rudin

rudin

пикабушник
пол: мужской
поставил 13 плюсов и 5 минусов
975 рейтинг 152 комментария 9 постов 5 в "горячем"
268

Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах.

Приветствую друзья!

Прошлый мой пост получил много плюсов и комментариев, были правильные коменты по поводу отсутствия цифр и я с этим согласен, поэтому в данном посте будет больше статистики.

Саша, я про вас помню и пишу находясь на торговой точке =)


Кратко напомню:

1. Нас 2 человека.

2. До 2018 года основной вид деятельности - комплексное внедрение crm систем (IT ниша простыми словами).

3. В январе 2018 года было принято решение начать новый стартап и после небольшого мозгового штурма приняли решение двигаться в сторону сельского хозяйства, в частности заняться продажей комбикормов для различных сельхоз. животных.

4. До мая 2018 пробовали работать с парой производителей, пробовали продавать в холодную, даже что то продавали, но это было больше "тестирование ниши".

5. С мая 2018 начали работать с крупным производителем из Краснодарского края.

6. Арендовали торговую точку на специализированном рынке. Началась плотная работа.

С мая 2018 особой статистики нет, так как подбирали инструменты для учета, но скажу, что мы начали работать под конец сезона и до 2019 мы продали около 40тонн комбикормов.


2019 год


Объёмы продаж

В этой сфере, первые 2 месяца совершенно “пустые”, поэтому продажи очень слабые.

Наши продажи выглядят так:

Январь 6 504кг

Февраль 10 378кг

Март 21 380кг

Апрель 35 556кг

Всего: 73 820кг

Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост
Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост
Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост

Реклама в интернете

В феврале 2019г мы запустили рекламные компании в яндексе и гугле. Как итог потрачено 10к, получено 6 заявок по которым прошло 4 продажи. В целом потраченные деньги не отбились, но мы это делали в качестве эксперимента и для понимания как работать с этим инструментом.

В целом мы максимально используем бесплатные инструменты (доски, авито, форумы). Исходим из принципа "там где бесплатно - мы должны быть" и это работает. В среднем каждый день получаем 3 звонка, пока мы не понимаем кто откуда, но рассматривая в комплексе - стратегия верная.

Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост
Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост
Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост

Работа с заявками

Для ведения потенциальных покупателей используем crm + мои звонки (для записей и автоматической фиксации звонков).

Итоги продажи комбикормов. Итоги в цифрах. Предпринимательство, Предприниматель, Стартап, Сельское хозяйство, Малый бизнес, Длиннопост

Сайт

Конечно же есть и достаточно не плохо работает. С сайта заказывают 2 обратных звонка в неделю.

Так же сайт является отличным источником информации для тех, кто более детально интересуется кормами.


Продажи

Мы сделали сетку цен.

Розничная цена

Оптовая от 500кг до 5тонн

Оптовая от 5тонн (она же дилерская).

Таким образом мы стараемся не конкурировать с дилерами и не ограничивает дилера в своей розничной цене (рекомендуем ставить такую же розничную как у нас). На практике пока не возникало конфликтов. При этом если нам поступает заявка из города дилера - передаём ему.

Наша розничная точка "обрастает" постоянными клиентами и продаёт от 5 до 10тонн в месяц (данные с января 2019 по май 2019). Точка ни разу не работала в минус. Порог безубыточности 2.5 тонны. В сезон объём растёт более 10тонн.


Цыплята

Это направление очень интересно. Первая наша поставка была 300 голов. На данный момент мы продаём 2тыс голов каждые 2 недели (на май планируем 2тыс каждую неделю). Основные источники клиентов: рекомендация, рынок и холодный обзвон.


Итог: пока наш стартап не приносит миллионы, много физической работы, но мы уверены в выбранном пути и стратегии! Тем более открываются новые перспективы и ниши.


Пока всё, задавайте вопросы.

Показать полностью 7
508

Результаты продажи комбикормов.

Приветствую всех!


Что-то давно я не рассказывал о положении наших дел. В целом... ай ладно не буду спойлерить и расскажу по порядку. Начну с негатива:


1. Катастрофически не хватает времени. Сейчас у меня график приблизительно такой: 7.00 подъём, с 8.30 до 16.00 торговля на точке, с 17.00 до 21.00 домашние дела, с 21.00 до 00.00 задачи по CRM и планирование следующего дня. Порой хочется, что бы в сутках было 30 часов.


2. В общении с потенциальными дилерами слышу фразу "ну вашу продукцию не спрашивают, поэтому нет смысла ставить", что достаточно странно, люди даже не пробуют ставить что-то новое.


3. Не выстроена логистика. Много не больших заказов (300-500кг) находятся на больших расстояниях. Получается нам не выгодно везти такое кол-во, а стоимость доставки значительно повышает стоимость кормов, но у нас уже есть решение задачи, пока фиксируем таких лидов.


Положительные изменения:

1. Мы купили автомобиль для доставки товара. Купили идеальный вариант в соотношении цена/качество/грузоподъёмность - это форд транзит 89года. Машинка - рабочая лошадка и уже в работе. Мы очень довольны.

Увидите нас в дороге - бибикните 3 раза =)

Результаты продажи комбикормов. Предпринимательство, Сельское хозяйство, Стартап, Предприниматель, Начинающие предприниматели, Малый бизнес, Длиннопост
Результаты продажи комбикормов. Предпринимательство, Сельское хозяйство, Стартап, Предприниматель, Начинающие предприниматели, Малый бизнес, Длиннопост
Результаты продажи комбикормов. Предпринимательство, Сельское хозяйство, Стартап, Предприниматель, Начинающие предприниматели, Малый бизнес, Длиннопост

2. С 20 марта мы подписали договор с инкубатором и продаём кроме кормов - суточных цыплят различных пород и эта схема показывает себя очень хорошо.


3. Под цыплят купили специализированные ящики для транспортировки. На практике пришлось их апгрейдить, оказывается нельзя просто взять и сделать нормальные ящики. Цыплята выскакивают через ручки. Вот такой не сложный апгрейд:

Результаты продажи комбикормов. Предпринимательство, Сельское хозяйство, Стартап, Предприниматель, Начинающие предприниматели, Малый бизнес, Длиннопост
Результаты продажи комбикормов. Предпринимательство, Сельское хозяйство, Стартап, Предприниматель, Начинающие предприниматели, Малый бизнес, Длиннопост

4. Продажи. Кол-во клиентов растёт и продажи тоже. За март пробили планку в 20 тонн за месяц. В данный момент рентабельность 11%.


5. Дилеры. Тут тоже есть прогресс, на данный момент их 8 штук. Продолжаем плотно развивать это направление.


6. Клиенты. База растёт, всё больше звонят предприниматели средней руки и интересуются кормами. Основная причина - не устраивает текущий корм или качество текущего корма испортилось. Ну а нам есть, что предложить им, таким образом - появляются новые клиенты.


7. Всё больше вливаемся в птичью и кормовую тусовку, конечно много неожиданностей по тем или иным людям, но больше интересных моментов.


8. Производитель. Отношения хорошие, радует адекватное руководство.


