6

Ответ на пост «Адвокатские истории ч. 19: "Про упорство государственных органов"»

По поводу первого абзаца.

В последнее время укоренилась практика, что суды не вправе вмешиваться в компетенцию административных органов.

Например, вы обращаетесь в Росимущество с заявлением о выкупе земельного участка без проведения торгов. Уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка по причине "потому что".

Вы пытаетесь оспорить решение уполномоченного органа, подаете в суд административный иск и тут начинается самое интересное. Суд может признать решение административного органа незаконным, но обязать его совершить какие-либо действия (подготовить проект договора купли-продажи, подписать и направить в адрес административного истца) - не может. Вместо этого суд просто указывает на необходимость повторного рассмотрения заявления.

Ко мне на консультацию пришел дядечка. Где-то четыре года тому назад он обратился с аналогичным заявлением в Росимущество. Уполномоченный орган в положенный 30-дневный срок ничего не предпринял. И так прошло четыре месяца. Заявитель обивал порог уполномоченного органа, но сотрудники ничего внятного ему объяснить не могли. Заявитель обратился к юристу, а тот помог ему отстоять свои права в суде. Суд признал бездействие уполномоченного оргага незаконным, но не стал обязывать Росимущество передать земельный участок в собственность заявителя. Потом уполномоченный орган подал апелляционную жалобу, а после отказа в ее удовлетворении - кассационную жалобу, которую вышестоящий суд также посчитал не заслуживающей удовлетворения.

И потом клиент стал ждать. Подождал месяц, два месяца, три месяца. А его заявление не торопятся рассматривать. Обратился снова к юристу. Юрист сказал, что надо снова пойти в суд. По второму кругу. И здесь начинается самое забавное.

Суд первой инстанции удовлетворяет административный иск. Частично. Бездействие признано незаконным, на уполномченный орган возлагается обязанность рассмотреть заявление. В удовлетворении административного иска в части обязания передать земельный участок снова отказано. При принятии решения суд руководствуется преюдицией, ведь бездействие уже было признано незаконным ранее.

И знаете что? Уполномоченный орган подает апелляционную жалобу. Шансов нету никаких из-за преюдиции, но время как-то потянуть надо.

На этот раз апелляционная инстанция рассматривала две жалобы. Заявителю не понравилось, что суд не обязал уполномоченный орган передать земельный участок в его собственность. Обе жалобы были оставлены без удовлетворения. Что касается жалобы Росимущества, то тут и так все понятно. А отказ в удовлетворении жалобы заявителя был мотивирован тем, что суд не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию Росимущества.

Потом были поданы кассационные жалобы. С жалобой Росимущества все банально и очевидно: в удовлетворении жалобы отказано из-за преюдиции. Кассационная жалоба заявителя также оставлена без удовлетворения. На довод заявителя, что длительным безде йствием нарушаются его права на выкуп земельного участка, суд ответил: "Вам никто не мешает снова обратиться в суд в случае бездействия".

Потом клиент приходит ко мне. И чем ему помочь в данной ситуации? Астрент по административным делам не применяется. Жалобы в прокуратуру уже писали.

Кадастровая стоимость земельного участка с тех пор выросла почти в два раза, а значит платить за земельный участок придется в два раза больше. Так еще Росимущество прислало претензию с требованием погасить задолженность по арендной плате. Я предложил взыскать убытки, составляющие разницу между всеми ранее уплаченными арендными платежами и размером земельного налога, который пришлось бы уплатить в случае своевременной передачи земельного участка в собственность. Но клиент уже устал от судов и ушел с консультации расстроенным.

Чем эта история кончилась я не знаю.

Показать полностью
90

Адвокатские истории ч. 19: «Про упорство государственных органов»

Ранее я неоднократно писал про непонятное мне упорство государственных органов возражать против удовлетворения исков, которые никак не затрагивают их права и обжаловать все подряд решения, даже если шансов нет. Вот и в этот раз я столкнулся с аналогичной ситуацией.

Предыстория такова:

М. родился в Республике Таджикистан в 1997 году. По какой-то причине (думаю из-за разрухи в стране, только что кончившейся гражданской войны, да и из-за ненадобности) свидетельство о рождении получил только в сентябре 2004 года, когда пошел в школу. На момент рождения и получения свидетельства о рождении его мать (фамилия С.) и отец (фамилия М.) не состояли в браке, зарегистрированном в органах ЗАГС, и в графе «отец» работники записывают самого М. в качестве своего же отца.

