Между строк

— Лиза, ты снова получила двойку?

Мамин голос звучит резко, как звук разбитого стекла.

Я опускаю глаза и киваю. Лучше не оправдываться.

Между строк Семья, Успеваемость, Ссора, Скандал, Родители и дети, Длиннопост

— Ну вот, — она раздражённо смахивает волосы со лба. — Нам только этого не хватало.

Я не знаю, что сказать. О чём думала мама, когда говорила «нам»? О том, что у нас уже и так хватает проблем? О том, что папа вот-вот потеряет работу? О том, что вечно не хватает денег даже на самое необходимое?

— Ты же умная девочка, Лиза, — голос папы мягче, но в нём усталость. — Почему ты не стараешься?

Я не отвечаю.

Я не могу сказать им, что просто не могу сосредоточиться. Что в классе мне хочется куда-то спрятаться, что задачи по математике сливаются в сплошной шум. Что, когда учительница спрашивает меня, я слышу только стук своего сердца.

Что мне страшно.

Не потому, что я боюсь двойки.

А потому, что я чувствую себя ненужной.

Раньше было по-другому. Мы с мамой по вечерам пекли пироги, смеялись, пересказывая друг другу забавные истории. Папа приносил мне книжки, которые находил на скидках, мы вместе читали перед сном, папа часто говорил:

— Эта героиня похожа на тебя. Она тоже сильная.

Я читала и верила, что у меня всё получится.

Потом начались ссоры.

Деньги. Долги. Папа стал чаще задерживаться, мама — стала раздражительной. Вечером они шептались на кухне, думая, что я не слышу.

— У нас нет выхода, — однажды сказал папа.

Эти слова застряли во мне, как заноза.

Потом они стали срываться. Сначала друг на друга, затем на меня.

Мои оценки стали хуже.

Я просто не могла думать.

— Меня вызвали в школу, — мама сжимает телефон так крепко, что костяшки белеют.

— Лиза, ты вообще что-нибудь понимаешь? — она срывается на крик. — У нас и так проблем хватает, а теперь ещё и это?

Я хочу закричать: «Я не специально! Я просто устала!».

Но я молчу.

Папа тоже молчит. Он уже давно ничего не говорит, когда мама сердится.

Я опускаю голову и иду в свою комнату.

Потом слышу, как они спорят, потом снова кричат.

Я прижимаюсь лицом к подушке. Зажмуриваюсь и пытаюсь уснуть.

Если они забыли про меня, то, наверное, мне тоже пора забыть себя.

— Можно?

Я вздрагиваю.

Папа стоит в дверях. У него уставшее лицо, но он больше не сердится.

— Можно я просто посижу с тобой?

Я пожимаю плечами.

Он садится на край кровати и какое-то время молчит.

— Прости, — говорит он вдруг. — Мы были так заняты своими проблемами, что забыли, что ты тоже через всё это проходишь.

Я моргаю.

— Мы просто… старались удержаться на плаву. Я и мама очень любим тебя.

— Я знаю, — шепчу я.

Он улыбается грустной улыбкой.

— Это не оправдание. Мы будем стараться, я буду стараться, зайчонок.

Тут я не выдерживаю.

Я бросаюсь ему на шею и впервые за долгое время позволяю себе заплакать.

Я не знаю, решатся ли наши проблемы.

Я знаю, что меня любят.

Может быть, этого пока будет достаточно.

Низкая успеваемость может быть связана с различными внешними факторами, такими как семейная обстановка, физическое здоровье ребенка или его отношения с одноклассниками и учителями. Важно обратить внимание на следующие аспекты:

Семейная обстановка: Конфликты в семье, финансовые проблемы или недостаток внимания со стороны родителей могут сильно повлиять на учебу ребенка. Важно создать дома благоприятную и поддерживающую атмосферу, которая будет способствовать его развитию.

Отрывок из книги «Как помочь ребенку учиться лучше. 12 советов для родителей», подзаголовок 2.2. - "Определите источник низкой успеваемости: Оценка внешних факторов"

Тимофей Ким