9. Снова в поиске автомобиля, только теперь хотим купить минивен (скорее всего Vito).


В целом движемся не плохо, бывают ошибки, но без них никуда. Конечно же, порой людей смущает стоимость комбикормов, но те, кто занимается этой темой и считают себестоимость выращенной птицы - выбирают нас.


По планам:

Как показывает практика ниша очень перспективная, есть различные направления и в каждом направлении можно работать. Клиенты/покупатели есть, нужно исключительно выполнять взятые обязательства, максимально честно общаться с клиентами, контролировать качество.


В целом, какие выводы можно сделать сейчас:

1. Если хотите долго работать и развить подобный бизнес – обязательно делайте всё официально, крупные игроки не разговаривают в формате «чё надо? 10 тонн пшенички? Да ща привезу, готов платить?», всё исключительно по договору и зачастую безналичный расчет. Так же стоит контролировать документооборот по ветконтролю и надзорным органам.


2. Качество, качество и ещё раз качество. Как я уже говорил – клиенты есть, только они покупают качественный продукт. Мы обязательно будем развивать отдельные направления: суточная и подрощенная птица, продажа мяса.


3. Работайте только с производителями. Не нужно бояться, нужно идти и разговаривать. Если производитель увидит в вас надёжного и перспективного партнёра, он обязательно пойдёт вам на встречу. Конечно, будут ошибки, проблемы, но это же и есть драгоценный опыт и практика.


4. Никогда не тратьте оборотные деньги =)


5. Не смотрите на конкурентов, просто делайте, так как вам нравится и как «правильно» по вашему мнению.


6. Не демпингуйте. Это один из важнейших моментов. При расчете стоимости продукции, закладывайте все расходы и риски, при этом старайтесь минимизировать расходы. Из жизни: был один парень, который решил демпинговать и задавить своей ценой. Как итог работал в минус и не справился с необходимым объёмом для закрытия убытков, после чего потерял практически всё (часть клиентов в том числе).


7. Не давайте в долг или старайтесь не давать. Мы столкнулись с этой ошибкой и сейчас некоторые средства «замороженные» они не в обороте, а это очень плохо.


Задавайте вопросы в комментариях, если таковые возникнут.


Всем успехов в предпринимательстве.


P.S. Скорее всего следующий пост будет про склады. Подписывайтесь.

Показать полностью 4
0

Система лояльности + Битрикс24

Всем привет! Предыдущий пост о синхронизации 1С и Б24 вам понравился, что ж продолжаю свой рассказ и в этом посте поведаю про систему лояльности.


Краткое описание задачи:

Необходимо сделать систему расчетов кэшбека и бонусов для клиентов, которые купили наш товар. Схематически это выглядит так:

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

Изначально всё выглядело очень сложно, но после пары мозговых штурмов, пазл начал складываться.


Реализация такая:

1. Так как менеджеры работают в Битрикс24, мы добавили дополнительное поле в карточку контакта “Рекомендация от:" где требовалась всего лишь выбрать контакт из существующих в базе.

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

2. Далее мы парсим базу на свой сервер и выстраиваем связи по этому полю.

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

3. В админке это выглядит вот так:

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост
Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

4. Сделали вкладку в Б24 для отображения структуры:

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

5. После того как структура выстроена, можем начислять кэшбеки и бонусы.


Что же под капотом?

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

Панель управления - отображает сводную информацию по текущим контактам, сделкам, лидам, сумма всех сделок и сумма всех бонусных счетов.

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

Сотрудники - тут всё просто, можно добавлять сотрудников (админа и менеджера). У менеджера ограниченные права.


Контакты - формируется список контактов со сводной информацией. Так же добавлен фильтр с различными параметрами. После фильтрации можно выгрузить список в эксельку.

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

Статусы - задаём разные статусы клиентам, в зависимости от суммы их покупки или по другим параметрам.


Типы начислений - пожалуй самый интересный блок. Можно создать различные типы начислений с индивидуальными параметрами.

Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост
Система лояльности + Битрикс24 Битрикс24, Битрикс, Программа лояльности, Crm, Кодеры, Интегратор, Длиннопост

Пример 1: можно создать начисление бонуса в 200р - 8 марта ежегодно - только девушкам + отправить индивидуальное смс и оно будет автоматически запускаться.

В целом в каждом начислении сделан индивидуальный текст смс.

Пример 2: Мы можем под какую то акцию создать начисление, которое автоматически спишется через 3 дня.

Пример 3: В день рождения клиента мы можем начислить бонус и отправить поздравительное смс. При этом это начисление будет срабатывать для всех в день их рождения.

И так далее, вариаций очень много.


История - логирование всех изменений в системе.


Скрипты - при необходимости можно в ручном режиме произвести запуск расчетов, но это сделано исключительно для критических ситуаций и в идеале эти кнопки не нажимать.


Бэкапы - каждый день перед автоматическим запуском расчетов, делается бэкап и в случае выявления ошибки можно откатиться. Такое вполне может быть (например менеджер добавил пару лишних нулей в сделку или ещё что то).


В системе очень много автоматизаций и “упрощений”, некоторые из них:

1. Когда менеджер списывает бонус - сумма сделки автоматически уменьшается на кол-во бонусов.

2. Менеджеры работают из Битрикса24 и не нужно ходить по разным кабинетам.

3. Заполнение 1-го поля в карточке клиента.

4. Формирование дополнительных данных для отдела маркетинга.


В целом было очень приятно работать, не всегда встречаются компании, которые готовы тратить деньги на подобные решения и я уверен, что такая информация очень поможет отделу маркетинга сделать выводы по активности клиентов компании.


На реализацию было потрачено 34 дня +-2 дня.

Показать полностью 10
21

CRM + 1C. Пример синхронизации

Всем привет. Долго не было постов, так как особо нечего рассказывать, "не сезон" как говорится. В целом у нас все хорошо, обрастаем клиентами, контактами, планируем 2019 год.

Сегодняшний пост будет не о комбикормах, а о нашем втором направлении деятельности - внедрение CRM систем.


Мы давно работаем с большой компанией (застройщик недвижимости) и реализовали достаточно интересное решение по синхронизации с 1С.


Входящие данные:

1. Застройщик недвижимости, который продаёт квартиры.

2. Отдел продаж работает в Б24

3. 1С


Проблема: достаточно часто клиенты обращаются к менеджерам с вопросом "сколько я заплатил за квартиру", "сколько осталось заплатить" и тд.

Менеджеру приходится обращаться в бухгалтерию за этой информацией, что совершенно не удобно и не продуктивно.


Поэтому на одной из очередных встреч с заказчиком нам был задан вопрос "Можно ли как то решить проблему или упростить взаимодействие отделов?"


