.

Я поняла, что любовь — это не только обнимать, когда ребёнок послушный. Это не только гордиться его успехами.

Любовь — это бороться вместе с ним.

Любовь — это помочь ему стать собой.

Проблемы с восприятием информации: Эти проблемы могут проявляться в трудностях с пониманием, интерпретацией или запоминанием информации. Например, ребенок может не понимать объяснения учителя, испытывать трудности с чтением текста или запоминанием фактов.

Трудности с концентрацией внимания: Это связано с трудностью сосредоточиться на задании или оставаться внимательным на протяжении длительного времени. Дети могут часто отвлекаться, забывать задания или терять интерес к учебе. Причины: Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), шумная обстановка, усталость. Ребенок может легко отвлекаться на посторонние вещи или иметь трудности с завершением заданий.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 1.1. - "Обзор факторов, влияющих на успеваемость".

Тимофей Ким

Показать полностью 1
4

Математика которую можно потрогать

Дима никогда не любил математику.

Нет, он, конечно, понимал, что она важна, что без неё никуда, но каждый раз, когда он открывал учебник, его глаза скользили по строчкам, не улавливая смысла. Цифры сливались в один сплошной поток, формулы казались набором непонятных символов, а задачи… ну, задачи просто выглядели как заклинания на неизвестном языке.

Математика которую можно потрогать Саморазвитие, Учеба, Домашнее задание, Родители и дети, Длиннопост

— Опять ничего не понятно, — вздохнул Дима, закрывая книгу.

— Может, попробуем по-другому? — предложил папа.

Мама кивнула.

— Мы заметили, что тебе легче запоминать то, что ты видишь, а не читаешь. Давай проверим одну идею.

Дима пожал плечами. Ну, почему бы и нет?

На следующий день его учебник выглядел совсем иначе.

Формулы больше не прятались в бесконечном тексте — они были выделены яркими цветами. Красный, синий, зелёный, жёлтый — каждый цвет обозначал что-то своё.

— Красным мы выделяем главное, — объяснила мама, проводя линию под уравнением. — Синим — то, что связано с примерами. Зелёным — новые понятия.

Дима взял учебник и с удивлением понял, что теперь информация не кажется такой сложной. Она как будто расставлена по полочкам.

— Это работает, — пробормотал он, пробежавшись глазами по страницам.

Папа улыбнулся.

— Подожди, это ещё не всё.

Вечером, когда Дима зашёл в свою комнату, он застыл на пороге.

На столе стояли какие-то палочки, шарики, фигурки, похожие на строительный конструктор.

— Это что? — удивился он.

— Это — твои задачи, — сказала мама, пододвигая к нему одну из моделей.

Дима нахмурился.

— В смысле?

— Ну, смотри. Вот у нас есть задача про движение: поезд уезжает из одного города и через три часа прибывает в другой. А если к нему добавить ещё один поезд, который едет навстречу?

Папа подвигал маленькие игрушечные вагончики по столу.

— А теперь представь, что это не просто игрушки, а настоящая модель задачи. Если ты двигаешь поезда, ты видишь, как они пересекаются, можешь рассчитать скорость, расстояние.

Дима потянулся к фигуркам и попробовал повторить движение.

— То есть, если я что-то не понимаю, я могу просто построить это и посмотреть, как это работает?

— Именно, — кивнул папа, — А мы тебе поможем.

Дима широко улыбнулся.

С тех пор математика перестала быть страшной.

Теперь она была везде — в цветных схемах, в движущихся моделях, в реальных примерах.

— А можно я сам попробую что-нибудь придумать? — спросил Дима однажды.

— Конечно, — ответила мама.

На следующий день Дима сделал модели пирамид и параллелепипедов, чтобы разобраться в геометрии, а потом использовал кубики Лего, чтобы объяснить младшему брату дроби.

Раньше он думал, что математика — это просто набор непонятных символов в учебнике.

Теперь он понял: её можно увидеть. Можно потрогать.

Можно сделать частью реальной жизни.

Это было круто.

Вывод: В данном примере родители, через наблюдения и эксперименты, выяснили, что Диме лучше всего подходят визуальные и кинестетические методы обучения. Поняв это, они смогли организовать учебный процесс так, чтобы он соответствовал индивидуальным потребностям их ребенка, что значительно улучшило его успеваемость и мотивацию к учебе.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 3.1. - "Определение сильных и слабых сторон"

Тимофей Ким

Показать полностью 1

От Пушкина до SMS: Когда 'Вы' и 'Вас' писать с большой буквы

В произведениях русских классиков местоимения «вы» и «вас» традиционно писались с маленькой буквы.

От Пушкина до SMS: Когда 'Вы' и 'Вас' писать с большой буквы Саморазвитие, Грамотность, Орфография, Грамматика, Родители и дети

Одним из самых известных примеров стихотворение Пушкина «Я вас любил». В оригинальном тексте слово «вас» пишется с маленькой буквы:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем.

В современном русском языке написание 'Вы' и 'Вас' с большой буквы не является обязательным с точки зрения правил орфографии. Это способ выразить уважение, а выбор зависит от контекста и предпочтений автора. Например, для прямого обращения к конкретному лицу в официальной и деловой переписке.

Ведь ничто так не радует делового партнёра, как письмо, где каждое «Вы» сияет заглавной буквой, будто маленький знак: «Я Вас ценю!».

Порой даже в личной переписке хочется добавить немного эпичности: «Дорогая Ольга, благодарю Вас за заботу!». Если вы хотите показать, что даже в комментариях вы относитесь к собеседнику с должным уважением (и возможно, чуть-чуть претендуете на роль мудрого наставника), используйте «Вы» и «Вас» с большой буквы.

Не стоит забывать, что правила употребления заглавной буквы в местоимениях – это, скорее, рекомендация, нежели железная догма.

Итог

Пишите «Вы» и «Вас» с большой буквы, когда:

  • Вы обращаетесь к конкретному человеку в официальной или уважительной переписке.

  • Хотите подчеркнуть важность адресата, будь то начальник, учитель или просто дорогой друг.

  • Вам хочется добавить нотку торжественности даже в повседневном общении, хотя в интернете это может вызвать скорее недоумение.

Так что пишите с уважением, с юмором и не забывайте: Вы – настоящий знаток орфографических тонкостей!

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): В большинстве стран, включая Россию, существуют государственные образовательные стандарты, которые определяют, какие знания и умения должны быть у учеников на каждом этапе обучения. В России это ФГОС, который можно найти на сайте Министерства просвещения или на сайте вашей школы.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 2.1.- "Анализ учебного плана и требований школы".

Тимофей Ким

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!