2028
Авиация и Техника
Транспорт Транспорт

"Падаем, падаем, прощайте, падаем" Крушение Ил-18 под Киевом

17 августа 1960 года авиалайнер Ил-18Б, принадлежащий 235-му лётному отряду особого назначения авиакомпании "Аэрофлот", выполнял международный пассажирский рейс по маршруту Каир - Москва.

Ил-18

Ил-18

У внимательного читателя сразу возникнет вопрос: почему обычный международный рейс выполнял элитный отряд "Аэрофлота", предназначенный для перевозки высших должностных лиц Советского Союза?

Немного истории. До 1956 года высшие руководители СССР летали на военных самолётах. Их пилотировали офицеры Военно-воздушных сил страны. Эта традиция была прервана 13 апреля 1956 года. Постановлением Совета Министров СССР Министерство обороны СССР было освобождено от обязанности по перевозке высших должностных лиц страны. А 5 мая 1956 года был издан приказ о создании в структуре "Аэрофлота" авиационного отряда особого назначения (АООН) с местом базирования в аэропорту Внуково. Позже АООН был переименован в Отдельный авиационный отряд № 235. Лётный состав был набран из лучших экипажей Московского транспортного управления гражданской авиации.

Это сейчас любая авиакомпания может летать за рубеж, а в те годы международные рейсы выполнялись только международной авиагруппой Московского управления транспортной авиации гражданского воздушного флота, базировавшейся в Шереметьево. Но для выполнения именно этого рейса был привлечен 235-й отдельный авиаотряд, т.к. предстояло перевезти VIP-персон.

Одна из них - Джон Мухима Комулуанж Калекези, живший в изгнании в Каире лидер национального конгресса Уганды. Его пригласил в Москву сам Никита Хрущёв на процесс по делу американского лётчика-шпиона Фрэнсиса Пауэрса, чей самолёт был сбит 1 мая под Свердловском. На процессе угандиец должен был выполнять важную и почетную роль посредника СССР и США, отношения между которыми из-за этого инцидента были накалены до предела.

Вторая VIP-персона - Мустафа Феррухи (с женой и тремя детьми), алжирский политик, член французского отделения Фронта национального освобождения, преследуемый французской полицией. В те годы Алжир боролся за свою независимость от Франции, а СССР всячески поддерживал эту борьбу.

Кроме упомянутых VIP-персон, в салоне находилось еще 25 пассажиров, которых обслуживали 2 стюардессы. Лайнером управлял опытнейший экипаж (иных в 235-й авиаотряд и не брали) в составе командира, второго пилота, штурмана, бортмеханика и бортрадиста.

Салон Ил-18

Салон Ил-18

Ил-18Б с бортовым номером СССР-75705 был выпущен Московским машиностроительным заводом «Знамя Труда» в декабре 1959 года в варианте с пассажировместимостью на 80 мест. Далее он был передан Главному управлению гражданского воздушного флота (выполняло полёты под наименованием "Аэрофлот"), которое к 29 декабря направило его в 235-й авиационный отряд особого назначения.

Лайнер был оборудован четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20, которые имели наработку всего 217 часов 20 минут. Общий налёт авиалайнера составлял 407 часов и 117 циклов «взлёт-посадка». Тут надо добавить, что на описываемый день самолет Ил-18 только начинал осваиваться для пассажирских перевозок. Он был новым и, соответственно, «сырым». Первые пассажирские рейсы на лайнере этого типа были выполнены 20 апреля 1959 года.

Кабина Ил-18

Кабина Ил-18

Полет из Каира до границы СССР прошел нормально. В 15:52, когда лайнер был над Киевской областью, экипаж доложил диспетчеру, что зафлюгировался воздушный винт № 4 (крайний правый). В связи с этим командир принял решение о вынужденной посадке в аэропорту Борисполь.

Однако ситуация ухудшалась стремительно. В 15:57 с борта доложили, что на правой плоскости крыла и в двигателе №4 возник пожар и экипаж выполняет аварийное снижение. Тогда диспетчер предложил посадку в более близком аэропорту - Жуляны. Но в 15:57:30 экипаж передал последнее сообщение:

"Падаем, падаем, прощайте, падаем, падаем, падаем…".