В 2007 году отец и мать обращаются в ЗАГС и на основании их заявления вносятся изменения в актовую запись – М. присваивается правильное отчество и в графе «отец» указываются верные данные его отца. Новое свидетельство с правильными данными родители получают только в 2014 году, что отражено в дате выдачи свидетельства (видимо аккурат перед получением паспорта).

В 2013 году М. заканчивает среднюю школу и получает аттестат об образовании (в Таджикистане называется табель итоговых оценок).

В 2014 году М. получает паспорт, и в 2015 году аттестат об образовании (11 классов). Все документы оформлены на фамилию М.

В 2020 году М. обращается в Управление по вопросам миграции (УВМ) УМВД и получает гражданство. В заявлении о приеме в гражданство он указывает что никогда не менял своих установочных данных (что есть чистая правда). Школьные аттестаты и первое свидетельство о рождении от 2004 года он естественно не прикладывает, так как это не требуется.

В 2022 году отец М. также обращается в УВМ с заявлением о принятии в гражданство и в качестве документов, подтверждающих родство с сыном прикладывает свидетельство об установлении отцовства 2022 года (?!) и заверенную ксерокопию восстановленной записи акта о рождении 2007 года в которой фамилия сына – С. написана ручкой и зачёркнута, и указана фамилия М. Причем какая фамилия была вписано первой С. или М. вообще непонятно.

И вот видя все это сотрудники УВМ решают, что М. их обманул и обращаются в суд с заявлением об установлении факта сообщения заведомо ложных сведений.

В суд к удивлению, и суда и УВМ М. приходит не один, а со мной. В заседании мы предъявляем оригинал первого свидетельства о рождении 2004 года, приписное свидетельство, документы об образовании, справку из школы, о том, что М. с первого класса обучался под фамилией М., а фамилию С. никогда не носил.

Представитель УВМ в заседании заявляет, мол неизвестно откуда мы взяли эти документы. Неизвестно подлинные они или нет, и вообще в Таджикистане такие документы можно купить.

Хорошо! Если вы сомневаетесь в подлинности, заявляйте ходатайство о фальсификации доказательств. Экспертиза установит подлинные документы или нет.

Данное ходатайство представитель УВМ конечно заявлять не стал. Однако, чтобы затянуть время, представитель УВМ просит суд запросить из Таджикистана сведения из школы и ЗАГСа, в чем суд им отказывает с мотивировкой, что они госорган и сами имеют такие полномочия, а оснований для оказания содействия судом нет.

В итоге суд отказывает УВМ в удовлетворении заявления об установлении факта предоставления заведомо ложных сведений. На рассмотрение дела ушло всего 2 заседания.

УВМ зачем-то обжалует решение суда, хотя перспектив для удовлетворения нет никаких. Аргументы сводятся лишь к несогласию с решением суда.

Я был убежден, что в областном суде дело рассмотрят за одно заседание, как это зачастую бывает.

И вот тут начинается самое интересное. Областной суд начинает «за уши» тянуть УВМ – в судебном заседании допрашиваются сотрудники УВМ, которые принимали документы у М. и его отца, хотя в первой инстанции ни что не мешало УВМ это сделать; суд по собственной инициативе делает запрос в ЗАГС и школы, и просит предоставить сведения касающиеся М.

Естественно для таджикских школ и ЗАГСа запрос российского суда ничего не значит. Они его просто игнорируют. Заседание откладывалось 4 (!!!) раза, поскольку не пришли ответы.

На мое замечание, что они могут в принципе не ответить т.к. никакой ответственности для таджикской стороны нет, суд просто откладывал заседание в очередной раз.

Видя эти постоянные формальные отложения, я попросил М. самостоятельно связаться со школой в которой он обучался, и получить на руки нужные документы.

На последнее заседание мы явились с оригиналом личного дела М. (с его фотографией) в котором в качестве документа было указано свидетельство о его рождении 2004 года, в качестве матери указана С., а в качестве отца он сам. Также в личном деле хранился сертификат о прививках на фамилию М., его собственноручное заявление о разъяснении ему правил поведения в школе, характеристика на его имя.

После этого суд вынес апелляционное определении – отказал УВМ в удовлетворении жалобы. Кстати ответы из ЗАГСа и школ в адрес суда так и не пришли.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!