Серия «АйТи в школах»

Дневник.ру в своём репертуаре

Долбаный Дневник.ру, а вы своё обслуживание не можете проводить в другой день, а не в тот, когда четверть кончается и надо всем выставить четвертные?

Да, сейчас 22-10, и что? Сейчас у учителей самая жара пошла!

Дневник.ру в своём репертуаре Электронный дневник, Образование, Скриншот

Традиции АйТи в образовании

Традиционно, когда надо зачислять, отчислять, переводить детей из класса в класс, и от школ требуют сдачу отчётности по результатам за месяц, это выглядит так:

Традиции АйТи в образовании Образование, IT

Как обычно Дневник.всру не может обеспечить работоспособность своих сервисов..

Ну да, и как обычно, молодец тот человек из руководства (региона? страны?), кто придумал отключить обычный вход через логин - пароль.

Дневник.всру

Сегодня хотелось бы поделиться накипевшим за годы, и рассказать про Дневник.ру.

В первую очередь это электронный дневник\журнал, во-вторую - всё то, чем они хотят быть (соц.сеть и прочее).

Изначально, в наш регион спустили этот продукт, указали средним пальцем и сказали - "будете работать с этим!". То есть никакого выбора, никаких альтернатив предложено не было. Теоретически, здесь вроде как госзаказ, а вроде и нет - иначе как могут нам всем (учителям, родителям, детям) всякие комитеты и минОбры навязывать какой-то полу-платный продукт, за который кто-то берёт деньги? (но мы все знаем, как).

Начнём с входа - в нашем регионе (да, это как-то зависит от региона), есть вход только через Госуслуги, если вы (ученик, родитель) старше 14 лет. Если нет - заходи просто с логином и паролем.

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Т.е. ученик в 14-ый день рождения должен не только отпраздновать, но и не забыть зарегистрировать стандартную (не упрощённую) учётную запись на госуслугах. Спасибо, что сейчас обе кнопки, "Войти" и "Войти через госуслуги" доступны сразу - раньше надо было нажимать "выберите регион, выбирать свой регион", и только тогда кнопка появлялась. Наверное, кто-то из разработчиков прочитал брошюрку про "юзабилити". Хотя и при нажатии "войти через госуслуги" появляется окно выбора региона - потому что госуслуги имеют тоже свою региональную привязку.

Отдельное удовольствие - рассказывать обращающимся про то, зачем есть два пароля при входе - обычный логин и пароль, и логин пароль "через госуслуги". Обычно это звучит так "старше 14 лет - через госуслуги, но если не работают гоуслуги, то вы можете зайти через обычный логин и пароль от дневника. Помните, при первоначальной регистрации, 3 года назад, вы его создавали? Как это не помните? По логике разработчиков этого говна Дневника.ру - вы тоже должны его помнить, даже если вы не пользовались им с 14 лет (ибо ГосУслуги), а вам уже 17 и вы в 11 классе..."

Ладно, зашли.

Нас встречает главная страница, где есть такие блоки с комментариями, где учителя считают, что всем другим учителям страны нужно знать о том, что она "ознакомлена", например:

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Или какие-то такие комментарии:

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Ну, здесь я не знаю (но очень хотел бы узнать), что движет этими людьми, которые пишут сюда, на главную страницу Дневника.ру такие комментарии. Тут дневник.ру можно пнуть разве что за отсутствие модерации, и какого-нибудь сообщения "алло, это не ваш классный чат!"

На телефоне Дневник.ру выглядит так себе, и нет, галка "Версия для ПК" не стоИт (простите, шакалы постарались, но смысл понятен):

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Начнём с наиболее часто встречающихся операций - зачисление/отчисление.

Про зачисление.

1) Если нужно перевести ученика, из другой школы вместе с его учётной записью - нужно знать его логин из другой школы. Сам человек в 99% случаев его не знает, потому что никогда и не видел, он же через госуслуги ходит в "дневник"! На это случай у нас есть общешкольный городской чат для администраторов Дневника.ру, где ты пишешь в ватсаппчик "а скажите логин такого-то ученика". Либо, в теории, есть техподдержка, которая может помочь. Но обращения к ней только через электронную почту, и отвечают крааайне медленно, обычно несколько дней.

