Пионеры консольного рынка — четвёртое поколение: Sega Mega Drive
Если вы пропустили статьи о первых трёх поколениях консолей, то с ними можно ознакомиться по ссылкам:
Первое поколение - https://pikabu.ru/story/pioneryi_konsolnogo_ryinka__pervoe_p...
Второе поколение - https://pikabu.ru/story/pioneryi_konsolnogo_ryinka__vtoroe_p...
Третье поколение - https://pikabu.ru/story/pioneryi_konsolnogo_ryinka__trete_po...
Четвёртое поколение: TurboGrafx-16 - https://pikabu.ru/story/pioneryi_konsolnogo_ryinka__chetvyor...
Консоли Sega Mega Drive навсегда останутся в сердцах школьников 90-х. Они пришли на смену Dendy и мгновенно покорили нас красивой графикой и эталонными играми: боевиками, стрелялками, платформерами, файтингами, спортивными симуляторами. Sonic the Hedgehog и до сих пор живее всех живых. Периодически на несколько лет исчезает, чтобы вновь явиться в обновлённых ипостасях. Однако сама компания Sega уже давно не занимается консольным бизнесом, а ведь в конце прошлого века она много лет была лидером.
Sega приходит на консольный рынок
В начале 80-х Sega (сокращенно от Service Games) Enterprises, Inc. являлась дочерней компанией конгломерата Gulf & Western (в 80-х занималась попытками создания первых электромобилей) и входила в пятёрку ведущих разработчиков видеоигр. Спад в аркадном бизнесе, начавшийся в 1982 году, нанёс удар по компании и заставил продать американское подразделение компании и права на некоторые игры производителю игровых автоматов Bally Manufacturing Corporation. Тогда руководство Gulf & Western обратилось к президенту Sega Хаяо Накаяма за советом, как дальше действовать. Накаяма предложил использовать накопленные знания и пойти на перспективный рынок домашних консолей Японии, который тогда был в зачаточном состоянии.
Первая консоль второго поколения от Sega под названием SG-1000 не принесла успеха. В те времена Gulf & Western начали избавляться от непрофильных предприятий, и продала компанию Накаяме, бывшему главе и сооснователю Sega Дэвиду Розену и группе инвесторов. Накаяма был назначен генеральным директором, а американское подразделение со временем было выкуплено.
В 1986 году Sega выпускает консоль третьего поколения Sega Master System в США и Европе. Компания, несмотря на графическое превосходство игр, испытывала трудности с проникновением на рынок, так как весь мир был охвачен нинтендоманией и доминацией консоли NES. Однако кое-какой успех у консоли от Sega был в Европе и Бразилии. Сразу после запуска было принято решение начать работу над платформой нового поколения, прийти на рынок раньше, чем Nintendo и таким образом повлиять на расстановку сил.
В те времена Sega выживала благодаря своим отделениям по производству игровых автоматов, что позволило ей относительно безболезненно перенести провалы домашних консолей.
Внезапно в 1987 году японский компьютерный гигант NEC запускает свою консоль PC Engine, которую широко рекламирует, как 16-битную систему и начинает занимать рынок Японии с приставкой нового поколения. Sega принимается решение о включения 16-разрядного микропроцессора в новую консоль для того, чтобы стать конкурентноспособной и лидирующей по характеристикам.
В июне 1988 году в японском игровом журнале «Beep!» было представлено название грядущей консоли «Mark V». Последующие размышления руководства Sega привели к тому, что необходимо более сильное имя и из 300 вариантов было выбрано «Mega Drive». В Северной Америке оно было изменено на «Genesis», что, скорее всего, связано со спором о товарных знаках.
Sega Mega Drive была разработана командой R&D под руководством Хидеки Сато и Масами Ишикава.
Технические характеристики
центральный процессор – 16-битный Motorola 68000, работающий на тактовой частоте 7,61 МГц в PAL-приставках и 7,67 в NTSC-приставках.
дополнительный процессор – 8-битный Zilog Z80, работающий на тактовой частоте 3,55 МГц в PAL-приставках и 3,58 МГц в NTSC-приставках.
