13

Продолжение поста «Автор / Графоман / Писатель»

Мнения разделились и оказалось, что сами признаки по которым люди определяют писателя могут весьма значительно отличаться. Короче, совершенно непонятно, на какие именно критерии опираться.


Поэтому вопрос к Пикабушникам.

Писатель, это человек, который... 1? 2? 3? 4? 5? 6? 7?

Не обязательно как-то пояснять или аргументировать.

Будет проще, если речь заведомо будет идти о литературном произведении (далее просто книга), без уточнения формата, это может быть серия из множества томов или рассказ в одну страницу.

Писатель, тот кто...

1. Написал книгу.

Даже при условии, что о существовании этой рукописи никто не узнает.

2. Написал книгу, которую прочли.

Мама, муж, редактор, заложник – неважно. Читатель, есть читатель. Всё считается!

3. Написал книгу, которую прочли читатели – достаточно много незнакомых людей.

Писатель – тот у к кого есть читатель. Достаточно много это 100? 1 000? 10 000? 100 000?

4. Написал книгу, за право прочтения которой готовы платить (люди / издательство).

Любой человек, чей текст достаточно востребован для того, чтобы его покупали – писатель.

5. Написал книгу, позволившую вступить в Союз Писателей.

Можете прикалываться со своим Б. Сивко сколько угодно, но всё же корочка есть корочка.

6. Написал книгу, после того, как получил стал «литрабом» (литературный работник).

Несмотря на то, что лучшие писатели мира, как и многие писатели СССР и России не имели отношения к литературным ВУЗам, дело должен делать специалист, а специалист должен получить специальность «литературное творчество».

7. Другое! Настоящий писатель, это человек, который…

... ну и тут уже те варианты, которые не пришли мне в голову.


Спасибо за ответы!

Продолжение поста «Автор / Графоман / Писатель»

Для многих важно «качество произведения», но такой параметр не подходит на роль критерия, так как по такой системе один и тот же человек может одновременно быть писателем (для тех, кому нравится его творчество) и одновременно не быть писателем (для тех, кому не нравится его творчество).


Спорстмен – тот, кто систематически или профессионально занимается спортом.

Какой из бегунов быстрее можно понять по объективному параметру – времени за которое пробегается определённая дистанция. 20 секунд – это 20 секунд, вне зависимости от того, нравится вам сам бегун или нет, разделяете ли вы его политический взгляды и прочие жизненные ценности.


Но иногда нет объективных критериев.

Я вижу, как много людей пробует себя в писательстве (фикшн, нон-фикшн, рассказы в блогах), и понимаю, что вряд ли найду какой-то правильный ответ, который вот, прям, раз и навсегда. Поэтому мне просто интересно ваше мнение.

Показать полностью 1
21

Автор / Графоман / Писатель

В 2020 году я зарегистрировался на нескольких литературных порталах.

Там я видел… как Си-лучи мерцают во тьме близ врат Тангейзера… и массу бессмысленных сражений за смыслы слов. Но забавнее всего обстоит дело со словом Писатель...

В посте использованы арты прекрасной художницы Ruslana Gus (girls, cats, violet & cyberpunk): инста https://www.instagram.com/rilunify и артсейшн https://www.artstation.com/rilun

На литературных площадках по отношению к автору используют три слова:

Автор / Графоман / Писатель

Автор (Тот, кто… просто что-то написал, автор текста)…
Графоман (Тот, кто… написал то, что понравилось авторам/читателям)…
Писатель (Тот, кто… живёт с пера? У кого есть читатели? Или.. вопрос дискуссионный)...

С автором – понятно. Минимум разночтений. Технический термин.

С графоманом – сложнее. И это как раз то слово, которое поменяло значение.
О словах и их новых значениях... по крайне поменяло значение в общеупотребительной речи.


Графомания — патологическое стремление к сочинению произведений.