Кстати, раньше была возможность позвонить в ТП прямо с сайта - убрали. Да и хрен бы с ней, потому что дозвонится было нереально - ждёшь полчаса, слушаешь музыку (про Богдана, но без Богдана, для тех кто в теме), затем звонок прерывается. Да и опять же - в конце августа/начале сентября им начинает звонить полстраны учителей, а там 1,5 землекопа на телефоне сидят (и по их навыкам иногда реально казалось, что землекопы).

2) А если такого ученика из другой школы не отчислили, по ошибке или разгильдяйству - также чатик админов в ватсаппе или ТП дневника.ру. В чатике, кстати, меня некоторые просто посылали, хрен вам, а не логин, "учитесь работать с людьми". WAAAAAT?

3) До сих пор не знаю, как по-правильному организационно я должен передавать логины - пароли ученикам. Через учителе по идее неправильно - перс.данные же, мне у второклассника спрашивать его свидетельство о рождении и ему в руки бумажкой давать?

Отчётность:

Вроде бы это громко величают "Автоматизированной системой"

Вроде бы вариантов много:

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Но большая часть из них почти никогда не используется, а наиболее нужных нет. Например, раз в год сдаётся отчёт ОШ-1 (не спрашивайте), и его приходятся делать вручную (ладно, полувручную - потому что я умею в сводные таблицы в экселе, а как же те, кто нет?)

Периодически спрашивают - дайте количество учеников, которым на сегодняшний день исполнилось 14 лет. Кто умеет - лезет в эксель, а кто нет.. я даже не знаю. Видимо, просто проводят опрос через класс.руков.

Кстати - экспорт в эксель тоже классный - в формат XLS. То есть неудобный для автоматической обработки (скриптами, программами). Я умею немного программировать, но искать библиотеки по работе с XLS и изучать из - не хочу, я макросов в экселе проще напишу. Тем более, как я понимаю, там надо библиотеки или весь установленный офис иметь на компе, где скрипт/программу запускаешь.

Когда это всё только внедряли, я спросил у ТП - почему xls, а не xlsx? Мне в ТП ответили, что в России много где ещё офис 2003 (видимо, ещё и без установленной надстройки для XLSX). Сейчас, в 2023 году я хотел бы спросить у разрабов - "что, до сих пор много офисов 2003?"

Отчёты в xls от Дневника имеют неприятную особенность - файл отчёта *.xls не совсем корректный, и нельзя напрямую с него получить данные в другом экселе (например там, где у меня уже сводные таблицы - отчёты заготовлены). То есть скачиваешь, открываешь, соглашаешься с тем, что он кривой, пересохраняешь его нормально, и потом в мой отчёт данные подгрузятся.

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Кстати да, когда я спросил насчёт недостающих отчётов у ТП мне сказали: - мы выполняем госзаказ, поэтому вы можете оставить заявку, но вы нам деньги не платите, поэтому ваша заявка скорее всего никогда не будет выполнена.

Дополнительный (как они это считают, хотя я считаю, что он должен быть основным) функционал КТП (Календарно-тематического планирования) доступен только за деньги:

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

Всякие комитеты требуют заполнить планирование на четверть до начала этой самой четверти, чтобы в отчёте была красивая цифра "100% заполнения". А то, что учителя в случае каких-то изменений должны делать двойную работу, и заполнять всё по второму разу - ну.... извините (нет). Кстати, если урок удалить из расписания - связанная тема и дз с ним удалится (логично). Но если потом создать новый урок между старыми - будьте добры, чтобы заполнить получившееся окно - перенесите каждую тему и дз четверти/полугодия руками, по одному (ну ладно, можно через неочевидные операции импорта\экспорта в эксель сделать).

Несмотря на то, что в списке

Дневник.всру IT, Образование, Скриншот, Переписка, Длиннопост

могут быть заполнены все темы и дз до конца четверти - у вас может быть не 100% заполнение (здесь должны быть картинка с Соломиным "но чёрт возьми, как?").

Если так получилось - вам нужно заходить в КАЖДЫЙ конкретный урок в четверти, и искать, где не хватает темы/дз. (Либо строить себе отчет, и играя с датами "от" и "до", искать, где там недостающие проценты потерялись)

Если один из двух физруков, например, ушёл на больничный - нельзя поставить замены второму физруку сразу во всех классах - будьте добры, в каждом отдельно (а у нас их 40 штук). А раньше нужно было на каждый урок отдельно ставить..... Ну хоть так, спасибо.

