Немец который учит японцев дзэн-буддизму. Часть 2.
"Взрослая практика". Мухо Нёльке.
Глава 5. "Недостаточно слишком многого?"
«Тебе не нужно вести себя как ребенок!»
Моя дочь Мегуми родилась в июне, и с тех пор я часто слышу эту фразу от моей жены. Когда рождается ребенок, иногда старшие дети начинают вести себя как слишком по-ребячески, чтобы привлечь материнское внимание, которое направлено на новорожденного. Становится проблемой если отец, который должен заботиться о ребенке сам становится инфантильным и ведет себя словно дитя. Особенно, если этот отец пишет о «взрослой практике» каждый месяц. Не пытается ли он выглядеть как взрослый просто чтобы скрыть тот факт, что на самом деле он неразумный младенец? Может это потому что он все еще ребенок, которому докучают другие инфантильные люди вокруг? В любом случае, «взрослая практика» должна начинаться с размышлений над собственной природой.
В прошлом месяца когда я говорил о «тренировке» и «практике», мы пришли к выводу что «взрослая практика» значит жить как будда и бодхисаттва. Практика значит «жить», а «взрослый» значит «будда и бодхисаттва». В японском языке, слово «взрослый» записывается двумя китайскими иероглифами, которые обычно переводятся как «великий человек». Обычно они произносятся как «otona», но в терминологии буддизма они читаются как «dainin». «Dainin» является переводом санскритского слова «махасаттва», которое обозначает именно «будда и бодхисаттва». В большинстве стран предполагается что как только человеку исполняется 18, 20 или 21 он становится взрослым, но многих ли из нас можно назвать взрослыми, махасаттвами, только потому, что мы стали совершеннолетними? Хотя мы и призываем практиковать то, что называется «Путем Будды», слишком часто нас просто называют взрослыми из-за возраста, в то время как наша практика все еще детская. И что же тогда значит быть настоящим взрослым?
В «Восьми осознанностях настоящего взрослого», трактате из Сёбогендзо, Догэн Дзэндзи перечисляет восемь характеристик настоящего взрослого. Первые два это «маленькие желания» и «понимание что этого достаточно».
Однажды, когда я практиковал как монах монастыря школы Риндзай в Киото, наша группа не смогла собрать достаточно денег во время прошения подаяния, с еще большим рвением мы просили милостыню до тех пор, пока не осознали что не успеем вернуться в монастырь к обеду. Опаздывать в Риндзай-дзэне непростительно, так что нам пришлось потратить полученные деньги и заказать такси. Первый вопрос от водителя звучал так:
«Вы когда-нибудь слышали о первых двух характеристиках настоящего взрослого?»
«В смысле?» – спросил лидер нашей группы.
«Я имею ввиду ту истину, что вам всегда будет достаточно, если мы не желаете большего, чем жизнь может предложить вам в этот момент. Чем больше вы желаете получить, тем больше вы будете страдать.» – В Киото водители такси обычно знают о буддизме больше чем Дзэн монахи, которые тренируются только ради получения лицензии «полноправного Дзэн священника».
«Вы болтаете слишком много» – ответил наш лидер. Похоже что он тогда не понял водителя.
Очень легко сказать что «тебе всегда будет достаточно, если ты не желаешь от жизни большего чем она тебе дает». Но сложно это понять и притворять в жизнь. Не похоже что мы когда-нибудь будем удовлетворены тем что мы ищем. Мы не можем всегда получать то что хотим, и даже не можем получать то что нам нужно, ну или по-крайней мере мы думаем что это нужно. «Удовлетворение» это абсолютный минимум который мы ожидаем от жизни, не так ли? И снова это выглядит так, словно большой ребенок что кричит «конфет, игрушек и просветления!». Мы орем ради счастья и удовлетворения, слово ребенок ради молока.
Дзадзэн в Антайдзи ничего не приносит. Ты не станешь лучше духовно, ты не получишь никаких денег. Ты закончишь потерей – потерей идей и идеологий, ты закончишь тем что будешь тратить те немногие деньги что у тебя есть для покупки вещей в монастырь. Как унсуй (монах практикующий под руководством учителя), я не очень то волновался об этом. Я был убеждаем что Дзэн практика значит больше потерю, чем приобретение, и вообще, кто ожидает получать деньги за дзадзэн? Прошение милостыни в течении зимнего периода обычно приносит достаточно денег чтобы заплатить за медицинскую страховку (около 150 долларов в год) которая покрывает 70% медицинских затрат, но этого недостаточно для оплаты социальной защиты (около 120 долларов в месяц), без которой ты не получишь поддержки от государства в старости. Но бедность не значит ничего для Дзэн монаха, как мы можем беспокоиться о старости, если мы должны практиковать так, словно сегодня умрем?
Сейчас, как аббат в Антайдзи, я все еще не получаю никакого дохода, но мои взгляды изменились: я должен заботиться о моей жене и ребенке. Но как я могу их обеспечивать? Как унсуй, я могу взять перерыв во время зимы чтобы просить милостыню, и тогда кому-то придется взять на себя монастырь без возможности для личного вопрошания милостыни. Для унсуя зубная щетка и сменное белье это достаточное имущество, но у моего ребенка все время растут потребности. Что будет когда он начнет ходить в школу? А что насчет колледжа? Что случится когда я умру?
Когда я думаю на этим, то понимаю что для меня невозможно принять то, что у меняя есть достаточно из того что жизнь предлагает мне. Даже если кто-то даст мне миллион долларов, я все равно буду волноваться о будущем, о инфляции, о ворах… Мне никогда не будет достаточно. Как же это по-детски!
Я должен помнить ради чего я здесь. Ради взрослой практики. Я сделал решение стать монахом и практиковать в Антайдзи, я согласился стать аббатом, я женился и завел ребенка тоже по собственной воле. На что я вообще могу жаловаться? Даже без денег, я и все остальные в Антайдзи имеем воздух для дыхания, воду для питья и различные овощи для еды, которые мы выращиваем в поле. И даже если в этом году будет плохой урожай, я не слышал, чтобы кто-нибудь умер от голода здесь. Догэн Дзэндзи сказал, что ты должен быть бедным чтобы практиковать. Могу ли я мечтать о жизни лучше чем эта?
Бедность не значит только отсутствие материального имущества. Прежде всего это значит чистоту ума. Саваки-роси говорил:
« Если стакан воды в твоей головы полностью заполнен, она выльется через край когда ты получишь еще больше. Ты должен осушить этот стакан, это значит отбросить свои идеи и привязанности. Только это может помочь тебе построить мироощущение, которое позволит тебе услышать и принять то, что настоящий учитель предложит тебе.»
Взрослая практика начинается с освобождения от нашего эго. Без этого, мы никогда не получим то что хотим, потому что мы не можем услышать, мы не можем принять учение, мы не видим интструкций, мы не чувствуем уверенность в нашем дзадзэн, и после нескольких лет «практики» мы наконец осознаем что просто теряли время, мы будем ругать остальных или даже дзадзэн, без понимая того, что «стакан с водой» в нашем уме просто переполнен эгоцентричными идеями. «Переизбыток» это причина по которой нам всегда недостаточно. Чтобы найти настоящее взрослое удовлетворение, нам не нужно получать больше, нам нужно потерять больше. Потерять самих себя.
P.S. Прошу в комментарии, если остались вопросы.
P.P.S. И на правах рекламы ссылка на группу, где остальные переводы этого мужичка.
https://vk.com/metsudou