видеопроцессор: два 16-битных процессора — HuC6270 и HuC6260
оперативная память: 64 КБ
видеопамять: 64 КБ
разрешение экрана: 320×240 пикселей для PAL-версии и 320×224 пикселей NTSC-версии.
количество цветов: 512 (одновременно на экране до 64)
спрайты: до 80, размерами от 8х8 до 32х32
Запуск и продвижение
Sega Mega Drive была запущена в Японии 29 октября 1988 года. Запуск был омрачён выпуском суперхита для NES, Super Mario Bros. 3, неделей ранее. Положительное освещение журналами Famitsu и Beep! помогли в первый год продать 400 тысяч устройств, но она не смогла обогнать PC Engine и NES. Для увеличения продаж Sega выпускает периферийные устройства, в том числе онлайновую банковскую систему и автоответчик Sega Mega Anser.
Настало время двигаться в Северную Америку. В то время Sega не располагала североамериканским подразделением по продажам и маркетингу и планировала сотрудничество с Atari, у которой 16-битной системы не было. Руководство Atari отказалось из-за слишком высокой цены на устройство, а предпочла сосредоточить внимание на домашних компьютерах Atari ST. Тогда Sega принимает решение всё же произвести запуск через дочернюю организацию Sega of America. 14 августа 1989 года в США начала продаваться Sega Genesis по цене $189,99 (эквивалент современных $375).
Европейская версия консоли была выпущена в сентябре 1990 года, а в 1991 году было создано подразделение Sega of Europe. В Северной Америке и Европе в комплекте с консолью шла игра Altered Beast.
В отличие от NEC, Sega не ждала, а быстро начала распространять консоли в различных странах мира – в Австралии, Бразилии, Индии и Корее.
Накаяма назначил президентом Sega of America бывшего главу Atari Corporation Entertainment Electronics Division Майкла Каца.
Он разбил продвижение Sega Genesis на две составляющие:
1) Маркетинг направлен на противостояние Nintendo (также была рекламная компания, высмеивающая TurboGrafx-16). Её логунгом был «Genesis does what Nintendon't» (Genesis делает то, чего не может Nintendo).
2) Создание библиотеки мгновенно узнаваемых игр, в которых использовались имена знаменитостей и спортсменов: Pat Riley Basketball, Arnold Palmer Tournament Golf, James 'Buster' Douglas Knockout Boxing, Joe Montana Football, Tommy Lasorda Baseball, Mario Lemieux Hockey и Michael Jackson's Moonwalker.
Но компания не смогла выйти на лидирующее положение. В первый год в США было реализовано 500 тысяч устройств, в то время, как Накаяма ставил задачу в миллион консолей.
Sonic
Появление Sonic – знаковый момент существования Sega. Журналы восхваляли новую аркаду Sonic the Hedgehog, и называли её одной из величайших игр в истории. Быстрый синий ёж мгновенно стал символом компании. Он был ответом на выход консоли SNES и сильным ударом Nintendo с его медлительным Mario, и это активно подчёркивалось в рекламных роликах.
При его создании компания долго не могла определиться, кем он станет. Sega перебрала множество вариантов и в результате был выбран ёж, которого называли Mr. Needlemouse. Дизайнер Наото Ошима соединил голову Кота Феликса и тело Микки Мауса. Голубой цвет туловища был выбран, чтобы соответствовать логотипу Sega, ботинки вдохновлены обувью Майкла Джексона из видеоклипа «Bad», а их красно-белый цвет видом Санта-Клауса. Имя сменили на более запоминающийся вариант - Sonic.
Sega – лидер рынка консолей
В середине 1990 года на смену Кацу Накаяма назначает бывшего главу Mattel и Matchbox Тома Калинске. Он мало знал о рынке видеоигр и его окружили советниками.
Калинске разработал бизнес-модель, ориентированную на рынок США и состоящую из четырёх пунктов:
1) Снизить цену консоли.
2) Продолжать агрессивную рекламную кампанию.
3) Создать команду американских разработчиков для разработки игр, ориентированных на рынок США.
4) В комплекте с консолью должна идти игра Sonic the Hedgehog, вместо Altered Beast.
