MindWave

MindWave

Меня зовут Станислав Пикальков. По образованию генетик, но давно и безнадежно в IT рекрутменте. Любимые айтишники - девопсы, но сам пишу на го и котлине. Работаю в основном в формате HR консалтинга
На Пикабу
99 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 0 в горячем

Три ред флага на интервью, которые многое расскажут о кандидате

Продолжаем разбирать тему «Слушать и слышать». Сегодня поделюсь тремя лайфхаками о том, как позиционирование, может дать рекрутёру очень важную информацию о кандидате.

1. «Как у всех»

«— Хочу удалёнку, но это понятно, её все хотят», «— Понятно, что деньги — главный мотиватор для всех», «— Само собой, никто не хочет ходить в офис»

Если кандидат так говорит — это не про всех, а про него самого. Он не видит альтернатив, потому что не может представить, что кто-то думает иначе.

Конечно, если то, что он так категорично озвучил, попадает в ценности команды работодателя — отлично! Понятно, что всех опытных разработчиков, в первую очередь интересует причастность к созданию крутого продукта. Если есть риски, лучше задать дополнительные вопросы

Хороший вопрос для таких случаев: «— А как ты думаешь, почему другие могли бы хотеть по-другому?»

2. Постоянное «Мы» без «Я»

«— Мы сделали проект», «— Мы запустили», «— Мы решили задачу»

Возникает логичный вопрос, а кто именно сделал? Где была зона ответственности кандидата?

Спросите: «— А в чём конкретно твоя роль в проекте? Что бы не получилось сделать без тебя?»

Если не может ответить, значит, либо участия было мало, либо не привык рефлексировать свою роль. Правильно заданный вопрос поможет избежать неловких моментов, например:

Кандидат говорит вам: «— Ну мы с нуля писали онлайн банкинг», вы указываете это в сопроводительном письме, а заказчику на интервью он отвечает, что полгода красил кнопку)

3. «Я не виноват, но знаю, кто виноват»

«— Проект не взлетел, потому что заказчик тормозил», «— Команда была слабая», «— Руководитель не давал работать»

Если в каждом провале виноват кто-то другой, это сигнал! Кандидат с внутренней референцией скажет по-другому: «Вот, что я понял», «Вот это я бы сделал по-другому»

Такой подход — это и есть рост, зрелость, ответственность. Конечно, если нужен кандидат на исполнительную роль, без особого роста — флаг зелёный. Если позиция с большой зоной ответственности — очень и очень красный

Эти небольшие детали — как сканер. Они не требуют много времени, но позволяют увидеть больше, чем просто ответы на вопросы в интервью.

Запоминай и сохраняй себе, если считаешь, что это может пригодиться для твоих интервью.

А у тебя есть свои любимые триггерные точки? Напиши в комментариях, что используешь чаще всего)

Три ред флага на интервью, которые многое расскажут о кандидате
Показать полностью 1

Почему кандидаты сомневаются, даже если оффер объективно сильный — 6 причин

Почему кандидаты сомневаются, даже если оффер объективно сильный — 6 причин

Не забывайте, что по ту сторону телефона/ноутбука живой человек. Для того, чтобы отработать оффер вам нужно понимать, с какими именно эмоциями вы работаете, какие проблемы встают перед кандидатом и как помочь ему их решить.

1. Изменения = стресс, а текущая работа — зона комфорта

Рекрутеры и кандидаты по-разному воспринимают момент «принятия оффера». Для нас — это рабочий процесс, за который мы получаем заслуженные деньги. А для кандидата — это полная перезагрузка жизни: новые процессы, люди, задачи, культура, дорога до офиса, привычный ритм и коллектив. Всё это нужно перестроить — а значит, выйти из зоны комфорта. И тут включается тревожность, которую мозг пытается избежать любой ценой.

2. Страх несоответствия ожиданий и реальности

Интервью — не жизнь. Даже самые приятные собеседования не дают понимания, каково будет работать в этой команде каждый день. В голове у кандидата крутится: «А вдруг всё окажется не так?». И страх этот обоснованный: рынок перегрет, интервью превратились в шоу, а за обёрткой могут скрываться неприятные сюрпризы.

3. Влияние окружения

«Ты уверен?», «Зачем тебе это?», «А вдруг пожалеешь?» — такие фразы от близких могут запросто пошатнуть уверенность. В моей практике (и в каждой из моих команд) случались кейсы «жена запретила принимать оффер». И это не шутки — семейный совет иногда сильнее любых бонусов в оффере.

4. Ощущение долга перед текущей командой

Даже если кандидат выгорел и хочет перемен — чувство ответственности держит. «Я не могу уйти посреди релиза», «Без меня проект встанет» — такие мысли превращаются в эмоциональные якоря, которые не дают двигаться дальше.

5. Давление и спешка

Когда срок принятия оффера ограничен, а рекрутер регулярно напоминает о дедлайне, кандидат может почувствовать давление. Даже корректные follow-up'ы вызывают защитную реакцию: «Меня торопят — что-то здесь не так». И вот уже сомнение побеждает здравый смысл.

6. Непрояснённые внутренние мотивы

«Хочу больше денег», «Интереснее задачи», «Хочу роста» — вроде бы звучит разумно. Но если за этими фразами нет чёткого понимания, зачем именно тебе перемены, то оффер воспринимается как нечто чужое. И вместо драйва появляется сопротивление.

А какие эмоции заставляли вас отказываться от офферов?

(Ну кроме недовольства, что мало денег, очевидно)

Почему кандидаты сомневаются, даже если оффер объективно сильный — 6 причин
Показать полностью 1

Как продавить кандидата, чтобы он принял твой оффер

(Спойлер для нетерпеливых - никак, пост о том, как этого избегать)


Дошёл до того, чтобы начать вести профессиональный блог, и в фокус-группе (несколько товарищей, которых попросил чекнуть контент-план) эта тема собрала кучу плюсов как самая интересная. Забавно, но, тем не менее, начну с неё.

Итак, как же нужно правильно надавить на кандидата, чтобы он принял твой оффер?

Да никак, блин. Есть грань между «убедить» и «продавить», и именно продавливание – это тот запрос, который приходит слишком часто, что даже немного пугает. Давайте лучше разберемся, откуда он возникает и как всё-таки сделать так, чтобы необходимость продавить кандидата возникала реже.

Где ошибка?

Начнём с самой формулировки: если вам приходится «продавить», значит, вы не убедили кандидата. Это значит, что в процессе продажи товара (смены работы) чего-то не хватило. Или вы плохо продавали хороший товар, или хорошо продавали плохой. Если вы плохо продавали плохое предложение, вопрос об отработке даже не стоит.

Пример неправильного предложения

Если оффер хороший, и вы это понимаете, но кандидат отказывается, возможно, вы продавали не то, и, скорее всего, это происходит потому, что вы включились слишком поздно. Многие начинают отработку оффера на этапе "готовы делать оффер".

Отработка оффера начинается с момента знакомства.

Представьте, что ваш бизнес — это строительство домов на заказ с постоплатой. Дом достроен, семья заказчика должна заезжать, а перед домом сад с розами, на который у заказчика аллергия. В доме три детских комнаты (семья без детей), и всё в стиле совкового постмодерна с чехословацкими стенками. У заказчика запрос на ультрахайтек и умный дом. И вам за это, о ужас, почему-то не платят, и вы срочно пытаетесь надавить на заказчика, чтобы он с радостью заехал. Очевидно, схема — полный бред, потому что нужно было изначально правильно узнать, что заказчик хочет, понять его потребности и боли, а затем строить под это.

Так же и со сменой работы. Для вас это +1 в KPI и премия (если это кадровое агентство), а для кандидата это ощутимая смена жизненного вектора: изменения района работы, возможностей, круга общения.

Как узнать, что важно для кандидата?

Знаю рекрутеров, которые задают вопрос «почему решил сменить место работы?», им отвечают «смотрю рынок», и они говорят «ну ок, понятно». На этом далеко не уедешь. Нужно понимать, что именно кандидату не нравится в текущем месте (выгоняют в офис, повысили всех в команде, кроме него, не повышают три года, тупые каламбуры от начальника и т.д.). Дальше важно понимать, можем ли мы устранить эти боли той позицией, которую предлагаем.

Если он хочет уйти, потому что душит бюрократия, а ты предлагаешь ему госструктуру — не удивляйся, что он отказался от оффера. Также нужно понимать, что именно кандидата привлекает (например, увлечения, коллеги, культура). И если мы можем предложить это, замечательно! Если нет — нужно понять, как компенсировать это или, может, получить как бонус.

Как избежать необходимости продавливать?

Если кандидат дошел до оффера, и вы прекрасно знаете, что его подтолкнуло общаться и что вы ему можете предложить, вам не нужно ничего отрабатывать. Если даже он получает контроффер, он понимает, что его ещё три года не повысят, а коллег повысят, он будет сидеть в офисе, а тупые каламбуры никуда не исчезнут. А на новом месте есть куча коллег, играющих в MTG, как и он. И он будет гораздо счастливее. Тогда он не задумывается о контроффере или оффере от другой компании, где, возможно, тоже есть интересные плюшки, но ему это не подсветили.

Продавить можно, но нужно ли?

Да, даже если вы смогли как-то продавить кандидата, угрожая, манипулируя или подкупая его, и он принял оффер с ощущением «приходится», вряд ли он будет продуктивным и лояльным работником. Он уйдет через 3-6 месяцев (а если меньше трех, то вы еще и замену будете искать). Отношение к вам ухудшится, а с ним — и ваша карма. Ну и стоит ли это того?

Вывод

Делайте свою работу качественно, понимая, что вы продаете, кому и зачем. Стремитесь играть в игру с положительной суммой, чтобы кандидат, заказчик и вы были довольны, и будет вам счастье.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!