vedroid800

пикабушник
поставил 2424 плюса и 1893 минуса
проголосовал за 48 редактирований
2031 рейтинг 0 подписчиков 749 комментариев 1 пост 1 в "горячем"
108

Советские аккумуляторные электропоезда

Советские аккумуляторные электропоезда Железная Дорога, Поезд, Аккумулятор, Длиннопост

В 50-х годах ХХ века для пригородных перевозок на Рижском вагоностроительном заводе производились трёхвагонные электросекции типа Ср3, состоящие из одного моторного вагона и двух прицепных вагонов с кабинами управления. В зависимости от пассажиропотока, поезда формировались из 1 - 3 таких секций. Дизель-поезда же в то время в СССР ещё не строились, поэтому на неэлектрифицированных участках пригородное движение в основном обслуживалось паровозами.

В 1957 году инженеры Н. И. Краснобаев и И. Т. Макаренко в целях замены неэкономичной паровозной тяги предложили оборудовать трехвагонные секции Ср3 аккумуляторными батареями и пускать составленные из таких секций поезда по неэлектрифицированным участкам. В 1959 г. начались первые эксперименты, и через 2 года, с учётом накопленного опыта, поезд из двух трёхвагонных секций был переоборудован в контактно-аккумуляторный. Он получил обозначение Ср3-А6. Поезд имел аккумуляторную батарею ёмкостью 300 Ач из 1872 никель-железных элементов, они располагались группами по 468 штук на каждом прицепном вагоне поезда в вентилируемых ящиках под кузовом и были все соединены последовательно. Напряжение батареи равнялось 2200 В. Масса моторного вагона составляла 63 т, прицепного - 56 т. Для сравнения, прицепной вагон обычной Ср3 весил 39 т.

Электропоезд мог заряжаться как на стоянке, так и во время движения под контактной сетью. Максимальная скорость при работе от контактной сети достигала 85 км/ч, при работе от батарей электропоезд мог преодолеть расстояние до 150 км со средней скоростью 45 км/ч и максимальной - 65 км/ч.
Электропоезд поступил в Латвийскую ССР, в депо Засулаукс Прибалтийской ЖД. Первые поездки совершались на электрифицированном участке Рига - Огре (здесь заряжались аккумуляторы) и неэлектрифицированном Рига - Елгава.

С 1965 по 1967 год на Октябрьском вагоноремонтном заводе в Ленинграде были переоборудованы ещё 8 поездов, каждый из двух секций Ср3. Они получили обозначение Ср3-А6М. На поезда была установлена батарея с бóльшей ёмкостью (400 Ач) и бóльшим максимальным разрядным током, что позволило повысить максимальную скорость при работе от батареи до 85 км/ч. В связи с малой эффективностью электроотопления при работе от батареи кузова вагонов были дополнительно утеплены. Были исправлены недостатки, выявленные во время эксплуатации старой модели.

Советские аккумуляторные электропоезда Железная Дорога, Поезд, Аккумулятор, Длиннопост
Советские аккумуляторные электропоезда Железная Дорога, Поезд, Аккумулятор, Длиннопост

Все электропоезда Ср3А6М были приписаны к депо Засулаукс Прибалтийской ЖД и работали на таких неэлектрифицированных и частично электрифицированных маршрутов, как Рига - Елгава, Рига - Сигулда, Рига - Тукумс. Один из поездов непродолжительное время работал в Эстонии.

В 1980 году в связи с появлением на Прибалтийской ЖД достаточного количества дизель-поездов, сложным и дорогим обслуживанием батарей и довольно низким КПД, эксплуатация контактно-аккумуляторных электропоездов Ср3-А6М была признана нецелесообразной. Все контактно-аккумуляторные электропоезда были переданы на Донецкую ЖД, где были разоборудованы и переделаны в обычные электропоезда. Там они проработали до начала 90-х годов.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!