SapogStalina

SapogStalina

Пикабушник
5990 рейтинг 325 подписчиков 5 подписок 62 поста 40 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
38

Fw 190: не путать с Фоккером! Fw 190D

В прошлом посте я заговорил про высотные модификации Фокке Вульфа, среди которых назвал Fw 190C - версию с двигателем DB 603. Меня уже много раз просили поскорее перейти к Дорам, поэтому сначала кратко расскажу про версию С, а потом уж и до Дор доберемся.

Итак, начнем. Среди прототипов Fw 190C можно выделить:

- Fw 190V-13, V-15 и V-16 - чисто опытные машины, проверявшие на прочность концепцию Фокке-Вульфа с двигателем DB 603A. Кстати, Курт Танк, разрабатывая версию C, шел вразрез с предписаниями Министерства Авиации (последнее требовало скорейшего выпуска Fw 190D)

- Fw 190V-19, V-20 и V-21 - образцы для серийного выпуска Fw 190C-1

- Fw 190V-25 и V-27 - образцы для производства Fw 190C-2.

Но остановиться я хотел бы все-таки не на этих машинах, а на Fw 190V-18. Чем она так примечательна? Турбонаддув на этой машине работал от выхлопных газов - почти как на американском P-47 Thunderbolt.

Из-за наличия этого самого турбонаддува несколько изменился привычный нам внешний вид машины, появилось несколько новых воздухозаборников. Машина тут же получила меткое прозвище - "Кенгуру".

Одна из немногих фотографий Fw 190V-18

Но от Кенгуру, ровно как и ото всей серии С, вскоре пришлось отказаться. Ганс Зандер, проводя испытательные полеты, обнаружил плохую управляемость машины, низкую надежность двигателя DB 603G (на V18 поставили именно версию G). Но самым весомым аргументом "против" было то, что турбонаддув не оправдал своих ожиданий. Да вот даже не так, обескуражил конструкторов. Как выяснится позже, тот же Jumo 213 безо всяких ухищрений выдаст схожую с DB 603G мощность в 1700 лошадей с копейками. В общей сложности работы над Fw 190C велись с весны 1942 года по зиму 1943 года.

Ну так или иначе, а RLM все-таки протолкнуло своего фаворита - Fw 190D - на разработку. Как своеобразный экспериментальный полигон в корпусах Fw 190A-0 было собрано три прототипа Доры: Fw 190V-17, V-22 и V-23. Понятно, что вся троица имела под капотом двигатель Jumo 213.

Про него стоит поговорить отдельно. Как было много раз говорено - Jumo 213 был высотным двигателем. Изначально предполагалось, что он будет ставиться на бомбардировщики, а не на перехватчика. Кроме того, 213-ый освоить было куда труднее, чем старый добрый BMW 801.

Но, несмотря на все это, осенью 1942 года в воздух поднялся Fw 190V-17. Что интересно, собран был он еще до начала Великой Отечественной - зимой 1941 года. Именно с заменой двигателя связано то, что Доры куда длинее своих предшественников из серии А. 213-ый был тяжелее BMW 801, поэтому ради соблюдения развесовки, пришлось удлинить носовую часть Фокке Вульфа.

На этот раз у самолета не возникало никаких проблем с перегревом. В основном, благодаря жидкостной системе охлаждения и регулируемой термостатом работе клапанов.

Результаты двухгодичных испытаний были многообещающими. На разработку серии налегли вдвойне и летом 1944 года на испытания вышли следующие две машины - Fw 190V-53 и V-54. Они были вооружены четырьмя MG 151 и использовались для шлифовки центровки самолета.

Fw 190V-53

Существенным толчком к ускорению работ над Fw 190D послужила высадка союзников в Нормандии, и вскоре серийное производство было налажено (очень пригодился опыт сборки Дор, полученный при небольшом выпуске Fw 190D-0 и D-1). Выпуск машин удалось довести до четырех в день.

Fw 190D планировался как преемник Fw 190A-8, поэтому первая по-настоящему серийная машина получила обозначение Fw 190D-9. То есть машин с обозначениями от D-2 до D-8 не существовало.

Fw 190D-9 из JG 44

Ну а теперь немного сухих цифр, давненько их уже не было. Двигатель Junkers Jumo 213 с системой повышения мощности MW 50 развивал взлетную мощность в 1770 л. с. На короткое время можно было получить 2240 лошадей. Максимальная скорость составляла 690 км/ч на высоте 6600 км и 580 км/ч на уровне моря. Скороподъёмность - 23 м/с. Вооружение: две пушки MG 151 /20 с боекомплектом 250 снарядов каждая – у основания крыльев, два пулемета MG 131 13-мм калибра с боекомплектом 475 патронов каждый над двигателем.

Первые Fw 190D-9 были переданы в JG 54 в сентябре 1944 года. Правда, летчикам этого соединения так и не удалось испытать Фокке Вульф по назначению - им поручили охрану групп Ме 262 во время взлета и посадки. В итоге высотный перехватчик был вынужден копошиться возле земли.

Два Fw 190D-9 из JG 54

В этом плане больше повезло летчикам JG 2, JG 26 и JG 301. Они получили девятые Доры в первые недели 1945 года. Именно эти подразделения были задействованы в одной из последних наступательных операций немецких войск - "Bodenplatte". Про нее легко найти статью в Википедии, но она полностью на английском, и для тех, кто не может в иностраннве языки я расскажу самую суть.

Операция разрабатывалась, как и полагается, в условиях строжайшей секретности. Начало ее сначала планировалось на 16 декабря 1944 года, но из-за плохой погоды его пришлось перенести на 1 января 1945 года.

Операция "Bodenplatte" заключалась в налете на аэродромы союзников на территории Германии. Поначалу ее можно было считать успешной - много самолетов союзников было уничтожено прямо на взлетных полосах. Но велики были потери и среди немецких летчиков - та же JG 2 потеряла только убитыми 40% летчиков. Всего же было потеряно свыше 250 машин (а JG 2 из 20 машин потеряла 13).

Fw 190D-9, принадлежавший JG 54 и участвовавший в операции Bodenplatte. Эту Дору пилот усадил на брюхо после повреждения маслорадиатора 1 января 1945 года. Машина досталась союзникам в качестве трофея

К тому же стоит помнить - на январь 1945 года Германия была на грани катастрофы и любая, даже самая малая потеря автоматически становилась невосполнимой. Что уж говорить про потерю половины личного состава.

А союзникам, пардон, хоть бы хны - потери были восполнены через недельку.

Одним из последних соединений, получившими Fw 190D-9 была JG 6, было это в апреле 1945 года. Но из-за нехватки топлива большинство самолетов этой группы сделало только по три-четыре боевых вылетов.

Fw 190D-9 из JG 6

Вот такая печальная и короткая была боевая жизнь нового истребителя. Но как бы то ни было, помимо D-9 имели место много других модификаций Fw 190D:

- Fw 190D-10 - перехватчик с 30-мм МК 108 в развале цилиндров и двигателем Jumo 213C. Совершил единственный полет в июле 1944 года.

- Fw 190D-11 - семь штурмовиков такого типа было собрано в корпусах Fw 190A-8. Первый опытный образец был оснащен двигателем Jumo 213F-1 с трехступенчатым турбонаддувом и системой MW 50, а также стандартным для Доры вооружением. Но следующие машины вместо фюзеляжных MG 131 получили крыльевые MK 108. Производство этой модели так и не было начато в связи с появлением Fw 190D-12.

- Fw 190D-12 - три таких машины было собрано на базе все того же Fw 190A-8. Двенадцатая Дора получила две фюзеляжные МК 108 и две крыльевые MG 151. Кроме того, двигатель был защищен бронеплитами, а баки были самозатягивающимися (эк вывернул). Три корпуса А-8 было использовано для создания трех опытных машин - от V63 до V65. Несколько экземпляров до сих пор сохранились в музеях авиации.

- Fw 190D-13 - машина была идентична D-12 за исключением вооружения. МК 108 были заменены на MG 151 из-за нехватки первых. Было собрано по крайней мере две опытные машины - Fw 190V-62 с двигателем Jumo 213E и Fw 190V-71 с двигателем Jumo 213F.

Fw 190D-13 из JG 26, Германия, май 1945 года

- Fw 190D-14 - крайне интересная машина. На ней Курт Танк снова вернулся к наработкам времен Fw 190C. Четырнадцатая Дора оснащалась двигателем DB 603Е или DB 603LA. Два опытных образца, соответствующие этой модификации - Fw 190V-76 и Fw 190V-77 - имели под капотом двигатель DB 603A. На испытаниях машина развила отличную скорость - 703 км/ч на высоте в 11 500 м. Серийное производство планировалось начать в марте 1945 года.

- Fw 190D-15 - очередной перехватчик с 30-мм МК 108 и 20-мм MG 151 на борту. Под капотом машина имела двигатель DB 603G. Серийное производство планировалось начать в апреле 1945 года, но окончание войны, к счастью, помешало немцам претворить эти планы в жизнь. Корпуса последней, пятнадцатой Доры, попали в руки союзников.

Ну вот, с историей Дор а вместе с ней и с историей Фокке Вульфов вроде бы покончено. Есть еще, конечно, Fw 190G и Fw 190F, но до них я доберусь позже, если вообще доберусь. А пока есть мысли по циклу, главный герой которого вам обязательно понравится.

Показать полностью 8
31

Fw 190: не путать с Фоккером! Последние представители серии "А". Высотные Фокке Вульфы.

Теми самыми "последними представителями" были две модели: Fw 190A-9 и A-10. Начнем с "девятки".

Fw 190A-9 был произведен довольно неплохой серией - около 1000 машин (а с доведенными до стандарта А-9 более старых Фокке Вульфов и все 1500). От предыдущих машин Курта Танка новый Фокке Вульф отличался прежде всего двигателем. Вместо старого доброго BMW 801D-2 на первые машины серии устанавливался BMW 801F-1 с турбонаддувом 2000-сильного класса. Но большинство Fw 190A-9 летало с BMW 801TU/TS (TS/TH по другим источникам) из-за перебоев с производством и поставкой двигателей класса F.

С новым двигателем Фокке Вульф разгонялся более чем до 700 км/ч, что не могло не радовать немецких пилотов - наконец-то появился отпор американским Мустангам.

Но дело заменой силовой установки не ограничилось. Новому самолету увеличили капот из-за увеличившихся агрегатов системы охлаждения (они располагались двумя кольцами перед двигателем). Можно еще упомянуть замену винта, но это нереализованная задумка. "Девятка" летала с прежним винтом.

Fw 190A-9 с самого рождения был ударным самолетом. В планах конструкторов было забронировать переднюю кромку крыла, но от этого пришлось отказаться из соображения веса самолета. Самым распространенным комплектом доработки стал R-2 с пушками
MK 103. Он был аналогичен тому же комплекту на Fw 190A-8.

К другим изменениям. Новый Фокке Вульф получил закругленный фонарь кабины пилота, который после этого использовался и на Фокке Вульфах серии F.

Теперь о Fw 190A-10.

Рассказывать-то особо и нечего, известно о А-10 довольно мало. Серийное производство таких самолетов должно было начаться в марте 1945 года. Узнать ''десятку'' можно по небольшому размаху крыльев - такое решение должно было увеличить маневренность машины на большой высоте. Ну и больше от ''девятки'' Fw 190A-10 ничем не отличался, тот же двигатель (BMW 801F-1), те же МК 103.

Причина, по которой машина не пошла в серию, довольна проста - предпочтение было отдано Fw 190D и Ta 152 с серийным двигателем, с каким именно - скажу позже.

Все Фокке Вульфы серии А сослужили немецким ВВС определенную службу, были мощными и универсальными машинами. Но довольно специфический двигатель BMW 801D-2 заметно терял в мощности на высотах более 4500 м. И перехватывать союзные бомбардировщики бок о бок с поздними Густавами Вилли Мессершмитта им было довольно трудно.

Созданием высотного истребителя-перехватчика занималось RLM, создав особую "Программу немедленных действий" еще в 1941 году. Согласно ее требованиям, перехватчик должен был развивать на высоте в 12 км (!) скорость порядка 670 км/ч.

Всем было ясно - такой перехватчик был нужен как можно скорее. Поэтому он должен был базироваться на машине, уже находившейся в эксплуатации.

Впрочем, не буду ломать интригу, понятно что опытной лошадкой для высотного истребителя стал Фокке Вульф.

Инженерами одноименной компании было представлено три варианта новой машины:

- Fw 190B с двигателем BMW 801, оснащенным турбонаддувом;

- Fw 190C с двигателем DB 603A;

- Fw 190D с двигателем жидкостного охлаждения Jumo 213A.

Fw 190B

Весной 1942 года был испытан первый прототип серии В - Fw 190V-12. Он был оснащен двигателем серии BMW 801D-2 и системой повышения мощности силовой установки GM 1 (система турбонаддува еще не была готова к тому времени).

Система GM 1 впрыскивала закись азота непосредственно в цилиндры двигателя и повышала его мощность на высотах от 7 км.

Кроме того, самолет был полностью загерметезирован, фонарь и лобовое стекло состояли из двух панелей, в промежутки между которыми подавался горячий воздух. Кстати, проблемы с устройством обогрева фонаря и герметизацией кабины и стали причиной для утилизации этого самолета в ноябре 1942 года.

Но на этом история Fw 190B не закончилась. Зимой 1943 года с конвейера сняли три
Fw 190A-1, которые стали первыми прототипами досерийной версии В-0.

На первом из трех Fw 190A-1, получившем обозначение Fw 190B-01, проходила испытания система GM 1 (ранее в ее работе были обнаружены сбои, которые приводили к остановке двигателя).

Следующие два Fw 190A-1, получившие обозначения В-02 и В-03, были идентичны В-01.

Показать полностью
35

Fw 190: не путать с Фоккером! Fw 190A-6, А-7 и А-8

Fw 190A-6

Если вы читали мой предыдущий пост, то несомненно помните причину, по которой немецким инженерам пришлось разрабатывать Fw 190A-5 - ставшее некорректным расположение центра тяжести машины.

Замена моторамы была эффективной мерой, но все же временной. Проблемы с развесовкой самолета снова дали о себе знать при разработке Fw 190A-5/U-9 и U/10 с тяжелым вооружением из 20-ти и 30-ти мм пушек. А Fw 190A-6 являлся логичным развитием этих двух модификаций пятого Фокке Вульфа.

Проблему на этот раз решили по-другому. Крыло усилили, оставив его ращмах прежним. Такое решение позволило избавиться от уже набивших оскомину пушек MG FF. Вместо них в крылья установили еще по одной MG 151. Набивка пулеметных лент пополнилась трассерами, что позволяло пилоту сначала точно пристрелятся, а потом разом дать залп из 4-х пушек и разнести цель ко всем чертям. Кроме того, для простоты обслуживания, панели, скрывавшие под собой орудия, оснастили выступами.

Цифры выпущенных машин этого типа разнятся ну очень сильно. Различные источники оценивают кол-во выпущенных экземпляров от 600 до более чем 3000. Но большинство все-таки придерживаются первой цифры. Так что и мы с вами давайте условимся о 600 выпущенных машинах.

Fw 190A-6 из состава JG 54. Полоса под крестом - отличительный знак самолетовна Восточном фронте

Вообще по замыслам руководителей Люфтваффе шестой Фокке Вульф должен был наводить шороху на Восточном фронте. Но сильные бомбардировки союзников заставили руководство ВВС Германии несколько пересмотреть свое решение. В итоге почти все "шестерки" были вынуждены противостоять целым ордам из Крепостей и Либерейтеров.

Если говорить про полевые модификации, то их номенклатура со времен Fw 190A-5 принципиально не поменялась. Наиболее распространенной модификацией самолета была R7 с усиленным бронированием.

Одним из вариантов усиления бронирования было боковое бронестекло. Применялось также на Fw 190A-8 и вообще всех самолетах серии "Sturmbock" - перехватчиках В-17 и В-24.