Решение: (мы искали долго, так как пришлось согласовывать некоторые моменты с разными отделами, что бы всех устроила реализация), НО

Поставленная задача была реализована следующим образом:

1. Настроена выгрузка необходимых данных из 1С

2. Написан информационный блок в битриксе

3. Настроен обмен данными


В итоге мы получили следующее:

- в каждой сделке есть вкладка "платежи". В данной вкладке отображаются данные по входящим платежам именно этой сделки

CRM + 1C. Пример синхронизации Битрикс, Битрикс24, 1c битрикс, 1с, Crm, Внедрение crm, Crm-Система, Длиннопост

- менеджер отдела продаж может оперативно получить информацию и дать ответ клиенту. Ранее менеджеру приходилось отправлять запрос в бухгалтерию.

- при поступлении платежа, клиенту отправляется смс уведомление о том, что платеж получен

CRM + 1C. Пример синхронизации Битрикс, Битрикс24, 1c битрикс, 1с, Crm, Внедрение crm, Crm-Система, Длиннопост

- настроена схема смс уведомлений клиентов о предстоящих платежах за 2 недели до внесения обязательного платежа

- настроена схема отправки смс уведомлений клиенту о просроченных платежах


Кому может быть полезна подобная интеграция с 1С?

В первую очередь в компания у которых есть рассрочки по платежам, график платежей или периодические платежи (лизинговые компании, страховые компании, интернет провайдеры и прочие).


Так же радует возможность расширения функционала. При необходимости мы можем менять различные данные по сделке (двигать по воронке, менять данные в полях, отправлять уведомления клиентам, ставить задачи и много другое).

Показать полностью 2
35

Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система.

Привет пикабу! Выкроил время для написания поста.

По нашему “комбикормовому” стартапу (кстати пора его как то назвать для пикабу, пишите в первом комментарии свои предложения названия! победитель будет определён лайками): на данный момент сезон закрыт и продажи держатся на постоянных клиентах, которых наработали с мая, а новых покупателей очень мало.


Краткий ликбез.

1. В месяц продаем от 5 до 7 тонн. Этого хватает на оплату расходов и немного остаётся прибыли.

2. Дистрибьюторский склад приводим в порядок (мелкие ремонты, ремонт рампы, подготовка территории и прочие доработки).

3. Сделали сайт.

4. Запустили тестовые рекламные кампании ЯД и Google. Ждём анализа от маркетолога, периодически потролливая его =)

Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система. Комбикорм, Предпринимательство, Стартап, Длиннопост

5. Готовим юридическую сторону вопроса (бухгалтерия, СЭС, Меркурий, договора и прочее).

6. Выбрали программу для ведения склада.

Из приятного

7. Выбираем автомобиль с грузоподъемностью до 4 тонн. Интересных вариантов не много: Mercedes-Benz T1 1993 года за 200 000 рублей или Peugeot Boxer, 2001 или какого нибудь китайского самурая. Если вам не сложно дайте совет по выбору. Входные данные: бюджет до 200к., права категории В, б/у.

8. Покупаем рохлю.

9. Нарабатываем базу розничных дилеров и клиентов. На этом пункте я остановлюсь, собственно это тема поста.


Итак, как я писал ранее мы пришли в комбикорма из IT (комплексное внедрение CRM систем), поэтому знаем и умеем работать с "трафиком", так же из опыта знаем насколько важно фиксировать все звонки и каждое обращение (очень часто предприниматели делают ошибку, когда “забивают” на людей которые при первом контакте сказали “НЕТ”. Мы говорим так: “Если лид не купил сейчас - это НЕ значит, что он вообще не купит”, поэтому будем выжимать максимум из каждого обращения). Пока в торговле "не сезон" занимаемся разговорами.


ТЗ звучит так: необходимо обзвонить максимальное количество потенциальных розничных покупателей и потенциальных розничных дилеров. При этом каждый из них должен быть заведен в CRM систему, при этом должна быть заполнена его карточка, написан комментарий выставлен статус в воронке. Это минимальные требования для нормальной работы.


Воронка потенциальных клиентов имеет следующие статусы: не обработан - в работе - дожать, узнать решение - сомнительно - продажа состоялась. Соответственно все, кто купил у нас хоть 1 раз переводятся в клиенты и хранятся отдельно, а все остальные хранятся как лиды

Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система. Комбикорм, Предпринимательство, Стартап, Длиннопост

Таким образом мы получили 2 корзины: потенциальные клиенты и текущие клиенты. Очень важно их разделять, так как мы будем базу сегментировать и делать различные рассылки. Так же мы заполняем поле "интерес" для более точной сегментации.

Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система. Комбикорм, Предпринимательство, Стартап, Длиннопост

Это не единственное поле, ещё у нас есть: Тип лида, город дилера, город отгрузки/проживания. При необходимости поля будут добавляться.


Для чего это нужно? В начале сезона мы обязательно будем делать обзвоны и продавать, но предварительно каждому сегменту отправляется письмо и смс, например о поступлении товара, потом совершается звонок и делается продажа. Пример второй, мы будем делать обзвон для получения "обратной связи" по корму и результатам использования нашего корма - это ещё один способ сделать доп. продажу или как минимум получить отзыв.


В 2019 году мы официально открываем дистрибьюторский центр и для вот тут опять же понадобится вся база для смс рассылки и почтовой рассылки. И так далее... примеров использования базы очень много, тут нужен только интересный инфоповод и фантазия.


Второй важнейший сервис который мы начали использовать - это интеграция CRM с телефоном (Android). Что получили?

1. Все входящие и исходящие синхронизируются. Если в CRM нет контакта - создаётся лид.

2. Записи разговоров сохраняются. Если номер телефона есть в базе - запись прикрепляется к карточке лида или контакта.

Таким образом мы получаем автоматическое сохранение новых потенциальных клиентов, независимо я сам позвонил или мне позвонили.


На практике это работает так: я выписываю на листок номера телефонов (к сожалению нет электричества на торговой точке) и пока есть свободное время звоню по списку. Делаю краткие пометки, а непосредственно вечером заполняю карточки и планирую повторные звонки, при необходимости я слушаю запись.

Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система. Комбикорм, Предпринимательство, Стартап, Длиннопост
Как мы продаём комбикорма и для чего нам CRM система. Комбикорм, Предпринимательство, Стартап, Длиннопост

Ещё удобство в том, что я могу отправить компаньону ссылку на карточку с интересным разговором и не нужно “пересказывать”.


Вот таким несложным способом наработаны договорённости с розничными точками о сотрудничестве с нового сезона в кол-ве 60 штук. Работать с входящими звонками просто одно удовольствие, ответил на звонок - провел консультацию - вечером заполнил карточку и запланировал следующий контакт.


Общая стоимость обслуживания CRM и сервиса синхронизации телефона равняется 150 руб. в месяц в месяц.


Если есть вопросы или предложения - пишите в комментариях.

Показать полностью 4
72

Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019

Сразу прошу прощенья у подписчиков за столь долгое отсутствие. У нас происходят глобальные изменения в работе, связанные с ростом деятельности. Об этом в конце этой части.


Рынок: как я уже писал, мы открыли розничную точку по продаже комбикормов крупного производителя из Краснодарского края.


Точка находится на специализированном рынке для сельхоз. животных. Целевая аудитория в большом количестве и различного калибра (небольшие предприниматели, КФХ и розничные покупатели).


Основные наши покупатели - это розничные. Люди покупают курочек домой, держат бройлеров в небольших количествах до 300 штук и прочую различную живность.

Покупателей можно разделить на несколько типов:


"Вырос на огороде" таким людям сложно объяснить, что комбикорма это полнорационное питание и сделан по специальному рецепту, под определённый вид птицы. Они с пеной у рта будут доказывать, что лучший корм - это пшеница, червячки, вода в виде росы. Как правило, с ними очень короткий диалог.


"Тестировщики" этот тип покупателей постоянно пробуют разные корма и ничего не получается. В их понимании комбикорм должен всё решить (насыпал в кормушку - на след. день 100500 яиц или бройлер должен вырасти на 10кг.), но когда узнаешь условия содержания птицы, тогда понятно где проблема (да, для получения результатов нужно создавать правильные условия и для разных видов животных они абсолютно разные). С такими клиентами можно и нужно работать, как правило, они понимают ошибки и получают результаты после внесения корректировок.


"Предприниматели" самый приятный тип клиента. Они знают, что им нужно, знают какое кол-во брать, понимают составы и делятся информацией.


"Молодой" эти люди тоже приятные клиенты. Как правило, они знают, что такое интернет, хотят разобраться в нюансах содержания животных, задают правильные вопросы.


Для работы с клиентами мы подготовились:


- распечатали на листе А4 описание корма, с другой стороны норма кормления по дням/неделям. При покупке корма - вручали клиенту, они часто удивлялись. Отмечу, что до нас этого никто не делал, мы искренне удивлялись «почему не делают?» ведь это дополнительный способ оставить свои контакты и дать человеку полезную информацию.

Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост
Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост

- визитки. Без них никуда и обязательно нужно раздавать, они реально работают. Мы даём по 2-3 штуки. Логика такая: корм сработает - человек расскажет соседу - сосед попросит наши контакты - ему дадут лишнюю визитку. Или бывает теряют, уже несколько раз брали повторно.


- консультации. Поначалу было сложновато, не было уверенности в продукте и не было опыта использования, но после общения с вернувшимися клиентами и тестировании кормов на своём хозяйстве - стало проще. Кстати мы постоянно общаемся с клиентами, расспрашиваем, как содержат, как кормят, какие результаты, рассказываем опыт других, делимся лайфхаками по использованию корма.


- конкуренты. Конечно, они есть. В начале мы даже немного нервничали по поводу разного кол-ва продаж. НО по прошествии некоторого времени, стало понятно:


1. конкурентов по качеству нет, только пурина, остальное несравнимо хуже.

2. основные их покупатели были наработаны за несколько лет работы, а мы рассчитывали, что все сразу к нам перейдут (ага, наивные). Поэтому кол-во клиентов и объём на розничной точке - вопрос времени.


- рекомендации. На рынке продают не только корма, но и различную птицу, поэтому сложились различные «конгломераты». Самый матерый продавец птицы, рекомендует "своего" продавца корма. Мы новенькие, поэтому не состоим в «конгломератах», мы делаем свой =)


Иногда на рынке бывают люди интересующиеся сотрудничеством (открытие своей точки в другом городе или покупка кормов в больших объёмах) для них у нас припасены различные прайсы, рассказываем условия сотрудничества и обязательно берём их контакты.

Расходы по рынку.


1. Ежедневная плата за выставленный поддон с мешками (см. картинку).

Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост

2. Плата за сан. контроль 1 раз в неделю. Дают квиток с разрешением вести торговлю.


По розничной точке всё. Ничего сложного нет. Открываешься - торгуешь. Работаешь с лидами, собираешь контакты, нарабатываешь репутацию. Если есть хоть немного опыта работы в продажах - вы с легкостью увидите ошибки конкурентов и сможете быть лучше них, а дальше нужно только время для наработки базы своих клиентов.


Немного фоток. Скрыл название бренда, что бы ни сочли за рекламу. Бонусом фото табуретки, которую скрафтил в свободное от торговли время.

Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост
Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост
Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост
Финальная часть с открытием торговой точки (комбикорма). Планы на 2019 Предпринимательство, Предприниматель, Розница, Торговля, Длиннопост

В свободное время я занимаюсь холодными звонками, поиском новых дилеров и читаю пикабу.


В принципе за 6 месяцев мы определили потенциал розничной точки, перспективы развития, рассчитали расходы/доходы и определили формат работы на следующий сезон.


Если есть вопросы - задавайте, а комментариях.


Теперь в глобальных переменах.

Как я писал в предыдущих частях, наша цель создать бизнес, который будет приносить хорошую прибыль, а с одной розничной точки это сделать практически не реально (только если работать лет 5 и продавать ежемесячно большой объём комбикорма).


Поэтому 2 месяца назад мы подняли вопрос о получении статуса дистрибьютора по региону.


1 месяц назад мы получили статус дистрибьютора по региону.


В течении месяца мы готовили документы, подбирали склад и занимались организационными вопросами.


В целом если подводить краткий итог сезона, то мы заканчиваем его максимально эффективно, все поставленные задачи были выполнены.


На следующий сезон у нас такие задачи:

1. Развитие дилерской сети по региону.

2. Увеличение на доли рынка в регионе.

3. Привлечение крупные предприятия в клиенты.

4. Увеличение объёмов продаж.

5. Реализация схемы продажи суточного бройлера и инкубационного яйца.

6. Инкубатор.


Как видите, если идти к поставленной цели планомерно и рассчитывать каждый шаг - то вы обязательно станете успешным предпринимателем. Нас же ждёт новый уровень деятельности, и мы уже с волнением готовимся к сезону 2019г.


Конечно, частично я не описывал проблемы связанные с людьми (довелось нам понервничать с парочкой), но важно ничего не делать на эмоциях. Бизнес в принципе не должен строиться на эмоциях, а только на холодных расчетах.


В следующих постах я буду описывать нашу работу в новом статусе. В скором времени открою регион нашей работы и производителя комбикорма (скорее всего многие уже поняли).


Так же мы ищем инвесторов для пополнения оборотных средств, если кого то заинтересует сотрудничество – пишите на почту sales"собака"ukorona.com. Не то, что бы мы нуждались в оборотных средствах, но как показала практика проще работать, когда можешь оперативно привезти 50-80 тонн корма под заказ.

Показать полностью 7
81

Открытие торговой точки по продаже комбикормов.

В первых двух частях я рассказывал о первых шагах в предпринимательстве. Напомню: я и мой компаньон в начале года решили заняться сельхоз направлением, а точнее комбикормами. Первая часть https://pikabu.ru/story/dnevnik_predprinimatelya_shag_pervyi... , вторая часть  https://pikabu.ru/story/proizvoditel_kormov_i_pervyie_prodaz... .


Шел пятый месяц скитаний за это время мы поняли:

1. Запустить линию по производству комбикормов - дорого.

2. Ниша очень перспективная и в ней можно зарабатывать.

3. В нашем регионе есть спрос на качественную продукцию.

4. Местные производители - ведут очень специфическую деятельность.


На одной из встреч нам рассказали о качественном корме, который производят в Краснодарском крае. Отмечу, что производство больших масштабов.