Изначально термин никак не указывает ни на качество произведения, ни на конечный результат творчества. Тем более, что «качество произведения» зависит не только от самого произведения,  но и от его восприятия публикой (издания, продажи) и критиками (рецензии, премии). Уж тем более в литературе, привязанной к языку, пришитому к менталитету, образу мыслей, времени.


Изобразительное и музыкальное искусство значительно более универсальны в этом смысле. А литература куда как больше влипает в контекст. Оценки «качества» произведения часто меняются задним числом и лежат далеко за рамками самого произведения. Зависят и от социального контекста, и от политической обстановки и пр...


С графоманом дело в этом смысле обстоит так же, как и с компьютерным игроманом.  Готовность пожертвовать сном, чтобы побольше поиграть, ещё не превращает человека в игромана. Желание обменять что-то полезное, на что-то приятное, вообще естественно для человека. Часы, проведённые в игре не превращают краба в киберспортсмена. Но и киберспортсмен не считается плохим игроком, из-за того, что катает день и ночь. Писатель который оголтело пишет, не становится от этого ни хорошим писателем, ни плохим.


При всём том я не хочу усложнять: вовсе не надо быть искусствоведом и литератором, чтобы со всей очевидностью видеть, что закон Старджона работает. 90% чего угодно — ерунда!

90% (99.9%) графоманов пишет полную ерунду. Но это не вносит ясности на самом деле.

Ведь и 90% (99.9%) профи-блогеров и профи-писателей тоже пишут полную ерунду…


Для графомана характерны, хотя и не всегда встречаются:

— неспособность анализировать текст по структуре и «ценности».
— неспособность воспринимать критические замечания как на тему написанного.

— неспособность воспринимать критические замечания на тему самого факта писания.
— обычно плодовитость. Даже если пишется один и тот же текст раз за разом, раз за разом.

— часто графоман будет исходить из того, что написанное им имеет высокую научную / мистическую / литературную / иную ценность... иногда это не просто высокая ценность, а сверхвысокая (текст который изменит мир, люди прочтут его и поймут), эта важная часть защитного механизма, который помогает оправдывать манию, а точнее те жертвы реальной социальной жизни, которые принесены в угоду написанию текста...


...и тут я понял, что слово выбрано крайне удачно.

Вообще изначально, я планировал написать о том, что люди используют слово Графоман, не понимая особо смысла слова. Плохие писатели и графоманы, это очень разные понятия, не спутаешь… но теперь, так вот всё перечислив, я понимаю, что слово было выбрано на редкость удачно!


Так или иначе, но на данный момент слово «графоман» стало обозначением «плохого писателя»
и в таком значении употребляется чаще, чем в медицинском смысле.

Сто лет назад использовались другие три слова: Щелкопёр, Бумагомаратель, Писака.

Логика такая:

Щелкопёр не в состоянии написать текст, а только и может скрипеть и щёлкать пером.

Бумагамаратель, поработав с бумагой, оставлял не рукопись, а только испачканную бумагу.


Надо сказать, что эти два слова употреблялись в первую очередь для уничижительного обозначения мелких чиновников, а не литераторов. К писателям это уже применялось по инерции, скорее в сравнении их талантов с талантами мелких клерков. Сейчас эти слова и вовсе не употребляются, они подчёркнуто архаичны. Хотя бы по той простой причине, что писатели уже не пишут перьями и даже на бумаге уже редко пишут.


А для обозначения «плохого писателя» оставалось третье слово: «Писака»...


Пушкин:

Смеясь жестоко над собратом, писаки русские толпой меня зовут аристократом.

Тургенев:

Я прочел фельетон опозоренного писаки.

Толстой:

В особенности ему не нравилось то, что Голенищев, человек хорошего круга, становился на одну доску с какими-то писаками, которые его раздражали, и сердился на них.

Короче, были «писатели» и «писаки» и , а теперь «писатели» и «графоманы».

Самым же сложным для определения остается слово Писатель…


На литературных площадках оно статусное. Его надо заслужить.

Но ирония в том, что никто не знает, чем именно его можно заслужить...

И вот тут начинаются сложности. В разных словарях разные определения, но все их можно разделить на две группы. Ту, которая указывает на конкретно результат (писатель – тот кто написал текст) и ту, которая вводит ещё какие-то дополнительные критерии этого результата (писатель – тот, кто написал «профессиональный» / «литературный» текст).


Проблема в том, что сами критерии очень размыты. Один и тот же текст можно назвать литературными и нет. Одну и ту же картинку можно назвать красивой или ужасной. Один и тот же комментарий может в одной ветке принести плюсов, а в в другой собрать минусов.


Вот бы была такая организация, которая называлась бы «гильдия писателей» или как-то так.

Она бы принимала в свои ряды не всех. А только тех, кто удовлетворял бы соответствующим критериям. Зато уж принятого в гильдию можно было бы точно считать писателем.

...Ага. Кажется, я изобрёл Союз Писателей.


Задумка отличная!

Но на практике всё свелось к простой покупке этого статуса. Насколько всё плохо судите сами. Это не прикол, не пранк, не панорама, не выпуск программы «Городок», это реальная история:

1. Борис Соболев при помощи компьютерной программы, именуемой в народе «генератор литературного бреда», написал сборник бессмысленных стихотворений и издал их в виде небольшой брошюры. Вот пример стихотворения оттуда:

Где ты выдержишь, выстоишь, справишься,
Нет преград, невозможного нет.
Ты любому на свете понравишься.
Как бы ни был твой облик одет.
Больше добрая, реже жестокая,
Ты румяна и так горяча.
Как березонька розовощекая,
Ты Россия моя навсегда!

2. Прикололись и с псевдонимом. Подписали Б.Сивко = Б Сив Ко = Бред Сивой Кобылы.

3. Наняли актёра со своеобразной внешностью а-ля бизнесмен, решивший написать стихи.

4. Актёр представился писателем. Раздал свои книги (там тоненькие книжки, всего в несколько десятков страниц). Устроил фуршет. Уплатил взносы.

5. Руководитель коммерческого книгоиздания Союза Писателей Александр Гриценко пообещал Борису Сивко мировую славу – переводы на английский, немецкий, французский и японский.

6. Председатель правления Союза Писателей Владимир Бояринов отметил есенинские мотивы в творчестве Бориса Сивко. И тут же вручил начинающему поэту диплом о награждении премией «Золотая осень» имени Есенина, а также билет члена Союза Писателей России.

7. Та-дам! Потом об этом смачно и злорадно писали СМИ и блогеры:

ИТОГО:

Автор – Нейтральный технический термин, указывающий авторство.

Графоман – Щелкопёр, Бумагомаратель, Писака (плохо пишущий писатель).
Писатель – Тот, кто пишет литературные произведения (из малого академического словаря).


История с Б.Сивко произошла примерно десять лет назад.

И как раз за последние десять лет, пока «гильдии писателей» всё больше теряли лицо и смысл появилось много тех, кто публикуется в сети самостоятельно. Среди них есть самые настоящие писатели, с редакторами, корректорами, обложками, фан-клубами, живущие писательством, платящие налоги как писатели, с тысячами читателей, фанфиками по своим произведениям, переводами на иностранные языки и пр... короче, странно было бы не считать их писателями.


При этом терялись последние критерии, определявшие, кто писатель, а кто нет: членство в союзе писателей, премии, да просто изданные бумажные книги. Получалось, что любой автор любого художественного текста на любом сайте мог считать писателем.


Лично мне кажется, что так и есть. Так же как любой, кто управляет транспортным средством – водитель. Умеет он водить или нет, вежливый он или хамоватый, есть у него права или нет. Тот кто управляет транспортом – тот водитель. Так и с писательством.


Поэтому значения слов окончательно размылись.

И теперь чаще обозначают приязнь говорящего к автору.
Поэтому вопрос к Пикабушникам. Для вас Писатель, это человек, который...

Показать полностью 3 1
Отличная работа, все прочитано!