Японский совет директоров был против такой стратегии, но Накаяма поддержал Калинске.
В результате грамотной программы в январе 1992 года Sega контролировала 65% рынка 16-битных приставок Северной Америки. Nintendo впервые с декабря 1985 года перестала быть консольным лидером США. Четыре Рождества подряд Sega сохраняла лидерство над Nintendo благодаря низкой цене и большой библиотеке игр. У неё было десяток игр на каждую от SNES и она отвечала своими продуктами на успешные продукты конкурента. К примеру, у SNES вышел эксклюзив Final Fight - внутренние разработчики Sega создают Street of Rage, у которой уровни длинней, враги более жестокие и отличный саундтрек. И таких примеров множество. Весной 1993 года у Genesis было 250 игр против 75 у SNES, но так как полки магазинов не резиновые, на них размещалось 100 игр первой и 50 второй.
В 1993 году Sega представила компактную версию консоли Sega Mega Drive II/Genesis II. В данной версии отсутствовал разъём для наушников, на его место установлен аудио-видео выход с поддержкой стереозвука. Новая материнская плата была более энергоэффективной.
Интересные факты «консольной войны»
- Фокус-группа обратила внимание, что подростки, у которых была SNES, стеснялись в этом признаваться.
- Компании сосредоточились на обмане, чтобы хоть как-то выделять свои успехи. Nintendo заявляла, что в 1991 году продала больше, чем прогнозировала (сейчас данную формулировку применяют все кому не лень). Она назвала цифру в шесть миллионов, в то время, как продала четыре. Из-за этого было сложно определить долю рынка каждой компании.
- SNES удалось обогнать Genesis по продажам с 1995 по 1997 года, благодаря Donkey Kong Country.
- До сих пор нельзя точно сказать, кто в результате оказался успешней на территории США, так как разные аналитические агентства сообщают разные результаты исследований.
Взрослый контент в видеоиграх
Одной из причин, по которой Sega пользовалась такой бешеной популярностью, было позиционирование её, как идеальной приставки для подростков и людей старшего возраста. Nintendo больше воспринималась, как продукт для детей. Поэтому на Genesis появились игры, в которых присутствовал взрослый контент. Одной из таких игр стало интерактивное кино Night Trap для Sega CD.
Другой спорной игрой стал файтинг Mortal Kombat, портированный на Genesis и SNES компанией Acclaim. Множество крови и жестокости вызвали массовый протест, на что Nintendo среагировала, заменив кровь на пот, а добивания-фаталити - на менее зверские версии. Sega же создала систему игровых рейтингов VCR (Videogame Rating Counsil), в которой допуск к играм был мягким (после 13 лет) и для взрослых (после 17 лет). В новой версии MK убрали кровь и фаталити, но их можно было разблокировать специальным кодом, что позволило присвоить её рейтинг МА-13. Версия игры для Sega начала продавалась в разы лучше и получила признание критиков.
Закат
К 1993 году разработчики игр начинают выжимать всё возможное из SNES и поддерживать её своими играми. Выходят суперхиты Super Metroid и Donkey Kong Country. Последнюю продвигают, как игру с 32-битным качеством графики без необходимости покупать дополнительные устройства.
Начинает расти популярность трёхмерных игр. Nintendo добавляет в свои картриджи чип сопроцессора Super FX (использовался в играх Doom, Super Mario World 2: Yoshi's Island, Star Fox). Sega попыталась ответить и объединилась с Hitachi. Результатом стал чип Sega Virtua Processor. С его использованием вышла только одна игра, которая превосходила по качеству аналоги на SNES – Virtua Racing. Она продавалась за $100 и стала самым дорогим картриджем в истории Genesis.
Со временем получилось так, что Nintendo просто выпускала картриджи с современными играми, а для того, чтобы поиграть в подобного плана игры на Sega, необходимо было покупать Sega 32x, в которой звук был хуже.
Также Sega взялась за производство приставки Sega Neptune, в которой комбинируются возможности Sega Genesis и 32х. Проект был провальным, а огромные средства на её производство были потеряны.
В это время SNES и перехватывает пальму первенства.