В сложившейся ситуации мы позвонили и согласовали первоначальные условия для сотрудничества.


Большую роль сыграло то, что со стороны поставщика был такой же молодой парень, который нас понимал. Мы обрисовали свой план развития, чем занимаемся, опыт в продажах и достаточно хорошо пообщались. Как итог мы сделали первую закупку. Вот с этого момента и начался наш маленький, но перспективный проект.


Итак, стартуем с:

1. ИП.

2. Арендованный бокс на специализированном рынке для сельхоз животных.

3. Товар на 60к.

Открытие торговой точки по продаже комбикормов. Предприниматель, Предпринимательство, Длиннопост

Отступление: заказ сделали небольшой, что бы получить фидбэк от покупателей.


4. Небольшой пул клиентов.


Цифры расходов первого месяца:


- аренда бокса 7 500+7 500 (последний месяц).

- печать баннеров с прайсом и название производителя на ворота около 6 000

- закупка товара 60 000 (2 500 кг.)

- доставка товара 9 000

- весы 2 000

- «пожарка» около 4 000 (заправка огнетушителя и получение необходимых бумажек)

- подготовка бокса 2 000 (поддоны, косметический ремонт)


По документам. Для того, что бы продавать комбикорма вам потребуется:

1. ИП

2. Регистрация в системе «Меркурий» https://mercury.vetrf.ru/

3. Разрешение СЭС. Подготовленное помещение (стены побелены, хранение товара на деревянных поддонах).

4. Журнал учета огнетушителя, огнетушитель, «корочка» о пройденном обучении пожарной безопасности.


Схема: вы покупаете товар на производстве, производитель выдаёт вам ветеринарное свидетельство, выдаёт товарно-транспортную накладную и карантинный сертификат. При этом сделка проводится через Меркурий (если к вам приходят проверяющие органы, они видят всё движение товара через Меркурий).


После того как к вам приехал груз - необходимо погасить «карантинку», в противном случае штраф за транспортировку карантинного груза.


Для перевозки груза на автомобиль должен быть карантинный сертификат и если у вас наёмный транспорт нужна доверенность от вашего имени на имя водителя, что бы на производстве ему отпустили товар и не было проблем в дороге. Если этого не сделать - водитель, по сути, везёт товар не законно, да ещё и карантинный.


Возможно, я, где то не совсем корректно выражаюсь, ибо перевозкой занимается мой компаньон, но уверен в целом картина ясна.


Стоимость перевозки разная, а как показала практика проще и дешевле привезти 50 тонн. чем 5 тонн. по деньгам дешевле привезти 50 тонн.


Отступление. Вам никто и ничего говорить или подсказывать не будет, поэтому всё спрашивайте максимально подробно в любых контролирующих органах, с которыми будете общаться. Если что говорите "мы недавно открылись, ничего не знаем, и никто не сказал". Таким образом, нам удалось избежать пары проблем, но с погашением карантинного сертификата возникла проблема, его нужно было погасить в определённый срок – чего мы не сделали из-за банального отсутствия информации об этом, впаяли штраф и даже суд был.


Сразу скажу, цель первого месяца не заработать, а продать первую партию - получить обратную связь по качеству корма. Поэтому мы готовы были к первому минусовому месяцу.


Продажи стартовали 5 мая, и пошли достаточно не плохо. Первые пару дней мы взвешивали "кантрером" - это было смешно со стороны. Больше удручало то, что наш бокс был в не очень хорошем месте и весь трафик проходил мимо нас. Мы с завистью смотрели на других продавцов, которые отгружали корма мешками. Небольшой мозговой штурм немного поднял настроение и вдохновил (про процесс торговли расскажу отдельно и почему не стоит расстраиваться, когда другие продают, а ты нет).


В первую неделю к нам приходили:


- 2 раза СЭС (хотя до нас её не было очень долго, вероятно кому то было не очень интересно наше открытие и мы даже знаем кому).


- 1 раз пожарные, ребята адекватные, сделали пару замечаний, указали на ошибки и дали время на исправление косяков.


Штрафов мы не получили. Кстати в торговом боксе не должно быть ничего лишнего, кроме товара по накладной от производителя. Вплоть до того, что могут пересчитать мешки. Если же что-то есть должны быть документы (ветеринарка и остальное). Если что-то находят - штраф от 30к руб.


Первую партию мы распродали за 2 недели, что достаточно не плохо для стартапа открытого с нуля.


На этом, пожалуй, всё. Задавайте вопросы. В следующей статье расскажу о рынке, процессе торговли, покупателях.

Показать полностью 1
12

Производитель кормов и первые продажи. Шаг второй.

Здравствуйте друзья. Первая часть моего рассказа по ссылке. В целом я хочу рассказать вам историю нашей предпринимательской деятельности. Предыстория в первом посте по ссылке. Итак.


После очередного мозгового штурма пришли к выводу: мы не готовы к открытию небольшого предприятия по производству комбикормов для сельхоз. животных. Аргументы такие:

- для производства качественного продукта, необходимо хорошее оборудование, соответственно деньги на его приобретение. Для понимания масштаба - запуск нормальной линии с соблюдением технологий стоит около 3 миллионов рублей.

- отсутствие качественного сырья. В нашем регионе его просто нет и необходимо очень много привозить из Краснодарского края, что неизменно отразится на стоимости, которая будет не конкурентная.

- нет опыта в производстве и в целом нет опыта работы в выбранной нише.


На очередном перекуре в голову пришла гениальная мысль "найти производителя, который согласится фасовать в наши мешки". Да, решение не ново, но в нашей ситуации показалось нам очень здравым и правильным. Расчет был простой: находим производство - он производит нам корма и фасует в мешки. При этом мы занимаемся продвижением его и своего бренда (конечно же, упор делаем на свой комбикорм). Все логично.


Первый метод поиска клиентов и самый простой:

1. Размещение на бесплатных досках наших объявлений. Как оказалось, производители и продавцы комбикормов не очень активно используют интернет для продвижения товара, а если и используют, то очень слабо и уныло. Например, очень редко оформляют объявления, не сопровождая их описанием и фотографиями. Поэтому первым делом мы сфотографировали (см. картинку) всю продукцию, написали подробные описания и разместили на всех доступных досках нашего региона.

Затрат на такую рекламу не было, только потраченное время.

Результат: пошли звонки, люди интересовались качеством продукции, доставкой и сотрудничеством. Вопрос качества продукции закрывался сертификатами, которые предоставлял производитель. Вопрос доставки решался в процессе общения и зависел от объёма и расстояния доставки.

Первая продажа: звонок - уточняющие вопросы по документам - обсуждение доставки - продажа.

По прошествии некоторого времени мы сделали еще несколько продаж, что очень радовало и наша гипотеза подтверждалась.

Для нормальной работы с потенциальными клиентами мы использовали CRM систему. Логика такая: абсолютно все обращения фиксировались в CRM, на каждое обращение заполнялась карточка и ставилась следующая коммуникация с описанием, что нужно предложить. Работа упрощалась за счет интеграции с телефоном (входящий или исходящий звонок фиксировался автоматически и сохранялась запись разговора) поэтому можно было не переживать за упущенных лидов, можно послушать разговор и заполнить карточку дома.

