Улицы и достопримечательности Санкт-Петербурга.Монумент героическим защитникам Ленинграда
Приветствую Уважаемые Пикабушники, я очень долго созревал для тематики постов, дабы на сайте уже более 7 лет, в роли читателя и комментатора. И вот в последнее время стал замечать, что многие Петербуржцы и Ленинградцы😉 а также гости нашего города, не знают историю мест где бывали или живут. Отсюда и родилась идея описывать историю улиц нашего замечательного града. Прошу особо тапками не кидаться, это первый пост, критика и поправки приветствуются. Ссылки на источники буду приводить по тексту повествования).
Но в канун значимой даты – 80-ти летия снятия блокады Ленинграда, начну с моего родного Московского района, и хочу немного (по факту немного не получилось, уж простите) написать о Монументе героическим защитникам Ленинграда.
Прилетая в наш город в аэропорт Пулково, гости Петербурга выбирая как транспорт к ближайшему метро автобус 39 (или 39Э, хрен его знает чем они отличаются ибо стоят в одних и тех же пробках), проезжают этот монумент, а пешеходный светофор перед площадью и олени водители вылезающие в нарушение всех правил приоритетов, позволяют рассмотреть «Стамеску» получше(так в свое время ее называли некоторые жители Санкт-Петербурга за внешнее сходство)
Но т. к. серию постов я всё-таки хочу посвятить именно историй улиц, то сделаю небольшое отступление, как можно более кратко описав историю самой Площади Победы.
Еще с Петровских времен здесь было пересечение двух дорог – на Царское Село (современные Московский проспект и Пулковское шоссе) и Москву (Краснопутиловская улица и Московское шоссе). На этом месте находилась средняя из трех застав при въезде в город – Средняя Рогатка, поскольку дорога перегораживалась рогатками между двумя сторожевыми будками. Ближняя Рогатка располагалась у современных Московских ворот, Дальняя – на развилке дорог в Царское Село и Киев в Пулкове.
Во второй половине XVIII века перекресток именовался еще Три Руки. Автор немецкого описания Петербурга 1805 года Г. Реймерс объясняет это так: «На восьмой версте дороги из Петербурга в Сарское Село Императрица Елизавета велела построить для себя небольшой летний дом, называемый сейчас Три Руки, по-видимому, от бывшего дорожного указателя с тремя «руками» для сходящихся здесь трех дорог из Санкт-Петербурга, Москвы и Сарского Села. (источник «Петербург в названиях улиц» А.Ерофеев).
Место сооружения мемориала выбрано не случайно – именно здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда во время фашистского наступления. Московский проспект служил военной дорогой, по которой уходили войска и техника – в нескольких километрах пролегала непосредственная линия фронта.
Свое название монумент получил по наследству от Пискаревского кладбища. Изначально мемориал на севере города назывался «Памятник защитникам Ленинграда Пискаревское кладбище», и только после появления монумента на юге, получил свое современное название – Пискаревское мемориальное кладбище.
В начале 1960-х годов на месте перекрестка была создана площадь, получившая 12 ноября 1962 года название площадь Победы. К 30-летию Победы, в 1975 году, здесь был открыт мемориал героическим защитникам Ленинграда, созданный скульптором Михаилом Аникушиным и архитекторами Сергеем Сперанским и Валентином Каменским. Год 30-летия победы выбран не случайно. В стране хотели отметить круглую дату с размахом, но запланированное ранее открытие монумента на Поклонной горе в Москве сорвалось. Причин было много, но основная – нехватка средств. И тогда в городе-герое на Неве придумали, где взять недостающие деньги и силы на строительство. Нет, государство дополнительно ничего не выделило, но ленинградцы нашли выход. Так, еще до изобретения Интернета и раскулачивания блогеров создателей «марафонов желаний». Возможно, тогда и придумали советский вариант краундфайдинга. В госбанке был открыт счет, и Ленинградцы, могли на него переводить деньги, чем они собственно и воспользовались, после чего к ним присоединились и неравнодушные люди со всей страны.
Стройка пошла значительно быстрее, особенно учитывая, что помимо средств, Ленинградцы записывались добровольцами на стройку. Когда все проекты были согласованы, а средства попилены собраны, началось строительства монумента (сроки поджимали, необходимо было открыть к 30-летию Победы).
На начальном этапе строительства монумента вырыли огромный котлован, вынув около 70 000 тонн грунта (по другим данным, больше 90 000 тонн). В основание памятника забили примерно 800 железобетонных свай. До глубокой осени шли работы по бетонированию. Кольцевая разомкнутая балка диаметром 20 метров представляет собой железобетонный монолит, держащийся на специальных колоннах. Главная вертикаль — 48-метровый гранитный обелиск — символ торжества Победы в одной из тяжелейших войн в истории человечества (вышеупомянутая «Стамеска»)
Монумент увековечил тех, кто заплатил невероятную цену за то, что город выстоял и выжил. Кто погибал от пуль в окопах, и от голода и холода у станка. Сейчас эту группу называют «победители», но сам архитектор считал их непобедимыми. Ну и конечно центральная часть экспозиции — это Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым памятным залом «Блокада» соединенные лестницами по обеим сторонам от обелиска, он расположен на северной стороне комплекса. Про памятный зал, наверное, стоит написать отдельным постом).
В основании монумента архитектором М.К. Аникушиным, были установлены две фигуры: солдата и рабочего, их прообразами были вполне конкретные люди. Для создания первого он использовал фотографии молодого Георгия Жукова, а рабочий – это один из авторов монумента, друг Аникушина, архитектор Сперанский.
Создатель мемориала, желая донести всю правду о страшной блокаде, не боялся обращаться к самым эмоциональным шедеврам мирового искусства. Но, как ни печально, первоначальный замысел монумента, все-таки был варварски переработан цензурой. Только эксперты знают, что сегодня здесь нет самой главной, центральной фигуры, в которую Аникушин вкладывал основной смысл: ради чего памятник, ради кого победа такой ценой… И в центре монумента по замыслу автора должен был стоять небольшой бронзовый мальчик, жизнь которого защитили мощные фигуры вокруг.
Это был красивый, сильный и очень смелый акцент.Что и привлекло внимание к проекту главнюков , в лице секретарей обкома. И как итог после формирования окончательного облика всего мемориала, было принято решение , что скульптура мальчика не вписывается в общую концепцию идеи монумента Защитникам Ленинграда, и было принято решение исключить эту скульптуру (Если сегодня вы захотите увидеть фигуру бронзового мальчика, знайте: она хранится в мастерской Аникушина. Вяземский пер., 8)
Итак вернемся к основной экспозиции. Фасад мемориала обращен к югу, в сторону Пулковских высот. Здесь, с обеих сторон от стелы, на гранитных постаментах установлены 26 бронзовых скульптур защитников города. Это скульптурные группы:
Скульптурная группа «Летчик и моряки»
Скульптурная группа «Снайперы»
Скульптурная группа «Солдаты»
Скульптурная группа «Литейщицы»
Скульптурная композиция «Ополченцы»
Скульптурная группа «Строители оборонительных сооружений»
Сейчас у этого мемориала проводятся много мероприятий, связанных с Великой победой над фашизмом, торжественно-праздничные, и даже принятия присяги молодыми сотрудниками подразделений Главного управления МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Так же хочу упомянуть, что к значимым датам, связанным с Блокадой Ленинграда, с двух соседних высоток включают «Лучи победы». В годы войны лучи в ночном небе оповещали об опасности вражеского налета. В мирное время прожекторы, как символ продолжающейся жизни, впервые зажглись и осветили ночное небо над Москвой 24 июня 1945 года в 23.00.
Хотелось, конечно, начинать писать посты в шуточной форме, но уже в момент написания понял, что язык не поворачивается шутить в такой день. Очень надеюсь, что пост пыл познавательным. Аргументированная и не очень критика приветствуется. 😊