Периферийные устройства
- В начале 90-х становятся популярными компакт-диски и Sega выпускает устройство Sega CD. В нём был собственный процессор и память, но, несмотря на возможности, цена в $299 и качество игр оставляли желать лучшего. Продажи оказались намного ниже ожидаемых, в США на CD вышло 149 игр, а поддержка была прекращена в 1996 году.
- Sega 32х была разработана по указанию Натояма. В ней был 32-битный процессор и специальный слот для 32-битных картриджей. Несмотря на приемлемую цену (стоила примерно, как Genesis), старт устройства был слабым, а библиотека игр скудная, и, в связи с тем, что сторонние разработчики отказались, их пришлось создавать самой Sega. К 1996 году она насчитывалась всего 31 игру на картриджах и 5 на расширенных CD. Sega решает отказаться от убыточного производства и сосредоточить внимание на консоли пятого поколения - Sega Saturn.
- Изначально контроллер выпускался с тремя кнопками, а с 1993 года появился шестикнопочный вариант. Также Sega первой выпустила беспроводные джойстики с инфракрасными датчиками.
- У Genesis была обратная совместимость с консолью предыдущего поколения Sega Master System при помощи устройства Power Base Converter.
- Инфракрасный пистолет Menacer использовался в шести играх.
- Мышь Sega Mega Mouse с тремя кнопками.
- Пластиковые бейсбольные биты BatterUP и TeeVGolf.
- Восьмиугольное устройство Sega Activator могло повторять движения игрока. Его можно было использовать в файтингах Mortal Kombat и Street Fighter II: Special Champion Edition, но из-за больших погрешностей и высокой цены провалилось.Sega Mega Modem позволял играть по сети в 17 игр в платном сервисе Sega Meganet.
- Sega Mega Modem позволял играть по сети в 17 игр в платном сервисе Sega Meganet.
Всего для консоли вышло около 900 игр, множество оригинальных проектов в разных жанрах, в некоторые из них не стыдно поиграть и сейчас. Упомянем лишь отдельные.
- Платформеры: Sonic The Hedgehog 1-3, Sonic & Knuckles, Sonic 3D Blast, Earthworm Jim 1-2, Disney's Aladdin, Boogerman, Lion King, The Jungle Book, Lost Vikings, Vectorman 1-2, ECCO the Dolphin, Toy Story, Mickey Mania - Timeless Adventures of Mickey Mouse, Quack Shot Starring Donald Duck, Zero the Kamikaze Squirrel, Pocahontas.
- Боевики/шутеры: Streets of Rage 1-3, Golden Axe III, Light Crusader, Comix Zone, Battletoads, Teenage Mutant Ninja Turtles, Batman Forever, Shinobi III - Return of the Ninja Master, Zero Tolerance, Zombies Ate My Neighbors, True Lies, Contra - Hard Corps, Doom Troopers.
- Файтинги: Mortal Kombat 1- 3, Street Fighter II, Eternal Champions.
- Стратегии: Dune - The Battle for Arrakis, Mega-lo-Mania, Syndicate.
- Ролевые игры: Phantasy Star I-IV, Beyond Oasis, Crusader of Centy, Landstalker - The Treasures of King Nole, Shining Force I и II, Shadowrun, Barver Battle Saga - The Space Fighter.
- Спортивные игры: Side Pocket, спортивные линейки от EA – NBA, FIFA, NHL, NBA Jam, Mutant League Hockey.
- Симуляторы: Theme Park, Jungle Strike, Desert Strike, Urban Strike.
- Гонки: Rock n'Roll Racing, Road Rash 3, Micro Machines 2, Super Monaco Grand Prix.
Тремя самыми продаваемыми играми системы стали: Sonic the Hedgehog (15 млн. копий), Sonic the Hedgehog 2 (6 млн. копий), Disney’s Aladdin (4 млн. копий).
Эксперименты с большим количеством устройств и выпуском Neptune закончились для Sega неудачей. Компания потеряла огромное количество ресурсов. Изначально бодрая, резвая, молодёжная консоль со временем перестала показывать современные проекты, которые продолжали выходить на SNES. Вскоре появится 32-битная система Sega Saturn, но в популярности она значительно уступит Mega Drive/Genesis.