Вывод: доски можно и нужно использовать, но ни в коем случае не платить за них и не видитесь на рассказы менеджеров о супер продажах если купите у них платную подписку. Мы не покупали, так как проверяли эффективность бесплатных размещений.


2. Холодные звонки. На тех же досках объявлений были выбраны люди, которые продавали мясо птицы и саму птицу. Предварительно продумав скрипт, я начал звонить.

Результат: конечно же конверсия была значительно ниже, но радовало, что люди идут на контакт и готовы рассматривать наши корма. Попадались те, кто уже пользовался продвигаемым брендом и отзывались о нём достаточно не плохо.

Вывод: по холодным нужно звонить, но ваша основная цель не продажа, а выявить крупных потенциальных клиентов и держать их для лучших времен.


3. Встречи. Мы провели несколько встреч с предприятиями, мелкими и средними КФХ. Конечно, нас разносили в хлам вопросами, так как мы не имели опыта работы с продукцией, но с другой стороны мы больше слушали и по итогу узнавали "боль" потенциальных клиентов. Отступали мы со словами "да, пока у нас нет для вас выгодного предложения, но мы обязательно позвоним когда оно появится" тут мы получали утвердительный ответ и второй шанс.


4. Знакомые. Тут всё просто. Берём телефон, открываем телефонную книгу и каждому звоним. Строим разговор приблизительно так "привет, у тебя есть кто нибудь, кто занимается птицей или другой животиной" в среднем дают 1-2 номера телефона. Такой же вопрос можно задавать постоянно. Если вы работаете по цепочке "Вася дал ваш номер телефона" - доверия к вам больше, чем при холодном звонке.


Таким образом мы понемногу продавали кормов бренда производителя и набивали базу для продажи комбикорма собственного производства.


В таком режиме мы работали 3 месяца, параллельно общались с производителем по поводу развития дилерской сети.


Отступление. Как я писал ранее, у нас не было цели зарабатывать по 100 000 руб. в месяц, мы строим бизнес и планируем зарабатывать миллионы, а это возможно только с помощью развития сетки дилеров, розничных точек продаж и так далее. Отступление закончено.


Производитель не очень хотел заморачиваться с нами, да он говорил "это правильно, это круто" но продолжал работать по своей схеме, которая в принципе была не приемлема для нас.

Как работал производитель:

1. У себя на складе давал минимальную цену отгрузки, при этом не было ограничения по объёму. То есть наш клиент мог поехать и взять у него на складе дешевле, чем у нас.

2. Делал бесплатную доставку. Это в принципе нормально, но делать бесплатную доставку на 1 мешок комбикорма..... это за гранью добра и зла.

3. Он не занимался регулированием работы своих дилеров. В целом не было каких либо правил игры.


Собственно на этом мы и прогорели. Мы продали в одно КФХ комбикормов на 20 тонн. После этого наш клиент позвонил производителю и получил цену ниже нашей. Отмечу, что производитель был предупреждён заранее об этом клиенте. В итоге мы получили болт на 100, а не своё вознаграждение.


Мы начали задумываться о смене курса развития, при этом сложно было работать без понимания перспектив дальнейшего развития.


Завершая эту часть, подвожу итог:

1. По времени прошло ровно 6 месяцев с момента принятого решения "заняться продажей комбикормов".

2. Была наработана небольшая база клиентов.

3. Производитель оказался не очень порядочным, мы не видели смысла продолжать сотрудничество.

4. Для ниши были протестированы самые простые инструменты поиска клиентов. Результат положительный и даже без затрат - можно продавать.

5. В этой нише повторные продажи делать достаточно просто. Если покупателя устраивает качество или цена - он вряд ли уйдёт от вас. Главное вовремя звонить и напоминайте о себе (тут нам CRM помогала). Частенько клиенты удивлялись нашим звонкам, ранее, когда комбикорм заканчивался, они ехали и покупали, а тут им позвонили, приняли заказ, привезли - сервис.

6. Доставка - важный момент. Мы даже сменили машину с хечбэка на пикап, пикапа на первых парах вполне хватало.


П.с. на одной из встреч, нам рассказали про крутой комбикормовый завод с очень хорошим продуктом. Мы начали сотрудничество с ними. Но об этом в следующей части.


На этом пока всё. Задавайте вопросы в каментариях.

Производитель кормов и первые продажи. Шаг второй. Предпринимательство, Предприниматель, Длиннопост
Показать полностью 1
15

Дневник предпринимателя. Шаг первый.

Приветствую друзья.

Долго думал начать вести дневник своей предпринимательской деятельности. В итоге решил писать на пикабу, вдруг кому то будет интересно и полезно, да и мало ли во что выльется ведение "дневника".

О чем я буду писать?

1. Будни предпринимателя. Ниша - продажа комбикормов.

2. Методы и технологии продаж, которые будут применяться.

3. Подводные камни и решение различных ситуаций.

4. Прочее прикольное из продаванского.

На 24.08.2018 я активно занимаюсь этой деятельностью 5 месяцев, поэтому рассказ начну с нескольких вступительных частей и приду к формату "дневника".


Предисловие.

Ночь 31.12.2017 на 01.01.2018 в голове только одна мысль "надо что-то менять". Чувства смешанные, от паники до истерического смеха. Я думаю, многие сталкивались с этими чувствами, когда тебе 30 лет, есть годовалый ребёнок, любимая жена, а впереди финансовая неопределённость.

3 января встречаюсь с компаньоном в офисе и заходит разговор "что делать дальше". Отступление: Мы занимались внедрением и настройкой CRM систем, клиенты есть, но рынок в нашем регионе не растет, люди просто не понимают что это и зачем, соответственно тратить деньги на наши услуги не хотят. Ещё один большой недостаток такой деятельности - это бесконечные вопросы, причем не только от заказчика, а и от менеджеров. Вплоть до "а как мне почистить кэш в браузере" вроде послать не хорошо, но они отвлекают, мешают сосредоточиться. Последней каплей стал бесконечно звонящий телефон. Отступление закончилось.

Вышли мы покурить на улицу и в процессе травления дымом состоялся судьбоносный диалог. С. - компаньон. Я - я.

Я: - чем бы заняться? Есть мысли?

С: - давай займемся комбикормами. Покупаем гранулятор, сырьё и делаем корм.

Конечно же, после этих слов был рассказ о знаком мужа сестры, который за пару лет заработал на квартиру, машину и в целом неплохо себя чувствует. Докурив сигарету, мы решили посвятить рабочий день штудированию гугла и проведению глубочайшего анализа потенциального рынка сбыта (сарказм).

В целом день закончили с мыслью "а почему бы и нет!". План был очень простой:

1. Есть клиенты и проекты, которые смогут нас кормить некоторое время.

2. Не закрывать тему с CRM, а постепенно переключиться на корма.

3. В случае фиаско - вернуться к CRM и дальше "думать - считать".

