Черкаш...
Дэвид Кроненберг, мастистый режиссер отличных хорроров Муха и Сканнеры в свое время был весьма популярен, обладая искусным чувством показать нечистоты более натуралистично, что явно намекает на его внутренний мир, где все вокруг фекальная масса…
Только такому человеку могла прийти в голову мысль о гаджетах органического происхождения, иные произведения об ужасающих метаморфозах органики его так же волновали, та же Муха тому подтверждение.
Соответственно, этой мысли не стоит оставаться в физической форме, под призму Кроненбергского взгляда падает и человеческое общество, роман Дона ДеЛилло ему в помощь.
И что же из себя представляет Космополис?
Одно слово – антиутопия… Антиутопия, почти всегда являвшаяся футуристичной, на данный момент проблематично заглядывать вперед. Оно и правильно – прогресс неумолимо идет вперед, где даже самые крупные умы не могут точно предсказать следующий день, чего уж говорить о десятилетии. Что и происходит у главного героя… Финансовый аналитик теряет способность видеть ближайший прогноз какой-то простой юани. События сего дня настолько немногочисленны и быстротечны(как бы это парадоксально ни звучало), что теряется понимание что же вообще происходит. Путь лимузина мультимиллионера похожа на трип, и главное отличие пути Эрика Паркера от капитана Уилларда - полная изолированность от городского шума. Полная бездуховность протагониста объясняется всесилием в мире, где деньги – это Бог, а Бог – это информация. Само по себе получение информации – есть развитие, которое при избытке приводит к полному опустошению внутри души, так как нет цели в жизни, ведь все цели давным-давно поражены… Тем не менее, это не только не мешает, но и напрямую способствует «всесильным» превращать бесценные вещи в продаваемый продукт. Сколько стоит любовь? За сколько можно продать дружбу? А ответственность и совесть тоже можно продать или их попросту не существует, когда у тебя маниту немного больше, чем у других?
Такие основополагающие вопросы постоянно затрагиваются, но спросите вы чем же этот фильм превосходит, к примеру, Fight club? Или Казино Мартина Скорсезе? Или 99 франков?
Боюсь этого слова, но здесь оно законно… Ничем.
Мало того, помимо уже существующих мощных проектов на эту тему, Космополису дать попросту нечего, где он даже не отвечает на вопрос... Что же делать…
Но, возможно, этим он и хорош, потому что финальная сцена дает пищу для размышления зрителю на чьей он стороне и как бы он поступил… Открытый финал – есть самое большое преимущество фильма, где вопрос о потреблении обрастает зрительской точкой зрения, но стоит ли фильм просмотра?
Скорее нет, чем да, так как явных преимуществ в фильме практически нет. Аллегории с наркотическим трипом мы уже видели куда лучше показанных в Страх и отвращении в Лас-Вегасе, написанных еще в далеких 70-х. А добавление фильму современности это лишь маскарад ради маскарада. Убери все эти элементы современной экономики, гаджетов, интернета и ничего в повествовании не изменится. Все повествование похоже на свободное раскидывание художником мазков по холсту, что и изображено в начальной сцене фильма, но здесь сложно всю вакханалию назвать мазком, скорее черкашом на дне унитаза, правда в том и проблема, что как бы долго нас не заставлял Кроненберг смотреть между строк, у него это плохо получается – ведь и визуальная часть страдает, и сюжетная, и драматическая – почти все… Кроненбергу уже не хватает сарказма и фантазии на большую вонь и разложение. Есть лишь один момент, где он попытался совместить все дряное – сцена с осмотром простаты во время его возбуждения от вонливого потного запаха женщины-логиста. Но и в ней он допустил промашку, которая протягивалась по всему хронометражу…
Огромной ошибкой режиссера является исполнитель главной роли Эдвард Калл… извините Роберт Паттинсон, которому ни коим образом не симпатизируешь, а иным словом не переживаешь, нет в нем харизмы, которую мог бы куда лучше изобразить Мортенсен или Фаррелл. Тогда можно было бы сказать, что фильм стоит просмотра.
А так могу сказать одно, и скорее эти слова будут направлены не для зрителей, а для авторов… Перефразируя Ницше говорю Вам, что если долго смотреть в унитаз, унитаз становится вами…