Дневник.ру принципиально не учитывает, что в школе может быть две смены - то есть если у учителя сегодня есть 1ый урок в 1ой смене, и первый урок во 2ой смене - Дневник.ру в расписании учителя будет показывать, что учитель одновременно в двух классах должен провести первый урок. А если там есть "окна" - то расписание учителя вообще перемешивается - просто идут подряд уроки разных смен...

Когда-то, для автоматизированной обработки информации, запросил у Дневника.ру доступ к API - сказали "нет, будь добр зарегистрируйся как партнёр, скажи, что ты будешь делать, мы убедимся, что твой проект не составляет конкуренцию нашим продуктам... И вообще, бесплатно не дадим." (Selenium - нашё всё. Хотя я переделал на playwright).

Регулярно нужно делать бэкап (выгрузку) данных вручную - ребят, а вы не можете мне раз в неделю, например, высылать его на специально заведённую почту? Или в какое-то облако ваш зип-файл кидать?

Мобильное приложение для учеников просит денег за то, чтобы узнать за какую дату оценка (вроде да, про даты). Всем пытаюсь объяснять - пользуйтесь браузером, это бесплатно.

Мобильное приложение для учителей (журнал) не всегда работает, особенно при плохом соединении. Периодически ко мне подходят - "смотри, я на телефоне оценку поставила, а в Дневнике её нет!". Да, потому что приложение не увидело интернета, себе тупо в память записало изменения - и надо зайти в "настройки" (или как там оно называется) и нажать вручную "синхронизация".

Комитеты периодически устраивают конференции с представителями Дневника, которые "ответят на все вопросы". Обычно после этого ни на один вопрос сложнее "как поставить две оценки за урок" не остаётся отвеченным. Про "новый функционал" - "да, мы запишем, передадим разработчикам" - ничего не было выполнено. Про доступ куда-нибудь, где можно сделать им реквест функционала и получить ответ либо отследить статус задачи я вообще не говорю...

А в (моих) мечтах - чтобы можно было запрашивать, например пусть даже через МинОбр нужные отчёты для школы.. эх...

И это далеко не всё, я просто устал писать. (ЛЛ берёт своё)

Интересно, здесь, на Пикабу, есть представители Дневника.ру?

Показать полностью 8

Насильное внедрение "Сферума" в школах

Первый пост, не пинайте сильно.

На Пикабу уже было несколько постов про так называемый Сферум - субстанцию, которую навязывают школам.

Хочу чуть подробнее рассказать о проблемах от лица школьного админа.
Для начала вводная: письмо, которое требовалось опубликовать на сайтах учебных учреждений (с чего, собственно, и переполнилась моя чаша терпения).

Мониторинг социальных сетей и обращений жителей республики, направленных через платформу обратной связи портала «Госуслуги», показал, что внедрение в школьную жизнь платформы «Сферум» вызывает вопросы у родителей. Центр управления регионом запросил у республиканского Министерства образования и науки разъяснения о том, чем же все-таки полезен «Сферум».

Новое приложение для учеников и родителей встроено в мессенджер во «ВКонтакте». Родители недоумевают: есть школьные чаты в WhatsApp и Telegram. Их недостаточно? Зачем еще один мессенджер?

Как пояснили ЦУР в региональном Минобре, «Сферум» — это многофункциональная платформа. В ней есть и образовательные, и игровые элементы.
Здесь можно организовать онлайн-курсы, также учителя могут создавать интерактивные задания и игровые образовательные ситуации для учеников.

С помощью «Сферума» педагоги могут проводить для детей вебинары, организовывать с ними онлайн-дискуссии. Главное отличие платформы на базе мессенджера во «ВКонтакте» - безопасность. Данные учебного профиля «Сферума» недоступны пользователям социальной сети. Нет назойливой рекламы.

«Сферум» создан федеральными Минпросвещения и Минцифры по постановлению Правительства РФ. Этот образовательный коммуникационный проект реализуется по нацпроекту «Образование». Мы активно внедряем платформу и видим плюсы ее использования. Сегодня необходимо создать единое пространство для образования детей. «Сферум» объединяет в себе функции, которые создают комфортную образовательную среду как для учителя, так и для ребенка», - сказал и.о. министра образования и науки региона.