4. Разделить время работы. До 13.00 занимаемся проектами. С 13.00 занимаемся кормами.

Итак, дано: два айтишника, с большими амбициями и огромным желанием заработать "все деньги мира". Мотивация - её предостаточно, тут всякие бм, аязы и пердуты нервно курят в сторонке. Ничто не мотивирует лучше, чем годовалый ребёнок, отсутствие недвижки и отсутствие финансовой подушки.


Шаг первый. Оценка ниши.

Как я писал выше стартап заключался в производстве комбикормов, вопрос о продаже не стоял, так как мы очень хорошо знакомы с этой темой. Холодные звонки - не проблема. Поиск клиентов, проведение встреч и презентаций - тоже не проблема. Бонусом: практическое применение различных методик продаж у клиентов. В общем, багаж знаний в этой теме есть.

Производство. Вот тут нас ждала неизвестность. Перелопатили мы кучу информации в сети: грануляторы, сушилки, экструдеры, смесители и тд. В итоге пришло понимание, что таких умников тьма. Даже с парочкой встретились.

Умник 1

Купил оборудование и начал делать комбикорма. По рассказам умника 1, покупателей воз и маленькая тележка, отбоя нет. При этом у него сейчас не работает линия и нужно 80к на покупку матрицы (нет, не из одноименного фильма). Матрица - это такая круглая болванка, через которую продавливают смесь и за счет этого она формируется в гранулу. Диаметр гранулы зависит от матрицы (см. картинку).


От встречи осталось двоякое впечатление.

Положительное:

1. Рынок есть и если даже он продаёт, то мы просто обречены на успех (с нашим то рюкзаком знаний).

2. Всё не так сложно как нам казалось.

Отрицательное:

1. Очень далеко его цех. 100 км от нашего места дислокации.

2. Как так? Если всё так хорошо, почему у него нет денег на матрицу?

3. Сам цех выглядел как убогое убожество.

4. Качество продукта вызывало сомнения. Это один пунктов, который лежит в основе нашего понимания - успешного предприятия.

В итоге мы решили не связываться с умником1.


Умник 2

Этот персонаж оказался более прокачанный. По цеху было видно, что он реально производит комбикорма. Склад более ли менее адекватный, грануляторы при нас крутились и выдавали на гора комбикорм. Умник2 работает по такой схеме: есть пул клиентов, под которых он делает гранулу. Его клиенты подобрали для себя рецептуру - он производит.

По итогу договорились продавать его корма, но все равно в голове оставались сомнения, была четкая и светлая мысль "здесь нет миллиона". Вместе с мыслью о миллионе пришла мысль о невозможном масштабировании и развитии.

Положительное:

1. Адекватный умник2 (как человек)

2. Не плохое расположение цеха.

3. Возможность гранулировать под рецептуру заказчика.

Отрицательное:

1. Нет сертификатов на продукцию.

2. Нет перспективы.

3. Маленькая маржа.


Финалочка первого шага.

Основное что мы получили - это уверенность в выбранной нише и уверенность в своих силах. Конечно нам дали много информации о технологиях, увидели воочию "как это устроено".

Немало важным моментом была информация о других игроках на рынке, но нас это не пугало, я бы даже сказал, подзадорило. Конкуренты есть, но мы их не замечали, так как планировали использовать технологии продажи, которые они не используют (возможно, даже и не слышали о них). На все это дело у нас ушло, где то 1-1.5 месяца, отмечу, что продажами вообще не занимались, исключительно прощупывали нишу и оценивали свой потенциал. Занимались в lite режиме, параллельно внедряли CRM.


П.С. предпринимателям. На данном этапе очень важно было именно провести встречи и пообщаться с народом, поэтому если вы затеяли стартап - больше встреч, мыслите критично, просчитывайте по нескольку раз всевозможные варианты развития событий, верьте только своим глазам, не выключайте мозг.


В следующем шаге я расскажу о первых продажах и о новом этапе работы с производителем комбикормов (но это не точно).

Дневник предпринимателя. Шаг первый. Предприниматель, Предпринимательство, Длиннопост
Показать полностью 1

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне)

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Сейчас почти у каждого в кармане лежит полноценная камера. Снять очень даже приличные кадры можно и на «мыльницу», и на простейший смартфон. А с помощью нехитрых манипуляций в редакторе ваши отпускные снимки превращаются в landscape photo. Так что прежде чем скупать фототехнику, лучше разберитесь с софтом для обработки. В проекте Пикабу и LG «Месяц фотографии» режиссер мультимедиа и фотограф Татьяна Абизова рассказывает о программах, которые пригодятся и новичками, и уже тем, кто что-то знает про фотографию.

Перед тем, как перейти к редакторам, обсудим первое правило фотографа: лучше всего снимать в формате RAW – в переводе с английского значит «сырой», что хорошо передает суть. Иначе говоря, это исходник, в нем нет световых артефактов, потери четкости, перешарпа (шумов и неестественной резкости изображения, которыми часто грешат камеры смартфонов). С такими файлами у вас будет больше возможностей для редактуры, чем с привычными jpg. В любой современной камере есть режим съемки в RAW (ищите в настройках). Но сам формат может называться по-разному: у Canon это .cr2, у Sony Alpha — .arw.


У смартфонов тоже есть опция «сырой» съемки – фотографии с разрешением .dng. Формат расшифровывается как Digital Negative («цифровой негатив»), придумала его компания Adobe. Большинство флагманов уже поддерживает съемку в RAW (точнее, DNG), но есть нюансы. Чтобы узнать, можно ли снимать в RAW на Android, зайдите в приложение «Камера», выберите «Ручной режим», далее «Настройки камеры». Если стоит галочка RAW — все окей, если нет — увы. На iPhone съемка в RAW доступна на iOS 10 и более новых версиях. Вот только стандартная «Камера» не умеет снимать в RAW. Но это не повод отчаиваться. В App Store полно приложений, поддерживающих формат RAW, например, Adobe Lightroom (подробнее о нем ниже). В общем, если в настройках камеры есть режим «Ручной/мануальный» – снимайте в нем.


Итак, со съемкой разобрались. Теперь, наконец-то, поговорим про обработку. Я считаю, что нет смысла сначала осваивать любительские программы, а потом уже переходить на более сложные. Это зря потраченные время и ресурсы. Так что все приложения в нашем списке просты в понимании, с хорошим набором для инструментов и подходят для профи.

Lightroom Cloud и Lightroom Classic


Как говорится, не фотошопом единым. Lightroom – тоже разработка компании Adobe, специально для работы с фотографиями. Программы доступны только по подписке, но есть бесплатный пробный период, которого вполне хватит для ознакомления. Коротко об отличиях: Cloud проще по функционалу и подойдет совсем новичкам, а у Classic больше возможностей обработки для тех, кого уже не испугать фоторедакторами.


Табличка сравнения программ с официального сайта Adobe:
7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Lightroom Cloud

Программа доступна на любых устройствах: все завязано на облачном хранилище Adobe Creative Cloud. Начали обрабатывать фото на компьютере, а закончили со смартфона, если понадобилось срочно уйти. Удобно! Правда, пролистать весь архив изображений в программе не получится, редактировать можно в порядке очереди.