Такой модификацией Фокке Вульфа наиболее часто пользовалась третья штурмовая эскадрилья, сформированная в апреле 1944 года. Она была отдаленно похожа на японские отряды камикадзе: пополнялась исключительно добровольцами, от которых требовалось сбивать В-17 и В-24 любой ценой, вплоть до применения тарана. Последнее требование - скорее фарс, ибо случаев, когда летчик осознанно направлял свою машину в строй бомбардировщиков, известно немного.

Схема бронирования всех Sturmbock'ов. Цифры на рисунке - толщина бронеплит в миллиметрах

Со своей задачей подразделение справлялось и без таких крайних мер. Первая успешная операция датируется 7 июля 1944 года. Группа В-17 и В-24 в сопровождении истребителей прикрытия бомбила район Лейпцига, и вмешательство Фокке Вульфов IV St./JG 3 стоило им потери 32 бомбардировщиков: 4 Крепостей и 28 Либерейторов. Потери штурмовой группы составили всего лишь 9 истребителей.

Fw 190A-7

Этот самолет планировался как скоростной разведчик, но регулярные бомбардировки со стороны союзников заставили руководство RLM поменять решение. И получился очередной истребитель.

Fw 190A-7, потерпевший аварию на заводском аэродроме в Коттбусе. Лето 1944 года

Полевые наборы по доброй немецкой традиции затачивали Fw 190A-7 под перехватчика плешь немцам проевших В-17 и В-24 (эка завернул). В который раз приводить целую простыню похожих наборов я не буду. Достаточно лишь разделить их на три группы:

- наборы с контейнерами под MG 151/20

- наборы с подкрыльевыми МК 103 и МК 108 (последняя встречается чаще)

- наборы с неуправляемыми ракетами класса "воздух-воздух"

Этот самолет должен был стать разведчиком с 13-мм MG 131 вместо MG 17 в фюзеляже. Но стал очередным истребителем, причиной тому - банальная нехватка машин для отражения воздушных налетов авиации союзников. Было выпущено около 80 машин, большинство из которых воевали на Западном фронте.

Fw 190A-7/R2 из состава JG 11. Германия, март 1944 года

Всего с ноября 1943 по март 1944 года было выпущено около 700 Fw 190A-7. Их львиная доля - перехватчики с большими пушками и мощными 210 мм ракетами.

Fw 190A-8

Из всех машин Курта Танка "восьмерка" была, пожалуй, одной из самых совершенных серийных машин. Новый истребитель был запущен в производство в конце 1943 года и по конструкции к разведывательной "семерке" был очень близок. Так что всю технологию производства немецкие конструкторы отработали хорошо.

Ремонт двигателя BMW 801D-2 на Fw 190A-8 из состава JG 1. Лето 1944 года

Но в конструкции все же было несколько изменений. За кабиной пилота находился бак на

100 л, причем литров не только топлива, но и закиси азота для системы MW 50. Последняя стала своеобразным ответом на высотные турбокомпрессоры американских Р-47. Система MW 50 позволяла увеличить мощность мотора до 1440 л. с. на короткий период времени

(10 минут) на высоте в 5 км.

881 одна единица самолетов Fw 190A-8 находилась на вооружении истребительных (265 самолетов), штурмовых (387) и разведывательных (11 машин). Отряд немецких "камикадзе" тогда еще находился на стадии формирования - конец 1943 года, как никак.

Что касается вооружения, то на Fw 190A-8 сохранялось вооружение предшественника, Fw 190A-7. Два пулемета MG 131 калибром 13 мм в фюзеляже и четыре MG 151/20 - по две на крыло. Перекочевали на "восьмерку" и типы полевых комплектов.

Fw 190A-8/R2 с крыльевыми МК 108

Кроме того, есть сведения об испытаниях различных опытных наборов вооружения.

SG 116 "Zeilendusche" - наклонная трехствольная установка на основе пушек МК 103 в задней части фюзеляжа . Она приводилась в действие с помощью фотоэлемента "магический глаз". Фотоэлемент срабатывал при попадании истребителя в тень вражеского бомбардировщика. Три ствола МК 103 размещались друг за другом на левом борту фюзеляжа сразу за кабиной. Передний ствол был установлен под углом 74°, центральный — 73°, а задний — 72,5°. Снаряды выстреливались с расстояния 50 м под целью.

Производство "семерки" было прекращено сразу же после того, как получила широкое распространение система MW 50. Fw 190A-8 сменил предшественника на конвейере и выпустился огромной серией - разные источники называют цифры от 1334 до 6655 единиц. Такое количество самолетов было произведено из-за влияния Экстренной программы производства истребителей (Jagernotprogramm). В производственный цикл были вовлечены два новых субпоставщика: "Dornier" и "Mimetall".

Продолжение следует...

Показать полностью 7
55

Fw 190: не путать с Фоккером! Fw 190A-5

Еще в ходе испытаний Fw 190A-3/U-1 стало понятно, что дальнейшая модернизация самолета неизбежно приведет к смещению его центра тяжести со всеми вытекающими последствиями.

Проблему в итоге решили, просто удлинив мотораму на 15 см. Таким образом получилась новая модификация Фокке Вульфа - Fw 190A-5.