Теперь по пунктам:

«Сферум» — это многофункциональная платформа. В ней есть и образовательные, и игровые элементы.

Что? Какие образовательные и игровые элементы? Сферум это Zoom + мессенджер (и возможность загружать туда документы и видео... зачем-то) . О каких образовательных и игровых элементах идёт речь? Платформа не предоставляет ничего подобного, а если учитель в свои дистанционные уроки внесёт такие элементы - учитель молодец, а Сферум тут при чём?

Главное отличие платформы на базе мессенджера во «ВКонтакте» - безопасность

Безопасность от чего? Во-первых, утверждение само по себе довольно спорное, зная что это продукт от mail.ru и VK в частности.

Во-вторых - а что там может быть такого, что нужна прямо безопасность-безопасность?
Сообщения от классного руководителя "завтра первого урока не будет"? Переписки одноклассников - "Вован, купи булку в столовой"?

В-третьих: а чем другие платформы зашкварились в плане безопасности? Почему здесь есть слово "отличие", если отличий особо нет? (при условии, что тащ майор и так будет иметь прямой доступ к переписке?)

Нет назойливой рекламы.

А у кого из конкурентов она есть? Ни в телеге, ни в зуме я рекламы не видел.

«Сферум» объединяет в себе функции, которые создают комфортную образовательную среду как для учителя, так и для ребенка»

Да чем он объединяет, какие функции, объясните же мне? Что вообще такое "комфортная образовательная среда" и как оно связано со Сферумом?

А теперь о самом качестве Сферума: (да, мне очень стыдно за мой стиль общения с ТП сферума, но бомбит же!)

Насильное внедрение "Сферума" в школах Образование, IT, Длиннопост, Скриншот, Переписка

То есть, у них не работает нормально версия сайта с телефона. Это должен всем классным руководителям бегать и рассказывать школьный админ, то есть я? Этот вопрос был задан 20 марта, по состоянию на 20 апреля - так ничего и не починили.

Насильное внедрение "Сферума" в школах Образование, IT, Длиннопост, Скриншот, Переписка

А, так у вас только в Хроме работает Сферум... (ну, или по крайней мере в ФФ не работает). То есть, по идее опять же я должен об этом каждому учителю, ученику и родителю рассказать?

Насильное внедрение "Сферума" в школах Образование, IT, Длиннопост, Скриншот, Переписка

Это всплывающее окно не даёт (ну, или не давало) вступить в организацию (указываешь должность, жмёшь вступить - нет реакции).

Помимо этого - при переходе по ссылке (ссылка именно для нашей школы, для определенного класса, определённый статус (учитель/ученик) для регистрации (в частности с телефона) - он пишет ошибку. Требуется заново нажать "подать заявку на вступление в организацию", заполнить все данные... о таких нюансах тоже должен я всем рассказать? (Проверено на собрании учителей на куче телефонов; лень делать скрины, мне в лигу лени?)

При регистрации - если есть вход в ВК от имени родителя, например - сферум будет пытаться зарегистрировать именно этого родителя, а не ученика. То есть, я всем рассказываю - если такое случается, сначала зайдите ВК, выйдите из профиля (98% не знают, как), и после этого заново перейдите по ссылке.... Но естественно, для не-айтишников это вообще ни разу не очевидно.

У них даже списки людей не упорядочены по алфавиту, и вообще никак! Это же просто сортировка, алло, разработчики! Не имею я удовольствия по большому списку искать определённого человека просто наугад,...

Прямо сейчас, пока писал статью: захожу в список "Участники" - и отображается какой-то срез, то есть какая-то часть зарегистрированных людей! Может, это первые 20 (или 25, или 50 - лень считать вручную, счётчиков-то нет) зарегистрировавшихся, а может и нет.... У меня интуиция не настолько прокачана, чтобы догадаться здесь о логике разработчиков.

Периодически вышестоящая организация контролирует, т.е. спрашивает: "а сколько у вас человек зарегистрировалось?". А фиг его знает - нет тут такой цифры! Да, я могу сложить цифры по каждому классу - получится общее количество человек, но почему это не может сделать за меня сервер?

Я бы хотел посмотреть в глаза того человека, который сказал "да, это законченный продукт, выкатываем в продакшен, всем школам страны уже можно навязывать, используя управленческие ресурсы на местах".

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!