Серия «История музыки»

10

Как делают скрипку

Серия История музыки

Представьте себе, что скрипка – это не просто кусок дерева, а настоящий живой организм, который умеет петь! Но чтобы он запел, нужно пройти долгий и очень тонкий путь. Давайте разберемся, как это происходит, без всяких сложных терминов.

Как вырезают корпус

Все начинается с дерева. Но не с любого, а с особенного! Мастера ищут лучшие породы, которые обладают нужной "звучностью".

Представьте себе, что древесина для скрипки – это как мышцы и связки музыканта: она должна быть сильной, чтобы держать форму, но и достаточно гибкой, чтобы передавать вибрации. Поэтому для верхней части скрипки, которая "дышит" звуком, выбирают мягкие породы дерева вроде сосны или ели. А для нижней, которая "отвечает" за глубину и резонанс, берут твёрдый клён. Обычно эти части собирают из двух половинок, как будто складывая книгу, с вертикальным "переплётом". Но иногда мастера, словно скульпторы, вырезают деку из одного куска дерева. Сначала по шаблону рисуют будущую форму, а затем, вооружившись острыми инструментами – от пилки до крошечных рубанков размером с ноготок – начинают творить. Это тончайшее искусство, где каждая линия имеет значение для голоса скрипки. Важно, чтобы дека была немного выпуклой в центре, и ровной у краёв, чтобы звук рождался правильно.

Доводка корпуса

Вдоль края верхней деки вырезают узкое углубление, в которые вкладывают ус. Эту тонкую полоску делают из гибких древесных волокон - кленовых (белых) и грушевых (крашенных). Ус служит не только украшением, но, что гораздо важнее, предотвращает расщепление древесины. Толщину верхней дейки доводят приблизительно до 3 мм, нижняя дека должна быть посередине немного толще.

Выделка обечаек

Для создания боковых стенок скрипки, или обечаек, используют тонкие полоски дерева, как правило, клёна или платана. Эти полоски сначала изгибают, придавая им форму будущей деки, часто с помощью горячего пресса. Затем их приклеивают к внутренним деревянным элементам – стойкам (угловым, верхним и нижним). Стойки играют роль каркаса, обеспечивая прочное соединение обечаек между собой и их последующее крепление к верхней и нижней частям корпуса (декам). Когда обечайки готовы и приклеены к стойкам, они становятся частью корпуса, готовой к склеиванию с деками.

Дальнейшие этапы работы

На верхней деке инструмента делаются прорези - эфы, в форме латинской буквы f, а с внутренней стороны к ней прикрепляется длинная деревянная планка, подобная пружине. Эта планка служит для передачи вибраций на опоры, которые поддерживают верхнюю деку. После того как мастер отполирует инструмент, он прикрепляет гриф и другие внешние детали. Внутрь корпуса помещается душка – своего рода мостик, который переносит звуковые колебания с одной деки на другую.

Шейка и головка

Шейку и головку вырезают из единого кленового бруска. Головку выпиливают, пользуясь различными инструментами. На шейке, просверливают отверстия для колков (приспособления с помощью которых можно натягивать струны и регулировать высоту звука)

Отделка лаками

Лаки можно приготовить на основе самых разных пигментов. В течении 3-4 месяцев постепенно, слой за слоем на корпус скрипки наносят различные лаки. Число слоев может быть больше десяти.

Смычок

Между головкой смычка и колодочкой натягивают пучок конского волоса. Поворачивая винт сопряжённый с колодочкой, скрипач меняет натяжение волоса. Для улучшения трения волос натирают канифолью.

Показать полностью 13
8

Скрипка и её семья: как они покорили мир музыки

Серия История музыки

Представьте себе, что скрипка, которую мы знаем сегодня, появилась не сразу. Её "классический" вид сформировался ещё в середине 16 века. Но это было только начало!

Вместе со своими "родственниками" – альтом, виолончелью и контрабасом – скрипка продолжала развиваться целых два столетия. И не зря! Благодаря своему невероятно богатому и разнообразному звучанию, эти инструменты оказались настолько хороши, что вытеснили своих предшественников – виолы.

Что же произошло дальше?

17 век: В элегантных салонах зазвучала новая музыка – камерная, исполняемая струнными квартетами. Это было что-то особенное, интимное и очень красивое.
Позже: Смычковые инструменты стали настоящей основой больших симфонических оркестров. Представьте себе мощь и красоту звучания целого оркестра, где скрипки играют главную роль!
И это ещё не всё! Скрипка не остановилась на классике. Она прочно вошла в народную музыку, привнося в неё свою душу и мелодичность. А контрабас, самый большой из семейства, нашёл своё место в зажигательном джазе, придавая ему глубину и ритм.