Тем не менее все инструменты работы над изображением тут есть: цветокоррекция, поднятие уровней света и тени, удаление шума, точечное редактирование и кисти. Но функционал сильно упрощен по сравнению с классической версией Lightroom.


Lightroom Classic
7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Моя самая любимая программа для обработки. Объясню почему. У нее есть большой набор инструментов для редактирования и функция «потоковая ретушь» – это когда изменения в одном файле применяются к другим файлам. Очень удобно для работы с фотографиями, снятыми в схожих условиях.


Все инструменты из Lightroom Cloud на месте, да еще с расширенным функционалом. Например, у кистей есть пресеты (сохраненный набор настроек). Так, teeth whitening, как можно догадаться, позволяет отбелить зубы или еще что-нибудь. Серьезно, я иногда использую ее для осветления белков глаз на темных фото. Есть также кисти, смягчающие текстуру кожи. В общем, масса полезного! А если стандартных настроек мало, можно установить пару-тройку плагинов. Допустим, для работы с пейзажами или ретуши кожи.


Еще у Lightroom Classic есть невероятно полезная функция – tethered capture, позволяющая снимать в прямо в компьютер с подключенной камеры. Обычно ее используют для студийной съемки и предметной фотографии. Просмотр на большом экране сразу даст понять, тот ли кадр вы хотите, и оценить потенциал редактирования.

Большой экран – хорошо, а ультраширокий – еще лучше!
В июле вместе с компанией LG мы объявили месяц фотографа. Вы пишите авторские посты по теме (личные лайфхаки, истории со съемок, коллекции своих фотографий и так далее), а мы отбираем самые интересные и заплюсованные. В конце месяца на специальной странице откроется голосование: автор лучшего поста получит в подарок UltraWide-монитор.
Хотите тоже принять участие в конкурсе? Вот ультракороткая инструкция:
• Пишите пост на тему месяца (июль — месяц фотографа).
• Ставьте тег Фотография и метку [моё].
• Всё, вы претендент на участие!

Adobe Photoshop

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Пожалуй, главная программа для работы с изображениями, про которую слышали, наверное, все (даже если ни разу в жизни им не пользовались). Я рекомендую новичку делать цвето- и светокоррекцию в Lightroom, а в Photoshop идти за более специфическими задачами.


Если вы только осваиваете Photoshop, начните с фильтров. Допустим, Liquify – пластический фильтр для изменения пропорций лица: от косметических штук до сюрреалистических эффектов вроде огромных глаз и улыбки от уха до уха (во всем стоит знать меру). Затем переходите к уровням освещения Levels и Curves – они могут помочь в сложных местах, где Lightroom не справился. Ну и, конечно, всеми любимая ретушь кожи. Ее можно делать при помощи кистей и точечного удаления в Lightroom, а можно сложнее и незаметнее в Photoshop. На ютьюбе полно обучающих роликов на эту тему – забивайте в поиск, смотрите и сразу пробуйте.


Nik collection

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Пакет программ, каждая с отдельным функционалом и рассчитанная под одну задачу.


• Analog Efex Pro – имитирует пленочные фотографии и искажения объективов.

• Color Efex Pro – пакет фильтров и эффектов для цветокоррекции.

• Dfine – подавляет шум и спасает фотографии, снятые при плохом освещении.

• HDR Efex Pro – для обработки HDR-фотографий или имитации этого эффекта.

• Sharpener Pro – усиливает резкость изображений. Отлично работает в тандеме с Dfine.

• Silver Efex Pro – набор инструментов для любителей черно-белых фотографий.

• Viveza – управление цветом с расширенными функциями для изменения контраста и насыщенности.


Nik collection можно использовать самостоятельно или как плагин к Lightroom или Photoshop.

VSCO

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Переходим к мобильным приложениям, которым не стесняются пользоваться даже профессионалы. Фишка VSCO – фильтры. По умолчанию в приложении встроено около 10 фильтров, на первое время более чем достаточно, но при желании можно докупить. Фильтры отлично тренируют восприятие картинки, цвета и, на мой взгляд, неплохо формируется понимание, какая картинка вам, собственно, по душе.


А еще VSCO – это фотосоцсеть, что-то вроде альтернативного инстаграма. Для фотографа очень важна «насмотренность», так что рекомендую периодически смотреть, как другие люди используют ваш любимый фильтр.


Snapseed
7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Snapseed — это «фотошоп» для смартфонов, который можно смело поставить в один ряд с профессиональными фоторедакторами. При этом он не сжимает фото, в отличие от других мобильных программ. То есть экспортировать картинку после редактуры можно в полном размере.


Чем еще хорош Snapseed:

• открывает как JPG-, так и RAW-файлы;

• позволяет создавать и сохранять свои стили;

• корректирует отдельные фрагменты. Допустим, вам надо осветлить темный угол, убрать пятно на футболке или нежелательного соседа с групповой фотографии;

• ретуширует лица – добавляет фокусировку на глаза или сглаживает кожу;

• умеет менять расположение людей на портретах.


На самом деле, возможностей уйма. В Snapseed есть раздел «Полезная информация» – настоящий учебник внутри программы. Там много подсказок и полезных советов по работе с приложением и фотосъемке.

Lightroom (мобильная версия)

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Адаптированная под смартфон версия программы. Фотографировать, обрабатывать и сохранять снимки можно бесплатно. Но часть функций доступна только по подписке на Creative Cloud (для любопытных есть бесплатный период 30 дней).

Возможности Lightroom без подписки:

• встроенная в приложение камера, позволяющая снимать в RAW;

• готовые пресеты, они же фильтры, для фото, которые можно применять во время съемки. Я не фанат, но некоторые пользуются, особенно если нужно что-то быстро отснять;

• откат к оригиналу снимка на любом этапе обработки;

• потоковая обработка фото при одном освещении (экономит кучу сил и времени).


Что дает Creative Cloud:

• синхронизировать библиотеки изображений между компьютером и смартфоном;

• сочетать работу с другими редакторами Adobe. Например, после цветокоррекции в Lightroom фотографии можно доработать в Illustrator, добавив инфографику;

• делать более точную и детальную цветокоррекцию в ручном режиме;

• использовать smart preview — облегченную версию RAW-файлов: загружаете их с компьютера, а редактируете уже со смартфона.


Этих программ вполне достаточно для воплощения какого-нибудь фотопроекта и, главное, для того, чтобы почувствовать себя не просто «человеком с камерой», а настоящим фотографом.

На всякий случай напоминаем для тех, кто пролистал материал и пропустил важное (вот зря так делаете!). Вы можете выиграть классный монитор LG UltraWide 34WK95U в рамках месяца фотографии на Пикабу.


Вот такой:

7 удобных программ для обработки фотографий (на компьютере или смартфоне) Длиннопост

Для этого нужно в июле написать авторский пост на Пикабу по теме месяца, поставить тег «фотография» и метку [моё]. Лучшие посты попадут в голосование, а дальше судьба монитора – в руках пикабушников и пикабушниц.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!