Ил-18 стремительно снижался с выпущенными шасси и закрылками. Но вдруг из-за пожара взорвались расположенные в правом крыле топливные баки, при этом разрушив правую плоскость крыла. Также оторвался горящий двигатель №4. Потерявший управление борт почти отвесно рухнул вниз и врезался в землю на юго-восточной окраине села Тарасовичи в 41 километре северней аэропорта Жуляны. При ударе авиалайнер взорвался и полностью разрушился. Все 34 человека на борту погибли.

На период работы комиссии по расследованию катастрофы эксплуатация всех Ил-18 в стране была приостановлена. Через 8 месяцев расследования комиссия пришла к выводу, что пожар возник вследствие разрушения конструкции двигателя изнутри, что и стало причиной автоматического флюгирования винта. Продолжающийся пожар вызвал взрыв топливных баков с последующим отделением горящего двигателя от самолета. Из-за возникших в процессе падения перегрузок от лайнера оторвался и двигатель №1 (левый крайний).

Все действия экипажа при возникшем пожаре были признаны комиссией правильными. Главной причиной катастрофы было названо нарушение герметичности топливной форсунки в двигателе № 4, в результате чего возник прогар камеры сгорания и кожуха маслоситемы двигателя, что и привело к пожару. Сопутствующей причиной послужило отсутствие системы пожаротушения двигателя. Она просто не была предусмотрена в его конструкции.

Создатель двигателя АИ-20 известный конструктор Александр Ивченко, который даже получил за него Ленинскую премию, узнав о выводах комиссии, перенес тяжелейший инсульт. И хотя топливные форсунки, из-за которых и произошёл пожар в двигателе, разрабатывались другим конструкторским бюро, конструктор не снимал с себя ответственность за аварию лайнера, оснащенного его детищем.

По результатам расследования противопожарные перегородки турбовинтовых двигателей АИ-20 были заменены титановыми, а материал трубопроводов был заменён с дюралюминия на специальную жаропрочную сталь. Также поменяли расположение топливных кранов двигателей на более удобное для их перекрытия в случае возникновения пожара. Все ранее выпущенные Ил-18 были доработаны, а с апреля 1961 года все новые авиалайнеры выпускались с этими изменениями.

Кроме того, в конструкцию двигателя АИ-20 было добавлено устройство, с помощью которого, в случае пожара, к задней опоре вала турбины подавался огнегасящий состав.

Расследования авиакатастроф в Телеграм:

https://t.me/rumayday

Авиация и Техника

11.6K постов18.5K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу

387
Автор поста оценил этот комментарий

Есть в авиакатастрофах этот ужасающий нюанс. Даже не знаю, как его назвать. Отложенная, затяжная смерть?
Когда человек жив-здоров, но понимает, что сейчас неминуемо умрёт. Понимает это долгие секунды, а иной раз может и минуты. Представить жутко. Безумие.

раскрыть ветку
39
Автор поста оценил этот комментарий
А почему двигатели имели наработку в два раза меньше всего самолёта? Были заменены все четыре движка через 190 часов работы? Или прошли капиталку? Опять же непонятно, почему так рано...
раскрыть ветку
83
Автор поста оценил этот комментарий

Рассказ, конечно...

- был самолёт (30%)

- вот его история (30%)

- на нём полетели такие-то и такие-то шишки (30%)

- он упал (3%)

- нашли причины (3%)

- приняли меры (4%)

раскрыть ветку
25
Автор поста оценил этот комментарий

На период работы комиссии по расследованию катастрофы эксплуатация всех Ил-18 в стране была приостановлена.

Все ранее выпущенные Ил-18 были доработаны, а с апреля 1961 года все новые авиалайнеры выпускались с этими изменениями.

Возможности и методы социалистической сверхдержавы поражают. Особенно вспоминая скандалы с боингами.

раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

А это был именно АИ20 или уже АИ20К?

раскрыть ветку

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества