Как стать отличницей
— Всё, я больше не могу! — Лиза со злостью захлопнула тетрадь и уставилась в потолок.
Папа, сидевший рядом, выглянул из-за планшета.
— Опять уроки?
— Конечно! — Лиза возмущённо взмахнула руками. — Учительница сказала, что мне надо лучше учиться! Но как?! Что это вообще значит — «лучше»?!
Папа нахмурился.
— Это, конечно, вопрос…
В этот момент в комнату заглянула мама с чашкой чая.
— Что тут за философские рассуждения?
— Дочка мучается, — объяснил папа. — Надо лучше учиться, а как именно — никто не объяснил.
Мама усмехнулась и поставила чашку на стол.
— Ну, тогда давай разбираться.
— Представь, что ты хочешь стать хорошей спортсменкой, — сказала мама. — Что ты будешь делать?
— Ну… Бегать, прыгать… — Лиза пожала плечами.
— Просто бегать и прыгать? Или поставишь себе цель, например, пробежать километр за определённое время?
Лиза задумалась.
— Ну, наверное, с конкретной целью проще.
— Вот именно! — папа щёлкнул пальцами. — Если хочешь лучше учиться, нужно знать что именно ты хочешь улучшить.
— Например?
— Ну, что у тебя не получается в школе?
Лиза вздохнула.
— Читаю медленно… по литературе оценки так себе…
— Отлично! Значит, цель может быть такой: читать одну книгу в месяц!
Лиза прищурилась.
— А если не получится?
Мама улыбнулась.
— Тогда цель можно корректировать. Например, не одну книгу, а повесть или несколько рассказов. Главное — не бросать, а подстраиваться под ситуацию.
Лиза всё-таки решила попробовать.
Она выбрала книгу из списка по литературе — не самую толстую! — и дала себе слово читать по главе в день.
Через две недели - оказалось, что читать интересно. Когда в классе обсуждали сюжет, Лиза впервые подняла руку и даже не покраснела!
— Ничего себе, ты прямо подготовилась! — удивилась подруга.
— Просто решила поставить себе цель, — пожала плечами Лиза.
Внутри её распирало от гордости.
Вечером, когда родители сидели в гостиной, Лиза заглянула к ним.
— Ну что? Работает? — с улыбкой спросил папа.
Лиза кивнула.
— Да. Даже понравилось.
— Отлично, — мама подмигнула. — Завтра отпразднуем твои успехи, я испеку твой любимый пирог.
Лиза засмеялась и захлопала в ладоши.
— Теперь можно придумать следующую цель! — мама с улыбкой посмотрела на дочь.
Лиза задумалась.
— Может, научиться писать сочинения без ошибок?
— О, это хорошая цель, — засмеялся папа. — Надо только её правильно сформулировать!
— Например… написать три сочинения за месяц?
— Вполне, — мама кивнула. — Главное — быть гибкой и не бояться менять планы, если что-то пойдёт не так.
Лиза почувствовала, что это ей нравится.
Потому что теперь она не просто «училась лучше».
Она знала, как.
Создание целей и достижений: Помогите ребенку установить четкие и достижимые цели в учебе. Это могут быть как краткосрочные цели (например, улучшение оценки по конкретному предмету), так и долгосрочные цели (например, освоение нового навыка). Празднование достижения целей помогает поддерживать мотивацию.
Примеры. Вместо абстрактных целей, таких как "лучше учиться", помогите ребенку сформулировать конкретные цели, например, "получить не ниже четверки по математике в следующей четверти" или "прочитать одну книгу по литературе в месяц". Учите ребенка быть гибким и готовым корректировать свои цели, если обстоятельства меняются. Например, если задача оказалась сложнее, чем ожидалось, лучше немного адаптировать цель, чем полностью отказываться от нее.
Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 6.1. "Как формировать мотивацию и интерес к учебе".
Тимофей Ким