Fw 190A-5 в естественной среде обитания

Один из первых Fw-190A-5 (бортовой код BG+KC) на заводском аэродроме

Новый самолет полностью сместил "четверку" с серийного производства к декабрю 1942 года. Fw 190A-5 кроме удлиненной моторамы получил более продвинутую кислородную систему и электрический авиагоризонт. Ну и пожалуй все - других значимых отличий от предущей модификации у А-5 не было. Вооружение опять осталось тем же.

На Fw-190А-5 стало возможным использование целого ряда заводских наборов "U" Серийно производились:

Fw 190A-5/U2 — дальний ночной истребитель-бомбардировщик с системой антиобледенения и с пламегасителями на боковых и нижних выхлопных патрубках. Было выпущено 7 самолетов. Они оснащались подфюзеляжным держателем ETC 501 для 250 и 500 кг бомб, а также подвесными 300 литровыми баками под консолями крыла. Пушки MG FF при этом не устанавливались.

Этот вариант стал основой для версии ночного истребителя Fw-190G-2/N с радаром FuG 217 "Neptun" J-2. 

Fw 190A-5/U2

Fw 190A-5/U3 — штурмовик с подфюзеляжным бомбодержателем ETC 501, пушки MG FF не устанавливались. После изменения систем обозначений самолетов Люфтваффе этому варианту присвоили индекс F-2. Данный вариант выпускался также в тропической версии, известной как Fw 190A-5/U3/trop (Fw 190F-2/trop) с противопыльным фильтром. 

Fw 190A-5/U4 — разведчик с двумя фотокамерами RB 12,5/7x9 в задней части фюзеляжа. Выпускался без пушек MG FF. Также выпускался в тропическом варианте Fw 190A-5/U4/trop.

Fw-190A-5/U8 — дальний истребитель-бомбардировщик с подвесными 300 литровыми топливными баками под крылом и подфюзеляжным бомбодержателем ETC 501. Вооружение состояло только из двух пушек MG 151/20Е. Было построено не менее пяти машин. Развитием этой версии стали серийные варианты Fw-190G-1 и G-2.

Fw-190A-5/U8

Fw 190A-5/U12 — версия с тяжелым вооружением, состоявшим из шести MG 151/20Е (две - на штатных местах, а еще четыре - в обтекателях WB 151/20 под крыльями). Для отработки новой модификации использовались два серийных самолета (W.Nr. 150813, бортовое обозначение ВН + СС и W.Nr . 150814, бортовое обозначение ВН + CD), которые переправили в Тарневиц в июле и августе 1944 года. Работа по переделке обеих машин была закончена там к началу декабря. Из-за плохой погоды в конце 1943 года выполнили только два испытательных полета, в каждом из которых сделали по 50 выстрелов.

Fw 190A-5/U12 с контейнерами под крыльями

Fw 190А-5/U17 - штурмовик с подфюзеляжным держателем ETC 501 и четырьмя подкрыльевыми держателями ETC 50 (для 50-кг бомб). Вместе с версией A-5/U3 этот вариант стал прототипом серии "F". Вооружение — стандартное, но без пушек MG FF. Существовал также тропический вариант.

Fw 190A-5/U7 - два опытных образца с крыльевыми 30-мм пушками МК 108. Были построены на заводе "Arado" в Тутове. Первый прибыл 28 декабря 1943 года на полигон в Тарневице, где он был вооружен двумя МК 103 в подкрыльевых обтекателях.

Fw-190A-5/U9 - два опытных самолета (W.Nr. 150812 и 150816) с усиленным вооружением, состоящим из двух 13-мм пулеметов MG 131 в фюзеляже и четырех 20-мм пушек MG 151/20 в крыле (двух в корне и двух в консолях). Самолет W.Nr. 150816 (бортовое BH + CF) позже использовался для испытаний двигателя BMW 801TU, получив обозначение V35. Версия U9 стала предшественницей серий А-7 и А-8.

Fw-190A-5/U10 - шесть самолетов (все производились на фирме "Аgо") экспериментальной версии для изучения установки в крыле тяжелого вооружения из 20 и 30 мм пушек (для этого крыло было переделано). Испытывались летом 1943 года в Тарневице. Проведенные исследования послужили основой для разработки набора вооружения R2 для последующих серий.

Fw 190A-5/U-11 - ударный самолет с двумя 30-мм пушками МК 103 или МК 108 в обтекателях под крыльями. Три опытных образца впоследствии получили обозначения Fw 190F-3/R2 и

Fw 190F-3/R3

Торпедоносец Fw 190A-5/U-14

Появление в небе над Германией тяжелых американских бомбардировщиков В-17 "Летающая крепость" и В-24 "Либерейтор" заметно изменило ситуацию воздушной войны на Западе. От немецких летчиков все чаще стали поступать жалобы на недостаточную эффективность штатного вооружения, установленного на Fw 190А. Это привело к разработке дополнительно-го вооружения для Fw 190, в том числе ракетного. Самолеты Fw-190А, оборудованные пусковыми установками, получали к своему обозначению приставку R6.

Fw 190A-5/R6, подготовленный для опытной стрельбы 201-мм ракетами

Заряжание 210-мм ракеты в пусковую установку Fw 190A-8

Ну и наконец одна деталь. Мой первый пост вышел около года назад - 31 января 2016-го. За этот год было сделано многое. Спасибо тем, кто подписался на меня, а также людям, которые просто читают мои посты. Конечно, в них есть какие-то неточности, погрешности, но вам же не диссертацию по истории авиации писать, верно? Стараясь рассказать все попроще да поинтересней, я иногда упускаю некоторые мелкие детали. Но думается мне, что все я делаю правильно, иначе как за год набежало около 400 подписчиков?