Так, благодаря своему уникальному звучанию и постоянному совершенствованию, скрипка и её семья стали неотъемлемой частью самых разных музыкальных жанров, от изысканной классики до энергичного джаза и душевной народной музыки. Настоящие звёзды музыкального мира! ✨

Смычковые инструменты итальянского мастера Антонио Страдивари (1644-1737) и по сей денье остаются непревзойдёнными. На них играют самые знаменитые музыканты.

Скрипка-самый маленький инструмент семейства, скрипку во время игры держит под подбородком. Особое звучание верхней струны ми вдохновляло Баха и Моцарта.

Этот необычный инструмент для домашних упражнений на скрипке сделан в Англии примерно в 1910 году. Он не имеет резонаторного корпуса и потому звучит так тихо, что на нем можно не тревожить соседей, разучивать пьесы и этюды глубокой ночью.

Дьявол со скрипкой.

Итальянец Николо Паганини (1782-1840) довёл мастерство игры на скрипке до виртуозности. Современники говорили, что он заключил сделку с дьяволом. И слышали в его музыке нечто демоническое.

Альт.
Внешне альт очень похож на скрипку, но он крупнее и его звук ниже и бархатистее. В ансамбле или оркестре альт исполняет средние партии. Самая тонкая струна издаёт самые высокие звуки.

Виолончель.

Музыкант играет сидя, уперев инструмент в пол заострённой металлической ножкой. Для виолончели написано много сольных произведений. Её выразительные возможности неисчерпаемы. Особенно напевно звучит верхняя струна-ля.

Контрабас.

Самый большой струнный инструмент, его высота 190 см. Музыкант ставит контрабас перед собой и играет стоя. Контрабас может издавать глубокие глукие звуки, их часто применяют при исполнении джазовой и народной музыки.

Показать полностью 8
8

На старых струнах. Часть 2

Серия История музыки

Продолжу тему старинных смычковых инструментов.

Учителя танцев пользовались крошечными карманными скрипками. Во Франции, их называли пошет ("карманчик"), поскольку они легко умещались в кармане сюртука.

В 17-18 вв. В большой моде были эти миниатюрные скрипки изящной формы. Их предшественниками считались средневековые ребеки.

В 1899 г. английский часовщик Огастус Стро (Август Штро) сконструировал оригинальный инструмент - фонофиддл. Поначалу он имел 4 струны. Сбоку мастер установил металлический рожок, который усиливал звук скрипки. По замыслу изобретателя фонофиддл должен был заменить скрипку в студиях звукозаписи, для которых звучание обычных смычковых было недостаточно громким.

Виолы - старинное семейство струнных смычковых инструментов. Ниже на фото басовая Виола, изготовленная в Англии в 1713 г.

До 18 века Виолы были широко распространены в Европе, а потом их вытеснили инструменты семейства скрипок.

На фрагменте итальянской картины 16 века, изображена басовая Виола. Она похожа на виолончель. Резонаторные отверстия (эфы) обоих инструментов выполнены в форме латинской буквы f.

Показать полностью 6
8

На старых струнах

Серия История музыки

Знаете, когда я думаю о старинных струнных смычковых инструментах, меня прямо поражает, насколько они были разными! Это вам не просто плоские дощечки с натянутыми струнами. Были и круглые, и какие-то совсем причудливые формы. И струн у них было то три, то четыре, а то и больше!

И вот что интересно: со временем не только сами инструменты менялись, но и то, как на них играли. Представляете, какие-то старинные приемы игры, которые сейчас кажутся нам экзотикой, когда-то были обычным делом.

Но самое классное, что эти предки наших любимых скрипок и виолончелей не исчезли бесследно. Их черты до сих пор можно увидеть в народных инструментах. А еще есть целые сообщества любителей старинной музыки, которые эти инструменты возрождают и играют на них так, как играли сотни лет назад. Это же целое путешествие во времени через музыку!
Вот несколько экземпляров старинных струнных инструментов. Часть 1.

Скрипка сделанная норвежским умельцем в середине 20 века. Корпус украшен узорами выполненными пером и чернилами, а гриф изящной конструкцией. Завиток ( головка, "улитка") с резным украшением в форме головы льва.

На Ближнем Востоке струнные смычковые инструменты появились более тысячи лет назад. Искусно вырезанные из слоновой кости.

Монгольский струнный смычковый инструмент называется морин-хур. Корпус инструмента квадратный, а резной завиток выполнен в форме головы лошади.

Грушевидный малый ребек был одним из предшественников скрипки.

Название этого инструмента романтично: Виола д'аморе - "Виола любви". Резная головка изображает мифологический персонаж, возможно Ариадну, многие инструменты украшали головой Купидона.

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества