13

Ответ на пост «Дневник путешествия по Папуа. День 33. Балто. Дал обещание племени / "Мы живём, затем долго болеем и умираем"»

Ответ на пост «Дневник путешествия по Папуа. День 33. Балто. Дал обещание племени / "Мы живём, затем долго болеем и умираем"»

Тани поднялся ко мне и поблагодарил за то, что я делаю. То, что планирую сделать. После чего немного помялся и спросил, не мог бы я купить ему шлёпанцы. Вот так. Человек, владеющий английским, умеющий читать и писать, но выбравший жизнь с родной общиной... не имеет шлепанец.

Столкнувшись с нехваткой медицинской помощи, я больше понимаю, почему жители гор недовольны правительством Индонезии. Тут нет даже банального медпункта, а дорогу сделали горняки, чтобы добывать золото. Папуа страшно богато, а его народы ужасно бедны.

А почему бы им не поехать в город и получить какую-то специальность? Почему бы мужикам просто не устроиться на работу, хотя бы дорожными рабочими или на прииски и жить по-человечески? Не потому, ли, что миссионеры им внушают, что "Папуа страшно богато" и правительство Индонезии им должно обеспечить все блага уже за то, что они бедные-несчастные папуасы? И что им стоит взять оружие, которое им любезно предоставят другие "миссионеры", чтобы... Чтобы что? Чтобы золото добывали не индонезийские, а английские компании? И ты хочешь сказать, эти компании предоставят им все блага за то, что они папуасы?

А миссионеры не рассказывают им, как обстоят дела в Судане, Мали и других "страшно богатых" и "страшно независимых" странах, не? Ну конечно, ведь их цель не улучшить жизнь папуасов, а развязать гражданскую войну, чтобы оттяпать эти земли у Индонезии.

Пс. И почитав коменты, я понимаю, почему в предыдущем посте защищаешь тех израильских миссионеров.

Показать полностью 1
2351
Лига путешественников
Серия Знакомство с Папуа. Дорога в прошлое

Дневник путешествия по Папуа. День 33. Балто. Дал обещание племени / «Мы живём, затем долго болеем и умираем»

В прошлой части я принял решение вернуться в город, чтобы приобрести хоть какие-то лекарства для жителей горной деревни. Сегодня я намерен увидеться с ними вновь.


Мы проснулись в 5:57. Дождь, барабанивший по крыше нашего «гаража» всю ночь, стих, но меня не покидали сомнения: проедем ли мы? Горы затянуло плотным туманом, а наш путь лежит именно туда. Маикел сказал, что мы справимся. Доверюсь его опыту.

Уличные киоски уже работали вовсю — в Азии встают рано, так что мы прикупили в дорогу жареных бананов и курицы.

Стоило покинуть город, как на первом же крутом подъёме мы оценили, насколько сложнее стало пробираться по размокшей дороге. Теперь, казалось, я шёл пешком чаще, но так было спокойнее — мотоцикл Маикела то и дело бросало из стороны в сторону, дорога проявляла характер необъезженного жеребца.

В моменты, когда я всё же ехал, а не шел, одной рукой я держался за торс моего нового друга, а другой — за пакет с лекарствами (позже привязал его к поясу). Всё происходящее напоминало мне детский мультфильм «Балто». Кругом пестрели зеленью тропические растения, а не белое безмолвие, но суть была та же.

На перевале мы сделали перерыв и позавтракали с видом на долину. Маикел расспрашивал меня о Сибири, и его особенно волновал один вопрос (я слышал его уже тысячу раз...): «Как вы пьёте? Вода же всегда замёрзшая». Ох уж эти передачи National Geographic про зимнюю тайгу и Оймякон... Удивительно, но факт: многие здесь, в тропиках, даже не допускают, что в Сибири бывает жаркое лето, сравнимое с местным. В Южной Америке точно такая же ситуация.

Весь мотоцикл в грязи. Мы по колено тоже. Главное — не упасть, как вчера. Успокаиваю себя тем, что осталось меньше половины пути, а впереди серпантин с гравийкой — он уже не кажется таким пугающим, ведь карабкаться по камням куда опаснее.

Приехали. Три часа пути позади. Не думаю, что когда-нибудь ещё соглашусь на такую авантюру — лучше уж пешком. Больше моментов, которые зависят от меня, а не стечения обстоятельств.

8:53. Одной из первых нас встретила Малика, опять не спит. Рада видеть. Даже улыбается. Затем подошли и другие. У кого-то болела спина, у кого-то колени, девушка помоложе ушибла руку. Помог, чем мог, но задерживаться не стал — у них есть Маикел с мотоциклом и возможность как-то насобирать денег, а где-то там, в горах, меня ждёт Ламберт, и больше ему точно никто не поможет.

Вышел за пределы Вусерема, присел на обочине тропы с видом на ревущую в ущелье реку. Думал сделать запись в дневнике, но ко мне начали подходить бабушки с разными недугами... Кто-то привёл пару детей с сильным кашлем. К счастью, теперь я был уже не «безоружен», с тем же кашлем вполне успешно справляется амброксол. Дозировку я уточнил у фармацевта, так что в этот раз никаких сомнений.

Некоторые женщины совсем не понимали по-индонезийски, и мне помогали дети. Одна девочка взялась объяснять, сколько таблеток и когда нужно пить. Взрослая!

Не успел помочь одним, как встретил других. Решил, что нужно двигаться в горы быстрее, иначе лекарства так и не дойдут до Ламберта. Помощь нужна всем.

9:30. Начал подъём. Впервые за долгое время оставшись наедине со своими мыслями, почувствовал вчерашний ушиб. Полезное напоминание о том, что и я смертен.

Перед самым оползнем встретил дедушку из Вусерема, он сильно кашлял, и я сам предложил помощь. На прощание он сказал что-то вроде: «Я благословлю тебя, когда ты дойдёшь до оползня». Совсем не представляя, что это значит, я пошёл дальше.

Уже у груды камней я услышал со склона позади знакомое протяжное «Ваааа! Ваааа! Ваааа!». Похоже, что эту фразу используют для любого положительного взаимодействия: приветствие, благодарность, пожелание доброй дороги... Удобно. Спасибо, дедушка!

Всё лучше понимаю, почему у местных больные колени. Представьте: ваше картофельное поле растёт на склоне горы под углом не меньше 30 градусов. Вы выкапываете клубни металлическим прутом, ведь почва — далеко не чернозём, а смесь земли и камней. Затем складываете добычу в сумку за спину и тащите босиком по горной тропе в деревню. Десятки раз в день. Ежедневно. Годами. Всю вашу жизнь. Это страшно.

Кто-то может подумать, что это хорошая тренировка, но только не тогда, когда в организме острый дефицит витаминов, о чем свидетельствует часть населения, страдающая от анемии. Об этом я узнал немного позднее.

А вот и знакомый забор. В прошлый раз я развернулся сразу за ним. В этот раз я готов идти дальше.

Встретил ещё одну семью, они уже слышали обо мне. Помог и им, спросив, где живёт Ламберт. Показал фото — узнали. Указали на крышу дома высоко в горах.

На улице стоит сильная влажность, здесь туман пока и не думает уходить.

Мне вооооон туда. Хороший такой крюк получается — между нами ущелье.

Встретил нескольких хрюшек, а за ними — женщин, они как раз шли в горы. Подтвердили, что Ламберт живёт там, и предложили пойти с ними. Я согласился.

На себе они несут не только тяжёлые сетки (нокены), но и огромные кастрюли. Может, с празднования Рождества? От помощи отказываются. Судя по всему, мой рюкзак кажется им чрезмерно большим. Даже смотреть на то, как они идут босиком по острым камням и скользкой грязи, немного больно. Да, их подошвы едва ли уступают моим сандалиям, но и их можно поранить.

Дойдя до крупного ручья, я решил отделиться, чтобы привести себя в порядок. Заодно вспомнил о сале, подаренном Маликой. Съел в один присест. Вода ледяная, но искупался. Как же приятно снова почувствовать себя чистым! Последние дни было не до этого.

Продравшись сквозь туман, я вышел на небольшое плато. Передо мной показалось поселение Хесимо. Классическая картина «на границе цивилизации»: часть домов — это хонаи, а часть — с двускатной металлической крышей, явно постарались миссионеры. Лай собаки. Да, чужой. Пока чужой.

Что дальше? Никаких сомнений или чувства стеснения я не испытал, как это обычно бывает. Просто подошёл к группе мужчин с топорами (они рубили дрова) и спросил, где могу найти Ламберта. Не без удивления, но они сказали, что он тут.

Не прошло и нескольких минут, как показался Ламберт. С черным пакетом на руке. Серьезно?.. Опять? Как ребенок...

Я сказал ему, что рану нужно срочно перевязать как следует, и он отвёл меня в дом. Сюда же начали собираться главы семей, вожди племени. Больше всего меня впечатлила пара пожилых мужчин: на них не было ничего, кроме одного национального предмета одежды — котеки. Той самой тыквы, надеваемой на половой орган. Зрелище то ещё! Я же говорил, что встречу такое не в рамках туристического шоу, помните? То-то же.

Когда все места в помещении были заняты, я начал рассказывать, кто я и откуда, зачем пришёл. Когда меня не понимали — вмешивался Ламберт и пояснял. Самый пожилой из вождей гордо назвался Авелем и пожаловался на боль, показал рану на ноге. Похоже, мне предстоит много работы. В первую очередь — просветительской.

Но сначала — рука Ламберта. Под чёрным пакетом я увидел следы переданной ему мази, рана выглядела заметно лучше. На этот раз она не была перетянута, и побелевшие участки вернулись к нормальному кровообращению. Это очень радовало, поскольку я успел связаться с несколькими врачами из числа своих читателей и проконсультироваться — прогнозы были нерадужные. Перевязал ещё раз.

Выдав Ламберту перевязочных материалов с запасом и уточнив, понял ли он, как нужно бинтовать, я добавил, что если он не будет следовать инструкции — может умереть. Больше никаких пакетов быть не должно. Кажется, это произвело впечатление.

Закончив с его рукой, я смог заняться проблемами других больных. Где-то были ожоги, где-то ссадины, где-то уже отсутствовали некоторые фаланги пальцев... но это связано со странной традицией прошлого: потеряв близкого человека, люди отрубали себе палец. К счастью, у молодого поколения я такой приверженности традициям не видел.

Понимая, что моих лекарств совершенно недостаточно, чтобы помочь всем даже в краткосрочной перспективе, я принялся проводить целый курс первой помощи. Человек, третий месяц изучающий язык... курс первой помощи. Да. Порой я терялся, подбирая слова, но меня слушали с подкупающей внимательностью, если забегали дети и начинали шуметь — их успокаивали.

Мне задавали вопросы как знахарю. И я позволил себе тоже перейти к расспросам. Главный мой вопрос заключался в том, почему они ничего не знают о медицине? Почему у них нет медицинского пункта, хотя в Хитуги он есть?.. И я получил ответ. Мне объяснили, что раньше в Вемасили (община между Вусеремом и Хесимо) находился пункт первой помощи, но когда доктор умер от старости — нового туда не прислали. Самостоятельно переезжать в горы мало кто захочет. Так что уже много лет жители не получают медицинской помощи, и если совсем прижмёт — идут пешком несколько дней. Они знают, что такое антибиотики, обезболивающие и прочее, ведь цивилизация уже была здесь, позволила им забыть о других способах лечения... и покинула их. Как подло.

Из-за того что я не владею языком на достаточном уровне, со мной приходилось объясняться максимально простыми фразами, но от этого порой они становились лишь точнее. Рассказывая про исчезновение медпункта, меня добили короткой фразой, объясняющей, как они живут без медицины: «Мы живём, затем долго болеем и умираем».

Изъясняться мне порой помогал Тани, парень лет 30 из деревни Вемасили. Он один из немногих, кто умел и хорошо писать, и читать, поскольку учился в Вамене. Более того — он даже владел базовым английским. На протяжении всего «курса» он записывал мои рекомендации по обработке ран и гигиене. Когда я закончил, на отдельном листке он написал списком проблемы со здоровьем, которые есть в общинах. Спросил, смогу ли я как-то помочь, может достать лекарства. Но ведь я не Красный Крест, у меня нет таких ресурсов... Понимая, что положиться им сейчас больше не на кого, я сказал, что подумаю.

Один из мужчин принёс мне поесть: миску риса с зеленью и кофе. Когда я продолжил рассказывать о путешествии и медицине (а слушатели не иссякали), меня прервали, сказав, что нужно есть, чтобы были силы. Пожалуй, они правы.

Часть взрослых вернулась к делам и их место заняли дети. Им было интересно даже просто смотреть на меня, взгляд в совокупности с улыбкой одного из них запомнится мне навсегда. Он выражал и радость знакомства, и... не знаю. Сейчас я никак не могу вырваться из контекста и везде вижу боль, с которой люди живут.

Долгое время я берег банку шоколадной пасты на «чёрный день» и решил, что он настал. Отдал её детям. Каково же было моё удивление, когда никакой суматохи не возникло! Тут же нашлась девушка постарше, она принялась организованно выдавать по ложке каждому ребёнку, чтобы никто не остался обделённым. В общине всё общее. Почти всё.

Прямо у деревни бьёт ключ, там же жители моют посуду. Умылся и почувствовал второе дыхание. Хотя, может, дело в том, что я наконец-то поел.

Как уже писал ранее, в общине есть дома с металлической крышей, а ещё есть туалет. Сделан он очень добротно: толстое бетонное основание и труба, выводящая отходы в ущелье. Вообще здесь довольно мало ровных площадок, все заняты постройками и бананами.

Когда я решил разглядеть получше один из хонаев, Ламберт спросил, не хочу ли я посмотреть его изнутри. Судя по всему, это оказался большой хонай, мужской. Да, мужчины живут все вместе, в то время как женщины с детьми и свиньями — в отдельных. Видимо, таким образом делят имущество разных семей.

Снаружи мне совсем ничего не было слышно, хотя внутри — настоящие посиделки: женщины готовят уби (позднее они разойдутся по своим домам). Всё в дыму, глаза с непривычки слезятся. Меня усадили поближе к выходу — так явно было легче наблюдать.

Все смеются, шутят. Моё присутствие их не смущает. Снова угощают кофе и картофелем. Спрашивают разное, но особенно часто жалуются на зубную боль. Зубы болят у всех поголовно. И это видно невооружённым взглядом — у тех, кто постарше, зубов просто нет, а у кого-то они черны. Пораздумав, я вспомнил о простом народном способе ухода за полостью рта, помимо чистки зубов, — полоскании солью, оно поможет и во время болезни, и для профилактики, снимет боль, если ещё не всё так плохо. Мне не раз помогало. Рассказал и им. Сказали, что соли у них в достатке, но они даже не задумывались... Эта новость привела их в детский восторг. Началось живое обсуждение. Кто-то даже вышел из хоная, чтобы рассказать другим на улице.

Я тоже поймал чувство эйфории. Вспомнил о вопросе Тани насчёт лекарств. Может, получится? У меня нет денег, но я умею писать, рассказывать истории. Я могу вернуться в Вамену и рассказать об увиденном в блоге, после чего надеяться, что доверие читателей конвертируется в финансовую поддержку идеи. Ведь мир лучше, чем говорят?..

Организация... Если мне удастся найти деньги, доставить всё самостоятельно не выйдет. Самолёт домой уже 5 января (сегодня 30 декабря). Но у меня есть Маикел, мой «наяк», на него можно положиться. Можно договориться с ним, чтобы он доставил лекарства в родной Вусерем, затем в Вемасили и Хесимо. Оплатить работу. Он не откажется.

Решил отрезать все пути к отступлению и, подсев к Тани, сказал ему, что сделаю всё от меня зависящее, чтобы 5 января в общину доставили лекарства. Чтобы всех повязать между собой, упомянул, что доставит всё Маикел, он же будет отвечать за распределение лекарств в своей общине, Тани займётся Вемасили, а Ламберт — Хесимо. Важно было это проговорить, поскольку у папуасов есть большие проблемы с обязательностью и организацией любого сложного процесса. Именно поэтому остальные жители хоная тоже были введены в курс дела. Они будут ждать лекарства от Ламберта, а он — от меня.

Я ещё никогда не брал на себя такую ответственность, если не считать групповых походов, но это тот случай, когда она того стоит. У меня будет всего пять дней, чтобы провернуть задуманное.

Чувствую, что немного простыл, так что никуда дальше не пойду. Нужно расслабиться и отдохнуть, поснимать окружающих людей. Обычно я не делаю этого без явного разрешения, но сейчас чувствую, что у меня есть моральное право. Я не просто наблюдатель, я часть этого племени. И если я хочу им помочь по-настоящему, мне нужно показать их жизнь, показать, кому пойдут лекарства.

Дети. Чем занимаются дети? Тем же, чем и все дети нашего мира. Бьют палками траву, перекрывают ручьи, громко смеются и кричат... Правда, ещё бегают с мачете, но это колорит региона. На шее у некоторых красуются кабаньи клыки.

Взрослые тем временем занимаются хозяйством. Один из мужчин, например, плетет веревку из какого-то растения, используя свой инструмент. Да, мачете.

Говорят, что охотой здесь тоже промышляют, но в горах это сильно сложнее, поэтому основной источник пищи — это картофель, а свиней берегут почти как членов семьи.

Сказали, что завтра община планирует построить новый хонай. По их словам, это занимает всего один день, но нужно заготовить жерди для стройки. Интересно было бы увидеть, но могу не успеть.

Хесимо находится на высоте 2024 метра, но я решил подняться ещё выше, чтобы посмотреть на долину сверху. Большие дома — это церковь и школа.

Тани поднялся ко мне и поблагодарил за то, что я делаю. То, что планирую сделать. После чего немного помялся и спросил, не мог бы я купить ему шлёпанцы. Вот так. Человек, владеющий английским, умеющий читать и писать, но выбравший жизнь с родной общиной... не имеет шлепанец. Мне пришлось ему отказать: в случае чего я не смогу обеспечить обувью всех — это слишком габаритный груз. До Вусерема дойдёт лишь мотоцикл. Он отнёсся с пониманием, а я задумался над тем, не подойдут ли ему мои неубиваемые треккинговые носки. Хоть что-то.

Тишину на пригорке нарушила своим появлением детвора. Они занялись катанием с глиняной горки. Она чуть подсохла, но кому до этого дело? Обрезанная канистра, пара пучков травы внутрь для комфорта... и вниз с восторженным криком. Кому нужен этот снег!

Познакомился с ними поближе, узнал имена: Сабэни, Бануа, Мингус и Ланус. Кто-то был совершенно босым, а кто-то — в модных сапогах. Представляю, насколько это круто здесь.

Вернувшись вниз, я продолжил наблюдать за происходящим вокруг. Когда я решил сфотографировать детей на фоне школы, со стороны раздались крики, и на меня выбежало трое с мачете. Да нет, они просто тоже хотят сфотографироваться! Круто же.

Понаблюдал за местной игрой, названия которой не знаю. Дети просто швыряют тяжёлые камни, видимо, кто дальше. Вот бы раздобыть им мячик.

Пока снимал их — меня вновь облепили. Им очень нравится фотографироваться. Охотно позируют. Пожалуй, это один из моих лучших снимков за 5 месяцев пути от Сибири до Папуа.

Порой мне приносили разные угощения и кофе. Похоже, других напитков тут нет.

Один из ребят развлекался, стреляя из рогатки. Вспомнилось детство, когда и у меня была такая... и я во дворе выстрелил в местного хулигана метров со ста. Думал, не попаду. Мою меткость не оценили, а рогатку тут же утилизировали.

Попытался разузнать у Тани, сколько здесь всего поселений и жителей. Первое оказалось простой задачей, ведь их всего восемь: Вусерем, Вемасили, Вураа, Хугима, Кавакало, Лайрои, Уверома, Хесимо. А вот с числом людей всё сильно сложнее. Каждый раз (на протяжении дня) на этот вопрос я получал один и тот же ответ от всех: «Banyaaaaak (Много)». Сколько жителей в Хесимо? Много. Сколько тебе лет? Много. У них просто не бывает чисел больше десяти. Я о таком только в книгах читал... Как же тогда планировать что-либо? Всё усложняется.

Столкнувшись с нехваткой медицинской помощи, я больше понимаю, почему жители гор недовольны правительством Индонезии. Тут нет даже банального медпункта, а дорогу сделали горняки, чтобы добывать золото. Папуа страшно богато, а его народы ужасно бедны.

Вечером начался дождь, и мы вновь собрались в хонае. Сидим в темноте, но в сухости. Тепло. Едим горячий картофель. Детишки сбились в отдельном углу, чтобы посмотреть мультики со смартфона — не удивлюсь, если он тут всего один. Заряжается от солнечной панели (примерно на 12W). Освещения в помещении нет, лишь один мощный фонарь для всякой срочной работы.

Совсем утомившись, вернулся в гостевой дом. Может показаться, что он комфортнее дымного хоная, но это не совсем так. Здесь гораздо холоднее.

Напоследок разобрал снаряжение. То, что не планирую использовать, — оставлю жителям, особенно продукты. Тут и вкуснейшие вафли, и консервы из тунца. Я уже скоро буду в городе. Не пропаду.

Какие тут можно подвести итоги? Я хотел уйти в горы на 10 дней, но провёл лишь три, с головой окунувшись в местную жизнь. Мне очень хотелось бы остаться здесь подольше, но тогда я не смогу им помочь. Какой толк от дневника, если его ценой будет чьё-то здоровье? Завтра я пойду обратно в город. Опять.


Чтобы оставаться в курсе событий, можете подписаться на телеграм. Там выходят анонсы. Карта с маршрутом и мои книги: got1try.ru

UPD:

Продолжение: Папуа. День 34. Возвращение в Вамену / или "Как я провёл новогоднюю ночь по соседству с дебоширом в тюрьме..."

Показать полностью 39 7
Отличная работа, все прочитано!