На этом я останавливаться ну никак не собираюсь. Так что все еще впереди.

Всем спасибо!

Все свободны!

Показать полностью 9
73

Fw 190: не путать с Фоккером! Fw 190A-4

Прототипом для следующей модификации Фокке Вульфа стал серийный самолет. Перед испытаниями он получил обозначение Fw 190V-24 и бортовой номер TF+SI. Его заводские испытания начались 5 февраля 1942 года, а уже осенью его передали в JG 1 для фронтовых испытаний.

Fw 190A-4

Ничем особенным "четверка" от "тройки" не отличалась. Самое главное, что двигатель остался тем же, что и на предыдущей модификации - BMW 801D-2. Но небольшие изменения все же есть.

Первое - измененное хвостовое оперение со встроенной антенной радиостанции. Последняя, кстати, тоже обновилась. Fw 190A-4 вместо радиостанции FuG 7a получил FuG 16Z. Это - второе отличие "четверки" от "тройки".

Третье отличие - система впрыска водно-метаноловой смеси MW 50. В итоге пиковую мощность двигателя можно было повысить еще на чеверть - до 2000 л. с. Правда, только на 10 минут, не более. Однако поставку устройств MW 50 своевременно наладить не удалось, поэтому самолёты А-4 фактически этого устройства не имели. На практике система MW 50 появилась только на модели Fw.190 A-8 (спасибо @Vitas566)

Ну и последнее, уже четвертое отличие - створки механизма охлаждения, адаптированные под весьма экстремальные для авиации условия Северной Африки и Крайнего Севера.

Ну и немцы не были бы немцами если бы не создали широкую номенклатуру полевых модификаций для нового самолета. Их на "четверке" было аж две серии - U и R.

Представителями серии U были:

Fw 190A-4/U-1 - истребитель бомбардировщик с пилонами ЕТС 501. Из вооружения оставались только две MG 151. Самолет был адаптирован для действий в темное время суток: были установлены щитки-пламегасители, а также посадочная фара на левом крыле. Из-за дефицита двигателей BMW-801D-2 летом 1943 года на несколько самолетов установили С-2

Fw 190A-4/U-3 - самолет для непосредственной поддержки войск на поле боя. Оснащался усиленным бронированием и одним подфюзеляжным пилоном ЕТС 501. В марте 1943 года этот самолет получил название Fw 190F-1, положив начало целому семейству штурмовых Фокке Вульфов. В сентябре - октябре 1942 года в эту версию было переоборудовано 30 машин. Для снижения полетного веса на многих из них были демонтированы внешние крыльевые пушки MG FF

Fw 190A-4/U-3

Fw 190A-4/U-4 - разведчик с двумя фотокамерами и демонтированными пушками MG FF

Fw 190A-4/U-7 - высотный истребитель, аналогичный Fw 190A-3/U-7

Fw 190A-4/U-8 - дальний истребитель-бомбардировщик. Оснащался помимо подфюзеляжного пилона ЕТС 501 двумя подвесными топливными баками. Вооружение - только две MG 151. Позже именно эта модель станет основой для Fw 190G-1.

Fw 190A-4/U-8

Теперь посмотрим на представителей серии R:

Fw 190A-4/R1 - истребитель, заточенный на перехват воздушных целей. Причем наводится на них самолет должен был с земли. Для этого на Фокке Вульф установли радиостанцию FuG 16ZE. Но некоторые самолеты этой серии были оснащены радиостанцией FuG 16ZY. Такие машины получили обозначение Fw 190A-4Y.

Fw 190A-4/R6 - такие машины оснащались 210-мм неуправляемыми ракетами класса "воздух-воздух" W. Gr. 21. Существовал только один такой самолет, причем его испытания показали довольно неплохую эффективность ракет при стрельбе по плотным рядам бомбардировщиков.

Fw 190A-4/R6

Производство Fw 190A-4 продолжалось больше года - с июня 1942 года по август 1943 года. Было выпущено около 970 экземпляров машин этого типа.

Fw 190A-4 становится трофеем советских ВВС

13 января 1943 года юго-восточнее Ладожского озера во время боя с советскими истребителями Fw 190A-4 из JG 54 отстрелил себе лопасти винта. Пилот (унтер-офицер Хельмут Брандт) совершил вынужденную посадку. В результате в руки советских военных попал первый Фокке Вульф в относительно хорошем состоянии. Трофею заменили поврежденный винт винтом от Ju 87 и направили в НИИ ВВС СССР, в Ленинград, на 1 ремонтную базу.

Испытания трофея прошли с 14 июня по 16 июля 1943 года. Инженер П. Оноприенко и летчик-испытатель Ю. Антипов выделили у самолета почти те же достоинства, что и союзники у Fw 190A-3.

Инженеру и летчику-испытателю приглянулось много чего:

- компоновка винто-моторной группы в виде самостоятельного агрегата, включающего мотор, мотораму, маслобак, маслорадиатор, масляный фильтр и трубопроводы, что облегчало производство самолета

- автоматическое управление шагом винта, углом атаки лопастей и т. д., то есть вся САУ

- удобный фонарь, точные и удобно расположенные приборы

- система охлаждения двигателя: управляемые створки + система принудительного охлаждения головок цилиндров, а также вся система управления огнем - электроспуск пушек и пулеметов и т. д.

Летная оценка самолета также была положительной. Но в отличие от Великобритании, в нашей стране высоких отзывов самолет в целом не получил. Отмечалось, что Фокке Вульф перетяжелен, имеет большой пробег и разбег, недостаточный вертикальный маневр. ЛТХ "советского" Фокке Вульфа оказались ниже, чем Фокке Вульфа "британского"

Разница в характеристиках могла образоваться из-за большей изношенности "советского"

Fw 190А-4, к тому же летавшего c неродным пропеллером.

Но так или иначе, но по данным испытаний получалось, что в скорости и скороподъемности до высоты 4 000 м Fw 190A-4 уступал серийным советским истребителям, построенным в 1943 году. И это не могло не радовать советских пилотов.

Продолжение следует...

Показать полностью 4
30

Fw 190: не путать с Фоккером! Fw 190A-3

В начале осени 1941 года начался выпуск нового двигателя фирмы BMW - BMW-801D-2. От С-2 он отличался увеличенной компрессией в цилиндрах (7,2 атм против 6,5 у С-2), а также двухступенчатым нагнетателем. В результате 87-ой бензин заменился 96-ым и возросла мощность у земли: С-2 развивал 1600 л.с., а D-2 - 1730 л.с. Мощности на высоте в 5000 м и при наборе высоты также возросли.

В ноябре того же года новый двигатель получила фирма "Фокке-Вульф", а в марте следующего, 1942 года - фирмы "Ago" и "Arado". Самолет с новым мотором получил обозначение Fw 190A-3 и выпускался параллельно с А-2.

Внешне новый Фокке-Вульф ничем от более старого не отличался, за исключением мелких деталей - нескольких смотровых лючков. Вооружение осталось тем же - четыре пушки + два дверных молотка. Но вот ЛТХ подросли довольно заметно. Чуть позже мы сравним новый Фокке Вульф с британскими истребителями примерно того же времени.

А пока поговорим о полевых комплектах. Их, по доброй немецкой традиции, существовало огромное количество:

Fw 190А-3/U1 - опытный самолет с удлиненной на 15 см моторамой. Фактически это прототип Fw 190A-5.

Fw 190A-3/U-2 - самолет, вооруженный 73-мм ракетами RZ 65, которые располагались
внутри (!!!) крыла (по три на каждое).

Так Rz 65 должны были крепиться на крыло. Вид из-под крыла

Fw 190A-3/U-3 - разведчик с фотокамерами внутри фюзеляжа и демонтированными пушками MG FF. Существовал в одном экземпляре.

Fw 190A-3/U4 - разведчик с усиленным бронированием, использовались летом 1942 года.

Fw 190A-3/U7 - высотный истребитель, серийно не выпускался.

Fw 190A-3/U-7. Видны воздухозаборники по бокам

Довольно часто самолеты серии А-2 переделывались в Fw 190А-3.Так, например, Fw-190А-2 (W.Nr. 20234), находившийся с весны 1942 года в JG 26, в конце октября был отправлен на ремонтный завод в Антверпене, где его оснастили двигателем BMW 801D-2. После этого истребитель с тем же заводским номером, но уже как Fw 190А-3 был отправлен на Восточный фронт. Некоторые Fw 190А-2 и А-3, оказались "долгожителями" и "дотянули" до самого конца войны. Например, 8 мая 1945 года на норвежском аэродроме Хердла среди прочей авиатехники находились пять Fw 190А-2 и А-3, принадлежавшие JG 5.

С октября 1942 года по июнь 1943 года в рамках программы "Hamburg" была построена серия экспортных Fw-190Аа-3 ("а" от Auslandisch — иностранный) для ВВС Турции. На большинстве экспортных самолетов было установлено вооружение по стандарту А-1, но имелась возможность установки 2xMG FF в качестве полевой модификации. Радиооборудование состояло только из радиостанции FuG 7а. Из 72 заказанных турками машин было построено 70. Кроме того, еще четыре Fw 190Аа-3 с заводскими номерами 110, 123, 146 и 148 так и не были им отправлены.

Всего за период с октября 1941 года по сентябрь 1942 года было выпущено не менее 909 машин Fw 190 серий А-2 и А-3, не считая "турецких".

Fw 190A-3 становится трофеем ВВС Великобритании.
Сравнительные испытания Фокке-вульфа и истребителей Великобритании и  США

23 июня 1942 года из-за ошибки оберлейтенанта Арнима Фабера (Faber) адъютанта III/JG 2, целехонький Fw 190А-3 оказался в руках у англичан. 29 июня этот самолет (уже с нанесенными английскими опознавательными знаками) был переправлен в Фарнборо на аэродром RAF для всестороннего изучения.

Фокке-вульф показал полное превосходство над Spitfire Mk. Vb по скорости на 30 - 50 км/ч и по скороподъемности на всех высотах. Максимальная вертикальная скорость Fw 190 на высоте 7 600 м оказалась выше. В пикировании немецкий истребитель легко догонял Спитфайра, особенно на первой стадии.

Похожие результаты британцы получили и при сранении Фокке Вульфа с Девятым Спитфайром, который в то время только-только начал поступать на вооружение RAF. Пикирование было за Фокке Вульфом, по скороподъемности оба истребителя были примерно равны. Со скоростью все было немного сложнее: у земли Фокке Вульф делал британца, а вот на высоте более 4 км наоборот выигрывал Спитфайр. Другое дело, что выигрыш этот в обоих случаях являл собой мизер: всего лишь 8-10 км/ч.

По итогам испытаний британские военачальники признали Фокке Вульф довольно опасным истребителем. Пилотам Спитфайров предписывалось летать в зоне работы Fw 190 на большой скорости, чтобы в случае чего быстро уйти из-под атаки или наоборот, резко нанести удар самим.

Американский Мустанг Mk IA Фокке Вульфу по скорости не уступал, а на диапазоне высот с 3 км до 4 км даже был быстрее. Причем выигрыш по скорости в случае заокеанского истребителя был существеннее: 30 км/ч. Но вот по скороподъемности Мустанг проигрывал Фокке Вульфу, и очень серьезно.

Двухмотороный истребитель Р-38 Лайтнинг на высотах до 7000 м был медленнее немца, а выше получал небольшое преимущество. По остальным параметрам Фокке Вульф делал и Лайтнинга.

А вот с Тайфуном провести адекватных сравнений не получилось, ибо двигатель Фокке Вульфа тогда был уже порядком изношен. И превосходство в пикированиии и горизональной скорости вполне можно списать на этот недочет.

Но кроме оценки "просто опасный истребитель", в докладах о сравнительных испытаний были отмечены и другие плюсы немца. Первый из них - круговой обзор из кабины. По этому показателю Спитфайр, Мустанг, а тем более Тайфун уступали Фокке Вульфу, ибо до Гриффонов, Мустангов серии D и Темпестов дело еще не дошло.

Второе весомое преимущество - простота работы пилота. Точные и удобно расположенные приборы, автоматическое (ну почти) управление двигателем понравились всем.

Ну и третье это крен. Бочку самолет выполнял с умопомрачительной скоростью. Спитфайр - самый "кренистый" самолет из трех - уступал немцу в этом плане ощутимо. Когда Фокке Вульф завершал фигуру, британец выполнял ее только на половину.

Показать полностью 2
70

Fw 190: не путать с Фоккером! Модификация А-2

В середине 1941 года Министерство Авиации сделало заказ на первую партию из 315 Fw 190 следующей модификации - Fw 190A-2. "Двоечку", помимо заводов "Фокке-Вульф", производили завод "Ago" в Ошерслебене и "Arado" в Варнемюнде. 

Fw 190A-2 оснащался двигателем BMW-801C-2, хотя несколько машин получили С-1. Именно на этом самолете решилась, наконец, проблема перегрева задних цилиндров. Для этого по бокам самолета были установлены дополнительные жалюзи, которые также смонтировали и на самолетах предыдущих серий.

Двигатель BMW-801C-2 развивал порядка 1600 л. с. на взлете, 1380 л. с. на высоте в 4600 м и 1460 л. с. при наборе высоты. Двигатель монтировался на сварной мотораме из стальных труб.

С основным разобрались, теперь перейдем к более интересным деталям. Fw 190A-2 стал первым среди себе подобных в плане протектированных баков. Два MG 17 в корне крыла конструкторы заменили на две 20-мм MG 151/20. Вооружение, таким образом, стало довольно грозным: самолет нес четыре 20-ки. Такую комбинацию из шести стволов (не забываем про два "дверных молотка" в фюзеляже) перед установкой на "двоечку" испытали на Fw 190A-0/U5 (б/н КВ+РТ) весной 1941 года. Кроме того, был доступен комплект из двух MG FF для полевой установки.

Кроме того, согласно описанию самолета от 1 января 1942 года на Fw 190А-2 имелась возможность установки подфюзеляжного бомбодержателя ETC 501. Но неизвестно для всех ли серийных машин это предусматривалось. На Fw 190А-2 устанавливался прицел Revi C/12D. Система выбора оружия позволяла использовать любую пару пушек и пулеметов отдельно или все одновременно.

Кабина самолета считалась тесноватой, но имела хороший обзор, особенно назад. Лобовое бронестекло размещалось под углом 63°. Сдвижной назад фонарь кабины был сделан как одно целое с небольшие гарготом. Бронирование состояло из заголовника толщиной 14 мм, 8-мм бронеспинки и небольших 8-мм плит над бронеспинкой, под ней и по бокам. 

Первые Fw 190А-2 были построены на заводах "Арадо" в Варнемюнде и начали поступать в Люфтваффе в августе 1941 года. Сравнительные полеты, проведенные осенью в Рехлине летчиком-испытателем Генрихом Беаувайсом, показали полное превосходство Fw 190А-2 над английским Spitfire Мк.V, особенно в диапазоне высот от 5 000 до 7 500 м. Максимальная скорость немецкого истребителя на высоте 5 500 м достигала 622 км/ч. А при полном газе, который, впрочем, можно было использовать лишь в течение одной минуты, скорость Fw 190A-2 на высоте 6 000 м достигала 660 км/ч. На высоте 1 000 м максимальная скорость "фокке-вульфа" падала до 515 км/ч. Нормальная дальность полета составляла 900 км при крейсерской скорости 440 км/ч.

В октябре 1941 года Fw 190A-2 начал выпускать завод в Ошерслебене. Первая десятка Фокке-Вульфов вскоре была собрана и головным заводом компании в Бремене. К лету 42-го к выпуску истребителей подключились и заводы в городе Кассель.

Серийный Fw 190A-2

Фокке-Вульф на сборочной линии

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!